Детские истерики: как с ними бороться?

Содержание

8 советов, как бороться с детскими истериками

Детские истерики: как с ними бороться?

Практически всем родителям знакомо чувство беспомощности и даже отчаяния, когда во время детской истерики они вдруг понимают, что не могут контролировать процесс. Оставаться спокойным, разумным, принимающим и ответственным взрослым в такой ситуации не очень просто. Но можно этому научиться.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Истерики и просто вызывающее поведение может быть у людей любого пола и возраста.

Да, чаще всего малоконтролируемые приступы гнева характерны для детей от полутора до трёх лет, просто потому что речь ещё недостаточно развита и ребёнок, отчаявшись быть понятым окружающим миром, пытается выразить себя посредством валяния на полу супермаркета. Но можно столкнуться с детской агрессией и истерикой и в пять, и в 10, и в 13 лет. Реже, зато последствия гораздо более серьёзны и справиться труднее.

С трёх лет поведение ребёнка должно постепенно выравниваться за счёт того, что он учится узнавать свои импульсы и желания и контролировать их. Постепенно, правда, не так быстро, как нам хотелось бы, рождается волевая сфера. И пресловутая свобода воли.

Когда я, каждый раз, как только красная пелена начинает застилать глаза, могу сказать: «Стоп. Не сегодня». И спокойно выдохнув, уйти от раздражающего меня явления или предмета.

Или, напротив, решить, что «сегодня — хорошее время для драки, я выбираю действие», и использовать всю силу своей агрессии для достижения цели.

Но здорово, если мы управляем нашими состояниями и используем их энергию, а не они нами. Для этого необходимо учиться узнавать эти самые состояния, разобраться в их механизмах и начать управлять собой.

Разговор даже не о тайной науке джедая, а о том, как не дать машинкой по голове дорогому другу в песочнице и не разбить свой новенький айфон об стену в припадке гнева на маму.

Как же мы, родители, можем помочь себе и детям в непростой, но столь важной науке саморегуляции?

1. Продолжаем говорить о чувствах

Все мы помним советы психологов о том, что чувства нужно называть и проговаривать. И это — правда. Есть три небольших аспекта, о которых я хочу сказать подробнее.

А сколько названий чувств и эмоций вы обычно употребляете в таких разговорах? 10? 20? Говорят, их более 500. Все дети к трём годам различают гнев, грусть и радость. Но если они не различают гнев, растерянность, замешательство, смущение, усталость, обиду, разочарование, то все ситуации, перечисленные выше, будут записаны в «гнев» с соответствующей агрессивной реакцией тела и мозга.

Исследование, проведённое Вашингтонским университетом (Сиэтл), показало, что проблем с поведением меньше у тех детей, чей словарный запас по теме эмоций богаче.

Нужно учесть, что слово, обозначающее, например, «разочарование», в голове ребёнка стоит связать с картинкой, личным опытом, рассказанной историей и ситуацией. Подобная наука кажется сложной лишь на первый взгляд.

Для начала выпишите себе на листик 10-15 различных слов, обозначающих чувства, и сочините историю для каждого из них. Или купите книжку, в которой всё уже придумали до вас.

Ещё одна ловушка — нас научили «проговаривать эмоции», но забыли сказать, что положительных эмоций в мире тоже немало.

В итоге часто мама старательно рассказывает сыну, что он расстроился, разозлился, разочаровался… Но почему-то не говорит: «О! Похоже, ты так горд тем, что смог прибежать первым! Я знаю это чувство! Оно живёт у меня где-то в районе солнечного сплетения! Дай пять!» или «Да ты весь светишься от радости встречи с любимым другом», «Ты так широко улыбаешься, придя из школы, наверняка вы придумали новую шалость, которая вас так позабавила! Поделишься?».

Говорите и о хорошем, добром, светлом. Неестественно? Нет, просто слегка непривычно. Но привычки можно менять

И третье, что стоит рассказать ребёнку про эмоции: они меняются. Не значит, что человеку, потерявшему свой любимый ножик, на который он копил последние три года, стоит говорить: «Пустяки, дело житейское!». Мы обязательно разделим его чувства: станем жилеткой, контейнером, тем, чем и положено становиться маме и папе.

Но если с утра всё было ужасно — хотелось спать, шёл дождь и потерялись сокровища из кармана, — а днём кто-то вприпрыжку бежит вам навстречу, можно напомнить: «О! Ты утром был таким грустным, потому что шёл дождь, и ты выяснил, что потерял свою тетрадку по математике, а единственный друг в классе заболел, это очень неприятное состояние, но смотри — сейчас тебе весело!».

Следующим шагом, вы поможете ребёнку понять, а благодаря чему меняются эмоции и чувства именно у него. Что помогает ему? Побыть одному? Почитать? Обняться с мамой? Нужно говорить об эмоциях, используя как можно больше разных слов, говорить и о положительных переживаниях, помнить заветы царя Соломона («всё проходит») и пытаться показать, как же чувства сменяют друг друга.

2. Всему своё время и место

Обычная картина на детской площадке: светит солнце, мальчик строит город из песка, мама наслаждается тёплым днём и благостной картинкой. И неожиданно в песочнице появляется другой ребёнок, который без какой-либо нехорошей мысли, задевает только что построенную башню ногой, она рушится — и ваш такой спокойный мальчик с яростным криком бросается на обидчика.

Почему-то многие взрослые считают подобный момент хорошим поводом для уроков вежливости.

Да, вмешиваться нужно, но не воспитывать! Все эти правильные слова, про «нужно делиться», «мы люди — мы не дерёмся, а говорим», «извинись перед мальчиком, ты его ударил» сейчас не работают. И даже вредят.

Всё, что вы можете: физически остановить, озвучить эмоции, назвать состояние, извиниться перед пострадавшими (самостоятельно), если таковые имеются, и выйти из ситуации.

Можно остановиться на пресечении конфликта. Все обсуждения после и желательно наедине. Используйте активное слушание

«Что происходило с тобой? Мне кажется, ты разозлился? Ох, я представляю, как бы я разозлилась, если бы кто-то уничтожил результаты моей работы! А где родилась эта злость? В груди? В животе?».

Посочувствовать: «Это было ужасно, даже не представляю, как бы я расстроилась». А потом попытаться выработать стратегии поведения.

Как не позволить злости управлять тобой? А что можно было сделать? Что вообще люди делают в таких ситуациях? Точно не бьют, мы разговариваем. Важно запомнить: допустимы любые чувства и мысли, но не любое поведение.

3. Заняться собой

Топливо для пожара истерики — эмоции. Потому очень важно определить, где ваш триггер, ваша красная кнопка. Дети очень талантливо определяют, что именно выводит из себя маму-воспитателя-учителя больше всего.

Может быть, вас раздражает крик или нытье, или нецензурная брань из уст пятилетнего ангелочка, вы не переносите, когда плюются или кусаются, убегают в другую сторону или ломают всё подряд? На какие действия ребёнка в вашем мозгу вдруг загорается красными буквами: «Вот это я точно позволить не могу никогда. Потому что!».

Наша задача — погасить эти буквы и понять, что такое поведение — вызов, но не борьба. Это просто родительская, человеческая задача — не отреагировать, не потерять контроль, не впасть в состояние ребёнка. Остаться взрослым и ответственным.

Стоит сначала понять, что включает лично вашу реакцию, назвать это поведение, ждать его и в следующий раз воспринимать как сигнал, чтобы про себя улыбнуться и сказать: «Ну нет, брат, сегодня меня не возьмёшь какими-то оскорблениями всех наших предков до пятого колена».

Как это сделать? Вдохнуть-выдохнуть три раза (вдыхаем — нюхаем цветы, выдыхаем — задуваем свечку), расслабить плечи и губы, произнести про себя: «Это мой сын. Ему сейчас плохо. Я люблю его. Я могу остаться спокойной и помочь». И если всё получилось, очень сильно похвалить себя.

Это не так-то просто — сделать по-другому, не пойти на поводу у чувств. Но остаться спокойным не всегда достаточно.

Мы не можем «просто игнорировать нежелательное поведение ребёнка»

А если он бежит под машину или пытается разбить головой витрину магазина, или просто лупит всех окружающих его детей? Конечно, мы не игнорируем. Мы пресекаем действия, которые могут быть опасными для здоровья, если нужно, выводим ребёнка из ситуации.

Но при этом остаёмся спокойными и готовыми прийти на помощь — им правда очень плохо. Мы готовы обнять, дать платок, воды, поговорить. И нам всё равно, что вокруг много укоряющих взглядов. Ведь мы помним, истерика — знак, что ребёнку нужна наша помощь.

Например, научить новой модели поведения.

4. Предупрежден — значит вооружён

Советовать «оставаться спокойным» легко, реализовать этот совет иногда практически невозможно. Но готовность к вызову делает нас сильнее. Наблюдайте за ребёнком. В среднем у детей до трёх лет истерики (иногда кратковременные, как летний дождь) случаются один-два раза в неделю. Достаточно, чтобы накопить материал для анализа.

Что является спусковым крючком для истерики у вашего ребёнка? Ищите триггер

Он не выносит, когда говорят «нет», или болезненно относится к своим вещам и ненавидит, если их трогают? Ему нужно особенно большое личное пространство, он чувствителен к громким звукам? Боится собак? Обсудите эту особенность со всеми, кто общается с ребёнком, возможно их наблюдения помогут вам узнать что-то новое. И будьте готовы к встрече со штормом каждый раз, когда этот триггер запускает механизм истерики у вашего сына и дочки. Помните — это просто задача. И да, всё — пройдёт.

5. У всего есть цель — и у детской истерики тоже

Полезно понимать, какая это цель. Все цели можно разбить на два типа: избежать что-либо (действия, человека, события, пространства, процесса) или получить что-либо (вещь, помощь, внимание, власть, общение).

Важно, чтобы истерика не стала действительно работающим инструментом, чтобы последствием её не было достижение цели. К тому же иногда можно избежать рыданий и ссор, просто не делая того, что вызывает такую реакцию.

Лучше всего работает методика «естественных последствий», не наказание мамой или папой, так как у них есть авторитет и право «выданное свыше», а вполне закономерные и не вполне приятные последствия.

Рыдал в магазине — не смогли что-то купить. Подрался на площадке — пришлось уйти оттуда, бросался книжкой — не получилось почитать на ночь.

Плохое настроение мамы тоже относится к «естественным последствиям».

6. Быть всегда на стороне ребёнка

Против кого? Против истерик. К сожалению, они не всегда заканчиваются в четыре года. В какой-то момент ребёнок сам понимает, что подобное поведение не приводит ни к чему хорошему для него. Оно ему мешает. Как? Например, делает печальными семейные вечера, портит отношения с папой, не позволяет завести друзей. Примеров может быть много.

Есть стратегия поведения по отношению к неприемлемому поведению детей. Да, ты бываешь невыносим, но я всё равно тебя люблю и принимаю даже такого. В такой позиции вы — благородная страдающая мама, а он — маленький мучитель. Быть мучителем такой прекраснодушной личности тяжко, так легко добраться и до чувства вины, а потом и до агрессии, спасаясь от вины.

Лучше выбирать схему, в которой вы — вместе. Сказать сыну, смотри, что-то нападает на тебя и серьёзно портит нам жизнь. Согласен?

Как ты думаешь, что это? Как его зовут? Что он хочет? А как с ним бороться? Заодно вы сможете проанализировать, как возникают вспышки гнева и что действительно помогает их купировать. Подробнее о подобном подходе можно прочесть в книге Майкла Уайта «Карты нарративной практики».

7. Искать компромиссы

Очень многие люди плохо переносят категоричные запреты и требования. Часто бывает так, что дети растут, а мы не успеваем перестраиваться, и всё ещё обсуждаем вопрос шапки или первого на обед с 15-летней дочерью.

Стратегия «предложить выбор» работает во многих случаях. С трёхлетними даже работает выбор на уровне, что ты будешь на обед: гречку или рис.

Но ближе к первому юбилею иногда приходится совместно договариваться о том, как провести выходные, или о количестве времени, отданного компьютерным играм.

Есть три типа поведения. Можно настаивать на своём. От «так будет, потому что я так сказал» до «ну ты же сам понимаешь, что это правильное решение, потому что…». Можно сдаться под лавиной детских слёз и криков, признать, что давно не способен управлять процессами, и отдать все на волю ребёнка.

Сейчас такие родители встречаются всё чаще. Можно же предпочесть путь договоров и компромиссов — он дольше и сложнее, зато на выходе делает сильнее всех участников переговоров. Что это значит? Пытаться вместе искать выход, приемлемый для всех сторон. В этом плане легко напороться на подводные камни.

Иногда попытка «договориться» становится манипуляцией по плану «я так сказал» — цель убедить, что я предлагаю правильное решение

Тогда уже честнее и правильнее сказать «я решила» и дальше сидеть под дверью, слушая, как ваш дорогой ребёнок крушит стены в своей детской. Или же честно искать выход.

Как проверить себя? Очень просто — если вы, начиная поиск компромисса, уже знаете «правильный ответ» — это не компромисс. Идеи должны рождаться и обсуждаться по ходу беседы. Подробнее о том, как учиться искать компромиссы в своей семье, можно прочитать в книге «Взрывной ребёнок» Грин Росса.

8. Технологии по контролю своих эмоций

Даже простое правило трёх вдохов-выдохов иногда работает. Главное помнить: учим не в момент истерики и повторяем сами и с ребёнком. Задачи всего три:

  • остановиться в момент гнева;
  • успокоиться;
  • принять решение.

Важно изменить своё отношение к детским истерикам: они могут быть тем, что сводит вас с ума и выматывает, но также и тем, что учит вас лучше понимать себя, детей и окружающих людей, даёт возможность приобрести новые навыки и умения. Это наш выбор — страдать или учиться и становиться сильнее.

Иллюстрации: iStockphoto / Viktoria_Yams

Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/4321687-hysterics

Детские истерики

Детские истерики: как с ними бороться?

Детские истерики – это приступообразные вспышки гневливости или отчаяния. Ребяческая капризность и истерики, зачастую, являются результатом неверного родительского поведения.

Нередко родители во всем ублажают дитя, исполняют все его «заявки» и требования, лишь бы маленькая кроха не надрывалась криком и не ревела. Вследствие подобного поведения обычно зарождается чрезмерная капризность детей и влечение к закатыванию истерик, когда что-то не таким образом вершится, как хотелось бы им.

Отдельные психологи и большинство педагогов разделяют на два вида детские истерики, а именно манипулятивные и истерики характера. Ключевым смыслом манипулятивных истерик является манипуляция другими индивидуумами, в частности их близким окружением.

Данный вид истерики наступает тогда, когда чаду отказывают в чем-либо. В сходных случаях большинство психологов советуют «руки не опускать» и дожидаться окончания данного состояния.

Истерика характера является выражением ребяческого характера. Смыслом такого поведения будет разряжение эмоционального напряжения. Оно проявляется, когда чаду надобно совершить нечто, что встречается с проблемными качествами характера, сформированное этой ситуацией напряжение может спровоцировать истерическое состояние.

Детские истерики в год

Первые детские истерики у малышей чаще наступают в год. Ведь на данном возрастном этапе они начинают впервые проявлять несмелые попытки самостоятельности, выраженные в устремленности к исследованиям и повышенном любопытстве.

В младенчестве кроха ориентирована исключительно на собственные потребности, такие как еда, общение и т.п., взрослея, начинает приобретать более осознанные желания. Но находясь в данном возрастном интервале восприятие времени у малышей еще далеко от совершенства.

Именно поэтому крохи жаждут, чтобы их желания исполнялись сиюминутно, чего упорно и добиваются единственно доступными средствами для них. Собственно одна из причин истеричности заключается именно в этом.

Постепенно, если младенца приучать к тому, что его «хочу» не выполняется моментально, склонность к закатыванию истерического состояния сойдет на нет.

Детские истерики в год на первых порах, таким образом, могут являться проявлением кризиса годовалого периода. Частота и интенсивность истерик у детей, многообразие факторов, провоцирующих их возникновение, зависит от темперамента и его взрослого окружения. При верном родительском поведении истеричность годовалого возраста «взрослеет» лишь в редких случаях.

Для взрослого окружения дитяти, особенно для его родителей, самым трудным является сохранение спокойствия и некоторой отстраненности в ходе истерического поведения.

Поэтому следует понимать, что чувство любви к малышам не заключается в удовлетворении абсолютно всех детских «хочу». Отказать в желаемом крохе – это вполне нормальное поведение родителей в отношении детей.

Одновременно с этим совершенно нормальной реакцией считается и детское возмущение таким отказом, поэтому идти на поводу требований собственного чада не следует.

Детские истерики 1 год нередко возникают вследствие неумения малышей справляться с собственными эмоциональными проявлениями. В этом случае рекомендуется также соблюдать спокойствие, обнять малыша и попытаться при помощи ласковых слов утихомирить его.

Кроха с малого возраста должна усвоить, что ее истеричность и спекуляция эмоциями не принесет ожидаемых результатов. Вследствие чего ей придется отыскивать иные способы выражения собственных желаний. Также следует донести до малыша, что он обладает правом на выражения любого чувства, но цивилизованным путем.

Кроме этого ему необходимо собственным поведением показывать, что, несмотря на все крики, родители все равно его любят. Другими словами, следует объяснить малышу, что родителям не нравится именно его эмоциональные всплески, что они не одобряют беспричинные слезы и крики в качестве средства получения желаемого, а его самого они сильно любят.

Описанное поведение является единственным руководством, как реагировать на детскую истеричность.

Детские истерики 2 года

Детские истерики 1.5 года довольно частое явление. Если на этом возрастном этапе родители продолжают наблюдать истеричность у чад, то зачастую фактором, провоцирующим подобное состояние, может являться детская потребность в родительском внимании.

Истерики и капризность могут выражаться в неустанном упрямстве крох, протяжном вое, катании по полу, нередко в людных местах, где имеется множество зрителей. Для эскалации истерик малышни необходима публика. Поэтому первым способом, отвечающим на вопрос: «как справиться с детской истерикой», является лишение чада наблюдателей его истеричного поведения.

Истеричное поведение, в большинстве своем, в силу проходящего несовершенства эмоциональной сферы считается вполне нормальным для крох. Зачастую малыш просто не в состоянии полноценно выразить при помощи слов собственное недовольство, ощущаемое вследствие родительских отказов выполнить что-либо.

Для снятия эмоционального перенапряжения у детей, следует больше уделять им внимания. Зачастую у малышни единственной возможной формой протеста и способом демонстрации стремления оспорить власть родителей является истерическое поведение.

У двухлетних малышей постепенно расширяется круг интересов, растет диапазон навыков, вследствие чего они начинают от родителей отдаляться весьма активно, познавая окружающий мир. В ходе такого познания на пути ребят часто встречаются родительские ограничения, которые призваны обезопасить их.

Однако малыши в силу собственного небольшого возраста и отсутствия опыта воспринимают подобные запреты в качестве покушения на их самостоятельность.

Кроме этого двухлетки нередко захлебываются истеричностью, когда они устали либо когда хотят кушать. Нередко их может утомить большое число новых впечатлений, которые спровоцировали чрезмерную возбудимость крох.

Как реагировать на детские истерики в таких ситуациях? Подобное поведение – это отражение детского физического состояния, которое дает взрослому окружению знак, что ему нужно помочь успокоиться и обратить внимание. По мере успокаивания крохи следует выяснить, что его тревожит или в чем нуждается на данный момент.

Детские истерики 3 года

Нередко даже самые уравновешенные малыши склонны к истерическому состоянию, возникающему с виду на ровном месте. Особенно ярко выражено это в период кризиса 3-х лет.

Детские истерики 3 года — это крики, неугомонный плач, укусы и битье ногами. Зачастую такое поведение является ответной реакцией на запрет или отказ со стороны взрослых удовлетворить желания крох.

Как справиться с детской истерикой, проявляющейся в трехлетнем кризисе? С целью понимания способов борьбы или предупреждения неадекватного поведения детей необходимо определиться с причинами, спровоцировавшими такие действия.

Детские истерики в 3 года объясняются неумением четко выражать желания, а не стремлением позлить родителей. Также подобное поведение может отражать безуспешные попытки детей отстоять право на собственную независимость.

Родителям необходимо предоставлять крохам возможности для удовлетворения собственной исследовательской деятельности при этом, максимально обеспечив их безопасность, а не все им запрещать. Любой запрет или отказ что-то выполнить, необходимо доступно мотивировать малышам.

Фразы по типу: «я взрослый, поэтому как сказал, так и будет» лучше в обиходе с ребятами не использовать.

Кроме этого, дети, находящиеся на данном интервале развития еще не способны находить компромиссы. Получив не единожды удовлетворение собственных капризов при помощи истеричности, кроха в дальнейшем будет стараться манипулировать взрослыми.

Что делать — детская истерика? Ребенок в истерическом состоянии всего лишь нуждается в помощи со стороны взрослого окружения, а не в наказаниях. Поэтому нужно обговорить с крохой его действия, но не в процессе истерического состояния. Пока кроха орет и топает ножками лучше отстраниться и не трогать его до полного успокоения.

Также лучше кроху изолировать от остальных членов семьи на период плача. В уединении ему будет проще успокоиться. Кроме того, истерики у детей без публики утрачивают всю привлекательность. Самым главным в прекращении такого поведения будет соблюдение хладнокровия. Нельзя поддаваться на провокации детей и терять спокойствие.

Первостепенной задачей взрослого окружения является привитие ребенку понимания, что желаемого можно достичь другими средствами, а не истеричностью. Необходимо объяснить ему, каким образом нужно выражать собственные эмоции. Также следует не забывать хвалить малышей за «правильное» поведение.

Детские истерики 4 года

Детские истерики в 5 лет или 4 года необходимо отграничивать от капризности. Детским истерикам свойственна невообразимая яркость, зависимость от внешних условий и наличие наблюдателей.

Им обычно сопутствуют малые припадки, заключающиеся в громогласном плаче, криках, битье головой или ногами, расцарапывание лица.

Возникновение неадекватного поведения в качестве ответной реакции на обиду или неприятного события, усиление его проявлений при повышенном внимании взрослых и моментальное прекращение после устранения такого внимания являются отличительными чертами детских истерик четырехлетнего возраста.

Если возникновение истерических приступов у деток характеризуется постоянностью, то это может свидетельствовать о наличии недугов нервной системы. При отсутствии нарушений в функционировании нервной системы, детские истерики говорят о проблемах в родительском воспитании.

Детские истерики могут быть привычным поведением как результат попустительства со стороны взрослого окружения.

То есть, если родители постоянно потакали малышам или чрезмерно были строгими в отношении крохи либо их требования были противоречивыми, то такие действия со стороны крох вполне закономерны.

Родителям необходимо задуматься о том, что систематическое такое поведение провоцирует психогенные изменения характера, разбалтывают нормальную психику, вызывают устойчивые психопатические наклонности.

Таким образом, практически всегда неадекватное поведение крох является следствием неверного родительского воспитания. Последствиями выполнения всех детских требований, вседозволенности, потакания желаниям практически в 90% случаев будут чрезмерная капризность, избалованность и истеричность.

Для предотвращения детских истерик необходимо наблюдать за собственным чадом и знать все предвестники подобного состояния. Заметив даже легкий намек на зарождение данного состояния необходимо стараться переключить внимание малыша или его деятельность.

Как бороться с детскими истериками

Естественно бороться с неадекватным поведением детей проще на бумаге или на всевозможных форумах, однако существует несколько проверенных средств, способных прекратить детские истерики 1.5 года и более старшего периода.

Самым действенным способом в борьбе с детскими истериками является метод отвлечения внимания, активно используемый еще далекими предками. Поэтому, заметив предвестники зарождения данного состояния или почувствовав изменения эмоционального фона чада, следует моментально, но без излишней суетливости, переключить внимание крохи и заинтересовать его чем-то.

Следующим не менее ценным средством является установление своеобразного «фильтра» перед глазами взрослого окружения малыша. Не следует перебарщивать с запретами и наказаниями. В противном случае это сделает из дома, который должен быть местом душевного комфорта, помещение, сотканное из множества запретов, что негативно повлияет не только на малышню, но и на их родителей.

При злоупотреблении такими словами, как «нельзя», «прекрати», «не смей», родители начинают ощущать сильнейшее нервное перенапряжение и утрачивают всю радость материнства или отцовства. Взрослому окружению крох следует научиться отфильтровывать происходящее и реагировать лишь на существенные проступки или деяния малышей.

Также не следует воспринимать все сказанное крохой за истину.

Для коррекции нежелательного детского поведения рекомендуется поощрять поведение со знаком плюс и игнорировать иные деяния крох.

Иногда родителям следует взять своеобразную паузу («тайм-аут»). Другими словами нужно разойтись с дитем по разным углам жилища. Данный метод способствует быстрому разрешению возникшей проблемы. Целью этого метода является вытаскивание дитяти из обострившейся либо безвыходной ситуации, поместив его временно в соседнее помещение.

Ребенок при этом с центральной позиции на вымышленной «сцене» переходит на иное, менее просматриваемое место, с которого его деяния будут не так отчетливо заметны. «Тайм-аут» даст малышу время «выпустить пар», одновременно с этим и у взрослого окружения появится возможность успокоиться.

Данный метод является проверенным способом, способным предупредить или прекратить детские истерики в 5 лет.

Источник: http://psihomed.com/detskie-isteriki/

Как бороться с детскими истериками — важные правила и рекомендации

Детские истерики: как с ними бороться?

Многие родители испытали чувство неловкости, когда их маленький ребенок начинает рыдать навзрыд, топать ногами, кричать, требуя какую-либо игрушку. И не каждый родитель знает, как вести себя в таких случаях. Как научиться оставаться спокойным и разумным и как бороться с детскими истериками, рассмотрим ниже.

Истерика может случиться и у взрослого, но у маленьких детей она встречается намного чаще. Те малыши, которые еще толком и говорить не научились, пытаются таким образом достучаться до взрослых.

Они просто не могут выразить свои чувства никаким другим способом. Более серьезной проблемой является т, если истерики случаются в более взрослом возрасте.

Поэтому чем раньше начинать бороться и принимать меры, тем лучше.

Почему дети так себя ведут

Любой ребенок когда он чувствует, что терпеть свои эмоции невыносимо, начинает истерику. Его нервная система не способна справиться с напряжением, гневом, яростью и так реагирует. Чтобы вы не говорили, в этом состоянии ребенок не воспринимает, до него невозможно достучаться.

Когда это состояние проходит, то ему требуется поддержка близких, поэтому он сразу же хочет помириться и оказаться на маминых руках. Повод для возникновения истерики различаются в зависимости от возраста.

В год ребенок чувствует гнев, если ему запрещают делать то, что он хочет. Но детские истерики в год легко преодолеть, просто отвлекая его внимание. Порой малышу достаточно просто дать интересную игрушку, и он забудет о своем гневе.

А вот детские истерики в 2 года возникают чаще всего по двум причинам: нервная система не до конца сформирована, и он еще не научился жить в обществе.

В три года у малыша появляется негативизм, он может выть упрямым, конфликтовать с взрослыми, защищая свое внутренне я. И детские истерики в 3 года могут возникать из-за желания манипулировать родителями. Прежде всего, необходимо выяснить причину, чтобы понять, что делать, чтобы избавиться от негативных эмоций.

В несносном поведении и истериках могут быть виноваты семейные конфликты. Маленькие дети трудно переносят, когда значимые для него люди начинают ссориться. Он испытывает напряжение, разрядить которое может только истерика.

Маленькие дети также трудно переносят изменение своего уклада жизни. Оказавшись в непривычном для него месте при переезде, или поменяв детский сад, они чувствуют себя некомфортно. Поэтому нельзя оставлять его одного со своими переживаниями, необходимо помогать преодолеть это.

Недостаток общения с родителями также может проявляться в плохом поведении. Он хочет, чтобы родители его заметили, и ведет себя неадекватно.

И детские истерики в 4 года чаще всего вызваны именно по этим причинам. Родителям стоит больше внимания уделять своим детям, поиграть сними, провести вечер, почитать книжку, погулять.

Это помогает в многих случаях, но некоторые дети все же требуют больше внимания.

Иногда в плохом поведении малыша виновато неправильное воспитание. Родители часто ведут себя непоследовательно, один из родителей может запрещать есть сладкое до еды, а другой, наоборот, давать его.

Ребенок в этом случае начинает манипулировать делать так, как хочет он. Родители, а также бабушки и дедушки должны договориться, чтобы их правила воспитания совпадали, они должны действовать одинаково в любых ситуациях.

У ребенка может быть стресс, когда он чувствует страх или видит кошмар во сне. Чтобы успокоить его, достаточно обнять, поговорить о страхах.

С детскими истериками необходимо бороться, иначе они будут повториться регулярно. Помните, что ребенок не будет так себя вести, если он один, ему требуется зритель, который нервно реагирует на это. И когда часто случаются детские истерики Комаровский — известный детский педиатр советует реагировать спокойно.

Как предотвратить истерику

Когда истерика уже началась, то тут уже ничего не поделаешь, придется подождать, когда это все закончится. Но каждый родитель должен знать, как можно ее предотвратить.

  • Ребенку комфортнее всего жить, соблюдая определенный режим дня. Он должен ложиться спать и просыпаться в одно время вечером и утром, еда тоже по расписанию. Не следует перегружать его излишними впечатлениями, брать на какие-то многолюдные мероприятия, когда он устал, хочет кушать.
  • Прислушиваться к мнению ребенка и если это не ущемляет интересы других людей или несет в себе опасность, прислушиваться к его «нет». Это поможет ему чувствовать ответственность за свои решения.
  • Успокаивайте малыша словами, опишите его чувства. Например, если вы видите, что он грустит, спросить, грустит ли он потому, что соскучился по папе или недоволен мамой. А может он хочет есть, спать, купить двадцать пятую машинку. Он будет чувствовать поддержку взрослого и обретет спокойствие.
  • Не одергивайте ребенка, когда он проявляет свой гнев, если это направлено на какую-то безобидную вещь, например на игрушку или рисунок. Пусть он выразит свои чувства, стукнет, разорвет лист бумаги. Впоследствии поговорите с ним и скажите, что вы чувствовали то же самое, когда это в детстве случилось с вами.
  • Превратите в игру конфликтную ситуацию. С помощью игрушек можно обыгрывать несколько моделей поведения, давать волю негативным чувствам, воображать даже самый неблагоприятный исход событий, не контролировать чувства. С помощью игры ребенок может само регулировать себя и понимать лучше чувства других людей.

Как действовать при детской истерике

Ребенок может начать капризничать в любом месте-в магазине, в переполненном общественном транспорте, на улице. Рассмотрим, как справиться с детской истерикой и что нужно делать, чтобы это не повлекло за собой минимально количество негативных последствий.

  • Постарайтесь уйти в такое место, где ребенок не сможет повредить себя, где нет каких-либо опасных предметов. Желательно, чтобы там было спокойно и немноголюдно
  • Когда истерика уже случилась, не разговаривайте с кричащим малышом, не пытайтесь его уговорить или напугать. Это только усилить ее и будет способствовать ее долгому продолжению.
  • Если посторонние люди дают советы, которые давят на ребенка, запугивают его, попросите их не вмешиваться и уйти. В таком состоянии ребенок довольно уязвим и если его еще запугивать, то это только усугубит положение.
  • Подождите, когда ребенок успокоиться и ему захочется вашей ласки. Не отказывайте ему в этом, упокойте его пожалейте, чтобы не испортить ваши добрые отношения. Но ни в коем случае не покупайте ему после этого игрушку или лакомство, иначе ребенок поймет, что это совершенно нормально и в следующий раз будет действовать точно также.
  • Когда истерики у ребенка заканчиваются, он может чувствовать некоторую усталость или слабость, поэтому нужно постараться уложить его спать, дать, ему немного воды или накормить его.
  • Через некоторое время побеседуйте с малышом о том, что произошло. Обговорите его действия в словах, дайте ему понять, что это было не совсем хорошо. Вы можете выразить недовольство только его действиям, но ни в коем случае не самим ребенком.

Важные советы 

Родителям, когда их ребенок сильно кричит, бьет ногами об пол, стукается головой, тоже приходится несладко, их может охватить сильное чувство стыда и раздражения.

Мало, кому в такой момент удается сохранять спокойствие. Однако в этой ситуации крайне, даже если поведение ребенка просто возмущает, необходимо владеть своими чувствами. Как действовать во время детской истерики, попробуем разобраться.

  • Думайте о себе, сосредоточьтесь на физических ощущениях, отслеживайте реакции организма. Возможно, это трудно с первого раза, но крайне необходимо оставаться взрослым, который способен защитить и оградить своего ребенка от всех бед. Наблюдая реакции тела, вы будете чувствовать себя немного спокойнее.
  • Если с вашим ребенком другой родитель или другой близкий родственник, и он чувствует гнев, то ему лучше отойти в сторону, где бы он не мог слышать сильного плача.
  • Не отчаиваться и не суетиться. Необходимо понять, что сейчас вы мало что можете сделать. Дайте ребенку делать все, что он хочет, пусть лежит себе на полу и кричит. Вы даже можете сами с ним лечь на пол и поныть, это вызовет большое удивление у малыша.
  • Не думайте, что ваш ребенок делает так, чтобы позлить вас и поиздеваться. Это совершенно не так, вы знаете, что ваше дите та делает от бессилия.

Но если все — таки вы не сдержались и сильно разгневались, то поговорите позже с малышом и объясните спокойно, почему так произошло. Скажите ему, что его вины в этом нет, и когда он вырастет, то такого больше не повторится. Ведь он станет взрослым, сильным и научиться контролировать свои негативные эмоции.

Источник: http://feminissimo.ru/mama/deti-do-1-goda/kak-borotsya-s-detskimi-isterikami-vagnie-pravila-i-rekomendatsii.html

Детская истерика: что делать, советы психолога

Детские истерики: как с ними бороться?

Когда у ребенка истерика, родители испытывают сложные чувства: от вины и стыда до гнева и бессилия. Хочется иметь при себе инструкцию «как бороться с детскими истериками пошагово?», ведь частые истерики и следующие за ними борьба и конфликты создают напряжение в отношениях между детьми и взрослыми. И нет, малыш не специально устраивает сцены, ему тоже очень тяжело их переносить.

Если истерики случаются часто — родители могут предположить, что ребенок не здоров, и отправляются к неврологу или психиатру, но истерический невроз у детей без особенностей развития — редкий диагноз.

В чем причины детских истерик?

Для детей до 4-5 лет истерика – это кризисная реакция на невыносимую ситуацию, которую нельзя прекратить и принять. Нервная система не выдерживает напряжения, чтобы пережить гнев, ярость и отчаяние – организм устраивает истерику.

В этом состоянии ребенок не воспринимает информацию из вне, он как бы «перезагружает систему» и «временно недоступен». После того как сильные эмоции находят выход, и истерика идет на спад — наступает стадия горевания, когда человек ищет утешения и поддержки у близких, идет мириться и хочет на ручки.

В любом случае, у слез, крика и других бурных реакций всегда есть повод. Ниже разобраны наиболее часто встречающиеся причины детских истерик.

Кризис 1 года

До года детский плач легко объясняется физиологическими потребностями и дискомфортом. Плачущего кроху легко отвлечь и занять игрушкой. А ближе к году ребенок становится шустрым, хочет делать сам, подражая взрослым, хочет чувствовать себя полезным. Так маленький человек усваивает правила поведения в семье и обществе, изучает важные навыки.

Фото и дочь Ярославы Матвейчук

Но годовалый ребенок может подвергать себя или других опасности. Это тревожит родителей, они устанавливают правила и многое запрещают.

Сталкиваясь с ограничениями ребенок испытывает фрустрацию. Его потребность не может быть удовлетворена прямо сейчас. Ох, как это злит!

Чтобы пережить гнев, малыш кричит и падает на землю, краснеет, колотит ногами по полу, лбом сносит стены, дерется.

Кризис 3 лет

Ребенок в три года похож на маленького подростка. Он постепенно отделяется от мамы и уже имеет собственное мнение обо всем, что происходит, хочет принимать решения сам, хочет, чтобы с его мнением считались.

 Защищая свое «Я» трехлетний человек отказывается от ранее любимых и привычных вещей только потому, что это предложили взрослые – он проявляет негативизм.

Одновременно с негативизмом ребенок проявляет невиданное прежде упрямство. Если уж попросил конфет, то не откажется от этого желания. Даже если он давно перехотел конфету и захотел суп — ни за что не признается в этом и продолжит требовать конфет.

Лев Семенович Выготский говорил о трехлетних: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

Конфликты в семье

Когда ссорятся значимые люди, ребенок испытывает сильный стресс, даже если конфликт вялотекущий и никак не проявляется при ребенке – напряжение накапливается, и разрядка происходит в истерике. Бывает, что ребенок бессознательно «отвлекает» взрослых от конфликта несносным поведением и истериками.

Изменения в привычном укладе жизни

Переезд, детский сад, болезни, потеря друзей или близких – в такие моменты ребенку требуется больше внимания и заботы.

Потребность в любви и внимании

Если времени, проведенного с родителями недостаточно, или оно проходит без качественного и активного общения. Такая истерика – манифест: «Замечайте меня, я здесь, вы нужны мне!».

как успокоить детскую истерику, вызванную нехваткой внимания? Достаточно простой совместной игры, разговора по душам, чтения или прогулки, чтобы почувствовать близость с родителями.

Но некоторым детям необходима постоянная включенность и внимание взрослых, это стоит учитывать.

Фото и дочь Ярославы Матвейчук

Непоследовательность в воспитании

Мама разрешила мультики, а папа запретил. Мама сказала, что сладкое после еды, но папа часто дает конфеты до еды. Если запреты и правила одинаковы у всех членов семьи, то ребенок просто их примет и места для манипуляций не останется. Взрослым необходимо договориться о правилах, принятых в их семье.

Выработка единой линии воспитания часто становится причиной семейных споров, ведь у каждого есть свой опыт и представление о том, как «надо». Психологическая консультация для родителей может быть полезна на стадии поиска собственного и приемлемого для всех стиля воспитания ребенка.

Детская истерика ночью может произойти из-за сильного стресса днем, ночных кошмаров или резкой боли. Важно побыть рядом, обнять, постараться выяснить причину и устранить ее.

Истерика может случиться с любым ребенком, но есть особенно чувствительные дети, их нервная система легко возбуждается, а процессы торможения развиты слабо, потому что неокортекс, отвечающий за сознательные действия и логику, созревает к только 6-7 годам жизни.

Фото и дочь Ярославы Матвейчук

Можно ли предотвратить истерику?

Остановить уже начавшуюся истерику так же сложно, как остановить электричку на полном ходу. Но есть несколько идей о том, как реагировать на детские истерики:

  1. Заботиться о том, чтобы ребенок ел и отдыхал, когда хочет. Найти ритм в котором он чувствует себя спокойно и уверенно, когда все предсказуемо и понятно. Поддерживать этот ритм. Не брать уставшего, голодного или сонного ребенка в магазины, на долгие прогулки, на занятия, требующие концентрации.
  2. Давать ребенку право говорить «нет», если этот отказ не ущемляет интересов других людей и не влечет за собой опасных последствий. Это учит принимать ответственность за свои решения.
  3. Проговаривать желания ребенка и его эмоции, особенно если он еще мал, чтобы озвучивать и осознавать их. «Тебе хочется восемнадцатую машинку», «Ты очень злишься на маму», «Грустишь, от того что папа ушел», «Ты голодный и поэтому настроение такое плохое». Описание происходящего помогает снять общее напряжение, дает чувство безопасности и уверенности во взрослом, помогает предотвратить всплеск неконтролируемых чувств.
  4. Давать возможность безопасно выражать гнев. Разрешить ребенку кричать и ругаться, рвать и мять бумагу, колотить надувной мяч, бегать и прыгать, когда он злится. Не ругать за гнев: «Не веди себя так ужасно, прекрати орать!», а разбираться в причинах гнева, и позже говорить об этом чувстве, можно даже с примерами из личного опыта, рассказать, а что было с мамой, когда ей самой было четыре. Возможно идея о том, что этот маленький человек только учится справляться со сложными негативными эмоциями, а ведь далеко не все взрослые это умеют, будет полезна.
  5. Играть. Любую реальную конфликтную ситуацию можно позже обыграть с ребенком и его игрушками. Пробовать разные модели поведения, давать выход накопившимся эмоциям, отпустить контроль и воображать любое развитие событий.

Игра дает возможность поменяться ролями, приобрести необходимые навыки саморегуляции и понять окружающих.

Василиса Русакова

Как помочь ребенку прекратить истерику?

Истерика у ребенка может случиться на улице или в супермаркете, в автобусе или в переполненном вагоне метро. Что может сделать родитель?

  1. Позаботиться о безопасности пространства. Убрать опасные предметы или унести ребенка туда, где спокойно, если это возможно.
  2. Помолчать. Успокоить малыша в момент сильного напряжения невозможно. Есть исследования, показывающие, что уговоры, наказания и ругань только продлевают истерики.
  3. Иногда посторонним свидетелям кажется, что они лучше родителей знают, как справляться с детскими истериками, и люди искренне пытаются «причинить добро». Если человек не оказывает помощь и поддержку, а давит на ребенка своим: «Сейчас дядя милиционер тебя заберет», то лучше попросить его уйти. Ребенок крайне уязвим в момент истерики и потеря связи со взрослым, даже такая символическая, которая воспринимается взрослыми как шутка, может усилить детский гнев и страх.
  4. Терпеливо ждать, пока пройдет приступ ярости, и наступит стадия, когда ребенок хочет, чтобы его пожалели. Жалеть можно и нужно, это дает понять, что истерика не испортила ваши отношения. Но вот поощрять или подкреплять успокоение подарками, тем более вещами, из-за которых случилась истерика, не стоит, это может закрепить нежелательную модель поведения. Достаточно будет любви и внимания.
  5. После истерики ребенок успокоится и может почувствовать слабость, захотеть спать, пить или есть. Хорошо если он получит такую возможность.
  6. Обсудить произошедшее с малышом можно спустя какое-то время. Можно обозначить границы, объяснить, что с ним произошло: «Ты очень разозлился на маму, за то, что она не купила шоколадку, громко плакал и валялся на полу».

Совершенно естественно будет высказать свое недовольство таким поведением, но не самим ребенком.

Фото и сын Василисы Русаковой

Как реагировать на истерику?

Когда ребенок в состоянии аффекта-он не контролирует себя и ему довольно плохо.

Родитель может «заразиться» аффектом и разгневаться, почувствовать отчаяние и следом вот это вот: «ну сколько можно, опять начинаешь?». Некоторым родителям бывает стыдно за «такое поведение» чада.

Чувствовать раздражение и даже гнев на ребенка из-за его истерики вполне естественно. Что делать с детскими истериками?

  1. Подумать о себе в этот момент, найти опору в теле. Если удается заметить свои эмоции, отследить телесные ощущения, и сконцентрироваться на них, то получится остаться для малыша тем самым взрослым, который защитит и позаботится. Это не легко, это целый навык, который требует усилий, но важно пробовать. Где тянет, где ноет, что заболело? Может быть случается мигрень, или сжимаются зубы? Заметить эти реакции тела, понаблюдать за ними – и вот уже можно дышать глубже, спокойнее.
  2. Если родителей двое, или рядом близкие люди, к которым ребенок привязан, то имеет смысл самому разгневанному и растерянному просто отстраниться, уйти и успокоиться подальше от криков и слез.
  3. Принять свою беспомощность. Бывает, что отчаяние заставляет родителя паниковать и суетиться, создавать лишний шум, который только усиливает истерику ребенка. «Тебя умыть? Подуть? Обнять?». Иногда можно и сдаться. Ну лежит он и плачет на полу. Может быть так удобнее плакать и страдать. А хорошо ведь устроился? Если прилечь рядом и поныть тихонько – мир не рухнет. А ребенок будет удивлен.
  4. Многим взрослым в такие напряженные моменты кажется, что все остальные дети в мире прекрасны, что они никогда не ведут себя так жутко, что этот конкретный ребенок просто издевается и капризничает им «на зло».

Если сдержать родительский гнев не удалось, то стоит потом объяснить ребенку — почему родители злились, сказать, что это не его вина, что он вырастет и таких ситуаций удастся избежать. Почти наверняка.

Ярослава Матвейчук, педагог-психолог, арт-терапевт

Источник: https://opsihike.ru/deti/detskaya-isterika.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.