10 способов развить творческие способности ребёнка

Содержание
  1. 10 дел, идей и упражнений, чтобы развить творческие способности ребенка (и свои тоже)
  2. 2. Оформляем творческий уголок
  3. 3. Фантазируем каждый день
  4. Добавляем творчество в бытовые дела
  5. Упражнение «Найди применение»
  6. 4. Учимся развивать воображение, наблюдая за окружающим миром
  7. Упражнение «Фантастические гипотезы»
  8. 5. Творчество доступно каждому
  9. 6. Сохраняем результаты и желание творить
  10. Критиковать (,) нельзя (,) хвалить
  11. 7. Погружаемся в искусство
  12. Упражнение «А что, если бы…»
  13. 8. Моделируем ситуации, которые требуют творческого решения
  14. Упражнение «Найди выход»
  15. 9. Решаем нестандартные задачи
  16. 10. Процесс важнее результата
  17. » Как развивать творческие способности у детей
  18. Что такое творческие способности?
  19. Творческие способности детей дошкольного возраста
  20. Условия для успешного развития талантов
  21. Раннее развитие детей
  22. Методы развития творческих способностей детей
  23. Развитие творческих способностей через игру
  24. Идеи для творческого развития ребёнка
  25. Радуйтесь творческим успехам!
  26. ТОП-10 способов развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
  27. Развитие творческого воображения детей через игры
  28. Как еще можно способствовать развитию творческого воображения ребенка
  29. Почитайте полезные статьи по теме:
  30. Развитие у детей креативного мышления
  31. Зачем развивать творческий потенциал?
  32. Базовые методы для работы с детьми
  33. Воображение у детей
  34. Современные приемы для творческого развития
  35. Оценки и отзывы
  36. Творческое развитие
  37. Садик
  38. Постановка задачи
  39. Школа
  40. Волевое развитие
  41. Дополнительные занятия
  42. Занятия дома
  43. Полезные занятия и игры дома
  44. Кинетический песок
  45. Соленое тесто
  46. Полимерная глина
  47. 9 способов развить у ребенка творческие способности и креативное мышление
  48. 1. Стимулируйте спонтанное творчество
  49. 2. Дайте детям больше свободы
  50. Наталья Неповинных
  51. 3. Поощряйте игры, развивающие воображение
  52. 4. Учите ребенка наблюдать за окружающим миром
  53. Борис Алексеев
  54. 5. Перенимайте опыт профессионалов
  55. Светлана Дубинина
  56. 6. Пусть дети почувствуют себя взрослыми
  57. Сергей Горшков
  58. 7. Все занятия должны приносить удовольствие
  59. Анастасия Ровеньская
  60. 8. Используйте современные технологии
  61. 9. Верьте в своего ребенка

10 дел, идей и упражнений, чтобы развить творческие способности ребенка (и свои тоже)

10 способов развить творческие способности ребёнка

Малыш сел рисовать или играть с конструктором и забросил остальные дела — поддержите его увлеченность. Среди всех творческих занятий важно найти то, которое будет зажигать огонек в глазах ребенка.

Не удалось словить вдохновение сразу — продолжайте поиски.

Вероятно, ребенку больше понравится собирать картинки из мозаики, делать аппликации, лепить из пластилина или космического песка, складывать оригами и т.д.

2. Оформляем творческий уголок

Источник нашли — создаем условия. Проблему испачканного пластилином ковра и разрисованных обоев решит специально оборудованный творческий уголок. Пусть ребенок отвлечется от внешнего мира и погрузится в любимое хобби, не боясь быть наказанным за беспорядок или испорченные вещи.

Место детского творчества может напоминать последствия урагана, но на это стоит уметь закрыть глаза. «Нет хаоса — нет вдохновения. Это как кухня во время обеда» — говорил американский филолог и литератор Мейсон Кули.

Воспринимайте беспорядок как часть творчества.

Создать условия, атмосферу — важно. Еще важнее — развивать стремление творить, находить источники вдохновения.

3. Фантазируем каждый день

Хотите раскрыть и развивать творческий потенциал? Хорошо бы внести творческие занятия в расписание, как приемы пищи, прогулки, спорт и другие дела. Важно при этом не переусердствовать, не превратить творчество в скучную обязаловку. Ведь для ребенка это в первую очередь игра.

Добавляем творчество в бытовые дела

Даже уборка в комнате или приготовление еды могут быть интересными, если добавить в них творчество и фантазию. Соревнуйтесь, кто из вас лучше наведет уборку в комнате и получит приз как главный чистюля.

Приготовьте вкусный ужин по секретному рецепту известного шеф-повара из Франции, а посуду помойте по поручению духа чистоты. Нужно показать ребенку, что даже скучное на первый взгляд занятие может быть увлекательным и веселым.

С таким подходом вы и сами будете быстрее справляться с рутиной.

Какие-то вещи затерялись? Почему бы не превратить их поиски в квест!

Упражнение «Найди применение»

Подумайте вместе, как нестандартным образом применить бытовые вещи. Например, зубной щеткой можно расчесывать кошку, щекотать друзей, рисовать красками и т.д.

4. Учимся развивать воображение, наблюдая за окружающим миром

Гуляйте в парке, выбирайтесь за город, научите ребенка любоваться красотой окружающего мира. Интересно придумывать образы, разглядывая облака, или угадывать предметы по их очертаниям поздним вечером. Если взять с собой увеличительное стекло или бинокль, наблюдать за птицами и насекомыми будет еще интереснее.

Художник Роб Саядж-младший с помощью планшета создает вот такие рисунки из облаков.

Вооружитесь маркером для белой доски (он легко смывается) и пробуйте вместе с ребенком нарисовать свои фигуры на стекле.

Упражнение «Фантастические гипотезы»

Пусть ребенок попробует вообразить, что было бы, если цветы росли в другую сторону, пчелы стали размером с людей, а на деревьях выросли шоколадки.

5. Творчество доступно каждому

Чтобы научиться мыслить творчески, нужно тренироваться. Не все получается сразу, но ведь это не беда: нет тех, кто стал мастером в своем деле без всяких усилий.

Плюс творчества в том, что оно может быть недорогим или вообще бесплатным. Пакет из-под молока с помощью камешков можно превратить в музыкальный инструмент, из салфетки смастерить цветок, а из палочек от мороженого — шкатулку. Была бы фантазия!

Простые материалы дают ребенку большой простор для творчества.

6. Сохраняем результаты и желание творить

Дети огорчаются, когда узнают, что их поделки и рисунки выбрасывают. Поэтому собирайте и храните детское творчество. Это и для вас памятные вещицы, и для ребенка источник вдохновения. А через 15-20 лет вчерашние каракули тоже могут повзрослеть и вырасти в профессиональное искусство.

Детские рисунки художников в новом исполнении. Работа Katherine Brannock

Критиковать (,) нельзя (,) хвалить

Ребенок хотел нарисовать лошадь, а вышла собака? Карандашный рисунок после акварели превратился в мазню? Мнение мамы и папы для ребенка самое авторитетное. Словом можно вдохновить или отбить желание заниматься творчеством. Постарайтесь аккуратно реагировать на первые творческие шаги.

За мужеством критики должно следовать мужество похвалы.
Оноре де Бальзак

7. Погружаемся в искусство

Знакомьте ребенка с литературной и музыкальной классикой, прививайте любовь к чтению книг. Вместо игрушек или вкусностей можно купить билеты в театр, кино или на художественную выставку. Смена обстановки, поход в незнакомое место принесет новые эмоции, радость и вдохновение. Искусство в чистом виде — хороший учитель, способный пробудить у ребенка желание создавать собственные шедевры.

Упражнение «А что, если бы…»

Возьмите за основу сказку и измените в сюжете одну деталь (например, Красная Шапочка не сказала волку, где находится дом ее бабушки). Пофантазируйте, как бы дальше развивался сюжет сказки.

Хорошая книга составит детям компанию и научит мечтать.

8. Моделируем ситуации, которые требуют творческого решения

Во взрослой жизни бывают сложные ситуации, из которых проблематично найти выход. Вот здесь и требуется умение мыслить нестандартно. Научите ребенка рассуждать и искать оригинальные способы решения проблемы.

Упражнение «Найди выход»

Предложите ребенку придумать решение для проблемной ситуации. Что делать, если перепутал билет и сел не в ту электричку? Заблудился в чужом городе и нет при себе телефона?

9. Решаем нестандартные задачи

Решение логических задач и головоломок — хороший способ развить нестандартное мышление.

На платформе «ЛогикЛайк» более 2500 заданий на логику, воображение и пространственные представления. Чтобы открыть ребенку доступ к занятиям, нужно зарегистрироваться.

10. Процесс важнее результата

Не обязательно стремиться вырастить гения искусства. Куда важнее видеть пользу творческого, неординарного мышления, которое помогает решать даже самые сложные жизненные ситуации.

Задача родителя — пробудить в ребенке тягу к творчеству, помочь ему найти свои таланты и реализовать их.

Научить видеть новые возможности и находить нестандартные решения.

Творческие способности хорошо послужат ребенку в школе, в работе и в жизни. Придумывайте и создавайте новое. Получайте радость от творчества и развития вместе с ребенком!

Источник: https://logiclike.com/razvitie-rebenka/tvorcheskie-sposobnosti

» Как развивать творческие способности у детей

10 способов развить творческие способности ребёнка

Сегодня всем хорошо известно, что высоких профессиональных результатов достигают люди творческие – те, кто с детства имел собственную точку зрения, не боялся высказывать её, демонстрируя новый, нестандартный подход к ситуации. Чем раньше мы начнём формировать у ребёнка творческий подход ко всему – тем успешнее он будет в жизни. С чего начать — расскажет наша статья.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукта совершаемой деятельности, тем самым повышая её результативность. Другими словами, творческие способности заключаются в умении находить новые оригинальные решения каких-либо задач.

Творческие способности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — наилучший период для воспитания творческой личности. Именно в этот период жизни происходит формирование и становление личностных качеств, а на их основе — способностей и склонностей.

В детском саду дошкольник может творчески развиваться на основе различных видов деятельности, прежде всего игровой, а также продуктивной, коммуникативной и других.

Разнообразные обучающие и стимулирующие игры призваны раскрывать творческий потенциал малыша.

Условия для успешного развития талантов

Следует помнить о том, что таланты ребёнка будут развиваться, если соблюдать такие условия:

  • раннее начало творческого воспитания
  • свободный выбор деятельности
  • разнообразие видов деятельности
  • благоприятная развивающая среда
  • поддержание постоянного интереса ребёнка к творческой деятельности.

«А знаете ли вы, что в каждом человеке заложены творческие способности? Примите это как данность и развивайте их!»

Раннее развитие детей

Идеи раннего развития сегодня очень популярны. Мамы стали осознавать, что чем раньше они начнут заниматься творчеством с ребёнком, тем он будет гораздо смышлёнее своих сверстников. Для этого можно посещать с малышом центры раннего развития, читать психолого-педагогическую литературу, узнавать о различных методах воспитания в Интернете. А проще всего – создать творческую атмосферу дома.

Методы развития творческих способностей детей

1. Введите творческие моменты в повседневную жизнь!
Привлекайте ребёнка к разным домашним делам. Лепите пирожки – дайте ребёнку кусочек теста: пусть создаст своё изделие.

Как интересно будет вылепить фигурку и потом (с помощью мамы!) испечь её! Уборка, ремонт, приготовление пищи, уход за цветами – дети с удовольствием займутся бытовыми делами вместе с взрослыми.

В процессе они будут заниматься новыми увлекательными занятиями, часто играя, а значит, развивая творческий подход к делу! Всё делайте вместе! Дети обожают заниматься чем-то интересным вместе с папой и мамой!

2. Создавайте с ребёнком «шедевры» из разнообразных материалов!
Этим вы будете способствовать развитию творческого мышления и мелкой моторики. Например, создайте зимний ночной пейзаж с помощью клея и соли.

Нарисуйте произвольный рисунок клеем на чёрном листе бумаги, а после посыпьте бумагу солью — получится «снег». Стряхните лишнее и увидите, что зимний пейзаж готов.

Если же использовать различные крупы – вы сможете создавать разноцветные творения, что принесёт большое удовольствие от подобной игры и вам, и малышу! Получившийся «шедевр» станет приятным подарком родственникам или важным элементом семейной галереи.

3. Чаще общайтесь с природой!
В окружающей нас среде есть всё для развития творческого начала малыша. Учите его наблюдать за явлениями природы, сравнивать, анализировать, размышлять… Гуляя, фантазируйте, на что похожи облака или силуэты деревьев.

Известно, что таким способом пользовался Леонардо да Винчи при поиске идей. В окружающей нас среде есть всё для развития творческого начала малыша. Учите его наблюдать за явлениями природы, сравнивать, анализировать, размышлять… Гуляя, фантазируйте, на что похожи облака или силуэты деревьев.

Известно, что таким способом пользовался Леонардо да Винчи при поиске идей. Развитию творческого взгляда ребёнка на мир способствует изготовление поделок из природных материалов: листьев, семян, шишек, каштанов, ракушек, морских камешков, песка.

Такой способ очень быстро даст положительные результаты, которые будут выражаться в стремлении ребёнка к познанию, развитии креативного и логического мышления.

4. Не забывайте о развитии речи!
Для того чтобы ребёнок научился выражать свои идеи словесно, важно развивать и его речь. Придумывайте вместе с малышом сказки, создавайте новых героев, сочиняйте продолжения существующих сказок, переселяйте героев из одних сказок в другие.

Давайте ребёнку слова с просьбой найти к ним рифму, сочиняйте стихи и песни.

Полезно играть в разные ассоциативные игры, где малышу будет предложено отыскать связь между двумя ничем не связанными предметами, словами, и составить с ними рассказ, который можно снабдить иллюстрациями! Хорошим продолжением этой увлекательной истории может быть игра на этой основе, где героев будут ждать удивительные приключения.

Развитие творческих способностей через игру

Игра как основной способ деятельности дошкольников влияет на формирование личности, в том числе и творческого начала. Развивайте малыша, играя с ним. В арсенале у ребёнка должны быть развивающие игры, игрушки, конструкторы, мозаики, раскраски, аппликации.

Займитесь с малышом и этими увлекательными играми-занятиями:

1. «Весёлые картинки»

Изобразите на бумаге геометрические фигуры и предложите ребёнку «превратить» их во что-то новое. Это может быть всё, что угодно: солнышко, цветок, кукла и т.д.

2. «Угадай!»

Поместите любой предмет какой-нибудь предмет в коробку с крышкой и предложите малышу угадать, что там. Пусть ребёнок размышляет: задаёт вопросы, фантазирует, выстраивает логическую цепочку.

3. «Хорошо и плохо»

Родители называют предмет либо явление, а ребёнок должен размышляет о его положительных и отрицательных качествах. К примеру, снег: хорошо, что можно кататься на санках, плохо, что можно простудиться. Печь: хорошо, что можно приготовить пищу, плохо то, что обжечься.

4. «Слова»

Едете в транспорте, стоите в очереди с малышом, гуляете – не теряйте время попусту, играйте в «Слова»! Скажите любое слово и предложите маленькому выдумщику подобрать к нему антонимы (противоположные по значению слова): холодный — горячий, весёлый — грустный; синонимы (близкие по значению): хороший — отличный, обманывать — врать и т. д.

5. «Необычное использование предмета»

Предложите ребёнку находить необычные способы использование самых обычных предметов. Здесь приветствуется безграничная фантазия! Например, в кувшин можно не только наливать компот, но и ставить туда цветы и т. д.

Пусть он придумает необычный способ использования ложки, стула, гвоздя и других предметов! Не ленитесь, придумывайте различные логические задачки! Кстати, это прекрасный повод развить и ваше логическое мышление.

Пополняйте запасы своих головоломок из специальной литературы или всемирной паутины.

6. «А вдруг?»

Предложите малышу развить какую-либо тему: а что бы было, если бы вдруг, например, все стали лилипутами или животные начали бы разговаривать по-человечески?

Идеи для творческого развития ребёнка

Домашний кукольный театр. Развитию творческого начала будут способствовать и представления домашнего кукольного театра, которые можно устраивать во время уикендов и семейных праздников.

Пальчиковые куклы и «петрушки», вручную сшитые игрушки для театра, оригинальные декорации создадут непринуждённую атмосферу, позитивно влияющую на полёт фантазии вашего ребёнка! А одобрение присутствующих на представлении членов семьи и гостей продемонстрируют малышу, как замечательно творчески проявлять себя, фантазировать!

Рисование. Первые опыты по изобразительному искусству можно начинать, когда малышу едва исполнится 6 месяцев. В этом возрасте вместо кисти малыши используют свои ладошки — это называется «пальчиковое рисование», которое относится к методикам раннего развития. Сегодня оно очень популярно.

Усадите малыша на высокий стульчик со столиком, повяжите фартук, положите лист бумаги и разрешите окунать пальчики в краски! Увидите, какие необычные картины получатся! Это не только доставит удовольствие вам и вашему ребёнку, но поможет больше узнать ему о цветах, фактурах и свойствах предметов.

А работа пальчиками будет стимулировать деятельность головного мозга маленького художника! Когда малыш подрастёт, снабдите его всеми средствами для рисования: альбомами, фломастерами, карандашами, акварельными красками и гуашью, кисточками. Покажите малышу, как верно держать карандаш и кисточку, использовать разные краски.

В процессе рисования малыш выучит цвета, запомнит геометрические фигуры и формы предметов, а через время порадует пейзажами и портретами!

«! Выдающийся педагог Василий Сухомлинский писал, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев, имея ввиду, что там расположены нервные окончания, отвечающие за работу головного мозга. Следовательно, пальчиковое рисование и лепка будут стимулировать развитие мозга вашего малыша!»

Лепка. Лепить очень полезно, ведь это стимулирует нервные окончания кончиков пальцев, развивает мелкую моторику ребёнка, творческое мышление и воображение.

Приобретите качественный нетоксичный пластилин, специальную массу или глину для лепки – и пусть малыш катает шарики, колбаски и колечки! Не ограничивайте фантазию – в технике лепки можно научиться делать даже картины или сказочных героев!
Аппликация. Научите малыша вырезать фигуры.

Предварительно объяснив правила работы, дайте ребёнку ножницы: пусть с вашей помощью он вырежет по контуру рисунок, а потом наклеит его на картон. Можно начать с несложной аппликации из геометрических фигур или использовать готовый комплект для аппликаций.
Чтение. Читайте ребёнку ежедневно, никак не меньше 30 минут в день.

Стихи, сказки, рассказы, загадки и поговорки — всё это принесёт малышу радость, благотворно повлияет на развитие памяти. Когда ребёнок подрастёт — обязательно запишитесь в детскую библиотеку. Хорошая книга развивает фантазию, воображение, позитивно влияет на развитие речи.

Музыка. Разнообразную музыку (детские песенки, классику для детей) нужно включать ребёнку с самого раннего детства.

Музыка чудесно развивает слух, память, образное мышление, помогая стать творческой личностью. Пойте песни вместе с малышом, поощряйте его первые танцевальные движения.

Если вы заметите, как ребёнок легко запоминает и воспроизводит мелодию — можете смело отдавать в музыкальную школу.

Радуйтесь творческим успехам!

«Совет. Радуйтесь вместе с ребёнком его творческим начинаниям! Малышу важно одобрение творчества, ведь это закрепляет его веру в собственные силы».

Увидев, как взрослые с улыбкой поощряют художественные опыты маленького творца, малыш будет стремиться к созиданию снова и снова. В сознании ребёнка закрепится положительный образ того, что делать что-то своими руками, придумывать, создавать – это хорошо.

Малыш будет активным, инициативным, находчивым, будет стремиться учиться новому и совершенствовать приобретённые навыки.
Не ругайте ребёнка, если он испачкался или испортил что-то. Застелите рабочее пространство ребёнка газетами или полиэтиленом, наденьте малышу фартук.

По окончанию работы или игры — сделайте уборку вместе с ребёнком: трудовое воспитание – тоже важный момент!
Именно из творческих личностей получаются настоящие профессионалы, хорошие руководители, харизматичные лидеры.

Способность нестандартно рассматривать проблему, иметь несколько вариантов её решения формируется в детстве, и чем раньше родители поймут значимость творческого развития малыша – тем более успешной личностью он будет!

Источник: http://paidagogos.com/?p=6877

ТОП-10 способов развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

10 способов развить творческие способности ребёнка

Теперь у вашего малыша начинается становление словесных форм воображения. Мышление становится более связанным. Ребенок учится создавать план действий, проговаривать этот план и действовать в соответствии с ним.

Развитие творческого воображения детей через игры

Психологи Агентства Международного развития приводят много способов и игр для развития ребенка. Мы выбрали для вас самые простые интересные.

Первый. Упражнение «Придумай на букву…» Вы даете задание ребенку придумать слова на любую букву, из предметов в данной комнате. Чем больше – тем лучше.

Второй.Упражнение «Кто это». Простая и увлекательная тренировка воображения. Посмотрите на любого прохожего и придумайте с ребенком, кто это, как его зовут, есть ли у него дети и собака, кем он работает и т.д. Как можно подробнее. Воображение — основа творческого развития ребенка. Придумывайте вместе с малышом, без всяких ограничений.

Третье. «Дорисуй». Старая игра из нашего детства. Берете лист бумаги. Один участник отворачивается, второй рисует начало – линии, фигуры.

И загибает часть листа так, чтобы второму оказался виден только конец рисунка – черточки и части фигур. Второй дорисовывает продолжение, пока первый отвернулся. И так же загибает. Так продолжается, пока лист не кончится.

А потом вы вместе разворачиваете и пытаетесь объяснить, что же это такое.

Четвертое. «Оживший рисунок». Представьте, будто у вашего ребенка дар – все его рисунки оживают. Что он нарисует? Это упражнение дает очень хороший толчок развитию воображения вашего дошкольника.

Пятое. «Три краски». Предложите ребенку самому выбрать три цвета красок, которые подходят друг другу. И заполнить ими весь лист бумаги. А потом придумать картине несколько названий. По результатам проведенных исследований Федерального Агентства по образованию в детских садах и группах дошкольного развития, всего 20% детей придумывают по 3 названия и больше.

Шестое. «Противоположности». Вы даете ребенку 2 одинаковых картинки любого персонажа. И предлагаете дорисовать их так, чтобы один герой стал злым, а другой добрым.

Седьмое. «Дорисуй фигуру». В этой игре вы предлагаете ребенку дорисовать образы из простых геометрических фигур  — треугольника, круга, квадрата. Рисовать можно и внутри, и снаружи предмета.

Восьмое. «Друдлы»(drооdles). Это картинки, напоминающие каракули. Однако в них авторы изначально закладывают вариации для интерпретации. Ребенок должен придумать как можно больше вариации, что это такое.

Девятое. «Пантомимы». Игра, в которой ведущий вытягивает бумажку с загаданным словом. И должен молча изобразить его так, чтобы другие догадались, о чем речь. Первый, кто отгадал – становится на роль ведущего.

Это развивает театральные навыки детей. Федеральное агентство по образованию отмечает высокие показатели творческого развития детей в результате игр с театральной направленностью/

Десятое. Упражнение из серии «Триз». Очень популярный метод развития творческого воображения. Включите музыку, завяжите ребенку глаза. Дайте лист бумаги и карандаш и попросите его рисовать все, что приходит ему в голову. Потом, когда вместе будете рассматривать, что получилось, раскрасьте разными красками фигуры, которые понравятся.

Как еще можно способствовать развитию творческого воображения ребенка

Мы рассмотрели десять самых интересных способов, или примеров игр, помогающих развить творческое воображение вашего дошкольника.
Во-первых, поддерживайте любые его творческие проявления. Хвалите. Помогайте. Подсказывайте.

Во-вторых. Играйте больше. Находите разные игры, придумывайте сами. Позвольте вашим дочкам-сыночкам придумать игру самим. Это будет ваша совместная победа.

Так вы построите прочный фундамент для крепкой психики ребенка, его творческого потенциала и будущего успеха.

В следующих публикациях мы с вами будем знакомиться с играми по известной технологии «Триз». Вы получите еще больше методов творческого развития своего ребенка.

Почитайте полезные статьи по теме:

Творческие дети. Как и когда начинать уроки творческого развития детей?

ТОП-10 способов развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

Сочиняем сказку сами. 5 простых шагов для мамы с папой

Развиваем словесно – логическое мышление. Готовимся к школе

© При копировании материала или его части прямая ссылка на сайт и авторов обязательна

Источник: http://creative-skills.ru/top-10-sposobov-razvitiya-tvorcheskogo-voobrazheniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/

Развитие у детей креативного мышления

10 способов развить творческие способности ребёнка

В детском саду и школе обязательно присутствуют уроки творчества. Дома тоже можно заниматься: это необходимо для развития воображения у детей.

Возможно, они не станут известными художниками или музыкантами, но творческое мышление всегда поможет им в учебе или работе. Это отличный способ подходить нестандартно к решению самых разных ситуаций.

Сегодня ценится креативность мышления, которую можно развить, если начать заниматься с

ребенком с 2-3 лет. Существует несколько распространенных методик, которые подходят для всех возрастов. Современные приемы творчества делают все задания интересными и притягательными для малышей и подростков.

Главное – правильно относиться к результатам работы, давать дельные советы, а не ругать или насмехаться над работой. Это поможет малышу выработать собственное видение мира, правильно выражать свое отношение к нему.

Зачем развивать творческий потенциал?

Сегодня важное место в развитии ребенка занимает креативность мышления («креативность» – от латинского «созидание»).

Творчество рассматривается как мостик к креативному мышлению, возможности что-то создавать, придумывать. Важно даже не то, чтобы малыш научился рисовать, лепить или стал профессиональным музыкантом.

Занятия для развития у детей творческого потенциала учат их мыслить нестандартно.

Сегодня это очень важно, ведь предпочтение отдается современным профессиям. Появляется больше возможностей стать успешным в своем деле, если мыслить не так, как остальные. У детей уже есть некая база, матрица, по которой проходит мышление. Научите малыша использовать для творчества разные материалы и подходы, и потом он сможет действовать так же в учебе, работе.

Основная польза креативного подхода к решению проблемы — умение точно представлять себе результат и многообразие методов достижения цели. Такие люди обладают очень хорошей смекалкой, видят картину происходящего целиком. В детстве малыш учится выбирать самые разные идеи для создания картинки, скульптуры, танца, а в зрелом возрасте с блеском решает нестандартные задачи.

Базовые методы для работы с детьми

Приемы и методы обучения творчеству просты, но требуют системности. Обязательно нужно понимать, что может и чего еще не может ребенок. Занятия в садике, школе, дома и в кружках всегда должны учитывать возраст малыша. Есть базовые приемы работы.

Один из самых распространенных методов – практический. Он позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка. Дайте ему краски, пластилин, конструктор, включите музыку. Так можно определить, к чему у малыша есть склонность. Это свободное творчество, возможность выразить себя через доступные навыки и умения.

Чтобы чему-то научиться, нужно видеть перед собой пример. Наглядные методы показывают, как работать, какой может (должен) получиться результат. Вы можете рассматривать с малышом альбомы по рисованию, давать ему советы, делать что-то вместе с ним. Например, мама или учитель рисует, а малыш копирует рисунок.

Подходят для детей школьного возраста. Это все объяснения, инструктаж, очередность работы.

Детям помладше тяжело запоминать большие объемы информации, понимать логику, а вот для школьников это самый распространенный из приемов работы. Они уже не так охотно копируют то, что показывает учитель.

Им нужно действовать самостоятельно, творчески. Им можно объяснить, как делать, а вот что делать — это они решат сами.

Еще один из приемов работы — игровые методики. Для ребенка младшего возраста это самый распространенный метод. Это постановка игровых ситуаций, игрушки для развития. Часто это какие-то игры, сценарии которых задают взрослые.

Ребенку необходимо использовать свое воображение, чтобы играть в эту игру.
цель работы — воспитать воображение у детей, развить творческий подход. Конечно, не каждый человек может заниматься именно творчеством.

Но благодаря такой работе он научится творчески мыслить.

Воображение у детей

Не может быть творчества без воображения, фантазии. Это позитивные качества личности, которые присутствуют у всех детей. Как и многие другие качества, творчество нуждается в развитии. Для этого в детском саду, школе всегда присутствуют уроки рисования, музыки, детей знакомят с разными видами искусства.

Кроме того, очень важно заниматься дома. Для родителей это совсем не сложно, но лучше всего почитать что-нибудь о современных и проверенных техниках развития творчества. Это даст вам гораздо больше возможностей для занятий с малышом. Если он не посещает садик, то вдвойне необходимо уделять внимание таким занятиям.

Воображение — не только необходимое условие для творчества. С его помощью проходит активное психическое развитие человека.

Творчество – это не только возможность своими руками создавать какие-то предметы (картины, скульптуры, музыку), но и особый подход к решению самых разных ситуаций.

Воображение дает нам возможность искать выход из положения там, где он возможен, но не очевиден. Для ребенка развитие творческого мышления открывает большие перспективы.

Современные приемы для творческого развития

Сегодня появляется все больше возможностей для развития детей. Раньше не было так много хороших материалов для творческой работы, к тому же они не были доступными для занятий дома.

С другой стороны, слишком много — тоже плохо. Если есть все необходимое с излишком, то творческий процесс становится не таким увлекательным.

Многие идеи требуют особенного подхода – только тогда результат будет действительно ценным для ребенка.

Выделяются некоторые методики, которые оказывают максимальное влияние на творческое развитие:

За основу можно принять почти все что угодно. Даже готовую игрушку всегда можно обыграть, то есть добавить что-то, изменить первоначальный вид предмета или рисунка. Так ребенку проще почувствовать себя «творцом». Например, можно обыграть готовый рисунок, добавив в него некоторые объемные элементы:

  • гербарий (к натюрморту или пейзажу);
  • тканевые фрагменты (платье для нарисованной принцессы, солнце на небе и т.д.);
  • пластилин (помогает сделать объемное изображение).

Обычно такие приемы нравятся детям 4 лет и старше. Обыгрывание можно отнести не только к рисованию – точно так же можно обыграть фигурку из пластилина, глины, соленого теста. Для детей постарше именно это и является привлекательным. Так можно создать игрушку, которая не будет просто стоять на полке, а с которой можно играть.

  • Сюжетно-изобразительная игра

Может применяться для целой группы детей, который работают вместе. Тут можно сочетать приемы рисования, лепки, добавления объемных элементов. Например, дети получают задание изобразить «крестьянский дворик».

Что-то рисуется, что-то лепится (животные, птицы), можно добавить гербарий (кустики, деревья). Ребята совместно решают, кто будет заниматься какой работой. Это важный момент для творчества — поиск исполнителя.

Коллективное творчество, кроме всего прочего, используется для развития общения, улучшения коммуникации.

Творчество связано не только с работой руками. Небольшие ролевые постановки тоже отлично подходят для развития воображения и креативности. Например, детям дается задание разыграть ту или иную ситуацию. Такой метод часто используется в детском саду.

Детей делят на несколько групп, им предоставляется некоторый реквизит (одежда, маски, игрушки…), а затем каждая показывает готовую «постановку». Для этого малышам необходимо использовать ситуационную логику, свой опыт и, конечно же, воображение.

Руководитель (учитель, родитель) ставит очень расплывчатую задачу для ребенка, а он должен приложить максимум своих творческих сил, чтобы решить ее. Например, задание  «сделай из пластилина что-то необычное». Или: «нарисуй животное, которое живет на далекой планете». Возможны задания придумать музыку или танец, написать стихи и т.д., словом, все то, что открывает простор воображению.

Оценки и отзывы

Важно, чтобы воспитатель, учитель и родители поддерживали искру творчества у детей. Это невозможно сделать, если не уметь правильно оценивать результат. Творчество должно быть свободным, ведь это возможность самовыражения ребенка. Оценка чего-то, что ученик сделал, создал, придумал, всегда должна быть адекватной:

  • возрасту;
  • возможностям;
  • обстоятельствам.

Чаще хвалите, поощряйте тех, кто занимается творчеством. Лучше всего не указывать на ошибки, а предлагать более интересные варианты. Например:

Используй больше цветов, красок.

Попробуй начертить контуры, а потом раскрашивать рисунок.

А что, если добавить в эту работу что-то еще?

Возможно, стоит украсить фигурку/картинку?

Так для детей ваши замечания не выглядят как критика, а становятся идеями. Для развития воображения такие дополнительные идеи просто необходимы. Потом дети смогут сами себя стимулировать, ставить цели и добиваться их. А пока что ваши небольшие советы научат их искать интересные варианты одной и той же работы.

Творческое развитие

В детском саду, школе и дома есть масса возможностей для развития творческих способностей. Профессиональные педагоги знают, какие методы и приемы можно использовать для детишек разного возраста. Родители могут просто следовать программе учебного заведения или же подбирать какие-то свои идеи.

Садик

Малыши в 3-4 годика еще не обладают достаточным абстрактным мышлением, чтобы заниматься свободным творчеством. Им нужно показывать, объяснять. Для них подходит метод наглядности и повторения. Детям предлагаются простые приемы рисования, лепки, аппликации. Сейчас главное — заинтересовать их этим видом деятельности.

Важно помнить, что в 3-4 года идет активное развитие мелкой моторики. Сейчас, например, лепка и конструктор – одни из самых предпочтительных видов работы. Малыш не только что-то создает, но и отрабатывает приемы работы пальчиками. Это очень полезно для моторики и психического развития.

Постановка задачи

У маленьких детей есть проблема с тем, чтобы начать работу, поэтому им необходимо правильно ставить задачу. Какой бы из приемов творчества вы не выбрали, сначала нужно провести объяснение и наглядную демонстрацию.

Например, воспитатель ставит задачу «рисуем свою семью». На доске или на большом листе бумаги воспитатель начинает рисовать первым, объясняя, что в ее семье, например, есть мама, папа, брат и сестра.

Воспитатель рисует, используя какой-либо метод.

Далее дети получают бумагу, краски/карандаши или рисуют, частично повторяя работу воспитателя, добавляя свои элементы. В ходе работы ребенка можно попросить рассказать немного о его семье. Так ему становится понятнее, где можно повторить работу-пример, а где нужно уже додумать самому.

Для этого необходимо ставить задачу четко, объяснить, что нужно рисовать именно свою семью. Используйте доступный набор материалов. Воспитатель помогает детям, давая им небольшие советы, подсказывая что-то. Конечно, тут не может быть оценочной системы. Необходимо выделить в работе каждого малыша что-то интересное, красивое.

Школа

Для детей школьного возраста существует огромный набор вариантов работы, однако им уже важно принимать решения самостоятельно. У ребенка школьного возраста развитие творческих способностей проходит быстрее. Задача школы — поддержать интерес к выбранному виду работы. К сожалению, школьные учителя не могут предложить обширный набор видов деятельности.

Чаще всего это рисование, музыка (пение), гербарии, лепка, шитье и рукоделие (для девочек), работы с деревом (для мальчиков). Уроки ИЗО и труда дают детям больше представление о том, как можно применить на деле свои творческие способности. Учителя могут посоветовать ребенку заняться тем или иным видом творчества дополнительно, направить в соответствующий кружок.

Волевое развитие

Очень важный момент для детей 7-10 лет — волевое развитие. Его можно добиться через воображение и творческую работу. Воля — необходимый элемент психического развития.

Для того чтобы создать что-то, необходимо приложить усилия: скажем, чтобы рисунок получился аккуратным, нужно терпение, последовательность работы. Так для ребенка становится важным результат.

Он может представить его в голове, а чтобы воплотить его в жизнь, ему необходима воля.

Чтобы соответствовать своим же ожиданиям, ученик должен приложить немалые усилия. Он уже может оценить: возможно, стоит переделать работу, изменить ее, улучшить. Появляется некий дух соперничества, который благотворно влияет на развитие.

Дополнительные занятия

Творческие кружки предлагают детям гораздо больше возможностей, чем садик и школа. Тут используются гораздо более глубокие приемы работы с воображением и свободным творчеством. Дополнительные занятия лучше всего подбирать так, чтобы сам ребенок хотел этим заниматься, его тянуло к данному виду занятий.

Занятия дома

Родители должны использовать такие же приемы работы, что и учебные заведения. Это поможет ребенку развиваться равномерно. Для дома подходят любые виды и методы творчества.

Полезные занятия и игры дома

Дома очень легко занять ребенка полезными заданиями. Главное, что все они воспринимаются как игра.

Кинетический песок

Это современный и очень интересный метод развития моторики для детей любого возраста. Кинетический песок – точно такой же, как и обычный, из него можно строить замки, дома, лепить куличики. Главное, что потом убрать песок очень легко, он не рассыпается – даже создается ощущение, что он мокрый.

Этот вид творчества становится все популярнее. Можно использовать его на уроках, а можно и дома. Это отличная возможность для применения приемов свободного творчества и повторения за взрослым.

Соленое тесто

Подходит для детей от 4 лет. Соленое тесто можно легко сделать дома. Вам понадобится:

  • 1 стакан простой муки;
  • половина стакана мелкой соли (не используйте крупную, с ней ничего не получится);
  • 125 мл воды.

Можно добавить немного клея ПВА, крахмала, чтобы было легче придавать форму фигуркам. Этот материал подходит для работы с приемом «обыгрывание». Фигурки можно обыгрывать до или после обжига. Сушить их нужно в духовке на минимальной температуре, приоткрыть крышку. Получаются небольшие игрушки, которые можно раскрашивать.

Полимерная глина

Подходит для детей дошкольного и школьного возраста, особенно старше 10 лет. С этим материалом возможны практически все современные приемы творческой работы. Глина обжигается в печи (подойдет домашняя духовка). Из нее можно делать игрушки, разные брелоки и даже украшения. Игрушки можно затем использовать для обыгрывания.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvivayushhij-dosug/razvitie-u-detej-kreativnogo-myshleniya.html

9 способов развить у ребенка творческие способности и креативное мышление

10 способов развить творческие способности ребёнка

Как помочь детям освоить рисование, танцы, музыку и другие виды творчества.

Дети развиваются с потрясающей скоростью, а их запасу энергии, обучаемости и глубине фантазии позавидуют даже самые продуктивные топ-менеджеры и креативщики.

И очень важно не упускать это время: с рождения и минимум до 14-15 лет помогать детям открывать и совершенствовать их креативные способности.

Вместе с благотворительным проектом «Поколение М» и экспертами из мира творчества мы решили разобраться, как это делать.

Благотворительный проект «Поколение М» запустил специальный сайт для творческого развития детей и подростков, где проходят сразу несколько конкурсов для ребят от 6 до 18 лет по разным направлениям: рисунок, театр, музыка, танцы, прикладное искусство, режиссура, дизайн одежды, актерское мастерство, фотография, театр и даже технология кино. Принять участие в них могут все желающие, а среди призов – стажировка в «Непоседах», экскурсия на студию «Смешариков», выступление на концерте в Москве, урок с Полиной Гагариной и даже возможность представить свою коллекцию на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Любая активность на сайте или в группе проекта в соцсетях конвертируется в 1 рубль, который потом отправляется на лечение детей.

Прежде всего, вы должны понять, что развитие творческого интеллекта — серьезная работа, которая требует времени и терпения от родителей. Но всегда можно найти способы интегрировать полезные занятия в повседневные дела.

1. Стимулируйте спонтанное творчество

Ребенок не доел кашу и начал ложкой выводить там фигуры? Или нарисовал помадой на зеркале ваш портрет? Объясните, что лучше делать это в альбоме, но не ругайте.

Зеркало и руки можно легко отмыть, одежду постирать, обои переклеить, а вот заново привить интерес к спонтанному творчеству будет гораздо сложнее. Давайте детям разные материалы для рисования — карандаши, краски, пластилин, песок, уголь, мел.

Не ограничивайте его пространством прямоугольного листа — вырежьте круг или треугольник, разверните ненужный рулон обоев или сделайте в детской грифельную стену. Рисуйте на песке, на столе, посыпанном мукой, на запотевшем окне или на стенках ванны.

Используйте пшено, соль, горох, макароны и фасоль — из них можно собирать животных, пейзажи, абстракции. Здесь работает не только воображение, но еще и мелкая моторика.

2. Дайте детям больше свободы

Пусть ребенок сам решает, каким цветом он раскрасит яблоко или в какой футболке пойдет гулять. Не говорите, что виноград не может быть квадратным, так вы только разрушаете его креативность. Он художник, он так видит.

Ребёнок может прочесть по картинкам в комиксе совсем другую историю, чем взрослый. Восприятие маленького ребёнка спонтанно и непредвзято, и в этом его ценность.

Будет лучше, если вы станете направлять, но никак не навязывать ему свое видение.

Наталья Неповинных

Хореограф-балетмейстер

Дети испытывают потребность в свободном танце. И это для них это одна из самых доступных форм самовыражения. Поэтому элементарная танцевальная импровизация является самым простым и доступным способом развития способностей детей в хореографии на начальном этапе. Родителям достаточно просто включать разную музыку, и пусть ребенок танцует так, как чувствует, проявляя свою индивидуальность и раскрываясь в импровизации.

3. Поощряйте игры, развивающие воображение

Учите ребенка придумывать ассоциации и новые необычные способы применения знакомых предметов. Нужно показать многогранность всего, что его окружает. Отличный способ — игры с большими картонными коробками.

Дайте ее ребенку, и пусть он сам решит, что это: секретная база суперагентов, телепорт на Марс или заколдованный замок.

Подхватите фантазию и подыграйте: принесите с кухни дуршлаг — это будет шлем отважного астронавта, сделайте ноутбук из коробки от конфет для шпиона или станьте пони для маленькой принцессы.

Делайте вместе фотокниги, необычные альбомы с вырезками из журналов и любимыми наклейками. Пусть он сам снимет придуманную историю, вы вместе распечатаете фотографии и вклеите их в альбом, снабдив подписями и заметками. Так незатейливо ребенок сможет понять, что такое сюжет и композиция, развитие событий и кульминация.

4. Учите ребенка наблюдать за окружающим миром

Чтобы сформировался визуальный вкус, показывайте детям красивые фильмы и мультфильмы, читайте книги с качественными иллюстрациями, ходите в музеи и чаще бывайте на природе. Рассматривайте, трогайте, наблюдайте, записывайте и делайте зарисовки — так даже у ребенка начнет формироваться понятие о гармонии и эстетике и будет вырабатываться вкус.

Борис Алексеев

Худрук Театрального центра «Никитинский»

Наблюдение — это очень важная вещь, в том числе для актеров. Пусть ребенок наблюдает за животными, за родными, за погодой, за всем, что видит. А потом изображает это. Такие небольшие этюды органично развивают не только актерское мастерство, но и внимание, воображение, образное мышление и логику. И ходите с детьми в театр чаще. Это развивает творчество, потому что театр общается образным языком. И ребенок должен познавать его так же, как и, например, науку и физическое воспитание.

5. Перенимайте опыт профессионалов

Показывайте детям вдохновляющие примеры и то, как творческие профессии выглядят изнутри.

Попроситесь на репетицию или за кулисы в театр, сходите в мастерскую настоящего художника или модельера, посещайте танцевальные мастер-классы и профессиональные фотосъемки.

Наверняка среди ваших друзей много творческих людей, которые будут не против такой экскурсии. А если ваша работа связана с искусством, покажите её ребенку и расскажите, как она устроена. Пример родителей — один из самых заразительных и действенных для детей.

Если не удается попасть в мастерские, смотрите вместе творческие мастер-классы и видеоуроки в интернете. На сайте нашего партнера — проекта «Поколение М», собрано много полезных видео, где, например, Вячеслав Зайцев и Даша Гаузер рассказывают, как стать модельером, Полина Гагарина учит петь, а режиссер Владимир Хотиненко — снимать кино.

Светлана Дубинина

Модельер, соучредитель дизайн-студии одежды Svetlana Dubinina

С ранних лет нужно развивать понимание цвета, формы и эстетики. Для развития первых двух прекрасно подходят занятия по рисованию, а занятия в кружках прикладного творчества, где вышивают, вяжут, шьют, помогут развить воображение и мелкую моторику. А эстетическое понимание, чувство стиля и хороший вкус прививаются личным примером родителей и теми критериями оценки, которые они сформируют у ребенка, чтобы отличать прекрасное от безобразного, содержательное от пустого.

6. Пусть дети почувствуют себя взрослыми

Устраивайте, например, раз в месяц домашние спектакли. Подходите к делу основательно, чтобы показать ребенку, из каких этапов все состоит: от написания сценария и репетиций до костюмов и пригласительных билетов.

Дети любят подражать взрослым, поэтому чем больше процессов из реального театра вы задействуете, тем глубже будет погружение в эту сферу.

Смастерите импровизированную сцену с кулисами и светом, поставьте на входе в комнату билетера, подготовьте актерам цветы.

Еще отличный вариант — сделать для ребенка мастерскую, где бы он мог заниматься. Купите мольберт, если ему интересно рисование, установите большое зеркало дома, если он занимается танцами, выделите отдельное рабочее место для прикладного творчества, поставьте манекен для юного модельера или сделайте сцену для певца или актрисы.

Сергей Горшков

Художник и скульптор

Проводите как можно больше времени с детьми с пользой. В свое удовольствие готовьте домашние концерты, делайте самодельные подарки друзьям, ходите на выставки и концерты, сочиняйте стихи, рисуйте картины и делайте скульптуры хоть из картошки. Мы так и поступали в своей семье, и, похоже, что наш сын привык к такой жизни, и она его устраивает. Более того, он даже стал художником.

7. Все занятия должны приносить удовольствие

Не ставьте целью воспитать выдающегося музыканта или режиссера. Это только навредит. Самое главное в творчестве — его познание, которое приносит счастье и удовлетворение. Поэтому следите за тем, чтобы занятия нравились ребенку.

Ни в коем случае не перегружайте детей кружками и секциями. Перенапряжение и избыток информации отрицательно сказываются на нервной системе.

Детский мозг быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, перестаёт воспринимать новую информацию.

Анастасия Ровеньская

Директор «Бэби-клуб» в Воронеже

Чтобы занятия с детьми были максимально эффективными, создавайте положительный эмоциональный фон. Очень важно поддерживать ребенка, если у него что-то не получается. Переключите его внимание, спокойно объясните еще раз и помогите. Главное, чтобы все занятие у всех его участников сохранялось положительное настроение. А в конце не забудьте обязательно похвалить детей.

8. Используйте современные технологии

Не бойтесь давать детям в руки гаджеты. На них можно не только играть и смотреть мультфильмы, но и в специальных приложениях учиться рисовать, петь, осваивать музыкальные инструменты, развивать воображение и логику. Это тоже обучение, просто в новой форме, возможно, более понятной и привычной детям поколения тачскринов.

Участвуйте в творческих онлайн конкурсах, если ребенку по душе соревнования. Это не только способ попробовать свои силы на новом уровне, но и возможность найти близких по духу людей и новых друзей. Онлайн разрушает географические барьеры и дает детям равные возможности участвовать и побеждать, независимо от того, в мегаполисе они живут или в крошечном поселке в Сибири.

9. Верьте в своего ребенка

Проводите выставки его достижений.

Для этого организуйте выставочное пространство: это может быть стена в детской комнате, полотно из пробки, рамы для картин, как в музее, или красивая лента, куда можно прицеплять рисунки на прищепки.

Если ребенок занимается прикладным творчеством, сделайте побольше полок, а если танцует и поет — подиум-сцену. Так он будет понимать, что вы им гордитесь, и осознавать, что его творчество имеет ценность.

Если у ребенка что-то не получается, поддерживайте его, помогайте идти к намеченной цели. Не ругайте за ошибки и неудачи — это и так болезненно для детей, а если упрекать начнете еще и вы, ситуация только ухудшится.

 

Исполнительный директор Мануфактура IT Production & Graphic Design

Представьте себе ситуацию, где мы относимся к ошибкам ребёнка, который учится кататься на велосипеде, так же серьёзно, как к ошибкам ученика в школе. «Ты что не понял лекцию про баланс? Мы посмотрели пять инструкций по езде на велосипеде, я сводил тебя на мастер-класс Лэнса Армстронга! А ты еще падаешь?». В этой ситуации мы понимаем, ошибка — это не вердикт. Ошибка — это шаг к успеху. Но как часто наши дети получают ярлыки, когда ошибаются? «Ты гуманитарий. Математика — это не твоё». «Тебе стоит бросить литературу. У тебя технический склад ума». Мы стараемся поделить людей на группы, думая, что им так будет проще. А им все сложнее двигаться в мире знания. Поэтому стоит относиться к ошибке не как к подведению черты, а как к ступени к успеху.

Источник: http://downtown.ru/voronezh/kids/9055

Рождение ребенка
Добавить комментарий