15 гениальных цитат Людмилы Петрановской о воспитании детей

Содержание
  1. 8 правил воспитания детей от психолога Людмилы Петрановской
  2. 1. Не требуйте от себя слишком много
  3. 2. Не воспринимайте ребёнка как объект борьбы
  4. 3. Не устанавливайте «железобетонные» принципы
  5. 4. Не подчиняйте ребёнка своим ожиданиям
  6. 5. Не реализуйте за счёт детей свои мечты
  7. 6. Не лишайте ребёнка права чего-то не хотеть
  8. 7. Не пытайтесь расшевелить ребёнка, если он ничего не хочет
  9. 8. Не забывайте: опыт принятия себя — самое лучшее, что мы можем дать детям, так как они — великие подражатели!
  10. 12 метких цитат о родительстве психолога Людмилы Петрановской
  11. Про мамину самореализацию
  12. Про родительскую вину
  13. Про «достаточно хорошую маму»
  14. Про претензии к родителям
  15. Про ответственность
  16. Про уход на работу
  17. Про чувство тревоги
  18. Про детские «хотелки»
  19. Про плату за оценки
  20. Про состояние аффекта, которое хотя бы раз было у каждого из нас
  21. Про то, как помириться с ребенком
  22. Про сомнения в самих себе
  23. Людмила Петрановская о
  24. Братья и сестры
  25. Бабушки и другие родственники
  26.  Подростки и отсутствие мотивации
  27. Цитаты: Людмила Петрановская о жизни родителей в современном мире
  28. Как избежать выгорания: отключать телефон ради самосохранения
  29. Чтобы облегчить ребенку разлуку, мы можем жалеть его и оставлять записочки
  30. Забытое чувство «не хватает до зарплаты» возвращается
  31. Пора перестать давить на детей: их профессию мы все равно не угадаем
  32. Где искать живые чувства и мысли, когда кругом постмодернистские игры
  33. Есть ли смысл копить знания, или всему можно научиться в интернете

8 правил воспитания детей от психолога Людмилы Петрановской

15 гениальных цитат Людмилы Петрановской о воспитании детей

Современный родитель сталкивается со множеством переживаний, ежедневно пытаясь ответить на вопросы: каким вырастет его ребёнок, что ему делать, чтобы не травмировать его психику? Издание «Правмир» опубликовало восемь тезисов лекции психолога Людмилы Петрановской «Принятие ребёнка: любовь или вседозволенность», которые помогут справиться с «родительским неврозом» и ролью сознательных мам и пап.

1. Не требуйте от себя слишком много

Как пишет «Правмир», с развитием психологии, психиатрии стало понятно — то, как родители строят отношения с детьми, на детях очень сильно отражается. Пришло осознание, что ребёнка надо принимать, понимать, нужно идти навстречу его потребностям.

Но оборотная сторона осознания — фетишизация теории привязанности, из-за которой родители находятся в постоянном страхе сказать что-то не так, травмировать детей, недолюбить, недопонять, недопринять.

Это состояние психолог называет «родительский невроз» — ситуация, когда родитель думает о ребёнке, о проблемах с ребёнком, о его поведении, развитии гораздо больше, чем о себе самом, о своих интересах и потребностях.

«Не надо ломать и переделывать себя», — советует Петрановская. — Вы с ребёнком своим живёте, вы его растите, вы его знаете, вы его любите, он рядом. В самом главном всё уже хорошо. С остальным разберетёсь, так или иначе».

2. Не воспринимайте ребёнка как объект борьбы

В голове многих родителей сильна идея борьбы с ребёнком, считает психолог. Они часто используют терминологию борьбы, противостояния, когда говорят о воспитании детей: «Ребёнок делает то-то и то-то. Как с этим бороться?» или «Ребёнок не делает того и того.

Мы с этим боремся, но ничего не получается!» Психолог советует родителям прекратить воевать с ребёнком -это бессмысленно и говорит о беспомощности. «Он же ваш детёныш и любит вас всем сердцем», — пишет она.

— Если чувствуете, что увязли в борьбе, самое время — перелезть через баррикаду и встать рядом с ребёнком».

3. Не устанавливайте «железобетонные» принципы

Принципы «всегда», «никогда», «ни в коем случае», по мнению Петрановской, говорят об отсутствии контакта с ребёнком и неуверенности родителей в своих силах. «Если мы уверены в себе как родители, мы понимаем, что разберёмся.

Когда мы не уверены в себе, не уверены, что разберёмся, мы устанавливаем жёсткие правила», — объясняет она.

В этом случае психолог советует «больше прислушиваться к себе, быть больше в контакте с собой, не стараться следовать жёстким рецептам, а отталкиваться от ситуации», чтобы почувствовать себя комфортно в роли родителя.

4. Не подчиняйте ребёнка своим ожиданиям

«Принятие ребёнка — это работа, которую родители делают всю жизнь», — уверяет Петрановская. По её словам, дети чётко вычисляют ту сферу, которую родители в них не принимают и «выдают» именно это.

«Принятие ребёнка со всеми его особенностями — это не про то, что нужно всегда ему всё разрешать, со всем, что он говорит, соглашаться, а про то, что мы его должны принимать таким, какой он есть», — пишет психолог.

5. Не реализуйте за счёт детей свои мечты

Чтобы проще принимать своих детей, очень важно быть в контакте с собой и принимать себя, считает психолог. Собственные неудовлетворённые потребности вызывают неоправданные ожидания от детей. «Если вы мечтаете о чём-то, что вам не было дано, сделайте это для себя! А своему ребёнку позвольте быть к этому равнодушным», — советует Петрановская.

6. Не лишайте ребёнка права чего-то не хотеть

У ребёнка есть право не хотеть: не хотеть делать уроки, не хотеть ходить в скучную школу — это нормально. Лучшая тактика для родителя, по мнению психолога, в этом случае — не стараться мотивировать ребёнка, а присоединиться к нему. «Например, рассказать, как вы сами справляетесь с делами, которые делать не хочется», — пишет она. — Или дать что-то вкусненькое, чтобы подсластить пилюлю».

7. Не пытайтесь расшевелить ребёнка, если он ничего не хочет

Родители часто недовольны, что их дети, на которых возложено столько ожиданий, ничего не хотят, и самоотверженно начинают водить их на развивающие занятия, уроки иностранных языков, шахматы.

Психолог советует «перестать прыгать» вокруг ребёнка — в знак протеста он может отказаться вообще от всех притязаний. «Так проявляется его отказ жить по вашим правилам.

Когда вы пытаетесь его поднять с дивана, вы — активное начало, вы — источник всех мотиваций, желаний, решений. Чем больше вы вокруг него прыгаете, тем больше он закрывается.

Нужно просто отойти, сказать: „Это твоя жизнь, ты живешь её, как хочешь, если что — кричи“», — пишет она.

8. Не забывайте: опыт принятия себя — самое лучшее, что мы можем дать детям, так как они — великие подражатели!

Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Источник: https://mel.fm/novosti/2845167-kids

12 метких цитат о родительстве психолога Людмилы Петрановской

15 гениальных цитат Людмилы Петрановской о воспитании детей

Каждому из нас знакомо родительское чувство вины: ребенок болеет, но на работе важное совещание и значит, вам придется уйти; отвели в садик, а из-за закрытой двери слышится душераздирающее: «Мамочка, не бросай меня!»; вечером, после напряженного дня в офисе, не хватило сил даже на то, чтобы построить несчастную башню из пластикового конструктора, не говоря уже о партии в шахматы.

И все это изо дня в день заставляет чувствовать себя бесконечно плохим родителем. Специально для вас «О!» прослушал лекцию психолога Людмилы Петрановской «Лайфхаки работающей мамы. Как начать жить так, как мы хотим», которую организовал проект Selfmama, и выбрал 12 самых важных цитат, которые помогут вам избавиться от чувства вины и стать не идеальными, но достаточно хорошими родителями.

Людмила Владимировна Петрановская, психолог, автор книг по психологии

Про мамину самореализацию

Все чаще женщина становится мамой в более позднем возрасте, когда она уже про себя много чего знает: что она может, что она хочет, какие у нее планы, цели и достижения.

И вот, допустим, у этой мамы накопилось очень много претензий к тому, как ее растили, как к ней относились, насколько были внимательны к ее чувствам и потребностям. А еще у таких мам есть отлично натренированная «мышца отличницы» — девочки, которая все всегда делает на высшем уровне.

И когда у нашей отличницы появляется ребенок, она оказывается в ситуации, когда она должна быть не только мамой на пять с плюсом, но и успевать самореализовываться на пять с плюсом. И это мы еще выносим за скобки «выглядеть на пять с плюсом», «быть суперспортивной» и так далее.

В этой ситуации комплекс отличницы заводит в глубокий тупик. Любые лайфхаки бесполезны в отрыве от тех чувств, которые мы, работающие мамы, испытываем, когда пытаемся соединить детей и карьеру.

Современная молодая женщина вынуждена жить в тисках: с одной стороны — самореализация, успешность, социальная востребованность, финансовая независимость и так далее, а с другой — дети, их интересы, теория привязанности и осознание того, как важно ребенку быть с мамой. Эту проблему так просто не решить.

Про родительскую вину

В сутках ограниченное количество времени, и сил у нас тоже ограниченное количество. Мы не всегда знаем, как вести себя с ребенком, у нас может не быть моделей поведения, полученных от собственной мамы. И тогда приходит ощущение, что впервые в жизни что-то не получается.

Это жестокое столкновение с зоной неуспешности может быть очень болезненным. Тем более, что проблема не решается обычными способами: с ребенком не получается договориться, а посидеть подольше и изучить вопрос получше — тут не работает. Все знакомые методы оказываются неэффективными.

Отсюда и вырастает чувство родительской вины.

Самый интересный парадокс с ней в том, что если мы представим себе ситуацию, в которой у нас нет никаких оснований для того, чтобы испытывать чувство вины, для ребенка эта ситуация будет означать, что он никогда не сможет стать отдельной личностью и у него нет ни единого шанса на то, чтобы совершить свои ошибки.

Про «достаточно хорошую маму»

Наша родительская неидеальность и невозможность все успеть и предусмотреть — это тоже часть жизни, часть воспитания. Моя бабушка — эпидемиолог, она всегда протестовала против того, чтобы всё вокруг мыть и чистить, говорила, что у ребенка должна быть бытовая иммунизация.

Точно так же и с жизненными неурядицами! Стремление никогда не расстраивать собственного ребенка — это медвежья услуга ему. Если мы посмотрим, как люди живут на Земле, то увидим, что все они живут по-разному: в разных странах, разных финансовых условиях, социальных стратах.

Но, что характерно, у них у всех есть дети! И эти дети как-то вырастают! Так что единственный наш выход — это просто жить свою жизнь. А задача ребенка — к ней приспособиться.

Но при этом наша ответственность как родителей состоит в том, чтобы облегчить им этот процесс. Сделать так, чтобы они знали, что их детские потребности и чувства важны, желания имеют ценность и важность для родителей, и были уверены в том, что о чувствах можно говорить и тебя услышат. Но это, кстати, не значит, что все сделают так, как ты хочешь.

Про претензии к родителям

Становясь родителями, мы изначально соглашаемся с тем, что в нашей жизни что-то может пойти не так и дети могут быть к нам в претензии. Это нормально! Ребенок растет и развивается, в том числе за счет претензий к родителям.

Отталкиваясь от того, что ему что-то в его жизни не нравилось, он открывает для себя существование других вариантов. Например, людей, у которых есть отличные от его желания, планы и ценности.

И можно любить какого-то человека, даже если вы разного хотите от жизни, ссоритесь иногда, обижаетесь друг на друга.

Про ответственность

Ответственность родителя состоит не в том, чтобы никогда не расстраивать своего ребенка, а в том, чтобы помочь ему пережить те фрустрации, которые он неминуемо переживет в жизни.

Выслушать, утешить, предложить какие-то способы с этой бедой справиться — вот это и есть забота о ребенке. Она не состоит в том, чтобы если ребенок не хочет, чтобы мама уходила на работу, то мама сидит и никуда не идет.

Она состоит в том, что мама помогает ему пережить этот сложный момент, справиться с ним.

Про уход на работу

Нет никакого возраста, когда можно уходить от ребенка. Просто потому, что нет никакого абстрактного «уходить». Уходить — на сколько? Оставив с кем? Прощаться как? Ребенок какой? Все это огромное количество важных обстоятельств, которые влияют на этот процесс.

Наша задача состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от всех мыслимых фрустраций, в том числе, от маминого ухода на работу, но присматривать за тем, чтобы эти фрустрации были ему посильны.

Кроме того, важно контролировать и свое состояние тоже: если мама реагирует на ситуацию крайней степенью тревоги, то и ребенок, считывая ее, будет делать так.

Про чувство тревоги

Есть одно интересное исследование, которое рассказывает, как дети узнают, что родители в тревоге. Авторы исследования уверены, что малыши способны считывать размер зрачков. Обычная реакция на стресс — расширение зрачков.

Так вот, как ребенку узнать, что дело пахнет керосином? Все очень просто: надо посмотреть на взрослого. Ага, мой взрослый боится, значит мне тоже надо быть начеку.

Вот почему маме иногда имеет смысл сначала разобраться с собственными чувствами.

Про детские «хотелки»

Родители должны обеспечивать детям нормальные условия жизни, и совершенно не обязаны обеспечивать все «хотелки».

Поэтому каждая семья сама решает, что покупать, а что не покупать за пределами базовых потребностей, таких как еда, учеба, медицина.

Но если речь идет о том, что для ребенка это не просто «хочу», а некая идентичность, принадлежность к группе сверстников, возникает вопрос, не входит ли это все-таки в базовую потребность.

Важно понять, не является ли иллюзией, что невключенность ребенка в группу сверстников именно из-за отсутствия условной Playstation? Возможно, у него есть другие проблемы, и, если вы купите ему Playstation, он будет, представьте себе, разочарован! Потому что игрушка уже есть, а общаться с ним все еще не хотят. И это уже отдельный вопрос.

Про плату за оценки

Плата за оценки — это какая-то катастрофа. Что такое оценки? Это результат учебы ребенка. Если родители платят за оценки — это очень странно, с таким же успехом можно платить своей соседке за то, что она ходит ко врачу.

Какой товар вы покупаете, когда платите за оценки? Чужие знания? Учеба — это услуга, которую ребенок получает сам для себя, у мамы и папы диплом уже есть.

Это товар, который вам не нужен, почему вы должны за него платить?

Про состояние аффекта, которое хотя бы раз было у каждого из нас

Довольно частая ситуация, когда аффект родителя опережает его хорошие намерения. Испытывая сильные чувства, мы становимся невменяемыми.

Если вы таким реакциям подвержены, главная задача — научиться наблюдать за собой и ловить тот момент, когда аффект начинает угрожать, но еще не настал. Если вы понимаете, что у вас сейчас упадет планка, но она еще не упала, у вас есть шанс предупредить бурю.

Например, с аффектом по агрессивному типу можно использовать любой способ уменьшиться в пространстве. Если вы стоите — сесть, сидите — лечь, отодвинуться назад.

Можно выпить холодного, выпить горячего, умыться, подышать, погладить себя, посмотреть в окно, съесть конфету. В этот момент вы должны увести свой мозг от эмоционального половодья, когда его контролируют эмоции, а не вы.

Про то, как помириться с ребенком

Для ребенка важно знать, что если он столкнулся с родительской агрессией, на него накричали, обидели, то всё в его жизни всё равно осталось на своих местах, родители его любят несмотря ни на что.

А наши самокопания и переживания ему не интересны.

После такого эпизода важно восстановить с ним близость, а потом объяснить, что, вообще, это не лучший способ проявлять свое недовольство, сказать, например: «Мне жаль, что я так сделала».

Вот, что еще важно: ожидать от ребенка большей степени самоконтроля, чем у его взрослой мамы, точно не стоит. Так же, как и вы когда-то не справляетесь с собой, может не справляться с собой и ребенок. Но в ваших силах подсказать ему, как из этой ситуации выйти.

Про сомнения в самих себе

Чувство родительской вины обратно пропорционально родительской виноватости.

Обычно те мамы и папы, которым есть за что чувствовать вину, ее как раз-таки и не чувствуют, считая, что все в их жизни нормально, идет своим чередом.

Хотя дети таких родителей иногда вспоминают довольно невеселые эпизоды из своего детства. А вот тем родителям, которые стараются изо всех сил, выставляя себе очень высокую планку, вина выгрызает внутренности.

Хорошо ли это для детей, когда родители чувствуют себя постоянно виноватыми? Нет! Для ребенка важно, чтобы родитель был для него доминантной особью, а если он постоянно думает, что не справляется и оправдывается, причем, даже перед самом собой, он эту роль играть перестает. Помните: всегда найдется тот, кто встанет и скажет, что вы неправильно воспитываете своего ребенка. Но вы должны быть уверены прежде всего в самих себе.

Записала Маша Пчёлкина

George Rudy/Rawpixel.com/Shutterstock.com

Источник: http://www.kanal-o.ru/news/8744

Людмила Петрановская о

15 гениальных цитат Людмилы Петрановской о воспитании детей

Может ли мама травмировать ребенка тем, что уходит на работу? Почему нежелание играть с трехлетней дочкой – это нормально? Как быть, если ребенок не хочет учиться и как научить его «глотать лягушку»? Семейный психолог Людмила Петрановская ответила на вопросы родителей во время своего выступления в лектории ЕжикFamily.

Вопрос: Ребенку 2, 5 года и он всегда плачет, когда мама уходит. Нормально ли это? Можно ли это как-то смягчить?

Ответ: Ребенок в два с половиной года и должен быть недоволен, что мама уходит, это нормально. Любой ребенок до 3-4 лет хочет, чтобы мама всегда была рядом. Он имеет право расстроиться.

Тут нет ничего страшного, ведь вы потом утешите его, когда придете. Можно начать готовить его к этим расставаниям заранее, понемножку. Но важно, чтобы эта доза была ему посильна.

Например, если мама уедет на месяц в командировку – это для двухлетнего ребенка уже будет чересчур.

Вопрос: Я работающая мама, сыну 4 года, я вышла на работу, когда ему было два. Сын хочет, чтобы я проводила с ним все свое свободное время. А когда? В будни работа, в выходные надо прибраться и в магазин сходить. Можно ли как-то повысить качество времени, которое я провожу с ребенком?

Ответ: Это проблема всех работающих мам – и работать надо, и ребенку вы нужны.

Здесь надо не столько качество времени повышать, сколько помочь ребенку осознать и пережить его чувства по поводу того, что вы уходите. Надо пожалеть его за то, что он скучает.

Давать ему какие-то ваши вещи, чтобы он мог ходить в вашем халате, например. Оставлять для него какие-то сюрпризики, записочки, приносить подарочки. Все это облегчит для него разлуку.

Вопрос: Может ли быть, что я травмирую своего ребенка тем, что я работаю?

Ответ: Ну конечно, мы травмируем детей каждый день. Тем, что мы ходим на работу, тем, что не разрешаем мультики и так далее. Мы вообще все постоянно травмируемся, это не конец света.

И дети, пока растут, все время травмируются. Весь вопрос в том, чтобы это были микротравмы. Если вы не теряете контакт с ребенком – то ничего страшного. Он может это пережить и постепенно адаптироваться.

Братья и сестры

Вопрос: У меня двое детей, сыну год, а дочке три. Я с ними дома одна практически 24 часа в сутки. Дочка все время просит, чтобы я с ней поиграла. То есть она с утра до вечера прилипает буквально к ноге и ждет, когда я освобожусь. Получается, что я ей все время отказываю — мне ведь нужно и обед приготовить, и сына покормить. Как быть?

Ответ: Эта ситуация знакома многим, она связана с урбанизацией, в результате которой мамы с детьми оказались запертыми дома. Никогда в жизни молодую мать с ребенком или двумя не оставляли одну. У богатых была прислуга, у бедных – большая семья. А сейчас мы ребенка на улицу одного не выпускаем. Семьи стали маленькие – мама одна, папа на работе.

И получается адская ситуация – ребенку дико скучно, он хочет с вами играть, потому что больше не с кем. А мама не может себе позволить играть, ей некогда. Кроме того, ей это тоже дико скучно. Для взрослой женщины неестественно играть в игры трехлетки. Вам надо подумать, как найти ей общество других детей.

Ну, например, договориться с подругами, что ваши дети будут по очереди приходить играть то в одну семью, то в другую.

Вопрос: У меня два сына, 3 года и 8 лет. Маленький – забияка и все время провоцирует старшего. Как реагировать родителям – вмешиваться или пусть сами разбираются ?

Ответ: Если вы начнете вмешиваться, то вы так и будете разбираться в их отношениях до совершеннолетия. Если это не входит в ваши планы, то лучше избегать роли третейского судьи. Жалейте пострадавшего и все.

Бабушки и другие родственники

Вопрос: Бабушка часто говорит моей трехлетней дочке неприятные вещи: «Ты такая некрасивая, когда плачешь» или «Какие же у тебя жиденькие волосы» или «Твой братик лучше, потому что он хорошо ест». Насколько бабушка может травмировать ребенка такими высказываниями?

Ответ: Зависимость детей от бабушек и дедушек на порядок меньше, чем от родителей. Если бабушка просто чудовище и ребенку с ней плохо – тогда да, не надо оставлять ребенка с такой бабушкой. Если бабушка «косячит» по мелочам и при этом ребенок доволен – ничего страшного.

Вопрос: Дочери 11 лет, ее окружает много родственников. Я стала замечать, что она пытается угадать, каких эмоций от нее ждут. Даже если ей что-то не нравится, она говорит бабушке: «Ой, как это мило, я давно об этом мечтала». Получается, что ее настоящую я в последнее время практически не вижу. Можно это так оставить или нет?

Ответ: К сожалению, это сейчас довольно частое явление. Когда в семьях все построено на эмпатии, сочувствии, то чувствительные эмпатичные дети попадают в ловушку, потому что они не хотят огорчать взрослых.

Но при этом они чувствуют, что их настоящие чувства и эмоции как бы запрещены. Хорошо, если они могут общаться со сверстниками и там получают более здоровую коммуникацию.

Если же и со сверстниками тоже нет здоровых отношений, я бы подумала про какие-то лагеря с психологическим компонентом – ролевые игры, чтобы научиться осознавать свои чувства. Ей нужна помощь извне.

 Подростки и отсутствие мотивации

Вопрос: Сыну 14 лет, он учится в 9 классе. У него идет полный отказ от школы – неинтересно, не хочу, прогулы и так далее. Его не интересует ничего, кроме компьютера и прогулок с друзьями. Он даже не может сказать, что он будет делать после 9 класса. Как быть?

Ответ: 14 лет? Никак. 9 класс не у вас, а у ребенка. Надо решить, куда идти дальше? Надо. Задайте ему этот вопрос. Вопрос задали – родительский долг выполнили. Пусть подумает, у него еще есть время. Чем больше будете думать вы за него, тем меньше будет думать он. Сказать ему: «Дорогой, тебе 14 лет, как ты решишь, так мы и сделаем». Поздно за него решать эти вопросы.

Вопрос: Моей старшей дочери 13 лет. Она совершенно не хочет ничего делать, ни уроки, ничего. Никакой мотивации у нее нет.

Ответ: Ну кто в 13 лет хочет делать уроки? У ребенка есть право не хотеть. Честный разговор начинается тогда, когда мы признаем за ребенком это право. Не хотеть делать уроки, не хотеть ходить в скучную школу – это нормально.

Не надо стараться его замотивировать на все это. Надо присоединиться к нему, сказать – я понимаю, как ты не хочешь. А дальше мы можем помочь ребенку научиться «глотать лягушку». Как помочь? Например, рассказать, как вы сами справляетесь с делами, которые делать не хочется.

Или дать что-то вкусненькое, чтобы подсластить пилюлю.

Вопрос: Моей дочери-подростку как будто ничего не нужно. Вот мы собирались куда-то поехать, я говорю: «Давай, сделаешь уроки и поедем». Проходит пять часов, ничего не сделано. Дочь равнодушно говорит: «Ну ладно, не поедем». Даже угроза отобрать телефон не работает: «Ну ок, ладно, забирай».

Ответ: Отказ от всех притязаний и желаний — это крайняя форма протеста для ребенка. Часто это говорит о том, что ребенок чувствует себя слишком уж под контролем, слишком много от него ожидают. И тогда нужно просто отойти, сказать: «Это твоя жизнь, ты живешь ее, как хочешь, если что – кричи».

Вопрос: Ребенку 12 лет. Кажется, что сейчас его интересуют только компьютерные игры. Что делать – ограничивать, не ограничивать или убрать совсем?

Ответ: Весь вопрос, как мне кажется, в том, общается ли он со сверстниками в реале или нет.

Есть ли у него приятели во дворе? Играет ли он в футбол? Если нет, я бы подумала про то, чтобы добавить в его жизнь какого-то живого общения. Придумать ситуацию, когда он откроет для себя игру со сверстниками.

В деревню увезти, например. Чтобы он понял, что в жизни еще что-то бывает, что можно просто гонять в футбол. Расширить его видение.

Вопрос: Ребенок хочет только лежать на диване с телефоном. И все. Как выводить его из этого растительного состояния?

Ответ: Так проявляется его отказ жить по вашим правилам. Когда вы – активное начало, вы – источник всех мотиваций, желаний, решений. Чем больше вы вокруг него прыгаете, тем больше он закрывается.

Оставьте его, дайте ему понять, что вы не будете его оттуда выковыривать. Знаете, меня часто спрашивают, как пережить подростковый возраст ребенка. Так вот, у меня есть три совета родителям – секс, работа, алкоголь (смех в зале).

Займитесь собой, своими делами.


Вопрос: Но вы ведь понимаете, мы боимся, что ребенок так и пролежит всю жизнь на диване.

Ответ: Я понимаю, что вы боитесь. Но чем больше вы боитесь, тем больше они лежат. Это механизм созависимости.

Когда человек чувствует, что кто-то живет его жизнью и слишком переживает за него, он начинает отстаивать свою субъектность.

Хорошо, если активно, когда он говорит: «Да пошли вы!» А когда на активное сопротивление сил нет, он начинает отстаивать себя пассивно. Замыкаясь и закрываясь.

Вопрос: Если мы оставим ребенка в покое, не будем приставать к нему с неприятным, не получится ли так, что вырастет человек, который не сможет бороться с трудностями? В каких ситуациях нужно настоять, преодолеть, а где можно расслабиться и сказать — не хочешь, не надо?

Ответ: В жизни всегда есть что-то, что нужно преодолевать – дойти до дома, когда устал, выйти на улицу, когда холодно, дождаться маму с работы. То есть тепличных условий все равно не получится. Поэтому странно их создавать искусственно. Жизнь и так состоит из трудностей, никуда не денешься. Если он способен преодолеть – поддержите его. Если нет – отстаньте.

Смотрите также цикл онлайн-лекций Людмилы Петрановской:
«Головоломка: как подружиться со своими эмоциями и научить этому ребенка»Людмила Петрановская расскажет о том, как корректно проживать эмоции, справляясь со стрессом

без саморазрушения и искусственного «спокойствия», и создавать более гармоничные отношения с миром, сохраняя веру в свои силы.

«Что такое совесть?»
«У тебя совесть есть?» —  Этот упрек время от времени слышит в свой адрес любой ребенок, причем по самым разным поводам
«Матерная тема»
Лекция о тонких связующих нитях между дочерьми и матерями.

Оригинал

Источник: https://soznatelno.ru/blog/2016/12/04/lyudmila-petranovskaya-o-retseptah-vospitaniya/

Цитаты: Людмила Петрановская о жизни родителей в современном мире

15 гениальных цитат Людмилы Петрановской о воспитании детей

Семейный психолог Людмила Петрановская известна многим как специалист по усыновлению, приемным семьям и детско-родительским отношениям. Но родители живут в обществе, ходят на работу, страдают от экономического кризиса и проводят время в социальных сетях. ЧТД собрал размышления психолога о том, как взрослые сегодня общаются с детьми, справляются с внешним давлением и ищут свою среду.

Как избежать выгорания: отключать телефон ради самосохранения

«Задача не в том, чтобы никогда эмоционально не выгорать, это невозможно. Задача в том, чтобы замечать процесс на самых ранних стадиях. Если ты чувствуешь, что это только началось, может хватить, например, двухнедельного отпуска с отключенным телефоном и без рабочей почты.

Я всегда говорю, что ни в коем случае нельзя отказываться от отпуска, ни в коем случае нельзя иметь семидневную рабочую неделю. Ни в коем случае нельзя брать трубку в любое время дня и ночи. Если вы вынуждены отвечать на звонки круглосуточно, то, значит, должны быть периоды, когда вы этого не делаете. Это техника безопасности».
(Интервью порталу «Такие дела»)

Чтобы облегчить ребенку разлуку, мы можем жалеть его и оставлять записочки

«…Проблема всех работающих мам — и работать надо, и ребенку вы нужны. Здесь надо помочь ребенку осознать и пережить его чувства по поводу того, что вы уходите. Надо пожалеть его за то, что он скучает.

Давать ему какие-то ваши вещи, чтобы он мог ходить в вашем халате, например. Оставлять для него какие-то сюрпризики, записочки, приносить подарочки. Все это облегчит для него разлуку».

(Ответы на вопросы родителей на сайте soznatelno.ru)

Забытое чувство «не хватает до зарплаты» возвращается

«Теперь вернулось это забытое чувство нехватки денег до зарплаты. Это не на машину не хватает, не на рестораны, не на аквапарк. Не хватает на поесть! И вот тут как раз подавляющее большинство людей не обнаруживают в себе сил терпеть.

Другой вопрос, что все последние годы мы жили достаточно хорошо, с большим запасом, то есть даже при нынешнем падении рубля уровень жизни будет проседать не катастрофически, а более-менее плавно.

И очень по-разному в разных регионах — в зависимости как раз от накопленного жира. Где-то сразу все рухнет, где-то продержится подольше. Но общий смысл везде одинаков и предельно ясен: эту власть без денег больше не за что любить».

(Интервью сайту «Медуза») 

Пора перестать давить на детей: их профессию мы все равно не угадаем

«По прогнозам, за ближайшие десять лет исчезнет от 12 до 15% ныне существующих профессий. Ваши дети еще не вырастут, многие из них еще школу не закончат, а уже не будет 12-15% обычных, базовых профессий, которые сейчас есть вокруг нас.

Мы с трудом можем представить, что будет через 20 лет, когда уже точно все ваши дети вырастут. И в ситуации таких быстрых изменений, такой непредсказуемости, такой многозначности взрослые нервничают, они не знают, что будет дальше…

Когда родители нервничают, они начинают давить на детей, требуя от них соответствия будущему, о котором мы не знаем».
(Интервью сайту «Правмир») 

Где искать живые чувства и мысли, когда кругом постмодернистские игры

«Сама я в последние годы перестала читать современную „серьезную“ литературу. Только нон-фикшн и подростковую. Там еще сохранились жизнь, чувства, искренность. А вся эта бесконечная постмодернистская игра в бисер, которая в наши дни обычно собирает премии и восторги критиков, давно не вызывает ничего кроме раздражения.

Может, конечно, я что-то пропустила, а может, все дело в моей бездуховности и плохом вкусе, но сдается, что моя френд-лента интереснее и содержит больше живых чувств и новых мыслей, чем типичный „премиальный“ роман с внутренними монологами, потоками сознания и просчитанно вставленными эротическими сценами и социально значимыми сюжетами».
(Статья для журнала Psychologies) 

Есть ли смысл копить знания, или всему можно научиться в интернете

«100 книг, которые обязательно должен прочесть ваш ребенок», «100 фильмов, которые обязательно посмотреть». Музеи по списку — обязательно, то обязательно, это обязательно. А представление о том, что важно накопить знания, нерелевантно вообще в современности…

На самом деле в современном мире — все об этом говорят — гораздо эффективней ориентироваться в море информации, уметь ее добывать, уметь структурировать, уметь различать достоверную информацию и фейк.

Где этому учат? Человек сам научится в интернете. Не в школе, не у родителей. Кто-то научится, а кто-то не.»
(Лекция «Воспитание с видом на будущее»)

Источник: https://4td.fm/article/tsitaty-lyudmila-petranovskaya-o-zhizni-roditeley-v-sovremennom-mire/

Рождение ребенка
Добавить комментарий