Послушный ребёнок — это хорошо?

Содержание

Послушный ребенок: всегда ли послушание – это хорошо?

Послушный ребёнок - это хорошо?

Пожалуй, не найти такого родителя, который бы не хотел, чтобы его малыш рос послушным. Судите сами, как это удобно: взрослый сказал – ребенок сделал. Запретил что-то – и можешь быть спокойным, дети будут сидеть тихо, незаметно и не станут мешать маме с папой. А вот с непослушными детьми одни заботы и хлопоты!

Однако хорошо ли это, если в семье растет послушный малыш? И бывает ли отрицательное послушание?

Психологи уверены, что послушание на самом деле бывает положительным и отрицательным.

Первый вариант – это умение детей выслушивать другую точку зрения, просьбы окружающих людей, их пожелания и критику. Причем ребенок не обязательно должен соглашаться с мнением взрослых, главное – прийти к компромиссному решению.

Позитивное послушание также предполагает, что дети могут сделать по-своему, но должны быть готовы к возможным последствиям своего поступка.

Отрицательное послушание приводит к тому, что малыш, от которого взрослые требуют беспрекословного выполнения своих приказов, на самостоятельные поступки зачастую неспособен.

Именно о таких вариантах детского поведения мы сегодня и постараемся рассказать.

Какие опасности подстерегают послушного ребенка?

Итак, послушные дети – это не всегда хорошо. Психологи утверждают – несмотря на то, что с «удобными» детьми приятно общаться, абсолютное послушание таит в себе определенные опасности.

1. Безразличие

Безусловно, послушным ребенком проще управлять. Но, оказывается, большое количество запретов может привести к детскому безразличию. Конечно, родители абсолютно правы, когда запрещают малышу совать пальцы в розетку или дергать кота за хвост.

Однако если ограничения переносятся и на другие стороны жизни, есть вероятность, что у детей пропадет любопытство и заинтересованность окружающим миром.

Современные родители трепетно относятся к раннему развитию интеллектуальной сферы, обучая малышу чуть ли не с младенчества иностранным языкам и прочим «удивительным» вещам.

Но зачастую взрослые забывают об эмоционально-волевом развитии. А ведь в раннем и дошкольном возрасте огромное значение играют такие чувства, как любопытство, любознательность, удивление и сомнение. К сожалению, у излишне послушных детей подобные чувства начинают пропадать.

Все чаще взволнованные родители обращаются к психологам с жалобами на своих послушных прежде деток: «Раньше он был таким хорошим мальчиком. Не знаю, что могло с ним произойти». А произошло накопление отрицательных эмоций, которые нельзя было выражать открыто.

Особенно часто это происходит в семьях, в которых не принято повышать голос, громко высказывать свое мнение, а тем более топать ногами и кричать. Между тем ребенку необходимо справляться со своими переживаниями.

Одни переносят испытываемый гнев на неодушевленные предметы (бьют подушку или рвут газету), а другие «расправляются» с обидчиком (дерутся или обзываются).

Конечно, желательно обучить малыша конструктивному способу решения конфликтов, однако важно, чтобы негативные эмоции выражались. «Правильный» малыш запрещает себе сердиться, потому что мама сказала, что так некрасиво себя вести.

В результате – эмоциональный взрыв в виде протестов, особенно в периоды детских кризисов, или так называемая психосоматика.

3. Потеря собственного «Я»

Со временем излишнее послушание может трансформироваться в пассивность и неумение устроиться в жизни. Зачастую ребенок реализует не свои желания и мечты, а надежды родителей.

Мама с папой хотят видеть в дневнике пятерки – дети учатся прилежно; бабушка требует, чтобы внуки не шумели, – они сидят тихо.

Что дальше? Поступление в то высшее образовательное учреждение, которое выбрали родители, пусть в душе хочется чего-то совсем другого…

Однако не стоит забывать, что в современном обществе давно ценятся такие качества, как активность, умение брать ответственность на себя, а также принимать самостоятельные решения.

Откуда им взяться, если за ребенка уже давным-давно решили «мудрые» взрослые?

К чему может привести излишнее послушание?

Возможно, некоторые читатели скажут, что мы утрируем, однако вспомните, как часто вам приходилось слушать выражение «маменькин сынок». Вот такие вот великовозрастные дитяти часто вырастают из «удобных» малышей. Чем еще грозит воспитание «правильного» ребенка?

  1. Послушные дети стараются угодить не только любимой маме, воспитателям и учителям, но и всем, кто намного сильнее или старше их. Отсюда появляются плохие компании, где взрослые ребята учат «хороших» мальчиков и девочек курить или употреблять алкоголь.
  2. «Удобные» дети взрослеют и превращаются в таких же «удобных» супругов, которые стремятся выполнять любое требование мужа или жены, не считаясь зачастую со своими потребностями. Будут ли они счастливы? Вопрос остается открытым.
  3. Некоторые бунтари вырастают именно из послушных в детстве детей. Некоторые подростки, вступив в сложный кризисный период взросления, отбрасывают опеку родителей и начинают бунтовать против прежних правил. Нередки случаи ухода из дома или вообще разрыва отношений с близкими родственниками.

Что делать, если в семье растет чересчур послушный ребенок?

Еще раз повторим, что мы не имеем ничего против положительного послушания. Однако если вы переживаете, что малыш боится совершить ошибку, не хочет огорчить вас необдуманным поступком, необходимо действовать.

  1. Зачастую истоки излишней «положительности» кроются в боязни потерять родительскую любовь. В этом случае очень важно показать малышу, что вы полностью принимаете его в любой ситуации. То есть старайтесь оценивать его поведение, а не навешивать на него ярлыки.
  2. Разрешайте детям активно познавать новый и интересный для него мир: пусть они бегают и прыгают, набивают первые шишки, суют свои любопытные носики, куда им вздумается. Конечно, запреты нужны, но их не должно быть чересчур много.
  3. Объясняйте своему чаду, что каждый человек (в том числе и взрослые, и он сам) имеет право на негативные эмоции. Заодно научите его конструктивному выражению злости и гнева (пусть, к примеру, попинает мячик). Кстати, родители тоже могут проявлять обиду и раздражение, однако следует обходиться без оскорблений и унижений.
  4. Попробуйте предоставить крохе больше свободы. Предлагайте ему подумать самому над решением определенной проблемы, однако не стоит оставлять его один на один с трудностями. Вы можете прийти на помощь, если малыш сначала сам выполнит несколько попыток. В идеале ребенок должен понимать, что родители не будут делать все за него.
  5. Излишне послушный и просто «удобный» малыш часто воспитывается у такого же «удобного» родителя. Поэтому прежде чем взращивать в ребенке независимость, попробуйте спросить у себя: «Могу ли я поступиться своими интересами ради хороших отношений с другим человеком?» Если подобное происходит регулярно, возможно, вам тоже нужно иногда быть непослушным и неудобным?

Послушное, беспроблемное чадо – это настоящее мамино счастье. Такой ребенок не доставляет взрослым особых трудностей, а, самое главное, он очень удобен.

Намного сложнее, когда у малыша имеются собственные стремления и мечты, он на все высказывает собственную точку зрения, отличную от вашей. Возможно, именно из таких детей и вырастают интересные и счастливые люди?

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/poslushnyj-rebenok-vsegda-li-poslushanie-eto-xorosho

Послушный ребенок — это хорошо или плохо? Что такое умное послушание

Послушный ребёнок - это хорошо?

Дорогие родители! Подписывайтесь на паблик о бесплатных и недорогих событиях для детей в Санкт-Петербурге! Здесь вы найдёте билеты в детские театры со скидками 60%, а также узнаёте всё про бесплатные концерты, спектакли, фестивали, обучение и многое другое для ваших малышей!

Сегодня послушание не в моде, многие родители считают, что, воспитывая послушного ребенка – они воспитывают «удобного» человека, подавляют его волю и отрицают его собственное мнение.

Такая позиция – серьезное испытание и для родителей и для детей, так как даже призыв к элементарному порядку вызывает в детях бурю негодования.

И всё-таки, специалисты в области детского развития считают, что правильное воспитание невозможно без разумного послушания.

Что значит быть послушным?

Быть послушным – значит, выполнять требования и установки родителей или заменяющих их людей. Если ребенок слушается взрослых, он растет контролируемым и воспитуемым, умеет жить в рамках, установленных авторитетными взрослыми.

Например, вы попросили ребенка вымыть руки – он согласился с вами и выполнил вашу просьбу. Если нужно закончить игру и сделать уроки – малыш собрал игрушки и сел за книги. Вы просите подростка сходить в магазин за хлебом – он собрался и пошел.

Послушание это выполнение ребенком разумных требований родителей и педагогов в тех случаях, когда эти требования для него неинтересны или не очень приятны.

Если вы потакаете прихотям ребенка, разрешаете ему делать только то, что он хочет, о послушании не может быть и речи. Так вы укореняете в ребенке неприятные черты характера – капризность и избалованность.

Нужно ли, чтобы ребенок был послушным?

На этот вопрос можно ответить только положительно. Ребенок должен быть послушным, хотя с возрастом мера послушания должна изменяться соответствующим образом.

Маленькие дети должны беспрекословно выполнять требования родителей, иначе взрослым будет сложно обеспечить их безопасность, развитие, социализацию и сохранить здоровье.

Чем старше становится ребенок, тем чаще он должен руководствоваться собственными решениями.

Если вы сомневаетесь, нужно ли, чтобы ребенок был послушным, подумайте, для чего вам необходимо его послушание. Каким вы хотите видеть своего сына или дочь? Бездумно выполняющими любые ваши требования? Молчаливым и удобным? Или развитым, здоровым и самостоятельным?

Если вы выбрали последнее, то запомните: послушание не самоцель, а средство, инструмент, позволяющий воспитать в ребенке достойного человека.

К сожалению, большинство родителей стремятся вырастить детей, не прилагая моральных усилий, а детское послушание воспринимают, как способ воспитать малышей, которые не мешают, не усложняют жизнь.

У таких родителей вырастают безвольные дети, не умеющие действовать самостоятельно.

Из-за таких родителей у общества сформировалось настороженное отношение к детскому послушанию. Однако, вопреки устоявшемуся мнению, умное послушание не мешает ребенку быть самостоятельным.

Мудрые и веселые родители в состоянии выработать послушание, сохраняя при этом контакт с ребенком. Папа и мама помогают ему становиться взрослым, направляют, придают уверенность в себе и на своем примере показывают, что жизнь — это радость и счастье.

И между прочим, послушание, умение творчески подходить к решению жизненных задач и самостоятельность прекрасно сочетаются. Быть послушным – значит, быть дисциплинированным.

Сначала ребенок должен выполнить требование родителей, и только после этого, если он не согласен с этим требованием, родители должны «сесть за стол переговоров» и обсудить с ребёнком, то, что его смутило в этой просьбе, например, объяснить ребенку почему именно надо мыть руки после прогулки.

Так вы воспитываете не только послушного, но и думающего человека и вместе с этим сохраняете теплые отношения в семье. Разумное послушание – это понимание, почему родители выдвигают определенные требования.

Вам ведь не нужен робот, беспрекословно выполняющий все ваши просьбы? По мере взросления ребенка объясняйте ему, на чем основаны ваши наставления, поясняйте свои действия. Постепенно подчинение сменится дружескими отношениями и взаимопониманием.

Добавьте каплю радости

Но никакое послушание не сделает ребенка достойным человеком, если свои требования и просьбы родители будут преподносить со строгим лицом, а жизнь ребенка сведется только к выполнению бесчисленных требований.

Можно ли подчинение сочетать с радостью? Не только можно, но и нужно. Сообразительные малыши во всем стараются отыскать мотив игры, а мудрые взрослые этому способствуют.

Вам нужно, чтобы ребенок полил цветы? Предложите ему провести эксперимент. Дайте 2 лейки и попросите проверить, что лучше: поливать маленькой лейкой, но чаще носит воду, или принести один раз и полить из большой посуды?

Нужно застелить постель? Предложите сделать это наперегонки. Вы застилаете свою постель, а малыш – свою. Кто быстрее?

Таким образом, воспитывая умное послушание, вы действуете в 3 этапа:

  • Воспитание воли: если сказал, значит, сделал.
  • Формирование критического мышления: думаем, как и почему мы делаем.
  • Сохраняем радость жизни: делаем, радуясь.

Такой способ подходит для взаимодействия с ребенком в возрасте до 10-12 лет, пока он не вступит в подростковый период. Далее родители от простого командования должны перейти к обсуждению и согласованию действий.

Источник: https://i-pp.ru/articles/Osnovy_pravilnovo_vospitaniya/Poslushnyy%20rebenok%20-%20eto%20horosho%20ili%20ploho.%20Chto%20takoe%20umnoe%20poslushanie.php

Послушный ребенок — это хорошо или плохо? Что такое умное послушание

Послушный ребёнок - это хорошо?

Сегодня послушание не в моде, многие родители считают, что, воспитывая послушного ребенка – они воспитывают «удобного» человека, подавляют его волю и отрицают его собственное мнение.

Такая позиция – серьезное испытание и для родителей и для детей, так как даже призыв к элементарному порядку вызывает в детях бурю негодования.

И всё-таки, специалисты в области детского развития считают, что правильное воспитание невозможно без разумного послушания.

Что значит быть послушным?

Быть послушным – значит, выполнять требования и установки родителей или заменяющих их людей. Если ребенок слушается взрослых, он растет контролируемым и воспитуемым, умеет жить в рамках, установленных авторитетными взрослыми.

Например, вы попросили ребенка вымыть руки – он согласился с вами и выполнил вашу просьбу. Если нужно закончить игру и сделать уроки – малыш собрал игрушки и сел за книги. Вы просите подростка сходить в магазин за хлебом – он собрался и пошел.

Послушание это выполнение ребенком разумных требований родителей и педагогов в тех случаях, когда эти требования для него неинтересны или не очень приятны.

Если вы потакаете прихотям ребенка, разрешаете ему делать только то, что он хочет, о послушании не может быть и речи. Так вы укореняете в ребенке неприятные черты характера – капризность и избалованность.

Нужно ли, чтобы ребенок был послушным?

На этот вопрос можно ответить только положительно. Ребенок должен быть послушным, хотя с возрастом мера послушания должна изменяться соответствующим образом.

Маленькие дети должны беспрекословно выполнять требования родителей, иначе взрослым будет сложно обеспечить их безопасность, развитие, социализацию и сохранить здоровье.

Чем старше становится ребенок, тем чаще он должен руководствоваться собственными решениями.

Если вы сомневаетесь, нужно ли, чтобы ребенок был послушным, подумайте, для чего вам необходимо его послушание. Каким вы хотите видеть своего сына или дочь? Бездумно выполняющими любые ваши требования? Молчаливым и удобным? Или развитым, здоровым и самостоятельным?

Если вы выбрали последнее, то запомните: послушание не самоцель, а средство, инструмент, позволяющий воспитать в ребенке достойного человека.

К сожалению, большинство родителей стремятся вырастить детей, не прилагая моральных усилий, а детское послушание воспринимают, как способ воспитать малышей, которые не мешают, не усложняют жизнь.

У таких родителей вырастают безвольные дети, не умеющие действовать самостоятельно.

Из-за таких родителей у общества сформировалось настороженное отношение к детскому послушанию. Однако, вопреки устоявшемуся мнению, умное послушание не мешает ребенку быть самостоятельным.

Мудрые и веселые родители в состоянии выработать послушание, сохраняя при этом контакт с ребенком. Папа и мама помогают ему становиться взрослым, направляют, придают уверенность в себе и на своем примере показывают, что жизнь — это радость и счастье.

И между прочим, послушание, умение творчески подходить к решению жизненных задач и самостоятельность прекрасно сочетаются. Быть послушным – значит, быть дисциплинированным.

Сначала ребенок должен выполнить требование родителей, и только после этого, если он не согласен с этим требованием, родители должны «сесть за стол переговоров» и обсудить с ребёнком, то, что его смутило в этой просьбе, например, объяснить ребенку почему именно надо мыть руки после прогулки.

Так вы воспитываете не только послушного, но и думающего человека и вместе с этим сохраняете теплые отношения в семье. Разумное послушание – это понимание, почему родители выдвигают определенные требования.

Вам ведь не нужен робот, беспрекословно выполняющий все ваши просьбы? По мере взросления ребенка объясняйте ему, на чем основаны ваши наставления, поясняйте свои действия. Постепенно подчинение сменится дружескими отношениями и взаимопониманием.

Добавьте каплю радости

Но никакое послушание не сделает ребенка достойным человеком, если свои требования и просьбы родители будут преподносить со строгим лицом, а жизнь ребенка сведется только к выполнению бесчисленных требований.

Можно ли подчинение сочетать с радостью? Не только можно, но и нужно. Сообразительные малыши во всем стараются отыскать мотив игры, а мудрые взрослые этому способствуют.

Вам нужно, чтобы ребенок полил цветы? Предложите ему провести эксперимент. Дайте 2 лейки и попросите проверить, что лучше: поливать маленькой лейкой, но чаще носит воду, или принести один раз и полить из большой посуды?

Нужно застелить постель? Предложите сделать это наперегонки. Вы застилаете свою постель, а малыш – свою. Кто быстрее?

Таким образом, воспитывая умное послушание, вы действуете в 3 этапа:

  • Воспитание воли: если сказал, значит, сделал.
  • Формирование критического мышления: думаем, как и почему мы делаем.
  • Сохраняем радость жизни: делаем, радуясь.

Такой способ подходит для взаимодействия с ребенком в возрасте до 10-12 лет, пока он не вступит в подростковый период. Далее родители от простого командования должны перейти к обсуждению и согласованию действий.

Источник

Социальные кнопки для Joomla

У вас недостаточно прав для комментирования

Источник: https://pvorb.ru/19-stati/785-poslushnyj-rebenok-eto-khorosho-ili-plokho-chto-takoe-umnoe-poslushanie

Должен ли ребенок быть послушным? Умное послушание — Психологос

Послушный ребёнок - это хорошо?

​​​​​​​Если вы с ребенком делаете только то, что ему приятно, только с ним играете и ходите с ним в кино, вы никогда не знаете, слушается он вас или нет. Послушание проявляется только в тех случаях, когда ребенку что-то не интересно, что-то не хочется — а вы говорите, что это сделать надо.

Послушание – это следование установкам и выполнение заданий, полученных от родителей или других авторитетных людей​.

Послушный ребенок — это ребенок управляемый, воспитуемый и контролируемый. Послушный ребенок следует указаниям родителей или лиц, их заменяющих, с уважением относится к воле старших и стремится действовать в рамках, установленных взрослыми. Слушаться — делать то, о чем значимый человек попросил или потребовал.

Что такое послушный ребенок? Это очень простые вещи: сказал ребенку помыть руки — он пошел и помыл. Напомнили, что пора садиться за уроки — он прекратил беготню и начал заниматься уроками. Попросили сбегать в магазин — он согласовал с вами сроки и в магазин сбегал.

Нужно ли, чтобы ваш ребенок был послушным?

К послушным детям сегодня отношение сложное. Воспитание послушания сегодня не в чести, поскольку считается, что привитие послушания — это формирование удобного, управляемого человека без собственной воли. С другой стороны, измученные мамы непослушных детей готовы на все, лишь бы хоть как-то призвать ребенка к элементарному порядку.

Нужно ли, чтобы ваш ребенок был послушным? — Да, обязательно, хотя в разном возрасте мера послушности может и должна быть различной. Чем ребенок младше, тем важнее, чтобы он выполнял родительские требования беспрекословно; по мере взросления ребенок все в большей степени будет руководствоваться собственными решениями.

Почему необходимо, чтобы дети слушались своих родителей? Если ребенок не слушается Старших, Старшие не могут выполнять свои обязанности: обеспечить безопасность, социализацию и развитие ребенка. Послушный ребенок — это ребенок обучаемый и воспитуемый.

Задайте себе вопрос: мы этого хотим?

Однако послушность (управляемый, воспитуемый и контролируемый ребенок) — не цель воспитания, а средство. Ради чего мы хотим, чтобы ребенок стал управляемым, воспитуемым и контролируемым? Чтобы он нас не беспокоил? Чтобы он работал на нас? Чтобы воспитать из него свободного, развитого, здорового человека?

Послушание детей — только инструмент в руках родителей. В руках кривых родителей послушные дети будут карикатурой на детей, послушные дети рядом с мудрыми родителями — жизненная удача и радость для всех.

К сожалению, мудрых родителей всегда не хватает, а родителей, стремящихся облегчить себе жизнь и воспитать детей, которые не мешаются, которых «как бы нет» — достаточно. Видимо, по этой причине к воспитанию послушности детей у многих очень настороженное отношение, и сильное стремление взрослых сделать детей послушными нередко получает название гиперсоциального воспитания.

При этом распространенный тезис «Послушный ребенок самостоятельным не бывает» не вполне верен. Разумные родители хотят, чтобы ребенок был одновременно и послушным, и самостоятельным, и это вполне реально.

Внимательные, теплые и веселые, а главное квалифицированные родители вполне могут добиться от него послушания, одновременно сохраняя с ребенком контакт, развивая его уверенность в себе и передавая ему ощущение радости жизни. Послушный ребенок у разумных родителей, взрослея, становится взрослым, самостоятельным и творческим человеком.

Как сочетается послушность (дисциплинированность) и способность думать творчески и самостоятельно? Прекрасно сочетается, если такая задача поставлена была. Порядок следующий: если родители сказали — ребенок в первую очередь должен это выполнить, а не обсуждать. Сказано — сделано.

После этого, если у ребенка есть вопросы или несогласие, он может и должен это с родителями обсудить, чтобы было максимальное взаимопонимание.

Нам нужно не слепое, бездумное послушание, а человек, который понимает все сам, человек с развитым рациональным мышлением, умеющий взвешивать все за и против, способный принимать разумные решения.

Если сказано помыть руки, идем мыть руки без разговоров. Помыли — теперь прекрасно обсудить с родителями, правда ли нужно мыть руки перед едой, всегда ли нужно мыть и насколько тщательно их мыть, а также откуда все эти данные и не предрассудки ли это… Дети бывают умными и задают правильные вопросы.

​​​​​​​Но жизнь без радости — не совсем жизнь, и работа с утра до вечера, если делается с постной физиономией и тоскливо, превращается в каторгу. А можно ли сочетать беспрекословное выполнение того, что сказано взрослыми, с легкой детской радостью? Да, конечно, об этом всегда заботятся мудрые взрослые и сообразительные дети. Как? Включаем режим игры и делаем все, что сказано, весело.

Детям нужно поливать грядки на даче? Можно делать это с песней, если день жаркий — можно обливать друг друга, можно исследовать вопрос о величине лейки: лучше бегать с лейкой маленькой, но наполнять ее часто, или взять лейку большую, наполнять ее редко, но носить ее тяжелую? Вопрос интересный!

Итого, умное послушание для ребенка делается в три этапа:

  1. Сказано — сделано. Будущее развитие воли.
  2. Делаем — думаем. Будущее развитие рационального и критического мышления.
  3. Делаем — радуемся! Сохранение живого детского начала и радости жизни.

До какого возраста это подходит? По крайней мере лет до десяти-двенадцати это оптимальный вариант. Начиная с подросткового периода, если до этого было все хорошо и дети уже умные, беспрекословное подчинение уже мало актуально. Командовать уже не нужно, вполне нормально советоваться и обсуждать.

Приучайте ребенка вас слушать и слушаться: приучайте последовательно, в направлении от легкого к трудному, начиная с самых простых вещей. Самый надежный алгоритм — «Семь шагов».

Если ребенок ослушался

Конечно, наши дети слушаются нас не всегда. Когда-то это бывает случайно, иногда — намеренно. Как на это реагировать? См.→

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/dolzhen-li-rebenok-byt-poslushnym-vop-zn--umnoe-poslushanie

Послушный ребенок — так ли это хорошо?

Послушный ребёнок - это хорошо?

Оказывается, послушание действительно бывает положительным и отрицательным. Первое — это способность ребенка выслушать точку зрения другого человека, его просьбу, пожелание, критику.

Выслушать спокойно и либо согласиться, либо так же спокойно и обоснованно разъяснить свою позицию и найти компромиссное решение, устраивающее обе стороны.

Крайний случай — сделать по-своему, но быть готовым принять последствия, которые данный поступок или поведение может за собой повлечь.

Ребенок же, от которого требуют беспрекословного послушания, то есть безоговорочного исполнения родительских приказов, на это абсолютно неспособен. Более того, как правило, чуть почуяв свою силу или слабину «противника», он начинает пользоваться этим просто из чувства противоречия, часто во вред не только окружающим, но и самому себе.

Маленький флегматик

Оговорим сразу же тот вариант, когда ребенок просто в силу особенностей психики и характера не испытывает желания противоречить окружающим. Обычно такие дети тихие, вялые, плохо сходятся с другими людьми и мало играют со сверстниками.

А в играх им всегда достаются второстепенные или вспомогательные роли. Они практически никогда и ни в чем не проявляют инициативы. Они неторопливы, частенько склонны к одиночеству.

Делают то, что им велели, не потому, что согласны с тем, что это правильно, а потому что у них очень мало сил для противостояния внешнему миру.

Если ваш ребенок именно такой, постарайтесь развивать у него творческие способности, инициативность. И ни в коем случае не ругайте «рохлей».

Да, из него вряд ли получится лидер, но ведь и прекрасных исполнителей на белом свете тоже не очень много, и в определенных ситуациях и на определенных местах они ценятся даже больше, чем пробивные и вечно отстаивающие собственную независимость коллеги.

Просто помогите ребенку осознать и научиться использовать свои сильные стороны: такие дети нередко очень аккуратны, внимательны и точны в деталях, вежливы, заботливы. А еще им очень важны тихие похвалы и поддержка в мелочах, на которые для них надо делить большие цели: ведь вперед они способны продвигаться только маленькими шажочками…

Что мы нередко путаем с непослушанием

Стремление познать мир. Ребенок бесстрашно рвется ко всему новому и неизведанному — предметам, людям, территориям.

В таких детях любопытство важно поддерживать, но при этом аккуратно вводить их в мир экспериментов и знакомить с техникой безопасности, ведь до 7-10 лет ребенку в силу нехватки опыта и несформированности мозга сложно выстраивать причинно-следственные связи…

Неумение дослушать до конца. И удержать в голове родительские наставления, если родители, общаясь с ребенком, не учитывают психофизиологические особенности его возраста, внимания и восприятия.

Лидерскую энергию. Детям важно давать возможность проявлять себя, свою инициативу и ошибаться. Учите их быть активными.

Потребность быть самим собой. Все люди разные, и то, что хорошо и удобно для родителей, далеко не всегда столь же прекрасно для ребенка.

Он другой человек, живущий в другом мире.

Эту инаковость важно замечать, отражать и поддерживать, ведь отрицая и запрещая или просто не замечая ее, вы не замечаете и отрицаете самого ребенка.

Задумайтесь, возможно, он боится быть плохим? Почему? Часто в основе излишней «положительности» малыша лежит страх потерять любовь близкого человека. Очень важно показывать ему свое полное приятие в любой ситуации. Можно оценивать поступки, но старайтесь избегать оценки личности.

Если вам что-то не нравится, попробуйте сказать: «Конечно, я тебя люблю, но то, что ты сейчас делаешь, мне неприятно». Или «Я понимаю, что ты можешь сейчас злиться, но мне обидно, когда ты меня обзываешь» и т.п.

Убеждайте ребенка, что любите его просто за то, что он есть, и не разлюбите, если он сделает что-то плохое. Ребенок должен знать, что он, как и все люди, имеет право на ошибки и отрицательные эмоции.

Учите ребенка адекватно выражать негативные чувства, проговаривать их.

Направляйте выражение агрессии в конструктивные формы (предложите ребенку взять в спектакле отрицательную роль, нарисовать страшный рисунок, карикатуру, возможно, вам понравится идея пятиминутных подушечных боев и т.п.).

Не бойтесь сами проявлять такие эмоции, как обида, гнев, раздражение, но делайте это без унижений, оскорблений, физических наказаний. Задача родителей — подсказать крохе, как можно выразить эмоции, не употребляя некрасивых слов и не размахивая кулаками.

Кстати, дети, испытывающие сложности с выражением эмоций, испытывают еще большие сложности с выражением положительных, а не отрицательных чувств. С «плохими» эмоциями им вроде бы все ясно: нельзя и все тут.

А вот поделиться радостью, высказать одобрение или похвалу, проявить сочувствие, внимание, любовь — для них практически нереально.

Повзрослев, такой ребенок будет испытывать огромные трудности и в межличностном общении, и в вопросах выбора спутника жизни, и на пути построения карьеры.

Источник: https://www.jv.ru/news/children/razvitie_rebenka/31604-poslushniy-rebenok-tak-li-eto-horosho.html

Очень послушный ребенок – формирование ложного «я»

Послушный ребёнок - это хорошо?

Вы обращали внимание, что обычно желают детям на день рождения после пожеланий здоровья и счастья? «Слушайся родителей, будь хорошим мальчиком!»
Но, если  ребенок очень послушный, то есть во всем старается угодить взрослым, он теряет контакт со своим внутренним миром, с самим собой. Взамен «истинному Я» у него формируется так называемое «ложное Я».  Я – не Я , а тот, кем вы хотите меня видеть.

Как это происходит?

Дети с раннего возраста очень чувствительны к любви и одобрению взрослых. Если ребенок чувствует, что его любят только при определенных условиях, оценивая его действия,  то он становится  зависим от этих положительных оценок. Дети по определению зависимы от любви родителей.

И речь не идет о том, что родители не направляют ребенка, не высказывают своего мнения, речь о том, что родители перестают принимать ребенка, если он не соответствует их ожиданиям, не любят его безусловной любовью или даже перестают с ним нормально общаться.

Если ребенка ругают за проявление чувств, которые естественно возникают, когда он делает не то, что ему хочется, а то, что хотят от него взрослые, то ребенок будет считать, что он плохой, неправильный, что его чувства неправомерны, и будет стараться их подавлять, скрывать и отрицать.

Если ребенка ругают за мнение, не совпадающее с родительским, то он будет бояться сначала высказывать свое мнение, а потом и вовсе не будет его иметь. Если ребенка лишают своего общения и любви, когда он совершает по мнению родителей какие-то неправильные действия, ошибается, то он станет безынициативным.

Не будет знать, что делать, как поступить, не сможет делать выбор. И если  ребенок особенно чувствителен, то он учится  нравиться окружающим, переместив все свое внимание с себя на внешний мир, стараясь поймать ожидания других, чтобы делать то, за что его одобрят.

Такой ребенок будет иметь повышенную тревожность, так как он совершенно не уверен в себе, внутри него нет ни единого механизма, чтобы понимать, что такое хорошо и что такое плохо, так как давать ориентир в этом могут только собственные чувства. Кроме того,  очень трудно ориентироваться на чужие оценки постоянно, они не дают в жизни ответы на все вопросы. А иногда надо прямо противостоять окружающим (например сверстникам, которые предлагают закурить).

Такой «слишком послушный» ребенок обречен на перфекционизм. У него не будет понятия «достаточно хорошо», так как требования окружающих – это всегда завышенные планки. А это уже крайности в виде «все» или «ничего», которые порождают страх начинаний, провала, блокируют развитие, снижают самооценку.

Такой «слишком послушный» ребенок очень нуждается в любви и одобрении. Пока маленький, конечно, в родительской, ну а потом наступает возраст, примерно с пятого класса, когда главными в жизни уже становятся сверстники. И эта зависимость в любви и одобрении уже будет направлена на них. Хорошо, если с компанией повезет.

А еще позже эта потребность будет относиться к противоположному полу.  Догадываетесь, какие отношения обычно строятся у людей, которые не ценят себя, готовы жертвовать собой ради других? Отношения «в одни ворота».

Такой человек с детства привык «зарабатывать» любовь, постоянно добиваться одобрения, много отдавать за похвалу.

Такие люди не умеют говорить «нет». Ведь «слишком послушный ребенок» боится потерять любовь, он не пытается сопротивляться, а значит, не научился выдерживать недовольство окружающих, когда они услышат «нет». А еще он перестает быть творческим, спонтанным, веселым, озорным, то есть — ребенком.

И так, стараясь изо всех сил понравиться, в результате он все равно никогда не достигнет своей мечты – нравиться всем, так как это невозможно. Но будет бороться за это всю жизнь, даже не осознавая этого.

А окружающие станут обвинять его в робости, зажатости, безынициативности, бесхарактерности, «всеядности» и излишней мягкости (той самой «мягкости», которая иногда будет выглядеть как беспринципность).

  А еще такой человек будет завидовать тем, кто умеет «быть», а не «казаться», проявлять себя, а не носить маски.

Как этого избежать?

  • Что бы ребенок ни сделал, нельзя лишать его любви. Любовь – это основа, это почва, на которой могут появляться другие чувства к ребенку. Это и злость, и страх, и досада, и раздражение. Но любовь — всегда в основе. Потому мы и злимся, и боимся, и переживаем – потому что любим своих детей. К чужим людям обычно таких сильных чувств нет. И до ребенка это важно донести.
  • Ребенок имеет право на любые чувства, а при неприятной для него ситуации они будут негативные. И он не всегда может с ними справиться. Это нормально! Чувства важно принимать и понимать: «Я понимаю, что ты злишься, боишься, грустишь, но нам необходимо…»
  • Не высмеивайте мнения ребенка. Выслушивайте, старайтесь понять, говорите с ним уважительно. Говорите с ребенком так, как если бы вы разговаривали с другими взрослыми членами семьи, или с другими людьми. Тогда он не будет бояться высказывать свои мысли.
  • Старайтесь не давать прямых оценок. Даже если вы все время хвалите за нужные поступки, то это тоже оценки, от которых он зависит. Ну как в школе «5» и «2». Лучше говорите о своих чувствах: вам очень приятно и радостно, когда вам помогают… вы злитесь, когда за собой не убирают… вы тревожитесь, когда близкий человек где-то задерживается.
  • Позволяйте ребенку делать выбор везде, где это возможно. Только так он научится выбирать. Спрашивайте, что ему нравится, что он хочет.
  • Помните, что ребенок должен иметь право говорить «нет». В том числе и вам, иначе он этому никогда не научится.

Источник: https://healthy-kids.ru/ochen-poslushnyj-rebenok-formirovanie-lozhnogo-ya/

Осторожно – послушный ребенок! Счастье или сломанная жизнь?

Послушный ребёнок - это хорошо?

Казалось бы, в чем проблема? Идеальный ребенок! Ну и пусть слушается, родители плохого не пожелают. Учиться будет хорошо, в дурную компанию не попадет, делом будет занят, а не ерундой всякой. Послушный ребенок – это очень удобно… для родителя! Это очень приятно… для мамы! Это же хорошо… для папы! А как своим золотым внучком гордится бабушка!…

0 5844 26 Июля 2016 в 14:56

Милая девочка с бантиками, одетая так, как нравится маме, держится за мамину руку и старается идти с ней в ногу, иногда поглядывая на маму, чтобы убедиться, все ли она делает правильно.

«Мама, а я послушная? А ты со мной дружишь? А ты меня любишь?» – привычные вопросы самой золотой девочки, маминой любимицы, маленького ангелочка.

Для любого решения или поступка ей необходимо мамино одобрение, она никогда ничего не сделает без разрешения, и тем более, вопреки родителям.

Казалось бы, в чем проблема? Идеальный ребенок! Ну и пусть слушается, родители плохого не пожелают. Учиться будет хорошо, в дурную компанию не попадет, делом будет занят, а не ерундой всякой. Послушный ребенок – это очень удобно… для родителя! Это очень приятно… для мамы! Это же хорошо… для папы! А как своим золотым внучком гордится бабушка!..

А что же внучок? Что любит он сам – делать домашние задания, убираться в комнате или играть на фортепиано? Возможно, он просто любит быть хорошим, обожает похвалу и одобрение? Как за примерным поведением и отличным прилежанием рассмотреть самого ребенка? Чего он хочет, что предпочитает, что доставляет ему радость, что наполняет его, каковы его истинные желания? Мамина мечта стать пианисткой, бабушкина любовь к чистоте, папино стремление к отличной учебе… а где, собственно, ребенок?

Когда малыш не слушается, родители хватаются за голову, ищут причины, вникают в методики воспитания, читают педагогическую литературу. Если же ребенок послушный, все только радуются, расслабляются и пользуются случаем почить на воспитательских лаврах, ведь все идет как по маслу. Или нет?

У любого поведения есть свои причины, а дети ведут себя открыто, искренне проявляя свои врожденные свойства, и только от способа воспитания зависит, насколько данные свойства получат возможность развиться до окончания пубертата.

Послушание – это тоже проявление психологических особенностей. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что так проявляет себя анальный вектор ребенка. Малыш получает наслаждение от похвалы. При сочетании со зрительными свойствами, желание «быть хорошим» становится еще более выразительным, замешанным на эмоциях.

Для анального малыша важно получить похвалу, для него это восстановление равновесия – ровного квадрата. Приложил усилия – получил признание, как награду его маленькой победы. Для него это означает, что трудился не зря, что его усилия не пропали даром, работа зачтена, оприходована и оценена на отлично. Только в таком случае можно приступать к следующему делу.

В комплекте же со зрительным вектором каждое отсутствие наслаждения – это горе вселенское, а каждая похвала – счастье невиданное. Любая эмоция переживается на самом пике амплитуде, отсюда же все вопросы о любви, дружбе, защите, моментальные слезы, если мама недовольна, или сияющая улыбка, когда он снова «стал хорошим мальчиком».

В послушании анально-зрительного ребенка как таковом нет ничего плохого. Так проявляется его миропонимание, характер, личность. Опасность здесь состоит в другом. Подобный ребенок очень удобный и соблазнительный объект для родительских манипуляций.

Ошибочно полагая, что похвала – безобидный стимул, мама с папой нередко принимаются спекулировать ею для получения желаемого поведения ребенка. В особенно печальных случаях прибавляются пугалки или угрозы в стиле «оставлю тебя здесь» или «дядя тебя заберет», которые наносят большой вред психике зрительного ребенка.

Привычное мамино «сделаешь вот это, тогда будешь хорошим» на самом деле не является воспитательным моментом для анально-зрительного малыша, но может сформировать комплекс хорошего мальчика, определяющий негативный жизненный сценарий уже взрослого человека.

Мама, а я хорошая? Как стремление быть хорошей девочкой затмевает собственные желания

Похвала на самом деле достаточно сильнодействующее средство, которое легко передозировать и получить обратный эффект. Ощущение незаслуженной похвалы воспринимается так же болезненно, как и ее недостаток.

На тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана подробно показывается, почему в случае с анальным ребенком крайне важно равновесие. Он и так сам по себе послушен и прилежен.

Да, такой ребенок любит учиться, да, ему приятно слушаться и выполнять все родительские указания, да, он последователен и скрупулезен. Просто он такой, какой есть.

Только захваливание и манипуляция желаемым признанием никак не способствуют развитию врожденных психологических свойств ребенка.

Родительский авторитет для малыша с анальным вектором остается высоким всегда, сказанное мамой или папой есть непререкаемая истина, поэтому спорить ребенок не будет. Стараясь изо всех сил угодить маме, ребенок забывает/относит на второй план собственные желания. Мамины «хотелки» становятся главными в его жизни, формируется комплекс хорошей девочки/мальчика.

В психике ребенка формируется убеждение, что «быть хорошим» означает только одно – угодить маме. И только тогда он получит желаемую похвалу. Только такое поведение будет считаться правильным.

Таким образом усиливается и без того повышенная мамозависимость, пассивность, безынициативность анального ребенка. Подобное ошибочное воспитание дает единственное направление для деятельности – удовлетворение интересов родителей, относя на второй план собственные интересы ребенка.

Комплекс хорошего мальчика/девочки не дает ребенку возможности проявить себя как-либо иначе, кроме как в послушании и удовлетворении маминых желаний. Сделал как мама сказала – получил похвалу. Все просто и пассивно. Тупик в развитии.

В результате его жизнь сводится к стремлению угодить кому-нибудь, любым способом, только бы снова «стать хорошим». Впоследствии место мамы с папой занимают подруги, одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, начальство, муж или жена, собственные дети и так далее.

Ребенок настолько доверчивый, послушный, покладистый и пассивный, что им все пользуются. Им смогут манипулировать все, кому не лень!

Быть мамой послушного ребенка — это большая ответственность за его судьбу

Воспитание послушного ребенка – это большое искусство, ежедневная борьба с искушением пустить все на самотек, окунуться в родительскую леность вместо кропотливой работы ума.

Между естественным послушанием анально-зрительного ребенка и родительской манипуляцией похвалой очень тонкая грань, и только от родителя зависит, как ее не перейти.

В этом плане актуальность системной психологической грамотности родителей невозможно переоценить.

Опираясь на врожденные психологические свойства малыша с помощью разумной, точно дозированной похвалы можно сориентировать, направить ребенка в том направлении, где идет именно его развитие.

Родительское одобрение, признание, похвала должна присутствовать обязательно в воспитании анального малыша, однако лишь за действительно значимые достижения, требующие значительного вложения сил, времени и стараний. К примеру, если трехлетнего малыша можно и похвалить за то, что он полностью сам оделся, но расхваливать за это же семилетнего ребенка уже не имеет смысла.

Стоит приветствовать любую детскую инициативу и помогать ребенку довести ее до воплощения в жизнь. Поощрение всех начинаний малыша способно простимулировать его на поиск новых идей именно в той сфере, которая ему интересна. Ребенка надо научить получать удовольствие от реализации собственных врожденных свойств, а не от похвалы за послушание.

Инициативность, самостоятельность, последовательность, внимание к деталям, способность довести дело до конца, качественно выполненная работа, аккуратность и чистоплотность – те качества, которые можно и нужно одобрять и развивать в анальном ребенке. Только в таком случае он сможет впоследствии реализовать себя во взрослой жизни и сделать это с пользой для общества и ощущением глубокой наполненности для себя самого.

Самое же пагубное влияние на ребенка с анальным вектором оказывают поторапливания, лишение возможности закончить любое его занятие (договорить, дочитать, доесть, посетить туалет), отсутствие заслуженной похвалы и оскорбления или обвинения в медлительности и тому подобное.

Многие слушатели тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана в своих интервью говорят о тех ошибках воспитания, которые стали проблемой во взаимоотношениях с детьми.

При этом главным результатом они считают открытие своего ребенка, налаживание отношений, повышение уровня доверия и взаимопонимания в семье, совершенно новый подход к воспитанию, общению, взаимодействию родителей и детей.

Послушного ребенка не нужно учить слушаться, он умеет и любит это делать. Главное, чтобы послушание не перешло во всепоглощающее желание угодить – комплекс хорошего мальчика/девочки. В таком случае он станет легкой жертвой любого рода манипуляций.

Ребенок с анальным и зрительным векторами – это потенциальный большой ученый, аналитик, выдающийся педагог, писатель, врач или художник, но только в том случае, когда его наслаждение состоит в реализации его врожденных свойств, но никак не в старании «быть хорошим».

Понимание природы детской психики, истинных желаний ребенка, его особенностей развития и мировосприятия дает уникальный инструмент для воспитания действительно развитого и реализованного, а значит счастливого взрослого человека, способного найти свое место в жизни и получать от нее удовольствие.

Регистрируйтесь на ближайший бесплатный курс онлайн лекций по системно-векторной психологии Юрия Бурлана по ссылке: https://www.yburlan.ru/training

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/ostorozhno-poslushnyj-rebenok-schaste-ili-slomannaja-zhizn

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.