Как справиться с детскими страхами с помощью рисования

Содержание

Рисуем детские страхи и избавляемся от них

Как справиться с детскими страхами с помощью рисования

Рада встрече с вами, дорогие читатели и гости блога!

О причинах возникновения детских страхов мы с вами уже разговаривали и как метод избавления от них рассмотрим рисование. Эта методика используется довольно давно и считается довольно эффективной.

Рисование, как творческое проявление, игра, через которую мы будем вытягивать негативные программы и установки ребенка. Будем использовать рисование, как терапию «анти страх».

Исследования показали, что дети которые часто рисуют и любят это делать, менее подвержены страхам, так в большей степени могут их контролировать или сообщить о них.

Хотя многие родителя зачастую недооценивают рисование, как метод избавления от страхов, а зря. Как нарисовать детский страх?

Вообще подобные мероприятия должен проводить опытный психолог, он найдет индивидуальный подход к вашему ребенку.

Но если все не так критично, и у вас с ребенком довольно доверительные отношения, он идет с вами на контакт, то можете применить данную технику в домашней обстановке.

  • 1 Что дает рисование
  • 2 Выявляем страх
  • 3 Схема проведения рисования

Что дает рисование

При помощи данного метода ребенок раскрепощается, дает волю своей фантазии, чувствам, эмоциям. Мы наглядно можем увидеть его внутренний мир, его мечты, его тревоги и опасения, с которыми нам и предстоит поработать.

Данный способ можно использовать, если ваш малыш захочет порисовать и любит это делать. Так как некоторые дети на предложение нарисовать свой страх категорически могут отказываться.

Как правило средний возраст это от 4 лет и раньше. Этой техникой может пользоваться и взрослый человек. Ведь взрослых тоже что-то да тревожит.

Часто такая техника помогает справится с буйной детской фантазией, которая порождает в голове ребенка монстров и чудищ.

Выявляем страх

Теперь ваша задача выявить, что за страх беспокоит вашего ребенка. Какой именно, если до этого он вам не говорил о нем. Нужно найти страх, который беспокоит вашего ребенка.

Все равно, вы же не чужие друг другу люди и примерно догадываетесь, что может тревожить вашего ребенка.

Здесь поможет совместное рисование. Взрослый по-детски доступно рисует то, что предположительно по его мнению является страхом. Например, ребенок боится врача, который делал укол ребенку и теперь он боится ходить в поликлинику.

Здесь не нужно сразу рисовать больницу и доктора, ребенок может сразу отказаться от занятия.

Нужно плавно и постепенно подвести к этому. Можно так: жила-была собачка, звали ее Бусинка, рисуете конуру и песика. Пошла собачка гулять — рисуете лесок полянку и увидела косточку на пеньке. — Как здорово!- обрадовалась Бусинка и со своих своих ножек побежала к пеньку за косточкой. Но оступилась и повредила себе лапку и начала хромать. — Жалко тебе Бусю? Ребенок должен идти на контакт.

— Что нам сделать с песиком, как ей мы можем помочь? и тд. подводите ребенка до того, как нарисуете доброго доктора или даже вам поможет малыш дорисовать его.

Можете рисовать как на отдельных листах каждую сцену так и на одном, как вам захочется.

Просите ребенка, чтобы он вам помогал, пусть дорисовывает какие-то детали.

Если страх не сильный и еще не укоренился в своем носителе, бывает достаточно и такого рисования. Если нет, идем дальше.

Схема проведения рисования

  • Для начала нужно выбрать время, когда ребенок ничем не занят, спокоен и позитивно настроен и готов к этому занятию.
  • Иногда приходится ждать несколько дней, чтобы ребенок согласился на процедуру, давай нарисуем твой страх.

Здесь довольно сложный момент, так как ребенок понимает, что нарисовав свой страх, тем самым он посмотрит ему в глаза, соприкоснется с ним это его и пугает.

Ребенку довольно сложно нарисовать свой страх и возможно, что у вас будет несколько таких попыток, но не бросайте свои занятия. С каждым нарисованным элементом страх становится все слабее и слабее.

Страх становится всего лишь нарисованным персонажем, с которым вы можете сделать что угодно: порвать его, заточить в башню, заколдовать и пр.

Во время рисования ребенок может вас попросить не смотреть на малявание, не отказывайте. Можете отсесть от него и не подглядывайте, все должно быть честно. Ведь вы того же ждете от него.

Если же ребенок не против того, чтобы вы смотрели, как он рисует, то пусть будет так.

Теперь ваша задача ему не мешать, не отвлекать, пока он сам не захочет. Не поправляйте его, не дорисовывайте. Это может быть вообще что-то абстрактное и не имеющее форму.

Дождитесь, пока ребенок не закончит. Хотя в большинстве случаев, все таки дети рисуют что-то конкретное и одушевленное.

Если ребенок нарисовал абстракцию, пусть придаст ей лицо, дорисует его.

  • Работая со страхами ребенка не нужно употреблять фраз типа: тебе страшно, ты боишься, что тебя пугает? Лучше так: как ты думаешь, как ты относишься, как считаешь поступить с…
  • Предложите ребенку самому выбрать чем он будет рисовать: краски, фломастеры или карандаши. Обратите внимание на цвета, которые использует ребенок в своем рисунке.
  • После того как ребенок сообщил вам, что все готово, похвалите его как у него хорошо получилось какие цвета, формы и пр. Это поможет ему расслабиться и дальше работать.
  • Затем вы спрашиваете спокойным тоном: — Это твой страх? Давай дадим ему имя. Пусть ребенок придумает имя не обязательно человеческое.
  • Затем: ты нарисовал свой страх, теперь ты его боишься или нет?
  • Что мы с ним сделаем?
  • Можно дорисовать ребенка — героя, который например побеждает этот страх волшебным мечом или превращает в прекрасную бабочку. Ребенок должен сам придумать, что он хочет с ним сделать.

А можно ли сразу нарисовать, чтобы была конечная картинка событий, что ребенок уже побеждает страх? Нарисовать-то конечно можно, но эффекта такого уже не будет, ведь ребенок прошел все стадии формирования своего страха и поборол его.

После подобных рисований вы непременно должны заметить просветление у ребенка, что он уже начал забывать о своих страхах и беспокойствах.

Всего доброго, рисуйте и почаще улыбайтесь!

Пишите комментарии и подписывайтесь на обновления!

С уважением, Юлия Полонская

Источник: http://polonskaya-blog.ru/risuem-detskie-strahi/

Сказкотерапия, игры и рисунки. Как бороться с детскими страхами

Как справиться с детскими страхами с помощью рисования

Все родители рано или поздно сталкиваются с детскими страхами. Иногда это что-то мимолетное и проходит само собой. Иногда нет, и у детей возникают устойчивые страхи, с которыми они сами не могут справиться. Может ли родитель сам помочь ребёнку преодолеть такие трудности? Психолог Лариса Милова говорит: да, если родитель готов узнать и попробовать что-то новое.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

С чего начать

Надо понимать, что если страх сильный и сохраняется продолжительное время, то это, скорее всего, не просто страх, а вершина айсберга какой-то эмоциональной трудности ребёнка.

Какой именно — разобраться сразу даже специалисту бывает непросто.

Поэтому хорошо бы внимательно и аккуратно обращаться с той информацией, которую предоставляет ребёнок, а не отмахиваться словами «ничего страшного, само пройдет» или «перерастёт».

  • Страхи бывают нормативные, то есть соответствующие определённому возрасту ребёнка. Их действительно перерастают, когда дозревают соответствующие психические процессы. Дети начинают сами понимать такие страхи и справляться с соответствующими эмоциями.
  • Бывают страхи по возрасту, но количество их зашкаливает. С таким багажом маленькому человеку жить непросто, поэтому не удивляйтесь, если ребёнок просыпается ночью в ужасе и бежит к вам в постель.

Подробнее о причинах страхов и их нормативном количестве в каждом возрасте можно узнать из книги А. Захарова «Дневные и ночные страхи у детей». Если вы хотите на какое-то время стать психотерапевтом своему ребёнку, имеет смысл эту книгу прочитать — она очень толковая, написана простым языком, содержит методику работы со страхами и полезные рекомендации.

1 этап. Не игнорируйте

Начинать нужно с искоренения представления (если оно, конечно, у вас есть) о том, что чем меньше говоришь о травмирующей ситуации или страхах с ребёнком, тем ему будет легче и он скорее все забудет. Это не так. Так вы скорее вырастите невротика, обуреваемого кошмарами.

Если вы не разговариваете с сыном или дочерью о том, что их тревожит, чего они боятся, то вместо облегчения происходит усиление симптомов, потому что дети остаются один на один со своими тревогами.

Поэтому внимательно выслушивайте ребёнка, если он говорит о том, чего боится, переспрашивайте, задавайте уточняющие вопросы: «А какое привидение тебе снится? Оно большое? Как оно выглядит? У него цветная одежда или однотонная? Что делаешь ты в этом сне?» и тому подобные.

2 этап. Не отрицайте

Ни в коем случае не начинайте убеждать ребёнка, что всего этого не существует, не смейтесь над тем, что он вам рассказывает. Поставьте себя на его место: представьте на минутку, что у вас в шкафу кто-то живёт, вы слышите его и даже иногда видите. Но все вокруг отрицают это и подсмеиваются над вами. Чувствуете, как становится ещё страшнее? То-то же!

3 этап. Воплощайте

Предложите ребёнку нарисовать страх (или сон, если речь идёт о нём). Не вмешивайтесь в творчество, не критикуйте, не подсказывайте. Поддерживайте простыми словами «ого!», «вот это да!», «ну надо же!» «как интересно!», проявляйте заинтересованность, включитесь в процесс. Рисование — это один из этапов работы со страхами.

4 этап. Рисуйте «безопасные» рисунки

Предложите ребёнку подрисовать что-то изображению, что-нибудь добавить в рисунок, чтобы стало не так страшно. Например, привидение можно украсить бантиками, а страшного волка посадить на цепь или в клетку. Обычно дети с этим неплохо справляются.

Будьте на одной эмоциональной волне с ребёнком: смейтесь, если он смеется, хмурьтесь, если он серьёзен и угрюм

Это поможет ему почувствовать себя в безопасности рядом с вами.

5 этап. Уничтожайте страхи

Спросите у ребёнка, что он хочет сделать с этим рисунком: разорвать, скомкать и выкинуть и т. д. В моей практике были дети, которые просили помочь сжечь эти рисунки и даже закопать во дворе. Некоторые просили меня запереть эти образы в ящике моего стола, после чего с облегчением уходили с родителями домой.

1. Истории

Неплохо работает метод рассказывания историй. Почитайте в интернете про методику Р. Гарднера или поищите статьи по запросу «Методики рассказывания историй с детьми».

Рассказывание историй — эффективный метод при проработке не только страхов, но и других трудностей. Кроме того, этот метод показывает ребёнку, что у него есть поддержка в вашем лице.

Можно сочинять рассказы на острые для ребёнка темы, добавляя предложения по очереди или целыми смысловыми частями. Кстати, этим можно заниматься в дороге: в машине, на прогулке или по пути из детского сада, школы, магазина.

2. Сказкотерапия

Со страхами у детей хорошо работает метод сказкотерапии.

Если вы хотите попробовать себя в роли не просто рассказчика, а сказочника-целителя, возьмите себе в помощники книгу «Жила-была девочка, похожая на тебя», автор — психолог Д. Бретт (Австралия).

На мой взгляд, эту книжку должен прочитать каждый заботливый родитель — в ней есть примеры, рецепты и рекомендации, что говорить ребёнку, который попал в трудную ситуацию.

3. Ролевые игры

  • Попробуйте разыгрывать сценки на столе или на полу, используя небольшие игрушки. Конечно, это должны быть истории про то, чего ребёнок боится, ведь именно с этим страхом мы решили работать. Можно иногда помогать ребёнку, показывая те модели поведения, которые будут эффективными, чтобы победить страх.
  • Дети любят ролевые игры, а значит, можно разыграть живую сценку (не игрушками), где ребёнок выступает в роли своего пугающего персонажа, а вы — тот, кто боится. Бойтесь натурально — обычно это очень поддерживает и заводит детей!
  • И последний, самый важный этап (этот способ хорошо описан в книге А. Захарова, о которой я писала выше) — вы играете роль страха, а ребёнок сражается и побеждает вас. В этом месте будьте готовы к тому, что ребёнок может вас кусать и бить совсем не по-детски. Не ругайте его за это и не ограничивайте, ведь сила выражения эмоций часто зависит от того, как долго человек в себе копил и носил всё это.

Если вам хватило терпения и вы планомерно следовали инструкциям, не отчаиваясь по дороге, то:

  • ваш ребёнок освободится от страха и мешающих развитию сильных эмоций,
  • вы получите уверенность в том, что в любой момент сможете поддержать своего отпрыска и помочь ему справиться с трудностями.

Источник: https://mel.fm/blog/larisa-milova/21386-skazkoterapiya-igry-i-risunki-kak-borotsya-s-detskimi-strakhami

Как преодолеть страх

Как справиться с детскими страхами с помощью рисования

Один из эффективных способов преодолеть страх — это нарисовать его, а потом преобразовать прямо на бумаге во что-то новое и нестрашное (например, доброе или веселое).

Только кажется, что взять и перерисовать страх — легко. На самом деле это очень сложное задание. Меняя свой рисунок, человек проделывает огромную внутреннюю работу над своим представлением о пугающей ситуации.

Конечно, собаки в мире останутся такими же зубастыми, а коровы — рогатыми, но отношение к ним изменится.

Страх можно изобразить как существо, как предмет, как явление природы и т.д. Иногда представить страх помогают наводящие вопросы: «На что похож твой страх?», «Как он выглядит?», «А как тебе страшно?», «А какой он, твой страх?», «Если бы он был животным, то каким?».

Нарисовать портрет своего страха отлично получается у людей с хорошо развитым образным мышлением.

Рисунок девушки 22 лет: «Страх, который живет внутри меня».

Страх изображен черным лохматым существом с огромными испуганными глазами. Позже ему был пририсован цветочек и хохолок на макушке, чтобы он был не таким страшным, а, скорее, милым и грустным.

2. Изобразить ситуацию, в которой человек испытывает страх.

Самый стандартный подход — это нарисовать саму пугающую ситуацию. Это можно сделать даже схематично, поэтому получается практически у всех, даже у тех, кто упорно твердит, что «не умеет рисовать».

Рисунок мальчика 9 лет: «Страшно быть одному. Например, кататься одному с горы на сноуборде: упадешь и никто не поможет.»

3. Нарисовать ощущение страха, возникающее в теле.

Если человек часто в разговоре описывает свои внутренние ощущения: «всё похолодело», «сердце в пятки ушло», «язык онемел», — предложите ему нарисовать эти самые ощущения. Ощущения можно нарисовать на схематическом рисунке тела, на самом теле или как образ ощущения. Например, ощущение холода можно изобразить как ведро со льдом.

Рисунок девочки 6 лет: «Я чувствую страх вот так: лицо краснеет, а все остальное холодеет.»

4. Нарисовать самый первый случай, напугавший человека.

Предложите человеку вспомнить самый ранний случай, когда он испугался. Например, когда в детстве на него бросилась собака, или когда класс засмеялся над его ответом, или когда он чуть не утонул. Нарисуйте именно тот, самый первый случай, сформировавший страх.

Рисунок мальчика 6 лет: «Я рассказывал на утреннике стихотворение, а все засмеялись надо мной. Больше я не выступаю.»

Позже мы дорисовали на рисунке разные детали, которые помогли мальчику почувствовать себя увереннее: машинку на веревке, галстук, кармашек на пиджаке.

5. Изготовить маску, сделать костюм страха или отдельные элементы.

Такой реквизит помогает превратиться на время в свой страх, поиграть в него. Особенно подходит для страха темноты, привидений и людей определенных профессий (например, врачей). Этот вариант нравится детям, которые не любят рисовать.

6. Нарисовать лицо, выражающее испуг, ужас, страх.

Рисунок лица — один из самых сложных и в то же время очень показательных приемов, потому что прекрасно передает эмоции рисующего. Такой рисунок очень трудно переделать в позитивный, придется включить воображение на полную мощность!

Рисунок мальчика 11 лет, который отлично передает силу его страха. Видно не только ужас на его лице, но и чувствуется реальная опасность со стороны зубастого дракона. Капли крови из пасти упали на плечо мальчику. Огромные глаза и черный рот — основные показатели страха. Синий цвет одежды и прижатая к груди рука говорят о том, что он пытается держать себя в руках.

Какой же способ рисования страха выбрать? Обратите внимание на то, что рассказывает человек про свой страх: про ситуацию, про ощущения, про своё прошлое или про монстров, которых представляет. Именно то, о чем он говорит, и надо нарисовать в первую очередь.

В дальнейшем, если понадобится несколько занятий, можно попробовать все способы — таким образом вы обработаете страх «со всех сторон».

Как определить, что страх прошел? Когда ваш художник начнет говорить и рисовать его легко, без напряжения и, может, даже со скукой (потому что «надоело», стало неактуально).

Важно!

Чтобы преодолеть страх, рисунок не надо стирать, рвать или сжигать. Страх — это часть психики. Если его просто вырвать оттуда, в психике образуется дыра, которая заполнится другой проблемой. Лучше заполнить ее самостоятельно, преобразовав страх в какое-то новое отношение — сделать его нейтральным, спокойным, веселым, добрым и т.д. Именно этот образ и закрепится в сознании рисующего.

Автор Крысанова Светлана
Все иллюстрации являются собственностью автора

Читайте далее:

Смотрите также другие статьи раздела Арт-терапия: упражнения, методы, тесты.

Источник: http://art-psychology.ru/about/preodolet_strah

Как рисование влияет на здоровье ребенка: рекомендации психолога для родителей

Как справиться с детскими страхами с помощью рисования

[artlabel id=»180502″]

› 3-6 › Развитие › Как рисование влияет на здоровье ребенка: рекомендации психолога для родителей

Продолжается прием работ на Девятый конкурс рисунка среди детей с сахарным диабетом, который проводит компания Санофи при поддержке Ассоциации детских эндокринологов Украины. Благодаря Конкурсу организаторы стремятся вдохновить детей к творчеству, ведь тогда и сил для контроля болезни у них станет вдвое больше, помочь им почувствовать уверенность в себе, найти новых друзей и наставников.

Практический детский психолог, арт-терапевт Елена Науменко рассказала о том, как родители могут поддерживать детей в их желании заниматься творчеством и выражать свои чувства с помощью рисунков.

Что дает ребенку рисование?

Если родители поддерживают естественное для ребенка желание творить, рисование становится одним из любимых творческих занятий уже у дошкольников. Очень важно вовремя дать «пищу» органам чувств ребенка.

Через запахи, звуки, тактильные ощущения происходит познание мира, развитие сенсорно-моторного интеллекта и проявляется интерес к творчеству.

Знакомство с красками, цветом для детей часто становится волшебной дверью в мира творчества.

Важно, чтобы взрослые не критиковали и не оценивали первые «пробы пера». Тогда рисование станет хорошим источником сил и талантов. Дети проходят определенные этапы в рисовании. Этот процесс не надо ускорять, превращать в обучение маленького ребенка, поскольку самое важное в творчестве – это удовольствие от самого процесса, а не «правильное» рисование.

К сожалению, сейчас родители маленьких детей больше ориентированы на раннее обучение, а не на творчество. А до 6-7 лет, когда очень активно развивается правое полушарие мозга, ребенку нужно как можно больше двигаться, играть, творить. Раннее обучение снижает уровень эмоционального благополучия и не самым лучшим образом влияет на физическое здоровье.

Работа Андрея Алексеенкова

Как с помощью рисования и творчества можно справляться с детскими страхами, тревогой, истерикой?

Арт-терапия хорошо справляется с такими проблемами у детей как: тревожность, агрессия, гиперактивность, проявление аутизма, психосоматические заболевания.

Дети в состоянии тревоги выходят за рамки своего тела. Время, проведенное в виртуальном мире – возле компьютера или с гаджетами, также приводит к тому, что дети «выпрыгивают» из тела. Есть такое понятие, как «заземление», то есть ощущение, что мы пребываем здесь и сейчас, в реальном мире. В арт-терапии дают много «заземляющих» телесных упражнений для того, чтобы сформировать это ощущение.

К примеру, я предлагаю ребенку представить себя деревом, ощутить, что его ножки, словно корни, проникают в землю к питательной воде. Дети с хорошим воображением моментально воспринимают образ, у них образный тип мышления.

Я часто прошу ребенка нарисовать свое дерево. Мы придумываем про него сказку или историю, подключая такой вид арт-терапии, как сказкотерапия. Воображение помогает детям в восстановлении психологического и физического здоровья.

Рука – продолжение души человека. Если у детей есть возможность оставить на бумаге «след души» даже просто в виде обведенной ладошки, это уже шажок к ощущению: «Я есть, я существую». Это особенно важно для часто и долго болеющих детей.

Академик Мирзакарим Норбеков, автор одной из лучших оздоровительных систем, в своих книгах вспоминает, как дети с сахарным диабетом научились снижать уровень сахара в крови используя собственное воображение.

Работа Ирины Миргород

Есть ли связь между материалами для рисования и психологическим состоянием ребенка?

Конечно, ребенок будет выбирать тот или иной материал для создания рисунка в зависимости от внутреннего состояния. Для проработки страхов и агрессии подходят такие материалы, как пластилин, кинетический песок, глина, различные природные материалы.

Использование красок свидетельствуют о максимальной открытости. У арт-терапевтов есть такое правило: чем младше ребенок, тем большим должен быть формат бумаги, которую мы предлагаем для творчества. Когда ребенок более взрослый, то ему легче поместить свои чувства на меньший формат бумаги.

Подросткам часто достаточно бумаги формата А-4 и простого карандаша.

Работа Виталия Ходукина

Как родителю увидеть страх ребенка в рисунках?

Внимательные родители замечают страх или тревогу ребенка по изменениям в его поведении: по тому, как ребенок спит, ест, общается или не общается, какое у него преобладает настроение. Грамотный психолог не будет «диагностировать» рисунки ребенка, если мама принесла их из дому. Важно, чтобы ребенок рисовал в присутствии специалиста.

А родителям нужно знать, что есть нормативные страхи, связанные с определенным этапом в развитии ребенка, и страхи невротические. Нормативные страхи «живут» до двух недель. Если страх продолжается больше двух недель и сопровождается нарушениями поведения, сна, болями в теле, хорошо бы обратиться к специалисту.

До сих пор многие взрослые верят мифу, что если умалчивать проблему, то ребенок будет счастливо жить в неведении. Это неправда. Очень часто на молчание взрослых ребенок реагирует повышением тревоги.

Дети всегда догадываются о напряжении в отношениях родителей, считывая эмоции со взглядов, движений, вздохов. Нельзя скрыть вещи, которые касаются эмоционального неблагополучия в семье. Открыто говорите с ребенком о своих чувствах, учитывая возраст ребенка.

Также очень важно позволять ребенку проживать состояние утраты вместе с семьей.

Работа Алисы Алексеевой

Как можно мотивировать детей к творчеству?

Единственный способ воспитания ребенка до 6 лет – это подражание. Если родители позволяют себе творить и получают от этого удовольствие – это лучшая мотивация для ребенка.

Сахарный диабет у ребенка: как принять диагноз

Хронические заболевания часто нарушают социальные контакты ребенка, создают дефицит человеческого общения, могут вызывать апатию, пассивность снижение настроения. А психологически здоровый ребенок – это активный ребенок. Поэтому участие в творческих проектах полезно для всех детей. Творчество дает ощущение приобщенности к другим людям, ощущение собственной самоценности, уникальности.

Ребенок понимает, что может сделать что-то по-особенному, как никто другой. Это очень вдохновляет и придает силы. Чтобы мотивировать детей принимать участие в конкурсах, надо просто рассказать им, что у них появится больше возможностей для учебы, творчества, встреч с другими людьми.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник: https://www.moirebenok.ua/age3-6/razvitie/kak-risovanie-vliyaet-na-zdorove-rebenka-rekomendatsii-psihologa-dlya-roditelej/

Если ребенок боится: советы родителям

Как справиться с детскими страхами с помощью рисования

Ребенок панически боится темноты или чего-либо другого? Не ждите, когда страхи возьмут под контроль его жизнь, узнайте, как избавиться от них прямо сейчас!

Детский страх представляет собой сильное отрицательное чувство, возникновению которого в немалой степени способствуют реальные, либо надуманные опасности.

Чаще всего он возникает благодаря неадекватному психологическому воздействию взрослых людей или же вследствие богатой фантазии, рисующей перед неокрепшим разумом по-настоящему пугающие картины.

Чего боятся наши дети ↑

  1. Одиночества. Страх одиночества преследует малышей с момента рождения. Испытывая глубокую эмоциональную привязанность к матери, являющейся для новорожденных средоточием их маленького мирка, а также единственной защитой и опорой, они панически боятся ее исчезновения.

    Внезапный уход родного человека крохи воспринимают, как самую настоящую катастрофу и реагируют соответствующим образом – надрывно кричат и горько плачут.

  2. Чужих людей. Примерно с 8 месяцев дети начинают всерьез опасаться различных незнакомцев, так или иначе проявляющих к ним интерес.

    Эта боязнь не в последнюю очередь связана с инстинктом самосохранения, который подсказывает малышам, что чужие люди могут причинить им вред. Реакцией на опасность становится стремление укрыться от посторонних взглядов и прикосновений за теплым и надежным плечом матери.

  3. Темноты.

    Оказавшись в темной комнате, многие дети проявляют признаки тревожного состояния. Причина подобного поведения кроется в том, что темнота служит для них символом все того же одиночества, олицетворяет собой беззащитность, обреченность и беспомощность.

    В темноте предметы теряют свои очертания, привычные ориентиры исчезают и ребенок попадает в чужой мир, полный зла и неизведанных опасностей.

  4. Выдуманных персонажей.

    Появлению страха перед сказочными «монстрами», возникающему у детей примерно в 3 года, в немалой степени способствуют близкие родственники, пытающиеся с их помощью манипулировать маленькими непоседами («засыпай скорее, а то Баба-Яга придет», «ешь кашу или Бармалея позову»).

    В результате ребенок пугается не на шутку, ведь на рисунках и в мультфильмах эти «герои» выглядят для него более чем устрашающе.

  5. Смерти. Приблизительно с 5 лет мальчишки и девчонки начинают испытывать мучительный страх смерти, обусловленный особенностями их развития.

    Дело в том, что именно в этом возрасте дети знакомятся с таким понятием, как «время» и узнают, что оно включает в себя рождение, продвижение, старение и конец. Осознание того, что рано или поздно им придется умереть – приводит их в ужас.

  6. Смерти родителей.

    Остаться без родителей для любого ребенка означает, прежде всего, оказаться совсем одиноким и ненужным в этом огромном, непонятном, непознанном и оттого еще более страшном мире. Страх смерти близких людей, зарождающийся в 6-7 лет, как никакой другой обладает способностью активизировать и остальные фобии дошкольника – боязнь одиночества, темноты, посторонних людей.

  7. Школьных проблем. С наступлением ученического возраста у детей появляется много страхов, напрямую связанных с обучающим учреждением. Они боятся опозданий, неуспеваемости, насилия со стороны одноклассников, а также непонимания учителей. Помимо этого, девчонки и мальчишки переживают, что не смогут соответствовать идеальному образу хорошего ученика и разочаруют своих родителей.
  8. Проблем с внешностью. Вступая в подростковый период, дети всерьез опасаются тех изменений, что происходят с их телом. Полные сомнений и неуверенности, они боятся оказаться предметом всеобщего обсуждения или, что еще хуже, насмешек. Это очень сложный этап, во время которого особенно важно помочь ребенку преодолеть свой страх, иначе комплексы останутся с ним на всю жизнь.

Каковы причины ↑

Наиболее часто страх у ребенка порождают:

  1. Заботливые родственники, считающие свои долгом ограждать малыша от любых неприятностей. Однако, осуществляя гиперопеку, они лишь превращают его в слабого, зависимого и испуганного человечка. При этом панически бояться он начинает даже самых безобидных вещей – испачкаться в песке, упасть со стула, вступить в контакт с другими детьми.
  2. Конфликтующие родители, находящиеся на грани развода или же уже расторгнувшие брак. Мальчикам и девочкам намного труднее справиться со своими страхами, если их мамы и папы находятся в состоянии непрекращающейся войны. Более того, постоянное наблюдение за противостоянием двух сторон многократно усиливает любые фобии.
  3. Взрослые люди (родители, учителя, родственники), привыкшие добиваться желаемого результата путем угроз и шантажа: «не пойдешь кушать – отдам тебя Кикиморе болотной», «будешь препираться – позову врача, пусть сделает укол», «не выучишь уроки – пожалуюсь отцу, и он тебя накажет».
  4. Реальные случаи, травмировавшие нежную психику ребенка. Даже единожды столкнувшись с пугающей действительностью, он может бояться потом всю свою жизнь. И неважно, что именно произошло – это мог быть укус собаки, насилие со стороны подвыпившего хулигана, автомобильная авария и даже внезапно разразившаяся гроза.
  5. Недружелюбно настроенные сверстники, решившие во что бы то ни стало проверить нервную систему нового «друга» на прочность. К сожалению, обиды и притеснение со стороны других детей могут серьезно повлиять на самооценку и характер ребенка. Желая справиться со своим страхом, он может стать агрессивным или плаксивым, неуправляемым или излишне покорным, беспощадным или безвольным.

Как избавить ребенка от страха ↑

Чего делать категорически нельзя:

  • считать, что детские страхи — это проблема, которая «яйца выеденного не стоит»;
  • смеяться над ребенком и давать ему нелицеприятные прозвища;
  • пытаться пристыдить испуганного малыша, намекая ему, что «хорошие, послушные и умные дети ничего не боятся»;
  • ругать и унижать ребенка, даже если он писается от страха и не только в постель;
  • терпеливо ждать, когда проблема разрешится как-нибудь сама.

Что делать можно и нужно:

  • проявлять по отношению к ребенку максимум внимания и понимания;
  • признаваться, что тоже иногда боитесь;
  • внимательно слушать, запоминать и делать выводы;
  • всеми доступными средствами помогать сыну или дочери в борьбе со страхами (включать на ночь светильник, поселить в шкафу вместо злобной Кикиморы дружелюбного Лунтика, пригласить сверстников в гости и устроить веселую вечеринку, благодаря которой «недруги», наконец-то, смогут подружиться).

Метод № 1. Вычислительная канцелярия

Многие родители недооценивают роль рисования в жизни ребенка, а зря! С помощью нехитрых сюжетов, отображенных в альбоме, он может раскрыть перед ними свой внутренний мир и показать, какие эмоции и чувства обуревают его на самом деле.

О чем «говорят» рисунки детей:

  • если малыш отдает предпочтение серым и черным цветам родителям стоит серьезно задуматься, ведь использование мрачных тонов свидетельствует о том, что он находится в подавленном состоянии и явно чего-то боится;
  • если ребенок пользуется яркими, сочными, жизнеутверждающими красками – это отличное доказательство того, что все в порядке, он полон оптимизма и пребывает в хорошем настроении;
  • если рисуя семью, маленький художник располагает себя в центре листа, а родителей рядом, на равном удалении, значит, в семье царят гармоничные отношения, благотворно влияющие на психику малыша;
  • если ребенок изображает себя в стороне от матери и отца – это тревожный знак, сигнализирующий о том, что семейная лодка пошла ко дну и он, как минимум, чувствует себя брошенным;
  • если малыш с завидным постоянством рисует себя и маму одним цветом, а папу другим (или наоборот), из этого следует, что первая уделяет ему гораздо больше внимания, либо лучше находит с ним общий язык.

Чтобы избавить любимое чадо от страхов с помощью рисования понадобится пройти несколько этапов:

  1. Для начала необходимо попросить ребенка изобразить на бумаге домашних питомцев, вашу семью в полном составе или его друзей с детской площадки. Увлеченно рисуя что-то приятное и хорошо знакомое, он быстрее настроится на позитивный лад и будет охотнее принимать участие в эксперименте.
  2. После того как первый рисунок будет готов, следует осторожно затронуть тему детских страхов и выяснить, чего малыш боится больше всего. Именно этих «монстров» ему и предстоит нарисовать следующими. Только имейте в виду, что тему смерти лучше исключить из общего списка, она слишком сложна, как для понимания, так и для изображения.
  3. Если ребенок проявил смелость и в альбоме появились первые рисунки его фобий, значит, пришло время для рассматривания и обсуждения пугающих картинок. Как правило, увидев своих «монстров» на бумаге, дети понимают, что «не так черт страшен, как его малюют».
  4. Приступая к программе устранения фобий, следует помнить, что многим детям не удается победить свои страхи с первого раза. Поэтому следующий рисунок должен содержать изображение вашего сына или дочки ничего и никого не боящимися.
  5. В качестве завершающего штриха нужно предложить ребенку нарисовать еще одну картинку на тему «Кем я буду, когда вырасту». Это простое действие позволит ему увидеть себя таким, каким он хочет быть — сильным, уверенным и очень храбрым.

Важно: дети всегда придают огромное значение тому, что делают и как ведут себя их родители. Чтобы ребенок действительно научился справляться со своими страхами, необходимо оказывать ему реальную помощь и поддержку. Отнеситесь к заданию серьезно, не забывайте хвалить малыша и ободрять его, даже если на самом деле считаете, что все эти фобии – сущий пустяк.

Метод № 2. Сказки нужны не только для забавы

Сделать первый шаг и нарисовать страхи – еще не значит вылечить боящееся чадо. Желая закрепить успех необходимо предложить ему увлекательную игру, носящую название «Кто лучше всех придумает историю».

В сочиненном творении должен присутствовать отважный воин (гордый принц, неунывающий Робокоп) смело шагнувший навстречу всему, чего боялся и вышедший победителем из этой битвы.

Если малыш еще слишком мал, чтобы самостоятельно придумать полноценную историю, родители должны помочь ему, не забывая использовать в качестве основы любой из реальных страхов ребенка.

В большинстве случаев, узнав, что любимые герои сумели побороть свою боязнь, дети изо всех сил стараются следовать их примеру.

Метод № 3. Родители = режиссеры

Еще один важный момент в программе устранения фобий – мини-спектакль, сюжет которого будет также повествовать о страхах и методах их преодоления.

Для того чтобы воплотить в жизнь это задание, родителям могут понадобиться различные игрушки, маски, костюмы, озорные куплеты, немного фантазии и актерского мастерства.

Будет просто отлично, если в основу спектакля ляжет придуманная ранее история, также можно попробовать инсценировку не выдуманных событий, когда-либо случавшихся с ребенком или его близкими.

Что касается распределения ролей, ведущим актером лучше всего назначить «виновника торжества», для которого импровизированное действо станет отличной возможностью наглядно увидеть, как можно и нужно справляться со своими страхами.

Вполне возможно, что после участия в спектакле ночные приступы панического ужаса у ребенка прекратятся и вам больше не придется бороться с их последствиями.

Советы психолога ↑

  • не бросайте ребенка «тонуть» в различных фобиях, иначе рискуете навсегда лишиться его доверия (не стоит насильно подводить малыша к собаке, которую он боится или настойчиво совать в маленькую ладонь «безобидных» насекомых);
  • имейте в виду, что оставляя ребенка наедине со страхами можно превратить его в заику или неврастеника;
  • помните, что убрать из детской памяти страшные воспоминания можно только демонстрируя отпрыску свою искреннюю любовь и заботу;
  • не конфликтуйте при ребенке с мужем, ведь доброжелательные внутрисемейные отношения – залог его психического здоровья;
  • подумайте о том, что обманывать некрасиво, прежде чем сказать испуганному малышу, будто у вас и у папы совсем нет чувства страха;
  • умейте вовремя признавать свое поражение, если проходит время, а никакие домашние методы не помогают и страхи только усиливаются – значит, пришла пора обратиться за помощью к опытному специалисту.

Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что неконтролируемые детские страхи в отдельных случаях действительно представляют собой серьезный повод для беспокойства.

Однако чаще всего родителям достаточно всего лишь снять с лица строгую маску, уделить своему ребенку чуть больше времени, и проблема будет решена.

Играйте с малышом, гуляйте с ним, занимайтесь совместным творчеством и, чувствуя вашу поддержку, он без труда сможет справиться и с Бармалеем, и с темнотой, и с прочими детскими бедами!

Источник: http://gopsy.ru/strahi-i-fobii/strah-u-rebenka.html

Борьба с детскими страхами

Как справиться с детскими страхами с помощью рисования

Страх — это нормальная реакция на возникающую угрозу. Часто он зарождается в детстве, когда дети познают мир. Чувство тревоги и другие признаки боязни мешают развиваться психике. Следует разобраться, как убрать страх у ребенка.

Детские боязни следует контролировать, чтобы они не нанесли вред психике

Иногда тревожность настолько сильна, что может оставить свой отпечаток на психике. Нельзя недооценивать опасность такой реакции.

Возникновение

Панический страх, который появляется у детей, связан с факторами, которые в реальности не несут опасности. Виной тому слаборазвитое логическое мышление, а также богатая фантазия, свойственной всем дошкольникам.

Детская психика хрупкая и неустойчивая. В современном мире это потенциально опасно. Застенчивый и миролюбивый ребенок может стать случайным свидетелем несчастного случая (ДТП, пожар, агрессия собак, насилие взрослых и т.д.

) и это станет причиной зарождения страха.

Нельзя пренебрегать боязнью детей. Родители должны быть осторожны и бдительны. Тревога, раздражительность, капризность и необычное поведение могут свидетельствовать о развитии фобии. Бездействие матери и отца грозит такими проблемами, как невротические проявления.

Причины

Дети часто страдают от боязни пережитых травмирующих ситуаций и риска их повторения. Страх перед животными зарождается из-за пережитой встречи с агрессивным животным, боязнь высоты от случайных болезненных падений. Распространенными причинами являются:

  • постоянные запреты родителей;
  • семейные конфликты;
  • просмотр фильмов и телепередач, где показаны стихийные бедствия, сцены насилия и т.д.;
  • разногласия со сверстниками;
  • проблемы в школе;
  • фантазии.

Нередко родители сами внушают страхи, которые не только влияют на формирование характера, но и могут отразиться на его психическом здоровье.

Простое предупреждение об опасности («Не нужно кувыркаться – можно травмироваться», «Не трогай собаку – она укусит!») характеризует окружающие предметы и определенные действия как опасные. Так зарождаются страхи.

Детские фантазии могут быть причиной боязни

Разновидности страхов

Дети боятся предметов, явлений, собственных фантазий и окружающих людей. Каждый случай выявления тревожности индивидуален, делать описание всех разновидностей страха проблематично. Все боязни детей можно разделить на несколько групп:

  1. Навязчивые. Боязнь высоты, толпы и т.д.
  2. Бредовые. Не поддаются логическому объяснению. Примером может послужить боязнь надеть определенную рубашку или же боязнь взять в руки какую-то игрушку.
  3. Сверхценные. Боязнь сказочных персонажей, героев мультфильмов и т.д.
  4. Реальные. Проявляются при возникающей опасности как результат действия инстинкта самосохранения.
  5. Невротические. Вызваны нарушением деятельности нервной системы.
  6. Свободные. Характеризуются ожиданием опасности, в моменты, не имеющие ничего общего с реальным окружением.

По отношению к детям также применимы и возрастные страхи, которые могут появляться и исчезать. при правильном и гармоничном воспитании ребенка, боязни могут исчезнуть самостоятельно.

Разновидности детских боязней

Возрастные особенности проявления

Самая эффективная профилактика — не допускать его проявления. Самые заботливые родители не могут обезопасить своего малыша от случайных звуков, сюжетов насилия по телевидению и т.д. Расставание с близкими может привести к серьезным проблемам.

Для ребенка это может стать причиной зарождения фобии. Некоторые боязни естественны, они присутствуют у большинства детей разного возраста.

1–3 года

Дети с 2-3 лет начинают различать людей на своих и чужих. Чужие люди могут вызывать боязнь, временная разлука с близкими также вызывает тревогу.

Самостоятельно преодолеть собственные страхи в таком возрасте ребенок еще не может. Он только начинает познавать мир, увеличивая свои знания и получая жизненный опыт. С 2-3 лет, у него также могут появиться:

  • страх боли;
  • боязнь врачей;
  • страх высоты;
  • страх темноты;
  • ночные страхи.

Большая часть зародившихся в этом возрасте боязней оставляет свой отпечаток в психике, и они могут проявиться во взрослой жизни.

3–5 лет

В этом возрасте ребенку сложно преодолеть ночные страхи, он может бояться сказочных персонажей. В возрасте 4-5 лет может появиться страх одиночества, вызванный сильной эмоциональной привязанностью к родителям.

Причинами развития боязни могут служить случаи агрессии со стороны животных.

Пережитая травмирующая ситуация или простой испуг создают страх перед животными, который может стать причиной серьезных нарушений психики.

5–7 лет

Происходит подготовка к школе. В возрасте 5-7 лет ребенок обретает определенную социальную роль. Его привычный круг общения сменяется новым, появляются новые друзья в школе. Страхи начинают носить социальный характер. Они связаны:

  • с боязнью учителей;
  • со страхом отдельных лиц в школе или классе;
  • с боязнью ответа у доски.

Попав в новую для себя обстановку, ребенок начинает испытывать стеснение. У него может появиться неуверенность в себе. Наиболее опасное время — это адаптационный период. Если не получится преодолеть собственные страхи в возрасте 7 лет, они будут прогрессировать.

7–11 лет

Зародившиеся в 7-8 лет страхи могут усиливаться с возрастом. У ребенка может наблюдаться боязнь ответа перед доской, боязнь отвечать на вопросы преподавателя, а также боязнь получить плохую оценку. Влияет на проявления страха и воспитание родителей.

Плохая успеваемость в школе нередко становится причиной боязни понести наказание. В этом возрасте может появиться боязнь темных помещений, а также боязнь физического насилия.

11–16 лет

У старшеклассников другие проблемы. В подростковом возрасте большая часть страхов из детства проходит, их сменяют боязнь сдачи экзаменов, поиска будущей профессии и т.д. Этот возраст совпадает с периодом полового созревания. Старшеклассники могут испытывать боязнь отношений с противоположным полом.

В возрасте 12-16 лет дети могут с тревогой относиться к собственному социальному статусу. Они стремятся везде проявлять себя с лучшей стороны и любую неудачу воспринимают со страхом. Вызвать боязнь могут неудачи в спорте, творчестве и т.д. Некоторым детям из-за неуверенности в себе сложно найти общий язык со сверстниками.

Выявление проблем

Как у дошкольников, так и у учеников начальных классов выявление тревожности может проводиться по известным методикам детских психологов. Наиболее популярным способом выявления страха является диагностическая система А.Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»:

  1. Ребенок рисует на листе бумаги два дома. Один черным карандашом, другой красным.
  2. Специалист предлагает поиграть в игру, расселив страхи по домикам. В красный необходимо поместить все нестрашные страхи, а в черный страшные.
  3. Психолог перечисляет возможные варианты страха, а ребенок зарисовывает их.

На начальной стадии такого метода диагностики психолог наблюдает за процессом рисования. Специалист оценивает количество рисунков, которые ребенок поместил в черный дом. Психолог может понять, что делать с пациентом дальше, как его вылечить и какие методы коррекции применять.

В отдельных ситуациях специалисты просят нарисовать на двери черного дома замок. Такое действие поможет пациенту понять, что он находится в безопасности, так как страхи находятся взаперти.

Психолог поможет разобраться в детских проблемах

Коррекция психики

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста отличаются специальным подходом. Важно наладить контакт с ребенком и определить причины и признаки проблем в игровой или познавательной форме. Преодолеть тревожность могут помочь родители, предварительно проконсультировавшись у психотерапевта. Как бороться с детскими страхами:

  1. Игровая терапия. Преимущество такой терапии в том, что юный пациент не понимает, что происходит. Он играет с родителями или специалистом. Задача психолога — создать во время игры условия, вызывающие у него страх. Важно показать, как справиться со сложной ситуацией.
  2. Рисование. Наиболее эффективный способ диагностики и коррекции страхов как у детей дошкольного возраста, так и у тех, кто уже учится в школе. Занятия рисованием направлены на выражение эмоций и переживаний, путем переноса их на бумагу. Бороться с проблемой будет легче, если специалист поможет пациенту выставить визуализированный страх в юмористической форме.
  3. Песочная терапия. Относится к эффективным методикам арт-терапии. Помогает не только снять напряжение, но и выявить страх и бороться с ним.
  4. Сказкотерапия и куклотерапия. Основная задача — создать сказочную ситуацию, где персонаж (кукла) преодолевает страх, опираясь на реальные способы его подавления.

Такие же меры применяются и для преодоления тревожности у младших дошкольников. Ученикам старших классов справиться с проблемой будет проще. Кроме арт-терапии могут использоваться разнообразные тренинги, а также занятия с опросниками и тестами. К детям старшего школьного возраста может применяться метод беседы при условии того, что ребенок идет на контакт со специалистом.

По своему содержанию сеансы могут быть разными. Специалисты могут работать с такими приемами и методами:

  1. Интерпретация. Помогает ребенку перебороть собственные страхи путем внушения рационализации его отрицательных мыслей.
  2. Отреагирование. Основная цель — создание искусственной обстановки для выражения негативных эмоций.
  3. Десенсебилизация. Упражнения такого характера позволяют проработать механизм преодоления страха при периодической встрече с ним. Занятия используются для выявления и коррекции фобий.
  4. Контейнирование. Принятие чувств и эмоций ребенка.

Выяснить основные причины боязни и убрать некоторые признаки проявления страха будет легче, если в терапии будут принимать участие и родители. Специалист по детской психологии может дать им советы и порекомендовать упражнения, которые помогут детям побороть в себе страх.

Рекомендации родителям

Психокоррекционная работа с ребенком будет проходить эффективнее, если родители смогут ему помочь своей поддержкой и созданием благоприятной атмосферы в семье. Психологи дают такие советы:

  1. Проводить больше времени с ребенком (особенно в возрасте до 3-5 лет). Важно, чтобы дети чувствовали себя в безопасности. Помочь в этом могут совместные развлекательные и познавательные игры.
  2. Перестать запугивать детей в воспитательной форме. Вынужденная терапия с ними возникает по вине родителей, неправильного воспитания. Пересмотрев ошибки, ребенку будет легче избавиться от тревожности.
  3. Не запрещать ребенку бояться. Многие родители при замеченных признаках тревожности у своего ребенка, говорят ему, что бояться объект страха не нужно. Это неверный подход. Победить собственную тревожность он может и самостоятельно.

Психокоррекция страхов у детей отличается от той программы, которую применяют к взрослым людям. Психика школьников и дошкольников очень хрупкая. Необходимо научить ребенка преодолевать трудности. Не использовать гиперопеку и тотальный контроль, они могут стать причиной для новых фобий.

Как помочь ребенку, испытывающему страхи

Лечение медикаментами

Медикаментозная терапия позволяет избавиться от симптомов, которые мучают больного. Такое лечение является второстепенным. Основным оно становится только при неэффективности коррекции психики или же из-за перетекания фобии в невротические заболевания.

Прописанные врачом таблетки могут помочь снять напряжение, депрессию и даже проявления астении. Медики прописывают юным пациентам:

  • при астенических проявлениях витамины и препараты кальция, ноотропные средства;
  • при проявлении депрессии легкие антидепрессанты;
  • при сильной возбудимости успокоительные препараты;
  • при гипостении транквилизаторы.

Лечить юных пациентов необходимо, применяя методы комплексной терапии. Совмещается прием медикаментов, физиотерапия и индивидуальная работа психолога с ребенком. Учитывается его возраст.

У больных возрастом до восьми лет проявление тревожности чаще всего удается побороть только методами психотерапии. Лекарства применяются лишь при угрозе невротических проявлений.

Лечение медикаментами обычно сочетается с психологической коррекцией

Польза страхов

Страхи естественны для каждого. Их зарождение в детском возрасте обусловлено психоэмоциональным развитием на фоне инстинкта самосохранения. С ранних лет родители воспитывают малыша, указывают, что можно ему делать, а что нельзя. Без осознания понятий «хорошо» и «плохо» человек становится уязвимым. Боязнь — это нормальное явление. Плохо, когда ребенок ничего не боится.

По мнению медиков, страх может быть полезен и бороться с ним не всегда нужно.

Во критической ситуации организм вырабатывает адреналин. Этот гормон способствует улучшению работы головного мозга.

Специалисты советуют обращаться за помощью только в случае регулярных повторений признаков тревоги.

Заключение

Коррекция детских страхов отличается от тех методик, которые применяют к взрослым пациентам. Психика у школьников и дошкольников еще хрупкая, и они часто не в силах справляться со своими страхами, это может привести к серьезным проблемам в будущем.

Методы диагностики и коррекции могут быть разными. Выбор терапии зависит от возраста пациента, а также его уровня тревожности и наличия определенных признаков фобии. Может помочь визуализация при помощи рисования, а также специально разработанные развивающие упражнения, применяемые в игровой форме.

Источник: https://urazuma.ru/strahi-fobii/kak-ubrat-strah-u-rebenka.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.