10 ошибок родителей, которые тормозят развитие ребенка

Содержание
  1. 10 материнских ошибок, которые тормозят развитие ребенка
  2. 1. Самостоятельное принятие решений. 
  3. 2. Предугадывание желаний
  4. 3. Тысячи запретов. 
  5. 4. Жесткий контроль
  6. 5. Отсутствие дисциплины. 
  7. 6. Организация досуга
  8. 7. Недостаток и избыток мотивации
  9. 8. Чрезмерная опека
  10. 9. Изоляция от информации
  11. 10. Игнорирование ошибок
  12. 10 вещей, которые тормозят развитие ребенка
  13. Подгузники после 1,5 лет
  14. Изогнутые ложки и ходунки в любом возрасте
  15. Говорящие интерактивные игрушки после 2 лет
  16. Телевизор в любом возрасте
  17.  Сладости без ограничений
  18.  Электронные игры без ограничений
  19.  Игрушки-монстры в любом возрасте
  20.  Трехколесные самокаты после 3 лет
  21.  Свободные карманные деньги в любом возрасте
  22. 7 вещей, которые тормозят развитие личностного роста
  23. 1. Скука
  24. 2. Однообразие
  25. 3. Поиск лёгких путей
  26. 4. Промедление
  27. 5. «Мне всё понятно»
  28. 6. Обвинение
  29. 7. Оправдание всему и вся
  30. Стресс тормозит развитие: как помочь ребенку адаптироваться к школе
  31. Что такое адаптация к школе
  32. К чему должен привыкнуть ребенок
  33. Чему нужно обязательно учить до школы
  34. Чего не стоит требовать от детей до школы
  35. 10 вещей, которые тормозят развитие ребенка
  36. Соска после года
  37. Подгузники после 1,5 лет
  38. Изогнутые ложки и ходунки в любом возрасте
  39. Говорящие интерактивные игрушки после 2 лет
  40. Телевизор в любом возрасте
  41.  Сладости без ограничений
  42.  Электронные игры без ограничений
  43.  Игрушки-монстры в любом возрасте
  44.  Трехколесные самокаты после 3 лет
  45.  Свободные карманные деньги в любом возрасте
  46. Откуда берутся истеричные дети: 10 главных ошибок родителей
  47. Ошибка № 1: Позволять ребенку все
  48. Ошибка № 2: Не позволять ребенку ничего
  49. Ошибка № 3: Быть непоследовательными
  50. Ошибка № 4: Не соблюдать режим
  51. Ошибка № 5: Не ограничивать просмотр мультфильмов и игры на компьютере
  52. Ошибка № 6: Не наказывать ребенка
  53. Ошибка № 7: Подчиняться детской истерике
  54. Ошибка № 8: Кричать на ребенка
  55. Ошибка № 9: Не сдерживать негативные эмоции
  56. Ошибка № 10: Не обращать внимания на ребенка

10 материнских ошибок, которые тормозят развитие ребенка

10 ошибок родителей, которые тормозят развитие ребенка

Родители хотят для своего малыша всего самого лучшего. Поэтому, стараются обеспечить его всем необходимым, отдавать ему свою любовь, внимание, заботу.

Но, часто материнская и отцовская любовь ослепляет, и толкает родителей на ошибки, которые тормозят естественный процесс развития ребенка.

Что может навредить развитию малыша? Давайте рассмотрим распространенные ошибки родителей, которые вредят ребенку. 

1. Самостоятельное принятие решений. 

Часто можно слышать от родителей фразы в таком стиле: «Я мама, я лучше знаю, что нужно моему ребенку!». И это действительно так, ведь кто, как не родители, знают потребности и особенности своего малыша.

Но, ведь суть воспитания состоит не только в том, чтобы создать для него идеальные условия, в которых ему будет комфортно и безопасно. Нужно постепенно учить его самого принимать решения и понимать их последствия.

Поэтому, с маленького возраста нужно доверять малышу принятие решений, пусть и не очень важных. Спросите ребенка, что он хочет надеть сегодня на прогулку? Какую сказку он хочет читать. Иногда, нужно позволять ребенку делать ошибки, чтобы он могу научиться принимать самостоятельные решения.

В семьях, где родители не дают такой возможности,  дети растут инфантильными, и зависимыми от них. Это однозначно тормозит их развитие и не дает становиться самостоятельными. 

2. Предугадывание желаний

Во-первых, это тормозит развитие речи и навыков выражения своих потребностей. Мамы малышей до одного года вынуждены угадывать потребности малыша. Но, уже ближе к первому дню рождения ребенок вполне способен, пусть не сказать, но хотя бы показать, что он хочет и что ему нужно.

В таком возрасте, требуя от малыша, чтобы он говорил, что ему нужно, можно стимулировать развитие речи. Если же мамы и в дальнейшем пытаются определить самостоятельно, что же ребенок ожидает от них, ситуация с развитием может быть печально.

По этому поводу есть старый анекдот, в котором рассказывается история немого сына, внезапно заговорившего в 6 лет. Мальчик попросил передать соль за обеденным столом, и все обрадовались, мол, наконец-то заговорил. На что мальчик ответил, просто раньше всегда было все нормально.

Так и с детьми, мамы которых наперед предугадывают их потребности и желания, просто не имеют стимула для того, чтобы развивать навыки речи и общения. 

3. Тысячи запретов. 

Очень опасная ошибка, которая может сломать интерес ребенка к развитию и познанию окружающего мира. Когда на каждом шагу ребенок натыкается на строгое «нельзя», постепенно это уничтожает интерес и любопытство к окружающему миру, из-за чего тормозится развитие.

Как решить эту проблему? Очень просто – нужно создать максимально безопасные условия для ребенка, где ему будет можно все, и установить не больше 2-3 запретов, обязательно аргументировав их.

В таких условиях дети становятся самостоятельными быстрее, а также стимулируется их исследовательский интерес. 

4. Жесткий контроль

Чаще всего родители жестко контролируют не совсем аленьких детей – дошкольников и школьников.

Если каждый раз, когда ребенок садится за выполнение домашнего задания, его ожидает строгая проверка, он не учится самостоятельности, нести ответственность за свои поступки и ошибки.

Чрезмерная строгость и жесткий контроль подавляют инициативность, и при регулярном применении негативно влияют на эмоциональное развитие личности маленького человека. 

5. Отсутствие дисциплины. 

Взрослому человеку бывает сложно дисциплинировать себя, а что говорить о детях, у которых не настолько развиты волевые качества. Поэтому, отсутствие дисциплины не способствует развитию.

Абсолютная свобода действий не способствует развитию у ребенка важных для него качеств – терпения, усидчивости. Более того, хаос утомляет ребенка. Но, важно понимать, что чрезмерный контроль, о котором говорилось выше, тоже не является полезным для ребенка.

Поэтому, во всем нужен здравый баланс. Но, дисциплинарные правила должны присутствовать. 

6. Организация досуга

Порой родители сами не задумываются о том, что вредят ребенку и тормозят его развитие. При виде скучающего и ноющего ребенка мамы, особенно занятые, сразу же находят ему какое-то занятие, и если оно не подходит, предлагают что-то другое.

Конечно же, это удобно, и так можно предложить ребенку что-то, что будет полезно для его развития. Но, если постоянно предлагать готовые идеи занятий своему ребенку, это будет подавлять в нем инициативность, творческое мышление и самостоятельность.

Иногда нужно позволять малышу поскучать, чтобы он научился сам занимать себя чем-то интересным, проявлял инициативу и развивал самостоятельность.

7. Недостаток и избыток мотивации

Ребенку  нужна мотивация, чтобы осваивать новые навыки, обучаться чему-то, исследовать. В таких случаях работает абсолютно все – поощрение, вознаграждение, словесная похвала.

Когда малышу этого не хватает, его развитие замедляется, ведь он не мотивирован на новые открытия и достижения. Но, проблема возникает и тогда, когда родители захваливают своего ребенка. Такие дети начинают что-то делать уже не ради интереса, а во имя похвалы или награды.

Со временем развивается зависимость, снижается самооценка, если похвалы или награды нет. 

8. Чрезмерная опека

Одна из главных обязанностей ребенка – забота о его безопасности. Поэтому, ничего удивительного нет в том, что родители стараются максимально оградить своего малыша от невзгод. Но, чрезмерная защита не дает ребенку развиваться и учится самому заботиться о своей безопасности.

Например, если мама всегда крепко держит малыша на руках возле проезжее части, не объясняя почему здесь опасно, малыш не научится сам быть осторожным во время перехода через дорогу и возле нее.

Кроме этого, чрезмерная осторожность родителей может стать благоприятной почвой для появления страхов и развития фобий у малыша. 

9. Изоляция от информации

Практически с рождения и до 3-4 лет – это период, когда малыш жаждет любой информации, и схватывает ее буквально на лету. Это идеальное время для того, чтобы выучить буквы, цифры, узнать много интересного об окружающем мире.

Но, часто взрослые ошибочно полагают, что из-за раннего развития и предоставления информации, они «крадут» у ребенка детства. Нет, это большая ошибка! Лишать ребенка того, в чем он нуждается больше всего, нельзя.

Ведь учить ребенка чему-то новому и полезному – это не «отнимать детство», а наоборот, делать его более насыщенным и интересным. 

10. Игнорирование ошибок

Рассмотрим наглядный пример. Часто можно наблюдать такую картину – ребенок рисует корявую линию и говорит, что это цветок. Взрослые умиленно вдыхают, хвалят малыша, говорят «Ай да молодец». И малыш совершенно искренне считает, что он гений-художник, из-за чего даже не пытается рисовать лучше.

Или еще одну ситуацию – ребенок силой выдирает на площадке у других детей их игрушки. Мама автоматически забирает малыша, одновременно отнимая у него игрушки, и молча уносит подальше от них. Малыш еще не настолько развит, чтобы понимать такой тонкий намек – мол, если мама меня унесла, значит, я сделал что-то неправильно.

Мало просто остановить неправильные действия, нужно еще и разъяснить малышу, что нужно делать по-другому, и почему именно так, а не как-то иначе. Когда малыш ошибается, ему нужно об этом говорить. Это вовсе не означает, что нужно ругать на каждом шагу, но малыш должен сформировать у себя в голове картину, что хорошо, а что плохо.

Ошибки стимулируют развитие, и если их игнорировать, ребенок не будет иметь мотивации к развитию.

Елена, www.kraskizhizni.com

Источник: http://www.kraskizhizni.com/mama/6137-10-materinskikh-oshibok

10 вещей, которые тормозят развитие ребенка

10 ошибок родителей, которые тормозят развитие ребенка

Сосательный рефлекс тесно связан у младенца с ощущением безопасности и комфорта.

Однако уже к году уровень развития ребенка позволяет ему регулировать свое эмоциональное состояние более сложными и одновременно более эффективными способами.

Например, он может пожаловаться и получить в ответ ласку и сочувствие от взрослого или жестом указать на то, что ему нужно, и устранить причину дискомфорта.

Если же для решения любой проблемы существует только один способ – сосание соски, тогда и в дальнейшем ребёнок может сохранить верность этой привычке: в младшем школьном возрасте – грызть концы ручек или карандашей, а в старшем – курить.

Кроме того, по утверждению специалистов, сосание соски ассоциируется у малыша с грудью матери, а когда человек ест, у него формируется ощущение безопасности. Таким образом, если малыш сосет соску, он все время ощущает себя в безопасности. И не всегда это хорошо.

Как известно, человек развивается только в том случае, если выходит из зоны комфорта. Если все время сосать соску, то ощущение комфорта не оставит вашего малютку – и развиваться у него не будет никакого стимула.

Подгузники после 1,5 лет

Безусловно, было бы перебором призывать родителей возродить эпоху марлевых подгузников и пеленочного дерматита. Однако для развития контроля за функциями своего организма необходимо, чтобы ребенок испытывал некоторое неудобство, на которое он мог бы реагировать.

Важно помнить о том, что в детстве способность контролировать свои «горшковые» дела тесно связана с умением регулировать поведение в целом. Поэтому, если вы тщетно пытаетесь бороться с капризами, агрессией и истериками, начните с приучения к горшку.

Изогнутые ложки и ходунки в любом возрасте

Ложки «с поворотом», благодаря которым их содержимое попадает чаду прямо в рот, а не мимо, полезны с точки зрения экономии каши и мыла, однако не способствуют развитию пространственных представлений. Ведь именно неоднократно промазывая ложкой мимо рта, малыш постепенно различает, где и что у него находится на лице.

Те же проблемы, но в масштабах всего тела возникают у детей при использовании ходунков. Не падая и не имея возможности ощутить локтями и коленками окружающий рельеф, ребенок дольше, чем другие дети, будет формировать картину мира.

Говорящие интерактивные игрушки после 2 лет

Речь идет не о пищащих или издающих любые другие звуки игрушках, а о меховых зверушках с электронной начинкой, способных говорить целые фразы и отвечать на простые вопросы малыша. В рекламе про них обычно говорится, что «они станут лучшими друзьями ребенка».

На самом деле именно это свойство говорящих игрушек должно насторожить родителей. Ведь общение – это не только способность говорить, но и умение ориентироваться на контекст ситуации, оценивать мимику и интонации собеседника.

Ребенок, который проводит много времени за общением с интерактивной игрушкой, учится лишь механически повторять слова. Кроме того, скромный набор фраз искусственно ограничивает сюжет игры малыша.

Телевизор в любом возрасте

Поскольку про вред телевизора не пишет только ленивый, скажем лишь о том, что негативно влияет не только содержание многих передач, но и привычка использовать телевизор в качестве постоянного звукового фона.

Некоторые дети настолько привыкают к нему, что потом не могут находиться в тишине, что отражается на учебе и соблюдению дисциплины в школе.

 Сладости без ограничений

Привычка быстро утолять голод конфеткой подвела уже не одно поколение взрослых, поэтому незачем повторять их ошибки. Когда родители жалуются на то, что «ребенок не ест ничего, кроме сладкого», всегда хочется спросить, а откуда он их берет? Практика показывает, что человек, которого не кормят целый день, ближе к вечеру ест все.

 Электронные игры без ограничений

Несмотря на полезный обучающий эффект многих планшетных или телефонных игр, он часто нивелируется большим количеством времени, которое ребенок тратит на игру. Отсутствие ограничений резко повышает риск формирования зависимости, в результате чего мысли об игре и связанными с ней эффектах вытесняют все остальное.

 Игрушки-монстры в любом возрасте

Как говорили во времена наших родителей, бытие определяет сознание. Чем будет наполнено сознание малыша, если его бытие состоит из уродливых кукол, спящих в гробиках, или трансформеров с беспощадными гримасами?

 Трехколесные самокаты после 3 лет

Если двухколесные самокаты развивают у ребенка чувство равновесия, то трехколесные помогают малышу научиться опираться на одну ногу и отталкиваться другой, никак не координируя эти процессы между собой.

Поэтому, если хотите, чтобы ребенок приобретал новые навыки, стоит научить его обходиться меньшим количеством колес.

 Свободные карманные деньги в любом возрасте

Испытание легкими деньгами выдерживают далеко не все взрослые – что уж говорить о детях!

Чтобы ребенок научился планировать расходы, он должен оказываться в ситуации выбора: например, оплатить завтрак или купить жвачку и ходить голодным.

В противном случае ваш отпрыск будет вести себя как бедняк, выигравший в лотерею: покупать все подряд просто потому, что он может это купить.

НАЖМИТЕ НА СТАТЬЮ НИЖЕ,
чтобы читать еще:

Источник: http://mama-likes.ru/advices/10-veschey-tormozyat-razvitie.html

7 вещей, которые тормозят развитие личностного роста

10 ошибок родителей, которые тормозят развитие ребенка

Тема личностного роста не утрачивает популярности уже с десяток лет, до этого психологи говорили о развитии детей. Взрослый человек должен непрерывно совершенствоваться, чтобы сохранять позиции и не выпасть из бурного течения жизни. Что тормозит личностное развитие.

7 тормозов личностного развития

Всё чаще можно слышать и в средствах массовой информации, и на телевидении, что необходимо создавать условия для личностного развития.

И если прежде речь шла о развитии личности ребёнка, школьника, то гораздо актуальнее может звучать сейчас вопрос о том, что тормозит личностное развитие взрослого человека в продолжение всей его жизни.

Ещё корифеи отечественной психологии, такие как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, уделяли огромное внимание развитию личности ребёнка. Новорожденный младенец и ребёнок первого года жизни абсолютно эгоцентричен в проявлениях своего характера: он воспринимает мир исключительно через собственные желания, к удовлетворению которых и стремятся все взрослые.

Однако с возрастом уже дошкольник и школьник начинает осознавать себя некой частью мира, а значит, отводит для себя место под солнцем.

И если родители и педагоги прикладывают к формированию личности ребёнка много сил, то он впоследствии становится более организованной и высокоразвитой личностью. И этой проблеме всё больше родителей уделяет особое внимание.

Но когда человек взрослеет, определяется с выбором профессии, начинает строить свою жизненную модель, заводит семью – словом, начинает самостоятельное движение по жизненному пути, происходит затормаживание личностного развития и даже потеря собственного “я”.

Как часто взрослые уже люди с вполне успешной биографией, добившиеся в жизни немалых успехов, вдруг в какой-то момент осознают собственную ненужность, невостребованность обществом.

Психологи склонны объяснять такую закономерность тем, что у подобных людей появляются своеобразные “тормоза” личностного развития, что и приводит в конечном итоге к ощущению потери собственной личности.

Что же можно считать тормозом личностного развития?

1. Скука

Именно скука становится тормозом развития в любом возрасте. Как ни вспомнить детей, которые не хотят ничего узнавать, потому что им скучно. Погасшие детские глаза – это печально.

Но и для взрослого это катастрофа. Скука убивает любопытство. А ведь любопытство – это своеобразный пусковой механизм любого действия. Только любопытство способно заставить решиться человека на смелый эксперимент, проверить что-то на личном опыте или заняться поиском новых путей решения уже известной задачи.

Поэтому нельзя терять интерес даже к знакомым и привычным вещам. Нужно стараться находить что-то новое, тогда интерес не угаснет и скука вас не одолеет.

2. Однообразие

Александр Пушкин, описывая в своём известном романе “Евгений Онегин” один день из жизни главного героя, использовал очень о многом говорящую фразу:

И завтра то же, что вчера…

Да, именно однообразие во всём, что окружает человека, останавливает какое бы то ни было развитие. Однообразие в работе подрывает интерес к ней. Однообразие в сексе убивает страсть. Однообразие в отношениях с друзьями приводит к одиночеству.

Подобную жизнь так и хочется сравнить с жизнью бычка на привязи: он каждый день ходит вокруг одного и того же колышка, ест траву и видит однообразный пейзаж. Бычку легче – он пока не знает другого, к тому же он лишён воображения и разума.

А вот человек, существо разумное, не может довольствоваться монотонностью, поэтому нужно искать новые способы, чтобы отдыхать, развлекаться, прокладывать новые маршруты, путешествовать по разным странам, пробовать экзотические блюда, читать новые книги, смотреть премьеры спектаклей и кинофильмов. В общем, постоянно искать новую пищу для сердца, ума и души. Тогда жизнь будет напоминать яркое кино, где вам отведена главная роль.

3. Поиск лёгких путей

Есть множество песен, стихов, басен, в которых прославляется трудный, извилистый, каменистый путь к вершинам. Те же, кто ищет лёгких путей, привыкает обходить все трудности стороной.

Иными словами говоря, в таком человеке ослабевает воля к победе, и ему не хочется покорять новые вершины. И речь, конечно же, не об альпинистах – у каждого есть в жизни свои высоты, которые нужно покорить, чтобы стать личностью. Только в преодолении жизненных препятствий – путь к развитию. А с вершины путь один – в пропасть.

Если же отвлечься от аллегорических образов, то гораздо важнее общаться с теми людьми, кто с вами спорит, не соглашается, кто говорит вам правду, пусть и нелицеприятную. Ведь личность закаляется и в отстаивании своих собственных интересов – это помогает “снять шоры” с глаз и раздвинуть узкие рамки собственного мышления. Тут требуется всё-таки взгляд со стороны.

4. Промедление

Собственная жизнь – самая главная ценность для каждого. Поэтому не так уж много найдётся людей, рискующих ею понапрасну. Правда, это вовсе не означает, что нужно в жизни быть нерешительным. Однако многие всё-таки предпочитают выдержать паузу, выждать более удобный момент для принятия важного решения.

Такое промедление воистину смерти подобно. Ведь даже короткая пауза может слишком затянуться, удобный момент будет упущен – и тогда прощай, мечта. Не случайно говорят: “Лучше сделать и пожалеть, чем потом пожалеть, что не сделал”.

Это означает, что лучше не медлить в нерешительности, не откладывать на потом принятие важного решения. Всё равно его придётся сделать, этот трудный шаг. Главное – реально представлять себе цель, к которой вы идёте.

И пусть на пути к ней вы набьёте шишек, зато наберётесь ценного жизненного опыта, который больше никто вам не сможет передать. Многие сравнивают жизнь с суровым учителем, который хорошо учит, но дорого берёт за свои уроки.

Пока цена действительно не стала для вас слишком высокой, пора что-то предпринимать.

5. «Мне всё понятно»

Сколько раз эту фразу все слышали от учеников, стажёров, начинающих специалистов. Казалось бы, если всё так хорошо понятно, почему ничего не получается? Скорее всего, внутренний голос в этом случае твердит: “Зачем опять слушать то, что уже и так понятно?” Только на деле оказывается понятно, да не совсем.

Гораздо сложнее с теми, кто имеет за плечами большой опыт. Естественно, они всё уже знают досконально: каждую мелочь, все “подводные камни”, все возможные варианты ответов.

Но время не стоит на месте, появляются новые технологии, находятся другие способы решения. А опытные люди не хотят принимать новшества, уверенные в правильности только своих методов.

Иногда это напоминает упрямство осла, который привык ходить по одной дороге и не желает идти по другой.

А бывает так: цель достигнута, путь решения открыт и понятен, а ощущение победы не приходит. Наоборот, есть ощущение какого-то провала. Человек словно в тупике, и в течение длительного времени ему ничего не хочется делать – опускаются руки.

В какой-то мере виновата именно самоуверенность, с которой человек сто раз проходил по одной и той же дороге. Только построили более новую дорогу – прямую, короткую, без ограничения скорости.

Может, стоит выучить новые “правила движения”?

6. Обвинение

Чувство вины – это очень важное чувство для человека. Подобное состояние за свою жизнь человек испытывает неоднократно, если у него есть шкала нравственных ценностей, есть свои табу, есть собственное представление о чести и достоинстве.

Есть люди, способные испытывать чувство вины за других.

Не случайно именно так – “Без вины виноватые” – назвал русский драматург Александр Островский свою пьесу, а советский поэт Александр Твардовский написал своё знаменитое стихотворение “Я знаю, никакой моей вины…”.

Однако чересчур рефлексирующие люди во всём всегда обвиняют только себя. Таким людям трудно живётся на свете. Они боятся сделать лишний шаг вправо или влево, боятся проявить инициативу или взять на себя ответственность. О каком развитии личности в таком случае вообще идёт речь?

Но самой ужасной можно считать ситуацию, в которой оказываются такие подчинённые, чей начальник – самодур. Он всегда будет искать виноватых во всевозможных промахах и провалах.

А промахи и провалы будут постоянно, ведь люди не могут двигаться вперёд, если их только обвиняют и никогда не находят слов ободрения. Человек так устроен, что он, независимо от возраста и опыта, нуждается всё-таки во внешней оценке.

Какой бы высокой ни была его самооценка, ему важно с кем-то или с чем-то сверяться. Иначе можно сбиться с курса и потеряться в бушующем океане жизни.

Самым правильным ориентиром, наверное, можно считать чувство ответственности. Когда личность в ответе за принятие решения, за чью-то жизнь, за выбор верного пути – сомневаться уже не приходится. Нужно делать шаг в неизвестность, совершать прыжок в ничто. Если их совершить с полной мерой ответственности, то и искать виноватых будет просто некогда.

7. Оправдание всему и вся

Обратной стороной чувства вины можно считать стремление всегда и во всём найти оправдание. Странно, что это слово когда-то произошло от слова “правда”. По крайней мере, сейчас оправдание для себя ищут как раз люди безответственные, кто боится брать эту самую ответственность на себя.

Те, кто не боится, прилагают максимум усилий, и им не в чем оправдываться. Если же уверенность в том, что вы оказались не в том месте и не в то время, побеждает все доводы рассудка, пора задуматься о переменах в своём личностном развитии. Лучше меняться самому, чтобы мир менялся вместе с вами.

Чувство вины и желание оправдаться – те важные факторы, которые тормозят личностный рост, останавливают правильное развитие. Только боязнь перемен и ложные убеждения перекрывают ваши возможности.

Если же вы почувствуете внутреннюю силу, открытие второго дыхания или каких-то скрытых резервов, то это снимет с вас ощущение вины.

Если вы начнёте понимать, что именно в ваших силах что-то изменить или получить достойный результат, то это придаст силы и уверенности в себе.

Не случайно когда-то жизненным девизом активной части населения были слова: “Если не я, то кто же? Кто же, если не я?” Много ли сейчас найдётся тех, кто подпишется под этими словами и сделает их своим жизненным кредо? Вряд ли.

И всё-таки, несмотря на внутренний страх, боязнь перемен и многие другие факторы, о которых шла речь выше, нужно расти над собой, меняться, преодолевать в себе негативные качества, “выдавливать по капле из себя раба” (как называл это А. П.

Чехов), чтобы не мучиться потом от осознания собственного бессилия, не испытывать мучительный стыд перед теми, кто вам дорог.

Чтобы всегда можно было открыто смотреть в глаза любимому человеку, своим детям, а не прятать их в надежде, что они не заметят вашей растерянности или покрасневших от стыда щёк.

Пожалуй, в этом и заключается сущность каждого человека – понимать и принимать всю степень ответственности за жизнь, которая дана свыше, но за которую с тебя и спросят тоже там, перед лицом Вечности.

© Самосадкина Екатерина, BBF.ru

Источник: https://BBF.ru/magazine/26/5582/

Стресс тормозит развитие: как помочь ребенку адаптироваться к школе

10 ошибок родителей, которые тормозят развитие ребенка

Многие родители считают необходимым начинать готовить ребенка к школе чуть ли не с пеленок, чтобы потом ему было легче учиться.

Но что мы получаем, когда наступает долгожданное первое сентября: у мамы дергается глаз, испуганный, но готовый ко всему ребенок не очень-то хочет идти в класс, а в голове у всей семьи одна мысль: «О боже! Скорей бы все это закончилось!» Ученый-физиолог, доктор биологических наук, психолог Марьяна Михайловна Безруких рассказала, как помочь ребенку безболезненно влиться в новую среду, и объяснила, каких ошибок стоит избегать родителям дошкольников и младших школьников.

Марьяна Михайловна Безруких, советский и российский ученый-физиолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор Института Возрастной физиологии

Что такое адаптация к школе

Адаптация — это длительный процесс приспособления ребенка к новым условиям.

Физиологическая адаптация (длится от 4 до 6 недель) — постепенное привыкание самого организма (сердечно-сосудистой системы, системы дыхания, опорно-двигательного аппарата, мозга и так далее) ученика ко всему новому: деятельности, режиму, условиям, темпу коллективной деятельности. В этот период школьник может испытывать функциональное напряжение: часто жаловаться на усталость, боли в животе, голове, стать более капризным, могут обостриться хронические заболевания.

Есть период острой адаптации (примерно 1−2 недели), он самый сложный. Наше исследование показало, что дети с первого дня обучения в школе испытывают настолько сильное напряжение, что его можно сравнить с тем, которое ощущает космонавт в невесомости. То есть школьная нагрузка является экстремальной.

Психологическая адаптация (длится от 1 до 3 недель) — это когда личность ребенка приспосабливается к новым вариантам общения, требованиям, коллективу сверстников и взрослых.

К чему должен привыкнуть ребенок

Статические нагрузки

Учителя и родители почему-то считают, что в 30-минутных уроках нет ничего сложного, и ребенок не должен уставать. Но это не так! Дети очень сильно перенапрягаются, они буквально падают, когда приходят домой. Это вовсе не случайно, ведь в школе для них все новое. А необходимость высидеть 30−40 минут в классе — это статические нагрузки, вынести которые гораздо труднее, чем динамические.

Темп деятельности класса

По нашим исследованиям, практически все первоклассники не успевают за учителем. Темп его речи, требования, мимика — все это очень важно. Особенно сложно привыкают медлительные дети, которые медленно ходят, говорят, едят, думают. Но это не значит, что у них есть какие-то отклонения, просто нервная система таких ребят устроена по-другому.

Они испытывают большой стресс при ограничении времени. Для них не следует выбирать интенсивную программу в школе (например, Занкова), а также стоит забыть про продленку. В классе с такими детьми учительница должна быть очень спокойна в темпе речи и в проведении уроков. Быстро говорящий, активный, требовательный учитель вам не подойдет.

Общение на уроках

Психологически оно особенно тяжело дается тем ребятам, у которых были ограничены контакты со сверстниками.

Когда к нам в центр приводят детей, которые говорят «Я не хочу в школу! Не пойду!», я их спрашиваю, есть ли в школе что-то неприятное, некомфортное? Почти все они отвечают одинаковыми фразами, что очень показательно: «Они толкаются».

То есть нарушение личного пространства для малышей, которые росли одни, мало общались — это большой стресс. К сожалению, многие дети, придя в первый класс, не знают простых речевых формул: как познакомиться, поздороваться, как что-то попросить, и это большая беда, которая осложняет адаптацию ребенка в школе.

Физиологически ребенок адаптировался тогда, когда стал меньше уставать, не стало резких перемен настроения и жалоб на недомогания. Психологически адаптация завершена, если он спокоен, исчезла повышенная тревожность и возбудимость.

Чему нужно обязательно учить до школы

Развитие речи — самое главное, на чем стоит сделать акцент до школы. Сегодня в 1 класс приходит от 40−60% детей с несформированной речью: они не умеют грамотно строить предложения, пересказать простой текст, рассказать о каких-то событиях, имеют бедный словарный запас. Это значит, что у таких ребят совершенно точно будут трудности с письмом, чтением и обучением.

В чем причина? По нашим данным, регулярно читают детям только 10% родителей. К тому же взрослые практически не разговаривают с детьми: они общаются одними глаголами, отрывистыми командами: «Садись!», «Вставай!», «Ешь!»

Речь ребенка может быть сформирована только тогда, когда с ним активно разговаривают, когда ему задают вопросы, читают, когда он слышит вокруг себя, как красиво и грамотно общаются его родители.

Навыки коммуникации. Если ваш ребенок мало общался со своими сверстниками до школы, обязательно предупредите своего учителя об этом, это поможет сгладить многие проблемы, которые могут появиться.

Чем вы можете помочь своему дошкольнику? Учить на пальцах тому, как правильно общаться, абсолютно бесполезно. Лучшее, что вы можете сделать, — найти сверстников (мальчиков и девочек) и организовать их взаимодействие.

Предложите ребятам вместе организовать какой-то праздник, детский спектакль или что-то такое, что требует подготовки и совместной работы.

С элементарными правилами гигиены и самообслуживания нужно знакомить малыша очень рано, это даже важнее, чем научить его читать.

Если он, придя в детский сад или школу, не знает, что должен вымыть руки после туалета и перед обедом, должен уметь аккуратно есть, знать, как пользоваться салфеткой, одеваться и раздеваться, — это большая беда.

Если малыш этого не умеет, над ним могут смеяться дети, а это тоже лишний стресс, который тормозит развитие ребенка и ухудшает его психическое и физическое здоровье.

Я рекомендую родителям познакомиться с моими пособиями, которые помогут в вопросах подготовки и адаптации ребенка к школе: «Ступеньки к школе», «10 шагов подготовки к письму», «Трудности обучения в начальной школе», «Как наблюдать за развитием ребенка».

Чего не стоит требовать от детей до школы

Родители, воспитанные Интернетом, часто сами создают своим первоклашкам дополнительные стрессовые ситуации, которые не только тормозят развитие, губят здоровье, снижают самооценку, но и напрочь отбивают желание узнавать что-то новое и ходить в школу.

Уметь читать

Многие родители думают, что, если малыш соединяет букву с буквой, то он умеет читать. Это не так! Всего лишь около 20% дошкольников владеют этим навыком полностью: понимают суть текста, запоминают информацию и так далее.

Если учить детей читать слишком рано, они будут справляться только с трех- четырехбуквенными словами. В будущем у них может сформироваться угадывающее чтение: когда малыш первые буквы или слова в предложении прочитывает, а остальные — угадывает. Именно поэтому многие дети не могут уловить смысл произведения.

Уметь писать

Дети не должны иметь начальных навыков письма до школы, они недоступны им до 5−6 лет. Малыша нужно готовить к письму. Первый очень важный шаг — умение правильно держать ручку.

Если дошкольник научится делать это неверно, вы не сможете его переучить. Также нужно правильно класть тетрадь на стол, правильно сидеть.

Я рекомендую родителям обратить внимание на тетради «10 шагов подготовки к письму» по моей методике, которой уже больше 20 лет.

Все делать самостоятельно

Человек в 6,5 лет не может быть ответственным, потому что это предполагает сформированность произвольной регуляции действий, механизмы которой созревают только к 9−10 годам. Вот почему до этого возраста дети так часто забывают и теряют свои вещи.

Задача родителей — помогать юному школьнику собирать свой портфель с первой недели обучения, чтобы он ничего не забыл.

Я уверена, что если в течение первого класса взрослые будут по-доброму, без окриков и нотаций помогать малышу, он гораздо быстрее научится делать это самостоятельно.

Организовать режим дня ученика и научить его жить в нем — тоже задача родителей. Они вместе с педагогами должны создать условия, в которых ребенок сможет регулировать свою деятельность и научиться самостоятельности: собирать портфель, одеваться и раздеваться, складывать свою одежду, следить за временем, расставлять приоритеты. И хорошо, если к 3−4 классу он все это сможет делать сам.

Примерный режим у младшего школьника рассчитывается так: возьмите чистый лист бумаги, напишите 24 часа. А затем начните вычитать: минус 10 часов на сон — это строгая необходимость! Минус 2,5 часа прогулки — это обязательно.

Минус 1,5 часа на еду (на 4 приема пищи), потому что иначе ребенок будет давиться, а вы — жаловаться, что он плохо ест. Отнимаем 5−6 часов в школе, ну, а если дорога — еще больше.

Минус 1 час — дайте ученику возможность побыть наедине с собой, поиграть в то, во что он хочет, оставьте его в покое! Это время необходимо школьникам любого возраста. В итоге у вас останется 2−3 часа, а может, и нет.

В любом случае помните, что здоровье ваших детей важнее потому что задерганный невротик с пятерками никому не даст жизни: ни себе, ни своей семье. Если родители пытаются до школы научить малыша всему на свете, они тем самым не помогают ему, а только формируют будущие проблемы.

Я не советую в первом классе загружать ребенка различными кружками. Целесообразно начать ходить в дополнительные секции примерно за год до школы, чтобы не усложнять период острой адаптации.

Если у вас есть вопросы относительно своих детей, вы можете задать их на сайте Института возрастной физиологии РАО (ivfrao.ru) и получить ответы и рекомендации от ведущих специалистов.

Источник: http://www.kanal-o.ru/parents/9237

10 вещей, которые тормозят развитие ребенка

10 ошибок родителей, которые тормозят развитие ребенка

А я этого не знала… Надо что-то делать!

Соска после года

Сосательный рефлекс тесно связан у младенца с ощущением безопасности и комфорта.

Однако уже к году уровень развития ребенка позволяет ему регулировать свое эмоциональное состояние более сложными и одновременно более эффективными способами.

Например, он может пожаловаться и получить в ответ ласку и сочувствие от взрослого или жестом указать на то, что ему нужно, и устранить причину дискомфорта.

Если же для решения любой проблемы существует только один способ – сосание соски, тогда и в дальнейшем ребёнок может сохранить верность этой привычке: в младшем школьном возрасте – грызть концы ручек или карандашей, а в старшем – курить.

Кроме того, по утверждению специалистов, сосание соски ассоциируется у малыша с грудью матери, а когда человек ест, у него формируется ощущение безопасности. Таким образом, если малыш сосет соску, он все время ощущает себя в безопасности. И не всегда это хорошо.

Как известно, человек развивается только в том случае, если выходит из зоны комфорта. Если все время сосать соску, то ощущение комфорта не оставит вашего малютку – и развиваться у него не будет никакого стимула.

Подгузники после 1,5 лет

Безусловно, было бы перебором призывать родителей возродить эпоху марлевых подгузников и пеленочного дерматита. Однако для развития контроля за функциями своего организма необходимо, чтобы ребенок испытывал некоторое неудобство, на которое он мог бы реагировать.

Важно помнить о том, что в детстве способность контролировать свои «горшковые» дела тесно связана с умением регулировать поведение в целом. Поэтому, если вы тщетно пытаетесь бороться с капризами, агрессией и истериками, начните с приучения к горшку.

Изогнутые ложки и ходунки в любом возрасте

Ложки «с поворотом», благодаря которым их содержимое попадает чаду прямо в рот, а не мимо, полезны с точки зрения экономии каши и мыла, однако не способствуют развитию пространственных представлений. Ведь именно неоднократно промазывая ложкой мимо рта, малыш постепенно различает, где и что у него находится на лице.

Те же проблемы, но в масштабах всего тела возникают у детей при использовании ходунков. Не падая и не имея возможности ощутить локтями и коленками окружающий рельеф, ребенок дольше, чем другие дети, будет формировать картину мира.

Говорящие интерактивные игрушки после 2 лет

Речь идет не о пищащих или издающих любые другие звуки игрушках, а о меховых зверушках с электронной начинкой, способных говорить целые фразы и отвечать на простые вопросы малыша. В рекламе про них обычно говорится, что «они станут лучшими друзьями ребенка».

На самом деле именно это свойство говорящих игрушек должно насторожить родителей. Ведь общение – это не только способность говорить, но и умение ориентироваться на контекст ситуации, оценивать мимику и интонации собеседника.

Ребенок, который проводит много времени за общением с интерактивной игрушкой, учится лишь механически повторять слова. Кроме того, скромный набор фраз искусственно ограничивает сюжет игры малыша.

Телевизор в любом возрасте

Поскольку про вред телевизора не пишет только ленивый, скажем лишь о том, что негативно влияет не только содержание многих передач, но и привычка использовать телевизор в качестве постоянного звукового фона.

Некоторые дети настолько привыкают к нему, что потом не могут находиться в тишине, что отражается на учебе и соблюдению дисциплины в школе.

 Сладости без ограничений

Привычка быстро утолять голод конфеткой подвела уже не одно поколение взрослых, поэтому незачем повторять их ошибки. Когда родители жалуются на то, что «ребенок не ест ничего, кроме сладкого», всегда хочется спросить, а откуда он их берет? Практика показывает, что человек, которого не кормят целый день, ближе к вечеру ест все.

 Электронные игры без ограничений

Несмотря на полезный обучающий эффект многих планшетных или телефонных игр, он часто нивелируется большим количеством времени, которое ребенок тратит на игру. Отсутствие ограничений резко повышает риск формирования зависимости, в результате чего мысли об игре и связанными с ней эффектах вытесняют все остальное.

 Игрушки-монстры в любом возрасте

Как говорили во времена наших родителей, бытие определяет сознание. Чем будет наполнено сознание малыша, если его бытие состоит из уродливых кукол, спящих в гробиках, или трансформеров с беспощадными гримасами?

 Трехколесные самокаты после 3 лет

Если двухколесные самокаты развивают у ребенка чувство равновесия, то трехколесные помогают малышу научиться опираться на одну ногу и отталкиваться другой, никак не координируя эти процессы между собой.

Поэтому, если хотите, чтобы ребенок приобретал новые навыки, стоит научить его обходиться меньшим количеством колес.

 Свободные карманные деньги в любом возрасте

Испытание легкими деньгами выдерживают далеко не все взрослые – что уж говорить о детях!

Чтобы ребенок научился планировать расходы, он должен оказываться в ситуации выбора: например, оплатить завтрак или купить жвачку и ходить голодным.

В противном случае ваш отпрыск будет вести себя как бедняк, выигравший в лотерею: покупать все подряд просто потому, что он может это купить.

Источник

Источник: http://damy.club/tormozyat-razvitie-rebenka/

Откуда берутся истеричные дети: 10 главных ошибок родителей

10 ошибок родителей, которые тормозят развитие ребенка

Детские истерики – весьма распространенная проблема. Нет практически ни одной семьи, которая бы так или иначе не столкнулась с подобными приступами у ребенка. Ситуация эта болезненная, и абсолютно все хотели бы ее избежать.

Вы можете по-разному относиться к детским истерикам. Они могут:

  • Вызывать у вас чувство беспомощности.
  • Вызывать острое чувство жалости и сострадания.
  • Раздражать.
  • Утомлять.
  • Пугать.

Но совершенно точно не могут радовать.

И уж, конечно, вы точно не хотите поспособствовать тому, чтобы истерики стали обычным делом у вашего ребенка.

Меж тем достаточно совершить только одну из 10 ошибок – и вероятность того, что детские истерики войдут в жизнь вашей семьи, будет весьма высока. А если вам случится допустить не одну, а несколько ошибок – результат будет почти необратимым.

Какие родительские ошибки приводят к детским истерикам?

Давайте разбираться.

Ошибка № 1: Позволять ребенку все

Ну, конечно, вы против вседозволенности. Но зато всецело за понимание ребенка и его желаний. А желания у него столь искренни и сильны, что не исполнить их кажется просто преступлением.

Поэтому давайте исполним любое желание ребенка! Исполнение желаний – гарантия счастья и залог уверенности в родительской любви. А если желание не слишком полезно и хорошо – пусть сам убедится в своей неправоте.

Верно?

Нет! Неверно!

Когда ребенок не встречает ни малейшего отпора своим прихотям, даже случайным, он, как ни странно, не чувствует родительской защиты. Ведь получается, ребенок сам решает, что ему необходимо, а родители лишь исполнители его воли. Бремя такой ответственности слишком тяжело для маленького человека. И следствием станут нервозность и истерики.

Ошибка № 2: Не позволять ребенку ничего

Подход, прямо противоположный предыдущему. Возможно, ко второй ошибке вы придете, сполна испытав первую.

Ребенок маленький. Он совершенно не понимает, что для него лучше и полезнее, поэтому его решения изначально не могут быть верны. А значит, вы все решите за него, а робкие деткины попытки сделать что-то по-своему пресечете на корню, даже если речь идет о невинных вещах.

– Хочется красное платье? Тебе не идет красный цвет, надень синее.

– Не хочешь пить молоко после тарелки сытной каши? Молоко нужно выпить обязательно, чтобы были здоровые зубы.

И так во всем.

Молоко, конечно, полезно, а красный цвет действительно может быть не к лицу ребенку. Но, живя в постоянных ограничениях, ребенок рано или поздно постарается разорвать душные рамки. Как? Самым простым способом – скандалом. А если попытки не увенчаются успехом, нервный срыв обеспечен, и скандалы снова гарантированы.

Ошибка № 3: Быть непоследовательными

Мы все живые люди. Сегодня у нас хорошее самочувствие, а завтра – неважное. Сегодня все удается, а завтра – день не задался с утра. Сегодня все благополучно, а завтра – произошли серьезные проблемы. Мы не роботы и не можем вести себя всегда одинаково.

Поэтому и с ребенком мы каждый день (а то и в течение одного дня) ведем себя по-разному: то мы терпимы и снисходительны, то взрываемся по любому пустяку; то запрещаем лишние мультфильмы, то заняты и готовы включить их на весь вечер, лишь бы ребенок не приставал.

Да-да, мы не роботы – и ребенок должен это понимать.

Не должен! Он не может угадать, почему вы совершаете противоречащие друг другу поступки. Родители – образец поведения для ребенка. Они формируют его границы, установки, правила жизни.

А если образец искажен постоянными изменениями? Если правила постоянно меняются?

Значит, в жизни ребенка нет стабильности и ясности. Итог – истеричность.

Ошибка № 4: Не соблюдать режим

Ребенок не ходит в садик, и странно было бы терзать себя строгим режимом. Или ходит, но сегодня выходной и завтра – тоже, а послезавтра садик отменился по какой-то причине. И вообще режим – это скучные рамки, делающие жизнь тоскливой.

Возможно, вы прекрасно обходитесь без режима. Возможно, вам удается выполнять все необходимые дела и качественно отдыхать без четкого графика.Но ребенок, не имеющий четкого режима, вместе с этим не имеет ощущения стабильности жизни. Он не понимает, по каким законам существует его мир и есть ли эти законы вообще.

Кроме того, без четкого режима питания и сна быстро наступает усталость и физический дискомфорт.

А постоянный психологический и физический дискомфорт ребенка влечет за собой непременные истерики.

Ошибка № 5: Не ограничивать просмотр мультфильмов и игры на компьютере

Любой ребенок просто обожает мультфильмы! Готов смотреть их когда угодно и сколько угодно. Прекрасно запоминает сюжет, выделяет любимых героев. То же происходит и с компьютерными играми. Стоит однажды предложить ребенку такое развлечение – как он готов играть часами.

Чем не развитие? Вроде тут и память развивается, и увлечения появляются.

Да и вам, что греха таить, очень удобно, когда ребенок занят, доволен и к вам не пристает.

Только вот развитие, которое дают мультфильмы и компьютерные игры, – мнимое. А вред вполне конкретный. Любые мультфильмы, а тем более игры как минимум очень воздействуют на процессы возбуждения, которые и без того у детей преобладают над процессами торможения.

А перевозбужденный ребенок будет искать выход своему состоянию. И найдет его в регулярных истериках.

Ошибка № 6: Не наказывать ребенка

Разве можно наказывать ребенка?! Это жестокость, признак родительской слабости и пережиток прошлого! Хотите наказать – наказывайте равного себе взрослого, а не беззащитного ребенка. Максимум, что родители могут позволить себе по отношению к ребенку, – это показать ему свое недовольство.

Вам близки эти распространенные сегодня убеждения? Наказания в вашей семье не приняты?

Значит, ваш ребенок не будет чувствовать рамок дозволенного. Не потому, что он такой непонятливый, а потому, что вы их не установили. А без таких рамок ребенку… страшно. Поэтому он будет пытаться их найти.

И прибегнет к постоянным истерикам как к самому непозволительному поведению. Может быть, так удастся до вас достучаться?

Ошибка № 7: Подчиняться детской истерике

Ребенок чего-то очень хочет/не хочет и вопит уже 15 минут. Вам его жалко? А может быть, вы находитесь не дома и вам неловко перед окружающими? Или вы просто устали от изматывающего рева?

Как бы то ни было, вы не можете терпеть нескончаемый крик – и выполняете желание ребенка.

С этого момента ребенок начинает догадываться: его крик сильнее вашей воли.

И истерики вам обеспечены.

Ошибка № 8: Кричать на ребенка

Ребенок вывел вас из себя? Плохим поведением, неловкостью, неаккуратностью или пресловутой истерикой? И вы не просто рассердились – вы в гневе закричали на него.

Возможно, ваш крик будет вполне результативен, и ребенок перестанет делать то, чем вас разгневал. Но таким образом вы даете ребенку хороший урок крика.Он непременно возьмет с вас пример.

Ошибка № 9: Не сдерживать негативные эмоции

А если ребенок ни при чем? Если просто вы одновременно обожглись о плиту, разбили тарелку и наступили на хвост коту? Или проспали на работу. Или потеряли ключи.

Вы держите в себе негативные эмоции или выплескиваете их наружу? Можете ли вы в такие острые и неприятные моменты начать громко возмущаться, ругаться, кричать или плакать?

Ребенок, конечно, не осудит вас за истеричность. Но такое поведение к сведению примет.

Ошибка № 10: Не обращать внимания на ребенка

У вас ведь много дел? Очень много? Конечно, о ребенке вы заботитесь – о его безопасности, здоровье, удобстве. Но разве можно среди всех забот выкроить время на бесконечные детские игры? И разве хватит сил на непрекращающуюся болтовню чада?

Вот и занимайтесь своими делами! А ребенок пусть играет – сам. И болтать пусть прекращает: вы устали.

Он-то привыкнет. И играть научится сам, и болтать прекратит. Но не удивляйтесь непонятно откуда взявшимся истерикам. Ваш ребенок еще надеется вызвать вас из ваших дел к себе.

Все ошибки, о которых мы вели речь, весьма распространены. При этом цена их очень высока. Результат вашей несдержанности, вседозволенности, непоследовательности, излишней строгости, чрезмерной занятости – нервозность и истеричность ребенка.

В ваших силах избежать столь печальных последствий. Цените, понимайте, уважайте и любите своих детей. И пусть детские истерики никогда не случаются в вашем доме!

factroom

Сообщить об ошибке – Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://uainfo.org/blognews/1463420072-otkuda-berutsya-isterichnye-deti-10-glavnyh-oshibok-roditeley.html

Рождение ребенка
Добавить комментарий