Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Раннее детство — время зарождения всех качеств человека, приобретение моральных знаний. С этого возраста начинается активное первоначальное накопление нравственно ориентированного опыта, формирование духовности. От того, как будет воспитан ребенок в раннем возрасте, от формирования нравственных, волевых качеств зависит его дальнейшее обучение, формирование общей жизненной позиции.

Что такое духовно-нравственное воспитание дошкольников?

Проблема становления моральных качеств подрастающего поколения быстро набирает свою остроту. Ее актуальность особенно касается дошкольников.

Дошкольный возраст — наилучший период для формирования большинства нравственных норм, правил, идеалов. Это период, когда ребенок учится сопереживать, откликаться эмоционально на чужие переживания. Не воспользоваться им — значит не наполнить душу человека главными духовными ценностями, что обязательно в дальнейшем скажется.

В раннем детстве закладываются основы личности: начальное мировоззрение, понятия добра, зла, формируется реакция на поступки людей, свое поведение. Дети приобретают начальный опыт поведения, отношений в коллективе, отношений к вещам, природе, людям.

Они усваивают самые главные нравственные нормы. Формируется любовь к Родине, уважение к взрослым, бережное отношение к предметам и всему окружающему: к результатам своего труда, труда других, желание помогать и многие другие.

Большинство этих качеств и являются фундаментом общей духовности человека.

Духовное развитие дошкольников включает в себя становление моральных, духовных ценностей, формирующих развитую духовно личность.

Оно дает возможность правильно сложить общее мировоззрение, элементарную гражданскую позицию, основы семейных ценностей и большинство нравственных ориентиров.

Процесс этот длительный, он требует всестороннего, целенаправленного воздействия. Только при этом условии начинает формироваться внутреннее духовное сознание.

Принципы воспитания

Воспитание духовности, нравственности всегда должно осуществляться с соблюдением педагогических принципов:

  • Гуманность — воспитание, через положительное отношение к природе, людям, самому себе, через сострадание и сочувствие;
  • Естественнонаучный принцип — учет понимания законов развития личности;
  • Культурологический принцип — воспитание в культуре, с учетом традиций народа;
  • Государственный принцип — воспитание с соблюдением законодательством страны проживания.

Усвоение дошкольником норм, требований морали, образцов действий происходит всегда на основе подражания. А чаще всего дети подражают родителям. Поэтому так важно помочь осознать их важность при воспитании своего ребенка; помочь понять то, что только они ответственны за развитие своего ребенка, как нравственно развитой личности.

Цели, задачи воспитания

цель любого типа воспитания — формирование развитой личности.

Развитие нравственности, духовности в дошкольный период ставит цели:

  • сформировать основы моральных качеств, ценностных ориентаций высоконравственной, духовно развитой личности, основы взаимодействия с людьми;
  • воспитывать у дошкольников главные общечеловеческие нравственные качества: сострадание, терпимость, милосердие, гуманность, честность.

Задачи:

  • Содействовать раскрытию нравственной и духовной одаренности каждого ребенка, его способностей, возможностей;
  • Обучать этическим нормам, самодисциплине;
  • Воспитывать дружеские отношения, положительное отношение к совместному труду, игре, формировать умения договариваться, потребности помогать;
  • Формировать потребность радовать старших хорошими и полезными поступками;
  • Формировать самосознание гражданина, доброжелательное отношение к людям, природе;
  • Воспитывать на основе важнейших моральных понятий: добро, зло, любовь, доброта, единение, человечность. Формировать отзывчивость, справедливость.
  • Содействовать защите физического, духовного здоровья;
  • Ориентировать родителей на духовное развитие подрастающего поколения;
  • Стремиться развивать умение ограничивать себя в желаниях, преодолевать сложные препятствия, выполнять требования взрослых, установленные нормы поведения, ориентироваться на положительный пример в поступках;
  • Формировать самооценку;
  • Развивать гендерные качества, свойственные полу.

Средства воспитания духовности

Духовно-нравственное воспитание проводится при помощи определенных методов, средств. Средства объединяются в несколько групп:

Произведения искусства: литература, музыка, живопись. Эта группа средств придает эмоциональную окраску всем моральным явлениям. Все дети очень эмоционально, доверчиво воспринимают сказки, стихи, рассматривают иллюстрации.

Природа. Она дает возможность проявить эмоциональные гуманные чувства. Побуждает желание заботиться от тех, кто слабее их, способствует формированию уверенности. Действие природы многогранно: при правильной организации она станет одним из лучших средств воспитания чувств, норм.

Деятельность: игра, труд, творчество, учение. Каждый вид деятельности обладает своими особенностями и помогает закрепить нормы и правила на практике.

Общение. Этому средству отводится особое место. Общение можно считать видом деятельности. Психологи выделяют его в отдельную категорию. Посредством общения возможно осуществление корректировки представлений о нормах морали, межличностных отношений.

Окружающее пространство, атмосфера и социум. Эти понятия схожи. Пространство, в котором проживает и воспитывается ребенок всегда накладывает свой отпечаток.

Когда атмосфера пропитана любовью, доброжелательностью, уважением, то среда становится одним из влиятельных положительных средств.

В агрессивной и безнравственной среде формирование высоко духовной личности очень затруднено.

Подбор средств зависит от задачи, возраста, уровня общего, интеллектуального развития.

Методы воспитания

Средства эффективны только при применении адекватных методик, приемов. Методов очень много. Среди них выделяются общие воспитательные и специфические, предназначенные для формирования только нравственных качеств.

Комплекс методов включает:

Могут применяться:

  • наглядные методы (экскурсии, чтение рассказов, показ и постановка эпизодов сказок, проведение игр);
  • словесные методы (рассказ стихотворений, сказок, беседы на темы “Что такое хорошо…”, “Правила поведения”, “Моя семья” и другие, ответы на вопросы, словесные игры, загадки);
  • практические методы (организация деятельности, проведение игр, оформление композиций, приготовление блюд).

Игра в жизни дошкольника

Игра — главный спутник дошкольного возраста, источник эмоций. Она обладает действительно неограниченной воспитательной силой и всегда является частью воспитания духовности маленького человека.

В дошкольном возрасте игра становится деятельностью, в которой формируется личность, обогащается внутреннее ее содержание. В игровой деятельности радость движения, сочетаясь с нравственным обогащением, учит гармонии. Только в игре дети осваивают роли, развивают навыки межличностного общения, учатся выражать эмоции.

Результатом игр становится первоначальный несложный банк нравственных представлений. Дети начинают учиться соотносить свои нравственные знания со своими поступками. Они учатся соблюдать усвоенные нормы и правила, делать несложный, но уже самостоятельный моральный выбор.

Главное значение игры связано с воображением: у маленького человека появляется потребность преобразования действительности, способность созидания.

Игра соединяет реальные и вымышленные явления, появляются новые свойства знакомых предметов.

Взяв роль, ребенок примеряет на себе профессию, особенности личности: он входит в ее образ, вживается, проникает в чувства, настроения, обогащая, углубляя собственную личность.

Игра решает разные нравственные задачи: может стать средством преодоления страха, коррекции самооценки; может дать тонизирующий эффект, стать основой развития главных нравственных чувств.

Игра, в которую ребенок охотно включается, способствует получению важнейшего опыта — опыта чувств. Она становится личным достоянием, которое может всегда применять в реальной жизни.

Художественное слово при воспитании нравственности

Одним из самых действенных средств является художественное слово. Читая или слушая, ребенок знакомиться с жизнью, трудом, природой.

Через художественную литературу он познает примеры общения между людьми, их радости, неудачи. Художественные произведения воздействуют на сознание, поступки.

У него появляется желание становится лучше, быть похожим на героев произведений, сделать что-то очень хорошее.

Литература позволяет восполнить недостаток общения, расширить кругозор, разнообразить нравственный опыт. Появляется эмоциональное отношение к происходящим событиям, явлениям, людям. Произведения литературы содержат оценку событий или персонажей. Они задевают душу ребенка, рождают сопереживание и сочувствие.

Духовно-нравственное воспитание посредством сказки

Сказка — самый воспринимаемый детьми жанр художественной литературы. Роль сказки просто неоценима. Это первое произведение литературы, которое каждый слышит в детстве.

Первые представления о мире подрастающее поколение получает, слушая или читая истории о Колобке, Морозко, Курочке Рябе, Золушке.

Стремясь пробудить чувства, уберечь от равнодушия, наш народ очень красочно рисовал борьбу сил зла и добра в сказках.

Чтобы закалить ребенка, вселить уверенность в неизбежности победы добра, сказки всегда рассказывали, как мужество и преданность всегда побеждают зло.

Самый распространенные методы работы со сказкой — чтение, рассказ наизусть, обсуждение героев и иллюстраций. Для закрепления воспитательного воздействия сказок рекомендуется обыгрывать их при проведении дидактических игр, викторин.

Дошкольный возраст – время формирования души. Духовно-нравственное воспитание в этот период — прежде всего воспитание чувств к близким людям: родителям, воспитателям, ровесниками, Родине. Оно затрагивает полный спектр отношений ребенка к себе и окружающему миру, определяя главное направление для дальнейшего развития человека.

Источник: https://vospitanie.guru/nravstvennoe/duhovno-doshkolnikov

Проблемы духовно нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Вопрос духовно нравственного воспитания дошкольников является ключевым в семье и дошкольном детском учреждении. Основа личности человека закладывается в первые годы его жизни.

В этот период очень важно, какие люди окружают ребенка, какой микроклимат в группе, на каких принципах основываются все взаимодействия между членами общества. Задачи нравственного воспитания дошкольников направлены на формирование всесторонне развитой личности.

Основные формы поведения, повседневные привычки, основы мировоззрения и моральные качества ребенок приобретает в семье. В дошкольном детском учреждении все эти качества личности шлифуются и корректируются.

Развитие ребенка в детском учреждении

Методы нравственного воспитания в детском саду основаны на трудолюбии, скромности, честности, принципиальности, патриотизме, сострадании и уважительном отношении к людям. Мораль является основой нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Это комплекс норм высокоразвитого духовного общества, которые проявляются в отношении людей друг к другу, к труду, к старым и слабым и отличает человека от животного.

Моральный уклад в детском коллективе должен быть на самом высоком уровне, чтобы любой ребенок, в том числе из неблагополучной семьи, понимал, к чему стремиться.

Образование, умственное и физическое развитие, посильный труд и эстетическое развитие должны содержать в себе принципы нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

В этот период дети очень восприимчивы, они подвержены влиянию семьи, сверстников, телевидения и интернета. Научить их отличать истинное от ложного, плохое от хорошего, правильное от неправильного должно духовно нравственное воспитание дошкольников.

Методика формирования всесторонне развитой личности включает в себя развитие таких качеств, как:

  • Доброта. Культивирование этого качества позволяет личности с любовью относиться к окружающему миру, стараться понять причины поступков близких людей.
  • Уважение. Начиная с самоуважения, ребенок относится подобающе и к другим людям, у него формируется оптимистический взгляд на окружающий мир.
  • Альтруизм. Помощь ближнему, сочувствие и участие в жизни окружающих позволяют ребенку почувствовать свои силы, дают ощущение могущества и самостоятельности.
  • Патриотизм. Любовь к Родине является основой целеустремленной, успешной и уверенной в себе личности. Прививать это качество ребенку нужно начинать с 7-8 лет, в этом возрасте он наиболее восприимчив к идеям патриотизма.
  • Трудолюбие. Привычка к труду закладывается в раннем возрасте. Направляя естественную активность ребенка в нужное русло, можно выработать у него любовь к общественно полезному труду.
  • Гражданственность. Активная гражданская позиция личности является залогом здорового общества. Воспитывать это качество необходимо с раннего возраста.
  • Гуманность. В детском возрасте закладываются взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности. Готовность помогать другим людям, оказывать уважение и проявлять заботу является чертой высокоразвитой личности.
  • Коллективизм — основная характеристика человека, так как он не может жить, развиваться вне человеческого общества. Проявляется она в чувстве товарищества, взаимопомощи и готовности к совместной работе.

Развитие нравственных основ личности

Задача духовно нравственного воспитания дошкольников является ключевой в образовательном дошкольном учреждении.

Утрата духовности выливается в агрессию, страх, инфантилизм и эгоизм у подростков, ведет к деградации личности и общества в целом.

Духовность возвышает человека над физиологическими потребностями и формирует личность, отвечающую высоким нравственным критериям. Особенности нравственного воспитания в детском саду заключаются:

  • в формировании таких качеств, как доброта, любовь, милосердие, путем художественных образов (средствами искусства, художественной литературы и музыки);
  • в вовлечении ребенка дошкольного возраста в деятельность (при помощи игры, познания, общения), которая поможет ребенку принять духовно-нравственные ценности.
  • в развитии силы воли как главного инструмента самообладания личности (при помощи занятий физической культурой).

По мнению В.В. Сухомлинского, основными духовными и нравственными качествами личности являются совесть, чувство собственного достоинства, честь и эмоциональная культура. Основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста закладываются именно в дошкольных детских учреждениях.

Раскрытие таких качеств личности, как гордость за Родину, чувство патриотизма, желание сохранять и обогащать наследие своей земли происходит в возрасте до 6 лет. Дальнейший процесс духовно нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, а потом и школьников, основан на этих принципах.

Воспитанность — это моральный облик человека, он складывается под влиянием духовных ценностей, приобретенных, в семье и в детском коллективе.

Этический аспект развития личности может быть достигнут путем обсуждения с ребенком нравственных, моральных и этических проблем, акцентирования внимания на нравственной стороне их повседневных действий. Детский сад может уделить этому вопросу больше внимания, чем школа, так как в школе больше изучаются материальные предметы.

Социально-нравственное обучение дошкольников может занимать большую часть учебного процесса. В детском коллективе ребенок учится отношению к ровесникам, природе, внешнему миру, общественным требованиям.

Невозможно добиться положительных результатов, формируя личность только в детском учреждении. Основное духовное развитие детей дошкольного возраста эффективно осуществляется только как взаимодействие всех сфер жизни ребенка, как целостный процесс. Ключевую роль в нем играет семья.

Именно в ней, как в привычном и безопасном пространстве, ребенок познает себя как часть мира, взаимоотношения в семье, отношение к старшим и младшим. Для дошкольников единственный возможный способ познания мира — игра.

Необходимо в игровой форме донести до дитя нравственные нормы поведения.

Становление личности ребенка в семье

Начало духовно-нравственного воспитания дошкольников должно быть положено в семье.

Домашняя обстановка является наиболее комфортной и привычной для ребенка, поэтому он скорее примет законы, которые демонстрируются его родителями и окружением дома.

Если эти законы идут в разрез с теми, которые включает элементы эмоционального духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении, то развитие духовной, гармоничной личности будет невозможно.

Основное средство для обучения ребенка — это личный пример. Когда родители учат одному, а сами поступают по-другому, дитя будет копировать их поступки, не слушая то, что они ему говорят.

Социальное нравственное воспитание детей дошкольного возраста в семье основано:

  • на личном примере старших;
  • на игре в социально-ролевые игры;
  • на художественных образах (книги, живопись, музыка и др.);
  • на развитии силы воли;
  • на занятии общественно-полезным трудом.

Именно семья закладывает фундамент духовности, является главной средой, которая формирует его личность. Процесс социально-нравственного воспитания дошкольников должен начинаться в семье и дополняться в детском коллективе. Здесь ребенок учится взаимоотношениям, любви, взаимопомощи, ответственности друг за друга.

Семья не всегда оказывает положительное влияние на ребенка, к сожалению. В этом случае на педагогов детского образовательного учреждения ложится двойная нагрузка. Они должны показать ребенку правильную модель поведения, а это очень сложно, ведь семья является неоспоримым авторитетом.

В этом случае занятие нравственно патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста полностью становится заботой педагогов образовательного учреждения. Не удивительно, что каждая вторая курсовая работа педагогических вузов посвящена проблемам взаимоотношений ребенка в семье.

Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников всегда закладываются в семье.

Источник: https://roditeliz.ru/preschool/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-metodika.html

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
4     0     606

Программное содержание:— закреплять и конкретизировать представления детей старшего дошкольного возраста о понятии добра;— подвести детей к выводу о том, что вежливые слова помогают людям в общении;— воспитывать…

— Читать далее — 4     0     606

Программное содержание: закреплять представления детей о понятиях добра и зла.Развивать мышление в процессе установления причинно-следственных связей: добрые чувства, хорошие поступки, отношения и дела вызывают…

— Читать далее — 5     0     612

Программное содержание:— закреплять представления детей о взаимоотношениях близких людей в семье;— знакомить и активизировать использование в речи детей традиционных приветствий и прощаний с членами семьи;—…

— Читать далее — 6     0     713

И в современности патриотическое воспитание молодых людей является таким же актуальным, как и десятилетия назад.Интерес к патриотическому воспитанию связан с тем, что для некоторых народов особенно остро стоит…

— Читать далее — 5     0     424

Старший дошкольный возраст — особенно ответственный период усвоения нравственных норм, когда сформированные на более ранних возрастных ступенях нравственные представления важно обогатить новым социальным…

— Читать далее — 5     1     642

Ребенок — существо искренне и непосредственное, он готов все отдать, всем поделиться, порадовать другого. Материальные ценности, нередкие в мире взрослых, вызывают у него недоумение.Малыш открыт навстречу…

— Читать далее — 5     0     359

Работа с детьми-дошкольниками по формированию любви к родине должна включать целый комплекс задач:Расширять представления о семье как о маленькой частице всего человеческого общества.Формировать представления об…

— Читать далее — 5     0     443

Книгоиздателями предлагаются многочисленные переводные издания Библии: «Моя первая Библия в картинках» К. Тейлор (пер. с англ.), «Детская Библия» (пер. Б. Арапович, Стокгольм), «Дети! Это вам нужно знать» (пер. с нем. М….

— Читать далее — 6     0     400

Современные концепции и технологии воспитания определяют игру как комплексный диагностико-коррекционный метод, т. е. в ней возможны диагностика и коррекция личности дошкольника. Именно игровая деятельность…

— Читать далее — 5     0     616

Задачи: продолжить знакомство детей с событиями православной жизни: праздником православной Пасхи; воспитывать чуткость к духовно-нравственным ценностям. Действующие лица: Дети: краски, петушок, птички, цветочки,…

— Читать далее — 4     0     421

Обучающие задачи: дать детям представление о воскресении Христовом. Продолжать знакомить с событиями страстной недели. Довести до детей понятие и значение слова «Воскресение». Показать значимость праздника Пасхи…

— Читать далее — 2     0     350

Дошкольный возраст, по единому мнению педагогов и психологов, является периодом первоначального становления личности ребёнка. Именно в первые годы жизни закладываются нравственные представления, чувства, привычки,…

— Читать далее — 3     0     574

Цель: содействовать духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи:создать атмосферу радости, взаимопонимания;развивать эмоциональную отзывчивость, выразительность пения, образность и…

— Читать далее — 2     0     858

Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с Библией. Дать элементарные знания о работе библиотеки.Развивающие задачи: развивать навыки работы с ножницами, ориентировку в пространстве.Воспитательные задачи:…

— Читать далее — 1     0     770

Обучающие задачи: обобщить ранее полученные знания о жизни святого пророка Моисея. Рассказать детям, как Господь Бог дал людям закон. Познакомить с заповедями Божьими как основой жизни каждого христианина. Учить…

— Читать далее — 2     0     308

Обучающие задачи: закрепить знания детей об отдельных библейских событиях, подвести детей к событию Рождества Христова.Развивающие задачи: развивать умение слушать, правильно выражать свои мысли, активизировать…

— Читать далее — 1     0     850

Обучающая задачи: познакомить детей со значением слова «молитва», уточнять представление об основополагающих нравственных нормах.Развивающие задачи: развивать у ребёнка интерес к христианскому…

— Читать далее — 2     0     441

Обучающие задачи: познакомить детей с видами труда: духовный, умственный, физический. Закрепить ранее полученные знания о защитниках Отечества. Обогатить словарный запас детей словами: духовный, умственный,…

— Читать далее — 2     0     725

 Обучающие задачи: познакомить с житием святой преподобной Евфросиньи Полоцкой. Закрепить понятие детей о значении слов «святой», «преподобный», уточнить некоторые понятия о своей стране – Беларуси. Развивающие…

— Читать далее — 4     0     1571

ИГРА «РУКОТВОРНЫЙ И НЕРУКОТВОРНЫЙ МИР»Цель: упражнять детей в умении различать предметы рукотворного и нерукотворного мира, развивать внимание, мышление, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к…

— Читать далее —

Page 3

1     0     856

Цель: уточнить представления детей о родственных отношениях и способах их схематичного изображения; активизировать в речи детей слова, обозначающие близкородственные отношения и образные выражения о семье и…

— Читать далее — 2     0     361

Забота о всестороннем развитии ребёнка, внимание к его воспитанию, совершенствованию личных качеств — входит в круг самых важных проблем в нравственном воспитании ребенка. Детство — это уникальный период, когда…

— Читать далее — 2     0     501

Обучающие задачи: систематизировать знания детей о церковных христианских праздниках года как основных радостных событиях нашей жизни; показать их связь с временами года; закрепить слова знакомых…

— Читать далее — 2     0     313

Цель: воспитание  чувства собственного достоинства и умения пожертвовать своими интересами ради другого человека на материале мультфильма по сценарию Г. Остера  «Он попался!» (режиссер В. Котеночкин,…

— Читать далее — 2     0     346

Цель: воспитание потребности в познании себя, своего отношения к другим на материале кукольного мультфильма «Сказка о глупом мышонке» (режиссер И. Собинова-Кассиль, «Союзмультфильм», 1951 г.), раскрывающего…

— Читать далее — 2     0     295

Цель: развитие способности замечать красоту, дорожить и любоваться ею («Паровозик из Ромашкова», киностудия «Союзмультфильм», режиссер В. Дегтярев, 1967 г.).Задачи: 1. Продолжать использовать идентификацию с героем,…

— Читать далее — 2     0     353

Задачи:1. Определить отношение ребенка к просмотренному фильму, уровень осмысления характера героев, их поступков, мотивов поведения, их взаимоотношений.2. Помочь детям осмыслить переживания в момент просмотра…

— Читать далее — 1     0     1462

Интерес Льва Николаевича Толстого к проблемам воспитания и образования детей младшего возраста получил отражение не только в его педагогических статьях, публицистике, переписке.Педагогические воззрения Толстого…

— Читать далее — 2     0     452

Цель: формирование отзывчивости, взаимопомощи, терпения в различных жизненных ситуациях, неравнодушного отношения к друзьям («Ох и Ах», режиссёр Ю. Прытков, киностудия «Союзмультфильм», 1975 г.). Задачи:1. Использовать…

— Читать далее — 2     0     544

Время показывает, что корни нравственного кризиса общества не только в нашем социально-экономическом положении. В последние годы оно отличается надёжностью и стабильностью, а вот проблем в воспитании подрастающего…

— Читать далее —

Page 4

2     0     359

Дошкольный возраст — это возраст, когда закладываются основы развития личности. Слово воспитателя, его оценка являются для ребёнка важным средством становления нравственности. Проводя работу по…

— Читать далее — 1     0     634

Широко известно меткое высказывание Л.Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня один шаг. От новорождённого до меня страшное расстояние».В период дошкольного детства для развития нравственного облика ребёнка…

— Читать далее — 2     0     426

В жизни детей большое значению имеют разнообразные игры: сюжетные, сюжетно-ролевые, подвижные, строительные и т.д. В игре с сюжетными игрушками дети передают отдельные действия, подражая членам семьи, воспитателю.На…

— Читать далее — 2     0     336

Восприятие красоты – путь к духовно-нравственному воспитанию дошкольниковВоспринять, увидеть и понять красоту изобразительного искусства, художественного слова, музыки, природы, красоту человеческих отношений и…

— Читать далее — 1     0     348

Неотъемлемой частью жизни любого человека является детство. Именно в этот период у ребёнка закладывается ценностное отношение к миру, чувство сопричастности к своему народу, ответственности перед родителями,…

— Читать далее — 2     0     337

Забота о всестороннем развитии ребенка, внимание к его воспитанию, совершенствованию личностных качеств — все это входит в круг важнейших проблем нравственного воспитания дошкольника. Совершенно одинаковых детей…

— Читать далее — 2     0     256

Мы помогаем детям, оставшимся без родителей, почувствовать, что они не брошены, что о них заботятся, их любят.Главной целью деятельности нашего учреждения является создание максимально комфортных условий,…

— Читать далее — 1     0     786

Эстетическое воспитание начинает прокладывать дорогу к нравственному еще в детстве.И здесь многое зависит от нашего понимания сущности эстетического воспитания, от понимания внутреннего механизма взаимовлияния…

— Читать далее — 2     0     354

Из опыта работы детского дома г. МозыряСколько внимания, заботы, усилий нужно приложить, чтобы вырастить красивый цветок, вовремя поливая и подкармливая его. Так сколько же нужно потрудиться, чтобы воспитать и…

— Читать далее —

Источник: https://vscolu.ru/duxovno-nravstvennoe-vospitanie

Нравственное воспитание детей

Духовно-нравственное воспитание дошкольников



  • Одной жены муж
  • Умнее Эйнштейна?

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности.

Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.

Особенности нравственного воспитания дошкольников

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.

Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки.

В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость.

В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче.

Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко.

В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п.

Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно.

Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными.

Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку.

Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.

Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша.

Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей — развивать их способности к эмпатии.

Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п.

Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др.

И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

Нравственно-духовное воспитание школьников

Большинство детей, помимо семьи, получают нравственное воспитание в детском саду и уже после этого идут в первый класс, где продолжается нравственное воспитание школьников. У детей уже составлено начальное представление о том, что правильно, а что нет, заложены навыки вежливого поведения. В школе круг общения детей и их обязанностей значительно расширяется.

Основной деятельностью для них становится учеба. В школе детям приходится заново выстраивать отношения с одноклассниками и учителями.

Осознание важности новой для ребенка деятельности, психологическая его готовность к школьному обучению ложится в основу готовности школьника добросовестно выполнять новые требования взрослых и составляет основу духовно-нравственного воспитания школьников.

Психологами установлено, что именно младший школьный возраст характеризуется самой высокой восприимчивостью к нравственному воспитанию детей и эстетическому воспитанию школьников, именно в этом возрасте они лучше всего усваивают нравственные нормы и правила. В начале школьной жизни у ребенка формируется так называемая «нравственная позиция», которая характеризуется тем, что в сознании школьника нравственные нормы выделяются в отдельную систему, которой он старается постоянно следовать при любых обстоятельствах.

Реализуя духовно-нравственное воспитание школьников, необходимо учитывать, что со временем нравственные представления детей изменяются от нравственного реализма, характеризующегося твердым и непоколебимым разделением всех поступков на две категории: хорошее и плохое, к нравственному релятивизму, основанному на понимании, что все заслуживают уважительного к себе отношения и в каждом поступке можно найти его нравственное обоснование. Реалист полагает, что нравственные законы незыблемы, едины для всех и не терпят исключений. При переходе к нравственному релятивизму дети начинают судить о нравственной стороне поступков по их последствиям, и поступок все равно будет плохим, даже если он совершен из самых лучших побуждений. Вместе с тем, давая нравственную оценку поступку, даже если он привел к плачевным результатам, дети уже могут принимать в расчет намерения совершившего такое действие человека.

Как и в предыдущий период, в нравственном воспитании и эстетическом воспитании школьников большое значение играет способность к эмпатии.

В этот период, наряду с осознанием своего «Я», у ребенка начинает складываться представление о «Я» других людей.

И именно сейчас в системе нравственного воспитания школьников очень важно учить детей понимать интересы окружающих, думать об их потребностях и переживаниях.

Говоря о духовно-нравственном воспитании школьников и эстетическом воспитании школьников, необходимо понимать, что в зависимости от возраста ребенка процесс усвоения нравственных норм можно разделить на 3 этапа.

До пяти лет малыш осваивает самый примитивный набор нравственных правил, основанный, как правило, на запрете делать что-либо. Если ребенок эти нормы выполняет, то мы называем его воспитанным ребенком.

К десятилетнему возрасту подросток уже в состоянии оценить эмоциональное состояние окружающих его людей, дать моральную оценку их поступками. Если первый этап нравственного воспитания ребенок не освоил, то переходить ко второму этапу не имеет смысла.

И затем к 15 годам ребенок постепенно осваивает необходимость помогать окружающим людям, и это в его картине мира, если нравственное воспитание школьников эффективно, должно занять центральное место.

Говоря о духовном воспитании школьников и эстетическом воспитании школьников, необходимо учитывать, что знание и понимание моральных норм не гарантирует применения их ребенком в своей повседневной жизни. Особенно, если соблюдение этических норм входит в противоречие с желаниями ребенка в данный момент.

Кроме того, часто наблюдается неравномерность применения нравственных норм в общении со взрослыми и детьми в школе, дома и на улице. Основным критерием успешности нравственного воспитания школьников могут быть только их реальные поступки и побудительные мотивы таких поступков.

Способность и желание применять усвоенные благодаря нравственному воспитанию нормы могут быть воспитаны, только если ребенок постоянно упражняется в совершении нравственных поступков.

Непосредственное влияние на успешность нравственного воспитания и эстетического воспитания школьников лежит на преподавательском коллективе. Слово учителя — это во многом самый главный инструмент духовно-нравственного воспитания школьников.

Именно учитель, особенно в начальных классах, разбирая поведение реальных людей и персонажей произведений, изучаемых в школьной программе, дает нравственную оценку их поступкам. Нравственное воспитание и эстетическое воспитание школьников происходит на всех без исключения уроках.

Нравственному воспитанию школьников отвечает не только содержание предмета, но и методы, с помощью которых происходит обучение, атмосфера, царящая в классе, и сама личность учителя.

Для успешного нравственного и эстетического воспитания школьников учителю важно организовать процесс коллективной деятельности детей таким образом, чтобы она была пронизана высоконравственными отношениями.

Нравственное воспитание школьников и эстетическое воспитание школьников в коллективе наиболее эффективно тогда, когда каждый ребенок занимает место, наиболее адекватное его возможностям, становясь при этом личностью незаменимой. Это помогает развиться чувству собственного достоинства и сформировать адекватную самооценку. Такое нравственное воспитание школьников и эстетическое воспитание школьников без специального внешнего побуждения заставляет ребенка соответствовать нравственным представлениям, принятым в обществе.

Источник: http://www.vashevse.ru/vospitanie-i-razvitie/2012-07-26-11-19-56/3118-nravstvennoe-vospitanie-detei

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.