Федеральный закон о защите детей от вредной информации (436-ФЗ)

Закон о защите детей от информации

Федеральный закон о защите детей от вредной информации (436-ФЗ)

Федеральный закон 436 об информационной защите подразумевает ряд мер, направленных на сохранение здоровья и развития детей. Положения ФЗ 436 не распространяются при этом на следующие виды информационной продукции:

  • научные, научно-технические и статистические данные;
  • недопустимые к ограничению в распространении категории информации согласно ФЗ 149 от 27 июля 2006;
  • сведения, имеющие историческую, художественную или культурную ценность для общества.

Действие ФЗ 436 также не распространяется на рекламу. Скачать Закон о защите информации можно тут: 

Описание 436 Федерального закона

Федеральный закон 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» принят 21 декабря 2010 года. Структурно он подразделяется на главы, учитывающие следующие вопросы:

  • общие положения Закона об информационной защите детей;
  • классификация информационной продукции;
  • требования к ее обороту;
  • проведение экспертизы;
  • государственный надзор и общественный контроль;
  • ответственность за нарушения.

Общие положения Федерального закона об информационной безопасности детей включают в себя основные понятия и принципы, используемые в документе. Учитываются нормы законодательства, а также полномочия федеральных и региональных органов власти. Отдельно приводится перечень видов информации, которая, по мнению законодателей, наносит вред здоровью и развитию детей.

Классификация информационной продукции подразделяется по следующим положениям:

  • информация для детей до 6 лет;
  • продукция для возраста от 6 до 12 лет;
  • информация для возрастной категории до 16 лет;
  • информационная продукция для подростков от 16 лет.

Требования к обороту информационной продукции предписывают обязательное наличие знака. К информации, предназначенной для теле- и радиовещания, предписываются дополнительные требования.

В отдельном порядке регламентируется распространение сведений через информационно-телекоммуникационные сети.

Дополнительные требования определяются также для оборота отдельных категорий продукции и для той информации, которая запрещена для детей.

В проведении экспертизы информационной продукции Федеральный закон 436 определяет общие требования к ее осуществлению. Предписывается понятие экспертного заключения, а также правовые последствия информационной экспертизы.

Статьи 20-21 ФЗ 436 определяют принципы государственного надзора, общественного контроля и ответственности за правонарушения в области защиты детей от вредной информации. Заключительные положения документа регулируют порядок его вступления в силу – закон начал действовать 1 сентября 2012 года.

С момента публикации в него были внесены некоторые поправки, нацеленные на устранение неточных формулировок и двоякого толкования законоположений. Последние изменения в Закон о защите детей от негативной информации были внесены в мае 2017.

Скачать закон об информационной безопасности детей

Скачать Федеральный закон 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью» можно по ссылке. Документ представлен в последней редакции, актуальной на июль 2017.

Текст, включающий в себя последние изменения, будет актуален для правозащитников, заинтересованных в углубленном изучении законодательства.

Также документ будет полезен и для граждан, знакомящихся со своими правами.

Ознакомьтесь  Статья 94 Федерального закона 44

Последние изменения, внесенные в 436 закон

Последние изменения в Закон об информационной безопасности детей были введены 1 мая 2017. Поправки были введены в следующие статьи:

  • в пункте 6 части 4 статьи 11 ФЗ 436 в формулировку добавлены слова «и аудиовизуальных сервисов»;
  • в статью 14 была введена часть 3 о необходимости наличия знака информационной продукции у аудиовизуального сервиса.

Отдельно следует рассмотреть положения Закона о защите детей от негативной информации, касающиеся полного и ограниченного ее распространения среди несовершеннолетних.

Виды вредной для детского восприятия информации определяются статьей 5 ФЗ 436.

Согласно ее положениям полностью запрещается распространять среди несовершеннолетних информационную продукцию:

  • побуждающую детей к совершению действий в ущерб своему здоровью или жизни;
  • способную вызвать желание употребить алкогольные, табачные продукты, наркотики или психотропные вещества, или заняться проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством;
  • оправдывающую насилие или жестокость, иное противоправное поведение;
  • отрицающую семейные ценности, неуважение к родным, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения;
  • содержащую нецензурную ругань или сцены порнографического характера.

Не допускается также распространять информацию о несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий.

К информации, ограниченной для распространения среди несовершеннолетних, относится следующая продукция:

  • показывающая физическое или психическое насилие, преступление или иное антиобщественное деяние;
  • вызывающая ужас, страх или панику;
  • изображающая половые отношения между мужчиной и женщиной;
  • содержащая ругательные выражения, не относящиеся к нецензурным.

Последние изменения в статью 5 Федерального закона 436 о защите детей от негативной информации вносились 29 июня 2015 года. Они скорректировали редакцию пункта 2 части 2 – была исключена формулировка о пиве и напитках, изготавливаемых на его основе.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

Источник: https://210fz.ru/zakon-o-zashhite-detej-ot-informacii/

436 ФЗ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью

Федеральный закон о защите детей от вредной информации (436-ФЗ)

Необходимость принятия закона об информационной безопасности детей была вызвана стремительно растущей статистикой использования информационных ресурсов, в частности, Интернета, несовершеннолетними лицами.

Сегодня редко у школьника нет смартфона или планшета с выходом в сеть, в которой их может ожидать встреча с материалами, пропагандирующими порнографию, проституцию, насилие, войны, межнациональную и религиозную рознь, употребление наркотиков и алкоголя, способными травмировать психику ребенка и исказить его морально-нравственные ценности.

Общие сведения

Федеральный закон N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был принят 29 декабря 2010 года. Последние поправки вносились в закон в мае 2017 года.

Структурно закон представлен семью главами, включающими 23 статьи. Рассмотрим подробнее, обозначив тезисы:

  • Общие положения: сфера действия, основные понятия, профильное законодательство, полномочия различных органов в сфере защиты детей от негативной информации, ее виды;
  • Классификация информационной продукции: проведение классификации, продукция для возрастных категорий: 0+, 6+, 12+, 16+;
  • Требования к обороту информации: общие условия, возрастные обозначения (знаки, текстовые предупреждения), условия распространения такой продукции на телевидении, в радиоэфире и сети интернет, требования к распространению отдельных категорий информационных продуктов;
  • Экспертиза: общие требования, заключение эксперта, правовые последствия;
  • Государственный и общественный контроль информации, несущей вред ребенку;
  • Ответственность за нарушение прав в области защиты детей от вредной информации.

Закон о полиции в последней редакции читать тут:

Закон о защите детей от негативной информации согласно статье 5 ФЗ 436 распространяется, в первую очередь, на следующие материалы:

  • Провоцирующие на действия, которые представляют угрозу жизни детей, в т. ч. к нанесению вреда своему здоровью или суициду;
  • Способные вызвать у ребенка интерес к наркотикам или психотропным препаратам, сигаретам, алкоголю, азартным играм, занятию проституцией, попрошайничеством и бродяжничеству;
  • Провоцирующие насилие или жестокость к людям или животным;
  • Отрицающие ценность семьи, толкающие к пренебрежительному отношению к родителям, формирующие положительное мнение о нетрадиционных сексуальных отношениях;
  • Содержащие нецензурную ругань;
  • Включающие элементы порнографического характера;
  • Оправдывающие совершение преступлений.

Также запрещена публикация информации о детях, которые пострадали в результате бездействия или преступления взрослых: их имен, возраста, фотографий, видеосъемок, записей голоса, данных о родителях, о месте жительства, учебы ребенка или работы родителей, — в общем, любой информации, которая может привести к идентификации личности пострадавшего ребенка и членов его семьи.

К ограниченной в распространении среди определенных возрастных групп негативной информации относят материалы:

  • В виде изображения или описания жестокости, физического или психологического насилия, демонстрирующие совершение преступления;
  • Провоцирующие проявление страха, ужаса или паники: изображение человеческой смерти, болезни, суицида, несчастного случая, авто- и авиакатастроф и т. д.;
  • Изображающие или описывающие межгендерные отношения сексуального характера;
  • Содержащие бранные выражения, которые не относятся к категории нецензурных.

Последние изменения, внесенные в закон о защите детей от информации

Последние поправки, внесенные в закон к настоящему моменту, датируются 1 мая 2017 года. Введены были законом N 87-ФЗ о внесении изменений в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты РФ. Также в 2017 были внесены коррективы в ФЗ №16. Подробнее тут.

Редакцию претерпел пункт 6 части 4 статьи 11 закона. Оборот контента, содержащего информацию, способную причинить вред здоровью или развитию ребенка без знака информационной продукции не допускается, кроме случаев:

6) информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», кроме сетевых изданий и аудиовизуальных сервисов.

Понятие аудиовизуального сервиса в обыденном понимании означает онлайн-кинотеатр, сайт с различного рода видео- и аудиоконтентом (например, популярная видеохостинговая компания ).

Статья 14 об особенностях распространения информации посредством интернета была дополнена частью третьей, которая гласит, что такой сервис должен включать текстовое предупреждение об ограничениях распространения публикуемого материала среди детей согласно установленным законом категориям (0+, 6+, 12+, 16+) или знак информационной продукции (в том числе в той форме, в которой его сможет идентифицировать компьютер или программа — т.е. в виде кода). Классификация осуществляется владельцами самостоятельно с соблюдением требований закона ФЗ 436.

Полностью ограждать ребенка от волнующей, «запретной» и негативной информации до самого его совершеннолетия — во-первых, бессмысленно, во-вторых, опасно. Доступ ко «взрослому контенту» должен открываться поэтапно, в согласовании с возрастом ребенка.

С этим фактом связана необходимость градации информационной продукции по возрастным категориям. Каждая последующая категория (см. гл.

2, статьи 7-10 закона) может содержать материалы, включенные в предыдущие возрастные категории информационной продукции :

0+ или возраст до 6 лет: материал может эпизодически содержать неправдоподобное изображение или описание насилия (кроме сексуального) при следующих условиях:

  • Происходящее должно вызывать у несовершеннолетнего зрителя сострадание к жертве;
  • Насилие должно быть осуждено;
  • В конечном итоге добро восторжествует над злом.

6+: допускаемая к обороту продукция для данной возрастной категории может содержать следующие элементы (если это оправдано жанром):

  • Короткое нереалистичное описание или изображение болезней человека (кроме тяжелых) в форме, которая не унижает человеческое достоинство;
  • Ненатуралистическое изображение аварии или ненасильственной смерти без демонстрации последствий и др., не вызывающие у детей ужас и панику;
  • Эпизодическое изображение преступлений, при условии, что они по сюжету не оправдываются и не обосновываются, а, напротив, осуждаются.

12+: при условии, что это оправдано жанром или сюжетом произведения, могут содержаться следующего рода изображения и описания:

  • Жестокости и насилия, где сам процесс нанесения увечий и лишения жизни не демонстрируется подробно. У ребенка должны возникнуть сочувствие к жертве и осуждение в отношении насилия (если оно не было проявлением самообороны или не было вызвано необходимостью защитить интересы общества или страны);
  • Потребления алкоголя, табачной продукции, участия в азартных играх и эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотиков и психотропов. Все это возможно при условии, что происходящее не оправдывается и не аргументируется. В сюжет должно быть заложено сообщение о недопустимости подобных действий, а также об опасности потребления одурманивающих веществ и продуктов;
  • Половых отношений между мужчиной и женщиной, которые не содержат действий сексуального характера, не провоцируют интерес к сексу, не несут возбуждающего или оскорбительного характера.

16+: данная возрастная категория по объему допускаемых к показу материалов во многом приближена к категории информации для совершеннолетних лиц и может содержать изображения и описания:

  • Несчастного случая, катастрофы, заболевания или смерти без подробной демонстрации их последствий;
  • Жестокости и насилия (кроме сексуального), без реалистичной демонстрации самого процесса избиения и смерти человека. Сюжет должен вызывать сочувствие к жертве или осуждение в отношении как самого преступника, так и к жестокости и насилию как таковым, если их применение не было вызвано необходимостью прав и интересов человека, общества и страны;
  • Отдельных бранных выражений, не относящихся к категории нецензурных;
  • Половых отношений мужчины и женщины без демонстрации действий сексуального характера;
  • Наркотических и психотропных веществ без демонстрации процесса их потребления. Материал должен повествовать о тяжелых последствиях и опасности их употребления, формируя у ребенка негативное отношение к такому образу жизни.

Скачать текст 436 ФЗ в последней редакции

Сегодня закон обязывает все информационные ресурсы, будь то интернет-сайты, телевидение, радио или иной источник, градировать размещаемую информацию по допустимости ее демонстрации для той или иной возрастной категории. Однако следует помнить, что детей воспитывает не компьютер, телевизор или гаджет, а родители. Потому чаще общайтесь с детьми, будьте в курсе их интересов и занятий.

Скачать Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-zashhite-detej-ot-informacii/

Федеральные закон о защите детей от информации

Федеральный закон о защите детей от вредной информации (436-ФЗ)

Разделы:

Защита детей от вредной информации может стать эффективнее

Мы живем в век информации, которая обладает определенной силой воздействия на каждого из нас, а особенно на детей и подростков.

Она – либо качественная, либо может таковой не быть и даже способна причинить вред. Это оружие воздействия на сознание миллионов в умелых руках идеологов, политологов, рекламщиков и других специалистов.

В неумелых или злонамеренных руках она становится оружием массового поражения.

Уже с начала 1990-х годов в России сформировалась достаточно агрессивная информационная среда. Соответственно, необходимость защитить детей от информационного воздействия, способного причинить вред как психическому так и физическому здоровью, назрела давно.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию неоднократно подвергался изменениям и дополнениям».

Так, в частности, в него были внесены корректировки на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г.

№ 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Некоторые положения вызвали неоднозначную оценку со стороны экспертов. Потребовались новые доработки.

Как разобраться в механизмах действия вышеназванных законов и определиться с основными понятиями?
Как классифицируется информационная продукция и что и кому запрещено законодательством? Об этом
читайте далее.

Новости по теме

  • Роскомнадзор переходит от профилактики к пресечению нарушений закона о защите детей, 14 декабря 2012 г.
  • Утверждены правила размещения знака информационной продукции в телепрограммах и телепередачах, 30 ноября 2012 г.

  • В течение двух недель будет проходить обсуждение регламента ведения реестра запрещенной информации, 28 ноября 2012 г.
  • Утвержден временный порядок контроля за соблюдением закона о защите детей от вредной информации, 10 октября 2012 г.

  • Правительство распределило между ведомствами полномочия по защите детей от вредной информации, 19 сентября 2012 г.
  • Определен порядок размещения возрастной маркировки перед началом фильмов, 13 сентября 2012 г.
  • Началась аккредитация экспертов в рамках реализации закона о защите детей от вредной информации, 12 сентября 2012 г.

  • С 1 сентября распространение отдельных видов информации среди детей будет ограничено, 31 августа 2012 г.
  • В России может быть создан «белый список» сайтов, 10 августа 2012 г.
  • Подписан закон о «черных списках» интернет-сайтов, 30 июля 2012 г.

  • Закон о создании черного списка интернет-сайтов принят Госдумой, 11 июля 2012 г.
  • Законопроект о черном списке интернет-ресурсов прошел первое чтение, 9 июля 2012 г.

41% пользователей усомнились в эффективности закона о защите детей от вредной информации. Узнать больше

Реестр доменных имен

Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

  • Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Федеральный закон от 14 июня 2011 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации»
  • Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1″О средствах массовой информации»
  • Статья 6.17 КоАП РФ
  • Часть 2 ст. 13.21 КоАП РФ
  • Распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 427-р Об утверждении плана мероприятий по реализации Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Приказ Минкомсвязи России от 17 августа 2012 г. N 202 «Об утверждении порядка демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией)»
  • Приказ Минкультуры РФ от 16 августа 2012 г. N 893 «Об утверждении Порядка размещения знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании»
  • Рекомендации по применению Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Временный порядок рассмотрения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций документов по аккредитации экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции (утв. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)
  • Временный порядок взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 25 октября 2012 г.)
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101″О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ
    «Об информации, информационных технологиях и защите информации»

Маркировка информационной продукции

На основании рекомендаций Роскомнадзора мы подготовили полезную справку для родителей, имеющих несовершеннолетних детей, из которой они узнают, каким образом теперь на законодательном уровне осуществляется защита их детей от «вредной» информации. Также эта информация будет полезна сотрудникам средств массовой информации и другим заинтересованным лицам.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

С изменениями и дополнениями от:

28 июля 2012 г., 5 апреля, 29 июня, 2 июля 2013 г., 14 октября 2014 г., 29 июня 2015 г., 1 мая 2017 г., 29 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года

См. Рекомендации по применению настоящего Федерального закона

См. План мероприятий по реализации настоящего Федерального закона, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 427-р

Источник: http://agentsovetnik.ru/federalnye-zakon-o-zashhite-detej-ot-in/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.