Как подготовить руку к письму: 10 эффективных заданий

Содержание

Как подготовить руку к письму: 10 эффективных заданий

Как подготовить руку к письму: 10 эффективных заданий

Один из самых сложных навыков, который отрабатывается с детьми при поступлении в школу – овладение письмом.

Это непросто, так как требуется хорошая координация движений, разработанная мелкая моторика рук, умение сосредоточиться и правильно распределять мышечную нагрузку.

Но данную задачу для крохи можно упростить, если начать готовить его к письму заранее, используя занимательные упражнения и игры.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Вырежьте из цветной бумаги дерево и наклейте на картон. Ребёнку дайте салфетку жёлтого или красного цвета и попросите держать её в левой руке, а правой — отрывать небольшие кусочки. Сделав несколько заготовок, малыш должен скатать маленькие кусочки в кружочки (желательно это делать тремя пальцами: указательным, средним и большим), а затем наклеить получившиеся яблочки на дерево.

2. «Колобок»

Упражнение на развитие глазомера

Нарисуйте на картоне круг. Ребёнок должен равномерно растереть по кружочку размягчённый пластилин жёлтого цвета таким образом, чтобы не выходить за границы линий.

Потом попросите своё чадо скатать маленькие кружочки – глазки из голубого пластилина (тремя пальцами: указательным, средним и большим) и аккуратно их наклеить на основу.

Далее – пусть малыш подготовит красную полосочку и сделает колобку рот.

3. «Паровозик»

Упражнения на внимание и аккуратность

Используя точечную технику, попросите ребёнка нарисовать паровозик (расстояние между точками – 2-3мм). Малыш должен соединить точки, чтобы получился красивый рисунок и аккуратно, не выходя за контуры линий, разукрасить паровозик.

4. «Золотая рыбка»

Упражнение на движение в определенном ритме

На листе бумаги простым карандашом непрерывной линией в несколько рядов нужно нарисовать волны (стараясь, чтобы они были одинаковые по размеру) — а на них, рыбку с короной. Ребёнок должен цветными карандашами обвести волны (желательно, не отрывая карандаш от бумаги до конца строки), рыбку с короной, и аккуратно её разукрасить.

5. «Птички»

Упражнение на развитие пространственной ориентации

Предложите крохе нарисовать на листе чаек: сверху слева и справа, снизу слева и справа и по центру. Как только «схема» будет готова, начинайте играть: вы называете какую птичку нужно найти, а малыш старается найти её как можно быстрее и разукрашивает.

6. «Грибочки»

Упражнение на развитие координации движений

Попросить ребёнка нарисовать в воздухе грибочек правой рукой, а затем левой рукой. Потом предложите ему по заранее подготовленному трафарету обвести контур грибочка. Не забудьте своей рукой провести пунктиром по диагонали внутри грибочка несколько линий — и далее попросите кроху их обвести, не отрывая карандаш от листа бумаги. Несколько строк снизу вверх, затем сверху вниз.

7. «Зарядка»

Упражнение для развития мышц рук

Малыш кладёт руки на стол ладонями вниз. По команде поочерёдно, начиная с мизинца, он поднимает пальчики на двух руках – в одну сторону, потом в другую.

8. «Бусинка»

Упражнение на развитие тактильных ощущений и координации движений

Разложите на столе вперемешку бусины: круглые и квадратные. Ребёнок с закрытыми глазами должен провести «сортировку»: влево левой рукой отложить только круглые бусины, вправо правой рукой – квадратные. 

9. «Мишка»

Упражнение на развитие целеустремлённости

Малыш берёт слегка размягчённый коричневый пластилин, катает из него один шарик побольше – туловище мишки и поменьше – голову.

Также нужно заготовить ещё четыре  маленьких шарика — они будут нужны для лапок, и два совсем крошечных – для глаз. Не забудьте про носик и рот.

Нужно стараться, чтобы мелкие детали ребёнок катал тремя пальцами (указательным, средним  большим). Лепка — очень полезное занятие, которое помогает развивать творчество, усидчивость и мелкую моторику рук.

10. «Клубничка»

Упражнение на укрепление кисти рук и распределение нагрузки на пальцы

На цветной бумаге нарисуйте большую клубнику. Карапуз, используя специальные детские ножницы, должен её аккуратно вырезать. При этом будьте рядом и внимательно следите за движениями рук малыша, чтобы он не уколол себя и не поранился.

Отрабатывая в игровой форме упражнения, чередуя их по сложности и нагрузкам на определённые мышцы рук, можно постепенно, без особого труда подготовить ребёнка к сложному трудоёмкому процессу – овладению приёмам письма. Главное, чтобы занятия проходили живо, занимательно и с положительными эмоциями, которые, кстати, легче всего поддерживает весёлая детская музыка.  

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/obraz-zhizni/kak-podgotovit-ruku-k-pismu-10-effektivnyh-zadanij/

Постановка руки к письму | Цветы жизни

Как подготовить руку к письму: 10 эффективных заданий

Всем детям, поступившим в школу, приходится писать. И не у всех, к сожалению, это получается одинаково хорошо. Дело в том, что письмо – это непростой навык, требующий хорошей подготовки мелких мышц руки ребенка для выполнения четких, хорошо cкоординированных движений, а также способности контролировать собственные действия довольно продолжительное время.

Не у всех детей, по разным причинам, мышцы рук достаточно сильные и развитые. Именно поэтому необходимо с раннего возраста предпринимать определенные действия для «постановки руки» ребенка. Вы удивитесь, но начинать можно уже с 3-х летнего возраста. Любимая игрушка всех малышей – юла —  поможет вам в этом.

Юла стоит недорого, но приносит невероятную пользу крохам в деле укрепления мышц. Юла может научить нескольким способам захвата ее рукоятки, что позднее пригодится в процессе научения письму.

Во время игры с юлой крохе требуется напрягать руки и довольно-таки в быстром темпе производить определенные силовые движения. Если вы видите, что вашему трех-четырехлетнему чаду с трудом дается игра с юлой, насторожитесь.

Это значит, что мышцы малыша ослаблены, возможно, формируются неправильно, и без определенных подготовительных упражнений ребенок будет испытывать трудности и обучаясь письму.

Поэтому, прежде чем учить детей писать, нужно подготовить их руку к самому процессу письма, поскольку данные задачи совершенно отличаются друг от друга. В этом деле могут помочь различные помощники — книги, игрушки, пособия, которые можно приобрести, как на сайте производителя, так и в магазинах.

Подготовка руки к письму содержит несколько этапов:

  • научение труду руками (различного рода поделки, лепка, живопись и рисунок). Это означает: развитие моторики, глазомера, пространственной ориентации, внимания, умение работать аккуратно, заканчивать любое дело, а не бросать его на полпути.
  • формирования чувства ритма – научение согласованию движения и слова с соблюдением определенного ритма;
  • научение рисовально-графическим работам – раскрашивание, рисование по клеточкам, штриховка и др.
  • формирование правильной ориентации в пространстве — ориентировка на рабочей поверхности (например, на бумажном листе).

Упражнения для рук при подготовке руки к письму

Существует ряд эффективных упражнений для того, чтобы подготовить руку малыша процессу письма. Вот некоторые из них.

Упражнение «Пианист»

Малыш кладет ручки на твердую поверхность стола ладошками вниз. Необходимо поднимать пальчики по очереди. Сначала поднимаем пальчики одной руки, потом – другой. Повторяем упражнение наоборот, т.е. с другой руки.

Упражнение «Новая волна»

Ручки малыша лежат на твердой поверхности, как в упражнении 1. Только теперь нужно поднимать пальчики друг за дружкой на разных руках в одно и то же время. Начинать следует с мизинчиков.

Упражнение «Скрепочка»

Малышу следует напрячь  средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул. Затем нужно опускать и поднимать пальцы, стараясь, чтобы карандаш не выскользнул.

Упражнение «Волшебные палочки»

Счетные палочки, карандаши, трубочки, ручки в количестве 10 или 15 штук выкладываем на твердую поверхность. От малыша требуется ловкость для того, чтобы собрать все палочки по очереди, используя только одну руку, а потом снова их выложить по очереди на рабочую поверхность. Важно собирать и выкладывать палочки именно по одной. И нельзя помогать себе другой рукой.

Упражнение «Ловкие шаги»

Снова напрячь средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул (как в упражнении 3). Лучше держать письменный прибор на уровне вторых фаланг пальцев.

Теперь с этим карандашом, так, чтобы тот не упал, делаем пальчиками очень маленькие перемещения (шажки) по рабочей поверхности стола.

Нужно «пройти всю доступную поверхность в пределах территории, куда дотягивается рука малыша.

Упражнение «Мельница»

Снова напрячь указательный и средний пальчики и зажать между ними карандаш, но только самый его кончик.

От малыша требуется так повернуть руку, чтобы можно было захватить второй рукой другой, свободный, кончик карандаша. Карандаш как бы совершает вращение.

При этом направление письменного прибора следует соблюдать от груди. Необходимо добиться, чтобы малыш совершал не менее 7 оборотов. Но, чем больше, тем лучше.

Упражнение «Шарик»

Малышу нужно использовать свое воображение и представить, что у него в ладошках мячик небольших размеров. Теперь этот воображаемый мячик нужно перекатывать из стороны в сторону.

Очень часто при научении письму у детей возникает так называемый «писчий спазм». Это когда в процессе письма их пальчики начинают неметь и появляются болезненные состояния, что отбивает желание у будущего первоклассника вообще учиться писать. Это явление можно предупредить при помощи простого упражнения.

Упражнение «Дружба»

В положении сидя малышу следует поставить ручки на уровень глаз, соединив ладони друг с другом.

Потом одну ладонь необходимо сдвинуть немного вниз, а пальцы другой руки согнуть и как бы обнять пальцы сдвинутой вниз ладошки.

Перед выполнением таких ручных «объятий» вдыхаем носом, и выдыхаем непосредственно в процессе выполнения упражнения. Делать упражнение нужно двумя руками по очереди, раз 10 – 15.

Также считаем необходимым упомянуть, что, прежде чем обучать своего малыша, необходимо определить его ведущую руку. Сейчас левшество или скрытое левшество встречается гораздо чаще, чем это было ранее. Важно это потому, что у левшей совершенно по-другому происходит распределение функций между полушариями головного мозга.

Что такое скрытое левшество?

Таким термином характеризуются дети, пишущие правой рукой, но ведущим полушарием у них остается правое, как у тех детей, которые пишут левой рукой. Именно скрытые левши, чаще всего, и испытывают трудности в обучении в школе.

Правша или левша?

Существует множество способов определить ведущую руку ребенка.

Например, можно попросить малыша отвинтить крышку на бутылке, стереть что-то ластиком, протянуть ему ложку или какой-то предмет и попросить его взять его, воспользоваться ножницами, переложить что-то из одной коробки в другую.

Специалисты советуют давать малышам непривычные и неожиданные для них задания, которым их не обучали, чтобы увидеть более естественную реакцию со стороны детей. Т.е., предполагается, что в неподготовленной ситуации ребенок будет выполнять задание так, как удобно именно ему.

Та рука, которой малыш будет выполнять такие задание и является у него ведущей.

Деткам-левшам, скрытым левшам и тем, кто владеет одинаково правой и левой руками требуется особое внимание в процессе подготовки и обучения письму.

Следует помнить, что упражнения с дошкольниками необходимо выполнять, используя простой карандаш там, где он требуется.

Что помогает подготовке руки к письму?

Предлагаем вам ознакомиться со списком самых эффективных занятий в деле подготовки руки вашего малыша к письму:

  •  игры с мозаикой;
  •  конструкторы (особенно те, где можно завинчивать различные шурупы и гайки);
  • работа с бумагой, проволокой (бусы, поделки, гирлянды, оригами и пр.);
  • плетение браслетов, шнурков, бисероплетение и пр.;
  • вязальные работы крючком и спицами;
  • вышивка;
  • шитье и пришивание (пуговиц, например);
  • вырезание ножницами;
  • использование раскрасок, рисование (в том числе, мелом);
  •  ручной труд: выжигание, выпиливание, лепка, аппликация.

Тетради для дошкольников «Солнечные ступеньки» отлично справляются с задачей подготовки руки к письму. Наше подробное о них впечатление я рассказывала и показывала в этой статье.

Также можно порекомендовать любые тетради из серии КУМОН, начиная от лабиринтов и заканчивая созданием поделок 3D. На блоге есть несколько отзывов о тетрадях Кумон, например, вот о серии «Готовимся к школе».

Как узнать, готова или не готова рука ребенка к письму?

Ваше чадо еще не прошло достаточную подготовку, если:

  • не умеет штриховать изображения, не выходя за пределы рисунка;
  • не может повторить за вами рисунок круга: изображает овал со многими дрожащими прерывистыми линиями или у него получается маленький круг;
  • фиксирует неподвижно кисть на листе бумаги;
  • постоянно переворачивает изображения.

Если вы видите, что ребенок не готов к процессу обучения письму, продолжайте выполнять с ним регулярно те упражнения, которые мы предлагаем в данной статье.

Как правильно держать ручку

Важно также обратить ваше внимание на то, как правильно держать ручку. Предложите ребенку что-нибудь написать и посмотрите, как он возьмет карандаш. Неверно, если ребенок:

  • держит пальчики так, будто хочет посолить еду, т.е. щепоткой;
  • зажимает ручку в кулаке;
  • письменный прибор располагается на поверхности указательного пальца, вместо среднего;
  • конец письменного прибора указывает в сторону, а не на плечо пишущего;
  • пальчики ребенка расположены на неправильном расстоянии от грифеля (близко или, наоборот, далеко от него).

Искаженное положение руки при письме будет помехой правильному освоению этого важного процесса, поэтому необходимо начать тренировку по исправлению ситуации. Предлагаем вашему вниманию очень эффективное коррекционное упражнение для такого случая под названием «Домик для букв».

Упражнение «Домик для букв»

Взрослому необходимо взять ручку правильно, но только отодвинуть пальцы немного повыше от грифеля (на 2 см, примерно). После этого нужно отпустить указательный палец так, чтобы карандаш удерживался только средним и большим пальцами.

А указательный в это время может выполнять любые свободные движения и даже постукивать по поверхности письменного прибора.  Предложите малышу повторить то же самое.

Мы уверены, что такая наглядность будет для ребенка понятнее всего, и проблема снимется, не успев появиться.

Мама и медик Марина Таланина,

специально для сайта «Цветы жизни».

А еще отличным помощником в этом деле служат специальные тренажеры — резиновые накладки на ручку, или ручки-самоучки, которые предполагают только правильное расположение пальчиков ребенка.

Я с обоими сыновьями использовала  такой тренажер и он не только на «ура» встречался с ребенком, но и результат был «на лицо».

Помните, что при регулярной тренировке и выполнении всех предложенных действий, овладение процессом письма станет для вас приятным и увлекательным занятием.

Предлагаем также посмотреть видео ниже, в котором наглядно предложены несколько интересных упражнений по постановке руки к письму.

Еще много статей о подготовке к школе в особой рубрике «Подготовка к школе» Среди прочего там вы найдете:

Как научить ребенка считать

Как научить ребенка писать сочинения

Как научить ребенка пересказывать

Методики обучения чтению

Физиологическая готовность к школе

Психологическая готовность к школе и др.

Желаем вам приятного освоения навыков!

Мира и гармонии!

С теплом,

Людмила Поцепун.

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/podgotovka-k-shkole/podgotovka-k-shkole-postanovka-ruki.html

Подготовка руки к письму

Как подготовить руку к письму: 10 эффективных заданий

Подготовка руки к письму: система упражнений для подготовки руки к письму, задания для развития ручной умелости для детей старшего дошкольного возраста, готовность руки ребенка к письму.

Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью.

Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.

Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

— развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

— развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

— развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
— развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке) – подробнее о системе занимательных игр для развития пространственной ориентации читайте в статье «Ориентация в пространстве».

Подготовка руки к письму: система упражнений для пальчиков

Ниже я привожу один из комплексов упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой. Названия упражнений придуманы мной в совместном творчестве с детьми. Вы можете придумать свои названия.

Первое упражнение. «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

Второе упражнение. «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

Третье упражнение. «Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

Пятое упражнение. «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

Шестое упражнение. «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

Седьмое упражнение. «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

Восьмое упражнение. «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко.

При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя.

Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров.

При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место.

Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

Подготовка руки к письму: определение ведущей руки у ребенка

Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или что он явно левша.

А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой.

Почему? Какая рука у него ведущая? Как и когда определять ведущую руку у детей дошкольного возраста, Вы узнаете из статьи «Как узнать, правша или левша: тесты для определения ведущей руки ребенка».

Подготовка руки к письму: развитие ручной умелости

Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Интересные «ручные работы» для детей придумал автор первой в мире системы обучающих игр для малышей Ф.

Фребель в 19 веке (складывание из бумаги – аналогия современного оригами, конструирование из гороха и палочек, выкладывание фигурок из палочек и лучинок, нанизывание, плетение узоров из полосок бумаги, пальчиковые игры). Упражнения для развития «ручной умелости» входили и в систему заданий для детей, разработанную М.

Монтессори (вкладыши, рамки для застегивания и шнуровки и другие), в систему Л.К. Шлегер (работа с глиной, песком, деревом, бумагой и картоном).

ТОП- 30 занятий, способствующих развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму:

Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

— выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики, — конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов, — конструирование из бумаги и картона, — плетение шнуров из ярких цветных веревочек, — работа на детском настольном ткацком станочке, — вязание крючком и на спицах (работы Е.

Шулешко убедительно доказали, как эффективно вязание в подготовке детей к школе), — шитье и вышивка (Примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см, не тонкая, с продольным ушком.

Дети осваивают швы «вперед иголку» по прямой линии, «за иголку», «через край»), — изготовление поделок из проволоки, — пришивание пуговиц, — нанизывание бусин и изготовление детских бус, — изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование), — пальчиковые игры, — штриховки, — изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций), — выжигание по дереву, — выпиливание, — валяние, — раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша), — рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»), — дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам, — обведение рисунков по точкам, — выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка). — плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров (см. «Дары Фребеля» — плетение из полос), — изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму). — вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой, — декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме, — задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов), — рисование на доске мелом, цветными мелками, — оригами,

— изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).

Подготовка руки к письму: как определить уровень готовности руки ребенка к письму?

Дома можно провести с ребенком несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму. Приведу в пример два традиционных задания (их часто дают детям при поступлении в школу).

Задание 1. Рисуем круг. Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).

Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки: — вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера, — линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании,

— ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.

Задание 2. Шриховка. Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.

Если рука недостаточно хорошо развита, то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).

Подготовка руки к письму: учимся правильно держать ручку и карандаш

Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ: это надо знать!

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.
Второе. Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.
Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.

Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:

Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец.

Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.

И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):

Тук-тук, молотком, Мы построим буквам дом. Тук-тук, молотком,

Поселяйтесь, буквы, в нем.

Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.

Еще одна типичная ошибка ребенка. Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.

Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.

Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.
Покажите ребенку, куда должна «смотреть» ручка – в сторону его плеча пишущей руки.

Упражнения для подготовки руки к письму и развития мелкой моторики

Упражнения для подготовки руки к письму и развития мелкой моторики и сенсомоторной координации Вы найдете в этом видео. Какие упражнения можно провести с каштанами, ортопедическими мячиками, веревочками — ежиками, волчками?  Как они готовят руку к тому, чтобы потом рука правильно держала карандаш и ручку? Несколько идей для занятий с ребенком дома и в детском саду.

Надеюсь, что эти рекомендации по подготовке руки к письму

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/podgotovka-ruki-k-pis-mu/

Один из самых сложных навыков, который предстоит освоить ребенку — это письмо. Изучая физиологию в университете, я узнала, что торопиться в обучении письму совершенно бессмысленно. Умение писать тесно связано с формированием новых нейронных связей в головном мозге. И пока соответствующие связи не появятся, ребенок просто не сможет сделать то, что вы от него требуете.
Однако, это вовсе не значит, что мы никак не можем поспособствовать тому, чтобы научить ребенка писать.  На самом деле очень многие родители активно помогают своему ребенку подготовить руку к письму, просто делают это, скажем так, не осознанно.

В этом посте я расскажу о самых простых и доступных способах подготовить руку ребенка к письму.

1. Пальчиковые игры

Пальчиковые игры, или пальчиковая гимнастика, это не только весело, но и очень полезно для ребенка с самого рождения. Активно развивается мозг, мелкая моторика, координация движения рук. Развивается память и внимание, дети быстрее учатся писать.

Вот пример нескольких игр, которые вы можете использовать каждый день  — 10 пальчиковых игр для малышей.

Пальчиковые игры — это еще и общение мамы с ребенком. А детские пальчики становятся более ловкими и подвижными.

Запомните три простых правила, играя с ребенком:

  • Независимо от того, правша ребенок или левша, нагрузка на пальчики должна быть одинаковой. Все пальчиковые игры подходят для обеих рук;
  • После игры не забывайте о расслаблении, можно просто потрясти несколько раз кистями рук;
  • Используйте пальчиковые игры регулярно.

2. Раскраски

Раскраски для ребенка — это непросто веселое времяпрепровождение.  Главное предназначение раскрасок — тренировка детской руки. Ребенок учится правильно держать карандаш или кисточку, аккуратно закрашивать внутри контура, не выезжая за границы.

Раскраски помогают ребенку научится управлять движениями своей руки, учат усидчивости, развивают концентрацию внимания. Все это отличная подготовка руки к письму.

Сегодня родителям доступны раскраски для детей всех возрастов, есть даже многоразовые раскраски и раскраски с цветным и толстым контуром. Огромное количество раскрасок с любимыми героями можно просто скачать и распечатать на принтере.

3. Лабиринты, рисунки по точкам

Такие простые задания, как лабиринты, учат ребенка ориентироваться на листе бумаги, чертить линию, не отрывая карандаша от листа. Не менее интересны и задания, где требуется соединить точки с цифрами, чтобы получится рисунок.

Подобные задания развивают усидчивость, аккуратность, движение рук, логику и мышление.

4. Рисунки по клеточкам, узоры

Эти задания, в которых ребенку нужно обвести рисунок или узор по клеточкам, а потом повторить его самостоятельно по образцу. Это очень похоже на простые прописи. Такие задания уже можно считать целенаправленной подготовкой к школе.

Ребенок должен научиться правильно держать ручку или карандаш, быть аккуратным. Тренируется усидчивость, целеустремленность, концентрация внимания.

Здесь большим подспорьем будут многоразовые прописи, очень много заданий можно скачать и распечатать.

Можно такие прописи сделать самостоятельно. Для этого я купила тетрадь с большими клеточками и сама ручкой нарисовала узоры, которые требуется повторить. Для тренировки можно нарисовать все что угодно: геометрические фигуры, простые рисунки (домики, елочки. кораблики), цифры, узоры.

Чтобы ребенок учился правильно держать ручку или карандаш, можно найти в магазинах канцтоваров специальные насадки-тренажеры, которые не позволят взять ручку неправильно. Я такого не нашла, зато в продаже есть трехгранные ручки со специальными выемками, которые также помогут ребенку правильно держать ручку в руке.

Старательности и усидчивости сыну пока не хватает, чтобы аккуратно выполнить задание. А может, просто не хватает мотивации.

5. Прописи. 

Еще некоторое время назад с прописями ребенок мог столкнуться только будучи первоклассником, сегодня прописи можно купить в любом книжном магазине. 
Сама я пока не уверена, стоит ли учить ребенка писать до школы. Печатными буквами мы уже пробуем первые слова. Печатные буквы освоить проще. А вот чистописание…

Я помню, как нам в первом классе наша учительница сама рисовала прописи, где мы старательно выводили первые палочки и крючочки. Как я не любила писать! Сначала бесконечные черновики, а только потом начисто.  Упорством и старательностью я никогда не отличалась, поэтому уроки чистописания для меня были каторжным трудом.

А еще было очень страшно сделать ошибку: написать без наклона, написать криво, «съехать» со строчки. Самые некрасивые и не соответствующие образцу закорючки обводили красным, как ошибку. Неудивительно, откуда во мне столько перфекционизма.

Я не представляю, сколько терпения и сил потребовалось моей маме. Но каждый вечер, садясь за тетрадку, я испытывала ужас и беспомощность. Опять! Опять, эти «непонятно-зачем» палочки и крючочки.

Гораздо веселее учиться писать, если превратить обучение в игру.  И тут нельзя не рассказать о «Хулиганской тетради» Ники Дубровской. Ника придумала эти прописи для своего сына, чтобы помочь ему не бояться прописных букв.

«Хулиганская тетрадь» — это прописи для тех, кто не любит писать. На каждой странице можно учиться писать буквы, рисовать, придумывать новые слова и истории.
Здесь нет места скуке, зато есть огромное поле для фантазии. На каждой странице живут забавные чудики, понять язык которых может только сам ребенок.

Привыкшим к сенсорным экранам и клавиатуре детям будут не интересны обычные школьные прописи. А принуждение к обучению всегда чревато полным отказом и нежеланием учиться совсем.

Я за то, чтобы обучение вызывало интерес и желание учиться дальше. Кстати, у «Хулиганской тетради» есть продолжение: «Придумай свою подпись» и «Искусство писать письма».

«Хулиганская тетрадь» идеальна для домашних занятий с дошкольниками и первоклашками. Большой формат, мягкий переплет. Думаю, будет отличным подарком.

Сами мы писать в этой тетради не пробовали, пока это еще сложно для нас, но уже совсем скоро и мой озорник дорастет до хулиганских прописей.

С уважением, Олеся Пупышева

Источник: http://www.maminblog.com/2014/10/kak-podgotovit-ruku-k-pismu-5-prostyx-metodov.html

Как подготовить руку к письму: игры и упражнения

Как подготовить руку к письму: 10 эффективных заданий
21 08 2017      admin       Пока нет комментариев

Этот вопрос волнует родителей уже со второго года жизни ребёнка, а иногда и раньше.

И неудивительно: рисование развивает и моторику, и творческое начало; а умение держать карандаш и ручку очень пригодится в школе. Советы можно услышать самые разные.

От “надо сразу давать карандаш правильно” до “не трогайте ребёнка, подрастёт — сам научится”. Так кому же верить?

Об этом мы поговорим с экспертом — детским психологом Верой Шелеховой. Мы уже встречались с Верой на страницах сайта, когда рассказывали о тактильно-двигательных играх.

Сегодня займёмся развитием и укреплением пальчиков. Вас ждут

  • подробное описание этапов подготовки руки к письму и рисованию;
  • советы чем и когда рисовать, чтобы не отбить у ребенка желание;
  • игры (ссылка на странице) и упражнения (ссылка на странице) для подготовки руки к письму;
  • а также чек-лист: что должен уметь ребёнок от рождения до 3х лет делать руками.

Предоставляем слово эксперту.

Как научить ребенка правильно держать карандаш? Чем рисовать: мелками, карандашами или фломастерами? Посмотрим на эти и другие вопросы с точки зрения сенсомоторного развития.

Сенсомоторным развитием называют сочетание двигательных и моторных навыков, тактильной чувствительности и умения соблюдать баланс и равновесие.

Оно является фундаментом всего психического развития ребенка. Чем больше способов рисования попробует и освоит ваш малыш, чем разнообразнее по форме и фактуре будут материалы, тем легче ему будет правильно держать ручку и карандаш, рисовать и писать.

Этапы подготовки руки к письму и рисованию

К правильному, эргономичному и эффективному держанию карандаша ребенок идет постепенно, с первых месяцев жизни. Шаг за шагом он учится точно и эффективно владеть своим телом, своей рукой.

Сначала он тянется к погремушке. Поверьте, малышу не так-то просто её держать, вертеть … и даже кидать. Затем наступает очередь мелких объектов.

К году ребенок уже может брать большим и указательным пальцами (пинцетный захват) мелкие предметы и произвольно ронять их из раскрытой ладони и из пальцев руки. Думаете он просто балуется, кидая игрушку? Нет, он тренируется!

К полутора годам ребенок хорошо освоил поворот руки ладонью вверх, осуществляет точный захват предметов с помощью противопоставленных большого и указательного пальцев.

К 2-м годам он может схватить карандаш ладонью, в кулачок и рисовать вертикальные линии.

А к 2.5 годам появляется пальцевой захват карандаша и возможность рисовать круги. Начинается эпоха каля-маля!

Вы можете скачать чек-лист “Развитие детской руки от года до трех”,
нажав на кнопку

СКАЧАТЬ

Правильное положение карандаша – между большим, указательным и средним пальцами руки (пальцевый захват). Такое положение ребенок может освоить ближе к 3 годам. До этого возраста, ребенок, обычно, держит карандаш всей ладонью (ладонный захват).

Правильный захват карандаша вырастает из захвата пальцами маленьких предметов, из захвата щепоткой. Когда рука хватает “лапой”, кулаком, всей ладонью, взять карандаш правильно не получится. Для правильного захвата нужна более точная дифференцировка пальцев.

Что предложить для рисования?

Задача ребенка в первые годы жизни — оставлять следы: кашей, соком, супом — чем получится.

“Я оставляю след — значит, я существую!”

Мой сын открыл для себя рисование в год и два месяца. Он раздавливал чернику и рисовал пальчиком по столу.

На этом этапе лучше предложить малышу что-то безопасное и легко смываемое, например, морковный и свекольный сок. Для тренировки сенсорной чувствительности “краска” должна быть разной по фактуре: кисель (теплый и скользкий), пена для бритья (плотная, липкая, пахнет), овощной сок.

Когда этот этап освоен, и ребенок хорошо владеет двумя пальчиками, предложите ему рисовать квадратными мелками. Это действительно хороший способ перехода от ладонного к пальчиковому захвату. Сначала ребенок держит мелок кулаком, как будто лапой. И только позже, к 2-2.5 годам переходит захвату пальцами.

Теперь очередь треугольных карандашей. Такой карандаш «сам» правильно ложится в руку. В первом классе из обязательных требований учительницы моего сына было наличие у детей треугольных ручек. Чтобы не думать, как держать.

Если ребенок не хочет рисовать

Некоторые дети не проявляют интереса к рисованию, так как слишком трудно нажимать на карандаш, результат незаметен, неинтересно. Да, жёсткими карандашами рисовать трудно и не так просто качественно наследить.

Предложите мягкие толстые карандаши, восковые мелки, фломастеры, которые дают сочный сильный цвет. Это подтолкнёт ребенка к оставлению следов и рисованию.

А чтобы пальцы были сильнее, а детки умнее, не забывайте о мелкой моторике.

Готовимся правильно держать карандаш. Полезные упражнения

  1. Берём фасолинки и изюминки с ровной поверхности (например, со стола), с открытой ладони (при этом приходится подстраиваться под форму поверхности).
  2. Перебираем фасоль в банке двумя руками и каждой по очереди. Для этого банку с широким горлом на ⅔ заполняем фасолью.
  3. Находим в банке с фасолью похожие по размеру предметы.

    Можно начинать с более крупных: желудей, маленьких конфеток, стеклянных шариков, монеток, потом ищем и более мелкие – изюминки. Для тренировки захвата хороши спички, зубочистки или маленькие палочки (кусочки палочек для барбекю). Сначала ищем с открытыми глазами — смотрим, что и как достаем. Затем можно усложнить задачу и искать, не подглядывая.

  4. Солим еду (настоящую или игрушечную) крупной солью. Пальцы в щепотке чувствуют размер крупинок. Усиливает ощущение круговое движение пальцев при «солении».
  5. Перекладываем маленькие камушки, изюминки из одной емкости в другую.
  6. Играем в больницу. Больному нужно намазать рану мазью.

    Аккуратно выдавливаем крем из тюбика, ватной палочкой берем его и намазываем на рану. Тренируется сила напряжения, взаимодействие глаз-рука, тонкие, дифференцированные движения пальцев рук. Это одно из лучших упражнений для подготовки руки к письму!

Подражание – главная движущая сила в развитии ребенка до школы. Детям интересно, что и как делает взрослый.

Давай вместе! Существует прием «Рука в руке». Он может помочь правильно держать карандаш и освоить приемы рисования и письма.

Прием «Рука в руке»

Рисовать вместе удобней всего за столом, посадив ребенка на колени. Дети постарше работают сами рядом со взрослым. Кисти рук должны быть расслаблены. Перед занятием можно поиграть в одну из расслабляющих пальчиковых игр.

Вложите в руку ребенка карандаш (кисточку, ручку) правильным способом в пальчиковом захвате. Своей рукой обнимите руку ребенка с карандашом. Для вас карандашом становится рука ребенка. Теперь рисуйте привычным для вас способом. Рука ребенка будет следовать за вами. Ребенок может вырывать руку – я сам! Конечно сам! Вот как у тебя получается, ты сам держишь карандаш ровно и правильно!

Можно прием «рука в руку» использовать и в обратную сторону. Когда вы берете карандаш в руку, чтобы писать или рисовать, а ребенок свою руку кладет на вашу сверху. Вы пишите, а его рука следует за вашими движениями. Ребенок через руку считывает, сканирует ритм и скорость движения, улавливает моторику письма.

Такое рисование и писание дает очень интересное совместное проживание деятельности. Я и сам, и вместе с мамой! Разделенная радость удваивается!

“Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…”

Даже немножко порисовать с непривычки бывает сложно, руки устают, желание пропадает. Удержание карандаша требует достаточно высокого напряжения мышц. Трудности с правильным удержанием могут быть связаны с недостаточным тонусом руки.

Можно встретить “кисти–тряпочки”, трудно удерживающие, плохо манипулирующие предметами. Тогда требуется особенно много сил, чтобы удержать руку в напряжении. От этого легко устать и истощиться.

Поможем нашим малышам стать сильнее… поиграем!

А в игре потренируем расслабление и напряжение кистей рук. Такие игры будут полезны и школьникам. Не зря в первом классе наша старенькая учительница по нескольку раз за урок заставляла весь класс оставлять ручки и играть, как я теперь понимаю, в пальчиковые игры.

Игра от старенькой учительницы

Мы писали, мы писали,

наши пальчики устали (энергично сжимаем и разжимаем кулаки).

Мы немножко отдохнем

и опять писать начнем (расслабленное потрясывание раскрытыми кистями рук).

Игры на укрепление руки и пальцев

Игра «Гром, туча, дождик»

Тук-тук, сткукатук, раздается громкий звук.
(стучим кулачок о кулачок)

Туча налетела, дождиком запела
(раскрываем ладони, пальцы напряжены, растопырены)

Дождик, дождик, кап-кап-кап,  Ты не капай сильно так (трясем расслабленными ладонями).

Дождик, дождик льется,

В руки не дается (хлопаем в ладоши).
Хвать! Поймали дождик!

Игра «Волк идет»

 Волк идет, волк идет (стучим по столу кулачками)
 Лисичка бежит, лисичка бежит
(скользящие движения по столу, как гладим),
 Прыг-скок, прыг-скок, скачет зайка серый бок
(хлопаем по столу раскрытой ладонью)
 Паучок ползет, ползет, в гости в Саше приползет
(стучим пальчиками по столу).

Игра с фасолью

В банке (коробке) с широким горлом перебираем фасоль. Набираем полные горсти фасоли, раскрываем ладонь и высыпаем. Взял – отдал, напряг – расслабил.

Играйте, упражняйтесь, творите и… стимулируйте сенсомоторное развитие вашего ребенка.

Радости и удовольствия вам от творчества!

Вера Шелехова,
детский психолог

Источник: http://risuem-i-igraem.ru/kak-podgotovit-ruku-k-risovaniyu-i-pismu

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.