10 главных причин тревожности у первоклассника

Содержание
  1. 10 главных причин тревожности у первоклассника
  2. Как понять, что у ребёнка повышенная тревожность?
  3. Экспертное мнение
  4. Почему появляется тревожность у первоклассника?
  5. Экспертное мнение
  6. Школьная тревожность первоклассника
  7. Что может беспокоить первоклассника прежде всего?
  8. Признаки школьной тревожности
  9. Как родители могут помочь ребенку преодолеть тревожность?
  10. Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе?
  11. Три группы первоклассников
  12. Хроническая неуспеваемость
  13. Уход в себя
  14. Негативные выходки
  15. Вербализм
  16. Постоянные заболевания
  17. Лень
  18. Общие рекомендации
  19. 5 распространенных школьных страхов и способы от них избавиться
  20. Бояться – это плохо?
  21. Страх или фобия?
  22. Школьные страхи. Какие они?
  23. Динамика страхов
  24. Профилактика страхов
  25. Как успокоить ребенка?
  26. Повышенную тревожность у ребенка могут провоцировать родители | Школа | Добренок
  27. Невроз
  28. Фобия
  29. Главные причины тревожности
  30. Как проявляется тревожность?
  31. Как лечить?

10 главных причин тревожности у первоклассника

10  главных причин тревожности у первоклассника

Что вызывает тревожность у первоклассников и может помешать эффективной учёбе? Неподготовленность, некомфортная обстановка, незнакомый коллектив или жесткие требования? Разбираемся в статье вместе с нашим экспертом.

В первые три месяца ребёнок-первоклассник проходит непростую адаптацию. Он учится ориентироваться в новом месте, понимать задачи, которые перед ним стоят, старается следовать прописанным правилам, а его эмоциональное состояние постепенно становится устойчивым и последовательным. Но так происходит не всегда.

Как понять, что у ребёнка повышенная тревожность?

  • На уроках не может сосредоточиться – высидеть 45 минут для него крайне сложно.
  • Постоянно беспокоится по любому поводу: боится, что опоздает, что его поругает учитель, что забудет или потеряет портфель. Ему важно понимать, что все эти страхи необоснованны.
  • Боится незнакомых людей. Причём, не стесняется и чувствует некоторое смущение в разговоре и общении с ними, а именно боится. Ребёнок разговаривает с дрожью в голосе, прячется за маму.
  • Страдает нарушениями сна. Ребёнок трудно засыпает и просыпается ночью, может даже плакать.
  • У ребёнка наблюдаются физиологические проявления высокой тревожности – сухость во рту, учащение пульса и сердцебиения.

Экспертное мнение

Светлана Фатина, психолог: Известно, что период перехода из детского сада или других дошкольных учреждений в школу сопровождаются для 7-летнего ребёнка определенными трудностями. В некоторых случаях возникает хроническая эмоциональная напряженность и тревожное состояние.

Изменение окружения, общей обстановки, роли ребёнка в социуме, ритма жизни, интенсивные нагрузки – как умственные, так и физические, а также возложенная на плечи школьника ответственность, вызывают у него эмоциональную напряжённость и тревожное состояние. В результате может даже может развиться, так называемая, школьная дезадаптация.

Она поддаётся своевременной коррекции, но требует обязательного внимания со стороны взрослых.

Почему появляется тревожность у первоклассника?

  1. Новое место. Школа  требует совершенно иного, нежели раньше, поведения от ребёнка. Но каким оно должно быть, ребёнок может просто не знать. Задача взрослых на подготовительно дошкольном этапе доходчиво объяснить ребёнку основные правила, которым нужно будет следовать.
  2. Новые отношения.

    Трудности могут возникать не только из-за нового помещения, но и от того, что общаться теперь необходимо с незнакомыми людьми: учителя, одноклассники, даже школьный охранник и буфетчица – с ними тоже теперь важно взаимодействовать и надо знать, как.

  3. Строго по алгоритму.

    Новые проблемы и задачи требуют решения – нужно, чтобы ребёнок был ознакомлен с алгоритмом действия «что делать, если….». Все  вопросы, которые могут возникать в процессе посещения школы, и варианты их решения должны быть проговорены или даже прописаны.

  4. Усиленный режим. Стремительный рост умственной и физической нагрузки происходит уже к концу сентября.

    У неподготовленных к самостоятельности и дисциплине детей могут возникнуть трудности.

  5. О чем мечталось, не сбылось. Несовпадение представлений о школьной жизни с реалиями. Будучи дошкольником, ребёнок может фантазировать на тему того, как он будет посещать уроки. Однако в результате его надежды чаще всего не оправдываются.
  6. Страхи и опасения.

    Первоклассник запуган. Взрослые и дети постарше могут рассказывать «страшилки» о школьной жизни. При этом у многих взрослых есть мнение, что чем жёстче и серьёзнее они будут рассказывать о требованиях, правилах поведения и образе жизни в школе, тем ребёнку будет легче адаптироваться и принять всё. Тут как раз всё наоборот.

  7. Внутриличностный конфликт.

     Внутриличностный конфликт часто становится основной причиной появления тревожности у ребенка. Например, вы позволяет делать что-то, пропускать уроки, а учителя и администрация школы наказывают и осуждают.

    Но всё начинается значительно раньше, в рамках семьи, когда мама с папой или другие близкие родственники ребёнка не могут договориться между собой по разным вопросам: можно или нельзя смотреть телевизор, когда лучше делать уроки – днём или вечером. Детской психике не просто разрешить этот конфликт.

  8. По наследству. Тревожность передаётся от родителей к ребёнку.

    Если вы говорите сыну, чтобы он чувствовал себя увереннее в разговоре с учителем и говорил громче, а сами при этом теряетесь в разговоре с начальником по телефону, ребёнок, скорее всего, будет следовать вашему примеру.

  9. Завышенные требования. Важно принимать ребёнка таким, какой он есть – догма.

    Постарайтесь принять тот факт, что сын или дочь могут не быть самыми успешными в классе и имеют право отставать от других. В спокойной обстановке, где ребёнка любят, ему будет легче добиваться успехов.

  10. Негативные события. Высокой тревожности у первоклассника могли предшествовать какие-то трагичные, печальные события. Поддержка и повышенное внимание очень важны в таких ситуациях.

Экспертное мнение

Светлана Фатина, психолог: Высокая тревожность может быть симптомом возникающего невроза. Важно, заметив все характерные признаки, вовремя обратиться к специалисту. Один из эффективных методов коррекции тревожного состояния у детей младшего школьного возраста – это игротерапия и сказотерапия.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/vospitanie/10-glavnyh-prichin-trevozhnosti-u-pervoklassnika/

Школьная тревожность первоклассника

10  главных причин тревожности у первоклассника

Какие признаки тревожности должны заметить родители первоклашек? Как строить отношения с тревожными первоклассниками? Как родители могут помочь ребенку преодолеть школьную тревожность?

Школьное детство – период, связанный с новыми впечатлениями, контактами, переживаниями.  Часто школьные проблемы связывают со школьной тревожностью.

Тревожность – это реакция организма на внешние раздражители, связанные с повышенным беспокойством в специфических ситуациях.

Состояние тревоги можно ещё назвать защитной реакцией организма на внешние раздражители – страх неудачи, страх не оправдать ожидания близких и учителей, боязнь быть отвергнутым.

Школьная тревожность – реакция организма на негативные социальные ситуации, которые могут сопровождать ребёнка в школе.

Каждый школьник имеет свой набор проблем, вызывающих тревогу.

Что может беспокоить первоклассника прежде всего?

– Боязнь не оправдать ожидания учителя. Для младшего школьника учитель является воплощением мудрости и справедливости. Часто, не получая одобрения со стороны учителя, ребёнок становится неуверенным в себе. У него формируется заниженная самооценка.

– Боязнь не оправдать ожидания родителей. Родители всегда являются для детей гарантами безопасности. Поэтому, для снижения тревожности, первокласснику крайне важно не сомневаться в родительской любви. Требовательность и контроль должны сочетаться с доброжелательностью и лаской.

– Страх ситуации проверки знаний. Есть такие ученики, для которых проверка знаний – уже стресс.

причина такого состояния – ожидание плохого отношения к себе. В случае устойчивой негативной реакции на проверку знаний, у ребёнка формируется негатив не только по отношению к этой самой проверке, но и к школе в целом.

– Страх быть непринятым в классном коллективе. Для детей любого возраста статус в коллективе является подтверждением своей принадлежности данному кругу. Самоутверждаясь в нём, дети развивают свои коммуникативные навыки, повышают самооценку.

Признаки школьной тревожности

Как мы убедились, причин школьной тревожности у первоклассников может быть несколько.

Устранение этих причин зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, психологической готовности к школе, а также от взрослых, которые окружают ребенка.

Как родители могут помочь ребенку преодолеть тревожность?

Рекомендации, которые приводятся ниже, предназначены для родителей, и всех, кто имеет непосредственное отношение к воспитанию и обучению первоклассника.

  • Если ваш первоклассник стал излишне молчалив, его дыхание стало учащённым и неглубоким, а голова постоянно уходит в плечи, у вас есть причина бить тревогу.
  • И первое, что вы должны сделать – обеспечить эмоциональный комфорт в семье.
  • Не требуйте от вашего сына, или дочери мгновенных результатов в учёбе. Всему своё время.
  • А пока – хвалите за малые достижения, поощряйте самостоятельность.
  • Научите ребёнка управлять своими эмоциями и поведением.
  • Вспыльчивость, агрессивность, капризы не дают возможности раскрыть внутренний потенциал школьника, что негативно сказывается на отношении педагогов к вашему сыну или дочери и затрудняют налаживанию контактов с одноклассниками.
  • Уравновешенность, воспитанность и следование правилам хорошего тона компенсируют проблемы в обучении, которые могут появиться.
  • Заботьтесь о себе. У тревожного и неуверенного в себе родителя не может вырасти морально здоровый ребёнок.
  • Время от времени потакайте своим слабостям, заботьтесь о своей духовной жизни, и обязательно релаксируйте.
  • Это снимает внутренние зажимы, которые могут привести к соматическим заболеваниям.
  • Активный отдых не только приводит нас к хорошей физической форме, но и помогает избавиться от психологических проблем, снимает усталость и раздражительность.
  • Каждый родитель должен помнить, что ребёнок, как губка, впитывает не только стиль внешнего, но и внутреннего состояния.
  • Плохое настроение, депрессия, которая появляется вследствие неблагоприятного психологического климата на работе и дома, становится причиной непонимания, скандалов.
  • Это сказывается не только на моральном, но и на физиологическом состоянии детей.
  • Поэтому, будем примером для них. Оптимизм и вера в будущее способно разрядить любую обстановку и поверить в счастливое завтра.

В помощь педагогам и родителям Буклет  “Школьная тревожность” скачать

Школьная тревожность первоклассника, это уже показатель “школьной дезадаптации”.

И так как тревожность, оказывая влияние на результативность деятельности, определяет уровень успешности школьника,  то обратиться школьному психологу необходимо.

Источник: https://psi-school.ru/shkolnaya-trevozhnost-pervoklassnika/

Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе?

10  главных причин тревожности у первоклассника

Поступление ребёнка в первый класс – неизбежный для каждой семьи и достаточно критический момент, который нарушает привычный ход вещей и заставляет всю семью приспосабливаться к новым условиям, утверждают психологи.

Для разных семей он проходит по-разному, но это всегда непросто. Большинство первоклассников поступают в школу из детского сада, где был очень спокойный режим – с ними играли в игры, водили на прогулки, они спали днём.

А в школе маленькие дети резко оказываются в совершенно другой обстановке, где будут вынуждены работать в напряжённом режиме нескольких уроков в день с совсем небольшими перерывами, и к ним начнёт применяться новая система требований, к которой они не привыкли.

Кроме этого, маленький первоклассник попадает в совершенно новый коллектив детей и взрослых, в котором ему нужно установить контакты и найти своё место.

Опыт родителей, практических психологов и школьных учителей показывает, что не все дети готовы к этому. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, социальная адаптация оказывается очень трудна, в основном из-за того, что личность ребёнка, способная слышать, понимать и подчиняться школьному режиму, нормам поведения и обязанностям, ещё не сформировалась.

Именно поэтому многие первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, плохо воспринимают школьный материал и с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

И, конечно же, начинают часто болеть. В первые недели и месяцы школьного обучения особенно часты жалобы детей на усталость, головную боль, они становятся раздражительными, капризными, плаксивыми, истеричными.

Снижается аппетит, дети теряют в весе, плохо спят.

У многих детей в это время формируется устойчивое чувство страха перед посещением школы (вплоть до повышения температуры каждое утро), нежелание ходить в школу, отрицательное отношение к одноклассникам и учителям, негатив и страхи, связанные с недостаточными способностями.

Все эти симптомы носят названия “адаптационная болезнь”, “школьный шок” и “школьный стресс”.

Три группы первоклассников

Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше.

Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе.

Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы.

Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.

Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации.

Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.

И третью группу составляют “трудные” дети.

Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога.

Хроническая неуспеваемость

Часты случаи, когда неуспеваемость ребёнка по основным предметам в школе связана с отношением родителей. Например, ожидание и даже требование от ребёнка только хороших оценок и демонстративное недовольство тем, что он с чем-то не справляется.

Ребёнок становится “хорошим”, когда у него получается, и “плохим”, когда приносит плохие отметки.

Многие родители при этом уверены, что это правильное воспитание и таким образом они стимулируют ребёнка лучше учиться, но на самом деле под влиянием такого оценочного поведения у первоклассника снижается уверенность в себе и повышается тревожность, возникает дополнительный страх вызвать недовольство домашних.

Это приводит к волнению, ухудшению его концентрации и дезорганизует его при выполнении домашних заданий, что приводит к неудаче в школе. Каждая новая неудача вызывает осуждение дома, тревожность нарастает, и получается замкнутый круг, в котором ребёнок может начать бояться проявлять себя и привыкает к роли неудачника. У таких детей неуспеваемость становится хронической.

Как правильно поступать: не реагируйте слишком эмоционально на плохие и хорошие отметки своего ребёнка. Ругать его за неудачи и хвалить за успехи – не та практика, которая поможет ему сейчас. Ему нужна ваша добрая поддержка во всем, чтобы он смог нормально адаптироваться и войти в ритм обучения, на который он действительно способен.

Уход в себя

Это ситуация, когда ребёнок формально присутствует на уроке, но в то же самое время будто бы отсутствует. Он не воспринимает материал, не слышит и не выполняет задания учителя.

При этом это не связано с тем, что его внимание занято посторонними занятиями и предметами, скорее, это уход в себя и в свой внутренний мир, в воображение и фантазии.

Такое часто бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания и любви дома, и, не находя поддержки во внешнем мире, они склонны уходить в лучший, вымышленный.

Что нужно делать: чаще всего в такой ситуации родителям необходимо пересмотреть в целом свои отношения с ребёнком, постараться уделять ему больше внимания, интересоваться его играми, играть вместе с ним, разговаривать с ним, стараться не оставлять его надолго одного.

Негативные выходки

Демонстративно негативное поведение, специально для того, чтобы позлить взрослых, получение удовольствия от совершения чего-то запретного, нарушения общего порядка, вызывание на себя гнева со стороны учителей, срывание уроков.

На таких детей часто жалуются не из-за неуспеваемости, а за плохое поведение и нарушения дисциплины. При этом взрослые наказывают его, но парадоксальным образом для такого ребёнка это действует как поощрение и стимулирует его продолжать вести себя именно так.

Такое поведение характерно для детей с повышенной потребностью во внимании. Позитивным образом привлечь повышенное внимание взрослых проблематично, поэтому они привлекают негативным и испытывают удовлетворение, когда это у них получается.

На самом деле истинное наказание для таких детей – лишение внимания. Имеет смысл при реакции на выходки такого ребёнка это учитывать.

Как правильно поступать: как и в предыдущем случае, лучшим вариантом для родителей здесь будет пересмотреть свои отношения с ребёнком, понять, где они потеряли с ним связь и не уделяли ему достаточного внимания дома. И, конечно, лучший рецепт – ласка, любовь, понимание и приятие.

Вербализм

Высокая степень развития речи при задержке мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и чаще всего связан с прикладыванием родителями больших усилий к тому, чтобы ребёнок быстрее научился хорошо говорить – читать книжки, стихи, сказки, выступать с этим перед взрослыми и так далее. При этом развитие образного и логического мышления отстаёт.

Бойкая речь и чёткие ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые постоянно поощряют за это ребёнка, и у него формируется высокая самооценка при достаточно средних способностях к решению более глубоких логических или образных задач. Естественно, в школе это вызывает трудности.

Не понимая, в чем причина, родители склонны винить ребёнка за неуспешность – “ты же умный, почему ты не понимаешь?” – и заставлять ребёнка больше заниматься, вызывая у него неуверенность и тревожность.

А это, как уже было описано выше, приводит к хронической неуспеваемости и страху перед школой.

Как правильно поступать: необходимо уделять больше времени развитию мышления ребёнка. Заниматься с ним музыкой, рисованием, конструированием, лепкой. Основная тактика здесь: сдерживать речевой поток и стимулировать продуктивные виды деятельности.

Постоянные заболевания

Одно ОРВИ сменяет другое, у него или неё болит то голова, то живот, странные дерматиты и высыпания, ребёнок становится капризным, плаксивым, плохо спит.

При выполнении домашних заданий он хочет есть, спать или у него что-то болит, при этом в период выходных или каникул, когда он играет в компьютер или с друзьями, никаких недомоганий не проявляется.

Причина здесь одна – ребёнок не хочет ходить в школу. И его организм с ним полностью согласен.

Что нужно делать: постоянно оставлять ребёнка дома и лечить одно его психосоматическое заболевание за другим – плохая тактика. Этим можно очень серьёзно подорвать детское здоровье.

Придётся выяснить – что именно вызывает нежелание вашего ребёнка идти в школу? Это не сложившиеся отношения с одноклассниками или неуверенность в себе, страх перед получением негативных оценок или предпочтение своего внутреннего мира и привычного домашнего одиночества шумному внешнему миру школы, в который он никак не может вписаться – докопаться до истины имеет смысл. Не бойтесь в таком случае обратиться к школьному или независимому детскому психологу.

Лень

Обычно под тем, что учителя и родители называют ленью ребёнка, скрывается сразу несколько совершенно разных процессов.

Неуверенность в себе – “я не буду делать, потому что у меня все равно не получится”, но так как делать заставляют – “я буду оттягивать всё настолько, насколько смогу”. Этот процесс легко распознаётся, если в ситуациях, не связанных с обучением, ваш ребёнок обычно шустрый и не медлительный.

Фото с сайта malinalife.ru

Как правильно поступать: прекратить обвинять его за неудачи и, возможно, пересмотреть своё отношение к этому, потому что, если вы умолчите искусственно, ребёнок все равно считает ваше осуждение по невербальному каналу.

Особенности темперамента – возможно, ваш ребёнок трудится добросовестно, просто он делает это по-своему и несколько медленно, а родителям кажется, что ему лень шевелиться, они начинают его подгонять, раздражаются и проявляют недовольство. Ребёнок при этом чувствует, что он не нужен, что он “не такой”.

Как правильно поступать: если ваш ребёнок медлителен в целом, вы не поможете ему ничем, подгоняя его. Это может измениться со временем, а пока примите его темперамент и, если нужно, останавливайте учителей, которые пытаются слишком подгонять его.

“Я не знаю, как делать” – и высокая тревога, связанная с этим чувством, иногда расценивается родителями как лень. Например, ребёнок никак не напишет фразу, потому что он глобально не уверен, как и что надо писать. Почему он боится уточнить – это следующий вопрос. Но из-за того, что он всё время не уверен, он увиливает от любого ответственного действия или бесконечно оттягивает его.

Как правильно поступать: выяснить, чего он так боится. Сделать неправильно или задать вопрос? Почему он этого боится? Не требуете ли вы от него слишком много? Не осуждаете ли вы его?

Избалованность – ребёнок ленится, потому что не приучен к дисциплине и привык делать только то, что ему нравится.

Как правильно поступать: только в этом случае метод заставления действительно работает.

Общие рекомендации

В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что вы можете сделать – помочь ребёнку поверить в себя и в свои силы. Проявите интерес к нему, к его школе, к его классу, спрашивайте его о том, как прошёл его день, что ему понравилось, а что нет. Очень полезно ребёнка просто послушать.

Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Вы сможете это делать позже, но сейчас критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте. Дайте ему пространство и место для восстановления.

Активным детям после школы, возможно, нужно поорать и побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное.

Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.

Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.

Уделите особое внимание диете ребёнка в период школьного стресса. Рацион должен быть максимально разнообразным и содержать много витаминов и полезных веществ. Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков.

Независимо от того, насколько далеко находится школа от дома, даже если на соседней улице, а вы крайне заняты, по отношению к ребёнку будет несправедливым и неправильным заставить его с первых дней ходить в школу самостоятельно.

Отводите его в школу и встречайте его.

Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.

Надеемся, что эти небольшие советы смогут облегчить вам жизнь. Удачного вам первого учебного года!

Источник: https://informburo.kz/stati/detskiy-stress-pervoklassnika-kak-pomoch-malyshu-adaptirovatsya-k-shkole.html

5 распространенных школьных страхов и способы от них избавиться

10  главных причин тревожности у первоклассника

/ Наши дети

Все родители мечтают о том, чтобы их дети ходили в школу с удовольствием. Эмоциональная атмосфера, царящая в классе, влияет на настроение и успеваемость учащихся любого возраста. На психическое здоровье могут негативно повлиять ряд факторов, вызывающих школьные страхи у ребят.

Бояться – это плохо?

Многие философы и историки изучали это понятие. Единого определения нет. Но все сходятся во мнении, что страх – это отрицательная эмоция. Это острое осознание угрозы жизни и благополучия. Опасность при этом может быть реальная или воображаемая.

Тревога – это инстинктивная защита от надвигающейся беды. Маленькие дети, не имея достаточного опыта, часто выглядят бесстрашными. Малыши с улыбкой пытаются потрогать горячий чайник или забраться на высокую лестницу. В этот период родители должны быть особо бдительны, ведь чувство опасности у младенца еще не сформировано.

С этой точки зрения страх – это необходимый кирпичик, участвующий в построении психики каждого здорового человека. Он имеет защитную функцию. Но есть и патологические формы тревоги.

Страх или фобия?

Чтобы понять, как помочь ребенку школьного возраста преодолеть свои страхи, сначала стоит разобраться с чем мы имеем дело. Здоровый страх – это естественный способ защититься от надвигающейся угрозы. Она конкретная и не предвещает ничего хорошего. У детей тревожное состояние уходит, как только проблема разрешена.

Если же человек боится чего-то постоянно, страх становится навязчивым, возникает фобия. Это болезненное состояние, работать с которым должен психолог. Ученый Захаров А.И.

выделяет школьную фобию при которой ученик испытывает панику при мысли о посещении школы.

Но как понять, насколько деструктивен страх у детей школьного возраста? Прежде чем обращаться к специалисту, можно попытаться разобраться в этом самостоятельно. Возможно, опасения ребенка обоснованы, и никаких фобий нет.

Школьные страхи. Какие они?

Они связаны с посещением детей учебного заведения, поэтому достаточно разнообразны. Для удобства можно разделить их на несколько небольших групп.

  • Оценки и контрольные работы

Ученики боятся, что получат низкий балл, “завалят” проверочный тест, ошибутся, отвечая у доски. Страх неправильно выполнить домашнее задание или вовсе о нем забыть. Беспокойство детей по поводу дневника, его проверки дома родителями. Страх оставить дневник дома или потерять на улице.

Ребенок может бояться, что его будут ругать за плохие оценки. Объясните, что плохая отметка – это не провал, а стимул к новым свершениям. Это не повод для скандала, а сигнал родителю от учителя. Он сообщает на какой предмет стоит обратить внимание.

Какие параграфы стоило бы повторить, чтобы обязательно исправить низкий балл.

Боязнь детей младшего возраста опоздать на урок, страх перед звонком, оповещающем о начале или конце школьных занятий. Тревога по поводу недостатка времени для выполнения важных контрольных тестов.

Страх не успеть выполнить домашние задания, слезы и истерики над тетрадками дома. Здесь на помощь должны прийти родители.

Помогите чаду отточить режим, выделите специальные часы для написания домашних работ.

Есть известный “мандраж” детей по поводу конца четверти или полугодия. Систематический контроль над выполнением упражнений и тестов сыграет здесь на руку. Повторяйте пройденное вместе с ребенком, учите его систематизировать и накоплять знания. Тогда никакие проверочные тесты ему будет не страшны.

  • Преподавательский состав и обслуживающий персонал

Порой у детей школьного возраста возникает паника при встрече с директором, завучами, классным руководителем. Боязнь охранников – довольно частое явление.

В основном их опасаются ребята, которых родители часто пугали «милиционером», который якобы заберет их за плохое поведение. Такой вид воспитания деструктивен и может спровоцировать панические атаки.

Каждый раз, проходя в коридоре мимо мужчины в форме, школьник испытывает стресс, а потом плохо запоминает новую информацию на уроке.

  • Организация школьной жизни

Тревога по поводу перехода в другой кабинет, боязнь не найти нужную дверь. Неприязнь к переменам, шумным праздникам. И один из главных кошмарных снов первоклассника – боязнь потеряться в лабиринтах школьных коридоров. Кстати, он легко решается при помощи подробной экскурсии по закоулкам школы. Попросите классного руководителя провести познавательную «прогулку» по учебному корпусу.

  • Страх надолго расстаться с родителями

Нередко он свойственен детям младшего возраста, которые не посещали детский сад. В этом случае психологи советуют до школы обязательно водить малышей в развивающие центры, где они могут побыть какое-то время наедине со сверстниками.

Страхи бываю разные по происхождению:

  1. Пришедшие вместе с опытом. Он может быть самостоятельный или на примере других.
  2. Внушенные. Им делятся взрослые, чтобы направить чадо на истинный путь. Это страх во благо, имеющий воспитательный характер.
  3. В толпе. Часто группа людей заражает друг друга необоснованной тревогой. Школьники любого возраста – не исключение. Например, это «мандраж» перед контрольной работой или тревога перед соревнованием.
  4. Выдуманные страхи, основанные на слухах, недомолвках. Например, ученик плохо расслышал слова учителя или трактовал их по-своему. Эти страхи кратковременны и зависят от ситуации.

Динамика страхов

Школьные страхи динамичны – они изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов. Они могут угасать и прогрессировать. В начальной школе юный любитель знаний переживает несколько кризисных моментов, обусловленных внешними изменениями:

У ребенка изменяется социальный статус. Первый день в школе несет много переживаний. Собираясь в школу, ученик боится проспать, опоздать. Подобные «режимные» страхи нормальны. Также не стоит делать проблему из тревоги первоклассника потеряться в школе.

Пространственные страхи – нормальное явление для учеников первых классов. Они помогают малышам быстрее ориентироваться в помещении. Период адаптации длится в среднем два месяца. Обычно первоклассники не переходят из класса в класс, но есть школы, практикующие предметное обучение.

Уровень пространственных страхов у ребят там значительно выше.

Стрессом может быть и смена учителя. Часто все предметы в начальной школе ведет один преподаватель, чтобы облегчить детям младшего возраста процесс обучения. Постоянная смена лиц у доски ведет к возникновению беспочвенной тревоги и стрессов.

Это происходит в конце первого полугодия или в начале второго года обучения. Возникает здоровый страх перед плохими оценками. Задача родителей, учителей и психологов – сделать так, чтобы эта естественная тревога не переросла в болезненную фобию.

Первый выпускной. Страхи становятся индивидуальными. Период со второго по пятый класс считается «тихим» с точки зрения кризисов. Дети привыкли к персоналу и распорядку. Все идет своим чередом.

Изменение темпа образовательного процесса. Новые предметы и учителя – новый стресс, новые страхи. Но уже не настолько ярки, как у первоклассника. Как правило, к середине учебного года они минимизируются.

  • Окончание средней школы. ЕГЭ.

Профилактика страхов

Грамотная профилактика школьных страхов способна уберечь детей любого возраста от стресса. Она включает в себя несколько аспектов:

  1. Доверительное общение ребенка и родителей.
  2. Контакт мам и пап с учителями и штатными психологами.
  3. Беседы ученика с психологом, который готов помочь в любую минуту.

Как успокоить ребенка?

Правильная профилактика поможет избежать детских стрессов. Но если родители узнали о страхе ребенка слишком поздно, когда он превратился в навязчивую тревогу? Например, ребенок не хочет идти в школу.

После нескольких дней скандалов и разбирательств выясняется, что несколько дней назад по дороге на место учебы его покусала собака. Ребенок замкнулся, страх прогрессирует. Ученик перенес страх на школу, он пытается обезопасить себя от физической боли, прогуливая занятия.

В данном случае лучше обратиться к специалисту, занимающемуся психологическими травмами.

Иногда нездоровая атмосфера в коллективе может спровоцировать эффект разорвавшейся бомбы. Разговаривайте с ребенком не только об учебе, но и о его взаимоотношениях со сверстниками. Предложите позвать одноклассников в гости. Налаживайте связи с его друзьями, их родителями.

Тогда страхи, основанные на конфликтных ситуациях в классе, отпадут сами собой. Приятно учиться в дружном коллективе, где нет места обидам и зависти. В классе учатся мальчики и девочки одного возраста. Часто одноклассники становятся лучшими друзьями на всю жизнь.

Обязательно расскажите об этом ребенку.

Ребенку нужен пример. Покажите свои школьные фотографии. Поделитесь хорошими воспоминаниями о классе и преподавателях. Вспомните неприятную ситуацию и выход из нее. Это взбодрит школьника, научит смотреть страхам в лицо.

Если страх не уходит, попробуйте наглядно представить его. Попросите ребенка нарисовать свои опасения, а потом вместе разорвите лист бумаги на мелкие кусочки. Вместе с рисунком вы уничтожаете и панику.

Этот метод психологи считают очень действенным. Можно написать страх на бумаге, свернуть трубочкой и положить в воздушный шарик. Тревога улетит вместе с ярким шаром. Ребенок обретет спокойствие и гармонию.

Если вы видите, что ребенку не очень комфортно в учебном учреждении и он чего-то боится, обязательно выясните причину. Доверие поможет побороть школьные страхи.

Источник: https://kladvsebe.ru/nashi-deti/5-rasprostranennyx-shkolnyx-straxov-i-sposoby-ot-nix-izbavitsya.html

Повышенную тревожность у ребенка могут провоцировать родители | Школа | Добренок

10  главных причин тревожности у первоклассника

Первый год обучения в школе – настоящее испытание для любого ребенка, своего рода проверка на то, как первоклассник может адаптироваться в обществе, находить общий язык с большим количеством людей, соблюдать определенный график в течение всего дня и слушаться чужого взрослого человека.

Конечно, каждый малыш – индивидуален, и поэтому кто-то без особого труда пройдет адаптацию к школе, но у некоторых могут возникнуть серьезные проблемы, так как они не могут быстро привыкнуть к незнакомой обстановке. Главным признаком, что у ребенка имеются проблемы, является проявление так называемой «школьной тревожности».

Родителям следует разобраться, как она проявляется в поведении любимого чада, и каким образом можно ему помочь справиться с ней.

Невроз

Ученики младших классов школы могут подвергнуться регулярному чувству тревожности и опасения ошибок, которое с большой долей вероятности становится не только устойчивым, но и со временем только усиливается. Подобные проблемы в специальной терминологии психологи называют и характеризуют по-разному.

Несмотря на это, вполне реально выделить несколько общих признаков школьного невроза у ребенка: у него без видимой причины повышается температура, и наступают приступы рвоты и головной боли утром – перед школой.

Особенно важно обратить на эти симптомы внимание в том случае, когда они не повторяются во время каникул – тогда родители могут действительно предполагать, что у их ребенка школьный невроз.

Фобия

«Школьная фобия» проявляется в виде сильного чувства страха у ребенка перед посещением школы. Специалисты отмечают, что соматические симптомы могут не проявляться, но это еще не говорит о том, что ребенку не нужна медицинская помощь.

Скорее напротив – консультация у психотерапевта или хотя бы школьного психолога – обязательна. Ко всему прочему следует выделить как отдельный термин «школьную тревожность», которая в отличие от других форм психических нарушений, имеет более легкую форму проявления и последствия.

В исключительных случаях она может перейти в серьезную форму психического расстройства.

Главные причины тревожности

Появление тревожности у ребенка в первую очередь зависит от его естественной нервно-психической организации. Один из немаловажных факторов заключается в принятых родителями особенных методов воспитания, к примеру: некоторые взрослые могут требовать от школьника выполнение всех заданий «на отлично».

Столь чрезмерная требовательность родителей иногда усиливается проблемами с самой системой обучения, когда преподаватель в классе делает нетактичные замечания, или необоснованно начинает придираться к ученику.

Важно отметить, что в числе детей с такими проблемами могут оказать все ученики, не зависимо от их уровня успеваемости.

Как проявляется тревожность?

Ребенку с синдромом «школьной тревожности» обычно трудно выделять основное задание и сосредоточенно работать над ним. Он пытается держать под контролем все элементы задачи одновременно, что не всегда идет ему на пользу.

В большинстве случаев у школьника достаточно высокий уровень обучаемости, но это никак не отражается на отношении к нему преподавателя.

На уроке «тревожный» ребенок ведет себя весьма странно: может дать как просто неправильный ответ, как и нелепый, часто отмалчивается, стремится ответить на вопрос учителя наугад, при этом краснея и заикаясь.

Подобное поведение не зависит от того, выполнил ученик домашнее задание или нет, так как у него – заниженная самооценка. Особенно сильно она страдает, когда у него не удается сразу выполнить какое-либо задание или преподаватель указывает на ошибку.

Как лечить?

Лечение синдрома «школьная тревожность» осуществляется с помощью специальной коррекционной программы, разработанной психологами. На занятии ребенок отрабатывает конструктивные навыки поведения в трудных ситуациях.

Специалисты в свою очередь работают над тем, чтобы преодолеть у него стремление всегда действовать только по строго установленным правилам. Малыш должен научиться легко и просто избавляться от чувства тревоги, усталости и напряжения путем расслабления.

Работа психологов также предполагает обучение ребенка доверять собственному мнению и объективно оценивать действительность. Ко всему прочему, происходит устранение пробелов в знании школьной программы, а педагоги ребенка получают от психолога рекомендации, как они могут помочь своему ученику.

цель программы – научить тревожного школьника адекватно относиться к неудаче и успеху, и нормально воспринимать оценивание педагога и сверстников в классе.

Источник: https://www.dobrenok.com/news/9895-trevozhnost-u-rebenka-mogut-roditeli.html

Рождение ребенка
Добавить комментарий