Что делать, если ребёнок проводит много времени в социальных сетях

Содержание

Почему подростки зависимы от социальных сетей? Эффективные способы «вытащить» подростка из социальных сетей

Что делать, если ребёнок проводит много времени в социальных сетях

Социальные сети – настоящая проблема современного мира. Подростки и взрослые проводят в виртуальном пространстве непостижимое уму количество времени, но если взрослый пользуется социальными сетями с определенной целью и может себя в них контролировать, то подросток – нет.

Так как же «вытащить» подростка из социальных сетей?

Социальные сети: почему они интересны подросткам

Для начала разберемся, что представляют собой социальные сети. Социальные сети – это сайты и приложения, позволяющие в реальном времени осуществлять переписку, делиться фотографиями, видео, мыслями.

Почему они интересны подросткам? На самом деле все довольно просто. Существует несколько основным причин, которые объясняют нездоровое пристрастие детей и подростков к социальным сетям.

Первая и основная – социализация. Современным мир уже давно живет в согласии с интернет пространством. Именно в интернете диктуются тренды и модные веяния человечества, именно там появляются свежие новости на любой вкус, и именно там доступно неограниченное общение с неограниченным списком людей.

Социальные сети позволяют подросткам делиться своими мыслями, фотографиями, тем самым заявляя о своей уникальности. Также с помощью социальных сетей можно легко находить виртуальных друзей или развивать отношения с уже имеющимися приятелями.

То есть, социальные сети позволяют быть «в теме» современности, поддерживать разговор, быть «своим» в компании сверстников. В этом и заключается социализация.

Кстати, долгое времяпровождение подростка в социальных сетях зачастую ассоциируется у родителей с попыткой найти себе виртуального друга из-за проблем в реальной жизни.

Но любой современный подросток проводит длительное время в социальных сетях, однако не каждый имеет проблемы, а значит – это не основная причина.

Вторая причина часто озвучивается взрослым людьми и если пересказать кратко, то подростки сидят в социальных сетях «от нечего делать». Конечно, это не совсем так, но доля правды здесь есть.

Если учитывать, что молодым людям не нужно заботиться о финансовом обеспечении семьи, решении бытовых вопросов, планировании своего будущего и будущего своих детей, воспитании детей и построении семьи, то конечно у них намного больше свободного  времени, которые они на социальные сети.

Но почему же это не совсем верная точка зрения? Дело в том, что социальные сети – это не совсем хаотичный набор информации и плохие люди на каждом углу.

Если воспитать в ребенке тягу к знаниям и научить избирательно относится к людям, то будучи подростком, он будет использовать интернет в качестве общения с интересными людьми, которые не причинят ему вреда, для получения полезной информации.

Социальная сеть «», например, позволяет увидеть информацию о человеке и оценить его вкусы и предпочтения. Также, на платформе социальной сети разместилось масса научно-популярных журналов и прочих полезных ресурсов. При желании умении, подросток сможет грамотно фильтровать вредное влияние интернета.

Зачастую можно увидеть, как современные подростки бегут за популярностью, открывают свои интернет-магазины, делятся творчеством, ищут новые знакомства, развивают свои социальные связи.

Как распознать зависимость от социальных сетей?

Выше мы выяснили, что социальные сети в современном мире – неотъемлемая часть жизни любого подростка. Вопреки страхам взрослого поколения, умный и избирательный подросток обернет использование интернета в свою пользу. Но что делать, если ребенок ненормально привязан к виртуальному миру и как распознать зависимость от социальных сетей?

К такой зависимости склонны подростки определенных категорий:

•    Подростки неуверенные в себе

•    Подростки, у которых нет хобби

•    Подростки, склонные к зависти

Следует также учесть, что такая зависимость может формироваться долгие годы и не привлекать к себе должного внимания. Всё начинается с регистрации аккаунта в социальной сети.

Далее подросток заходит проверить новости своего аккаунта раз в месяц, бороздит «ленту» новостей, находит интересные для себя группы. Посещаемость социальной сети повышается. Так, каждый второй подросток обновляет страничку в социальной сети один раз в час и чаще.

Как бы нам не хотелось этого признать, но все же – 75% подростков имеют эту зависимость.

Распознать её нелегко, но все же можно. Как и любая зависимость, она имеет свои отличительные черты:

•    Непреодолимое желание, похожее на «ломку», обновить страницу в социальных сетях (то есть посмотреть уведомление о лайках, прочесть актуальные новости, просмотреть входящие сообщения);

•    Бесконтрольное времяпровождение в социальной сети;

•    Прием пищи, уроки и остальные дела осуществляются непосредственно перед монитором компьютера или экраном телефона;

•    Не уделяется необходимое количество внимания семье, учебе, хобби.

Если вы заметили у подростка вышеперечисленные признаки, то необходимо провести с ребенком, как минимум, беседу, спросив, что конкретно влечет его в социальных сетях. Возможно, подросток занимается полезными или увлекательным делам с помощью интернета.

Как вытащить подростка из социальных сетей

«Вытащить» подростка из социальных сетей не так-то просто. Все-таки, огромную роль играет переходный возраст.

Дело усложняется, когда желание избавиться от социальных сетей есть у вас, но отнюдь не у ребенка.

Не избежать конфликтов, протестов, бунтарства и прочих проявление несогласия с родительской точкой зрения, поэтому следует хорошо подумать, прежде чем принять решение встать на борьбу с модным веянием.

Но некоторые методы помогут хотя бы отвлечь ребенка от социальных сетей:

•    Список дел

Предложите любимому чаду составить список дел на день, неделю, месяц. Этот список не должен содержать исключительно неприятные подростку дела (уборку, домашние дела, домашнюю работу).

Пусть в этом списке будут приятные пункты: погулять с собакой, собрать картину из мозаики всей семьей, 2 часа почитать с книгой, раз в три дня навещать бабушку и так далее.

Незаметно для себя подросток отвлечется от социальных сетей.

•    Избирательность в информации

Прививайте ребенку избирательность в информации, учите его иметь точку зрения на разные вопросы жизни, развивайте его способности в той или иной деятельности. Конечно, это лучше всего делать именно в детстве, но все же.

Подросток, в котором воспитана избирательность, будет находить в социальных сетях только интересную для себя информацию, в соответствии со своими взглядами и увлечениями.

Так его «лента» новостей не будет бесконечно длинной, а ее чтение будет полезным.

    Живое общение

Разрешайте прогулки, поездки, ночевки, походы ребенка со своими друзьями. Такие вылазки помогут ощутить всю прелесть живого общения с друзьями и отвлекут от социальных сетей.

Социальные сети, безусловно, имеет огромное значение в жизни современных подростков. Но секрет заключает лишь в том, что родители, которые разнообразят жизнь своего ребенка и прислушаются к его желаниям, никогда не столкнуться с данной проблемой.

Источник: https://zhenskoe-mnenie.ru/themes/mnenie/pochemu-podrostki-zavisimy-ot-sotsialnykh-setei-effektivnye-sposoby-vytashchit-podrostka-iz-sotsialnykh-setei/

Социальные сети: нужно ли их бояться родителям подростков?

Что делать, если ребёнок проводит много времени в социальных сетях

Родители современных подростков мечтают оторвать своих детей от социальных сетей и гаджетов. Что это – бедствие или новая развивающая среда, рассказала читателям «Я-Родитель» аналитик Центра исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ Диана Королева – автор исследований в области взаимодействия подростков с новыми информационными технологиями.

«Что он там нашел?»

Для современных подростков социальные сети – это всё в одном. Они там общаются, слушают музыку, просматривают видео, используют соцсети для обучения и подготовки к экзаменам.

Даже когда они ищут информацию, то сначала пытаются найти ее в социальных сетях и только потом идут в поисковики.

Социальные сети, хотим мы это или нет, настоящий микромир для подростков, в котором они удовлетворяют свои главные потребности.

Самое важное для подростков – это, с одной стороны, интимно-личностное общение с друзьями и сверстниками, а с другой стороны – поиск себя и проба разных образов. В целом, если посмотреть на социальные сети, то они предназначены и для того, и для другого, что очень удобно.

Подросток в сети может общаться тет-а-тет с кем-то одним или взаимодействовать с обществом в целом. Главное, у него есть возможность продемонстрировать что-то значимым для него людям и получить ответную реакцию, которая так важна подростку в поиске себя.

Если раньше, чтобы предъявить себя как настоящего рокера, нужно было сделать ирокез и прийти с ним в школу, то сегодня можно сделать селфи, выложить его в сеть и посмотреть как реагируют на это одноклассники.

Если новый образ получил мало лайков, то фотографию можно удалить и распрощаться с неподходящим образом, не обязательно в таком виде идти в школу. Подростки очень хорошо разбираются в том, сколько лайков у них в среднем получает фото и при каком количестве считается, что это «не катит».

Помимо текстов и фотографий, подростки активно высказываются через музыку, картинки и цитаты. Например, в этом возрасте еще сложно предъявить себя через собственные изречения, голос подростка только формируется. Примеряя различные понравившиеся цитаты, подросток заявляет, что хоть это сказал и не я, но мне это подходит.

Подростки вообще очень трепетно относятся к опубликованному на своей странице. Когда мы только начинали исследования в этой области, у нас был стереотип, что тинейджеры бездумно размещают в сети всё подряд.

Это не так, они возвращаются к тому, как они предъявляли себя год, два года назад и чистят свою ленту, убирают то, что для них сегодня уже неактуально.

Для подростков социальные сети – это шкатулочка, в которую они собирают самое ценное и сокровенное.

Развенчиваем мифы

Когда социальные сети только начали завоевывать Интернет-пространство, про них часто писали, что это зависимость, опасные контакты, что это темный мир, в котором подростки скрываются под вымышленными именами и чего там только не делают. Конечно, это присутствует, но наши исследования показывают, что всё не так мрачно, как это рисуют себе родители.

Социальная сеть скрывает истинное лицо

В настоящее время не так много подростков используют в сети вымышленные имена. В основном, это настоящие имена и фамилии, может с небольшими изменениями, а информация на странице – то, что действительно представляет подростка и отражает его мир.

Ребенок будет контактировать со взрослыми, неадекватными людьми

Подростки достаточно сознательно выбирают, с кем они будут общаться в социальных сетях. Такого, чтобы они бездумно добавляли в друзья «взрослых дяденек», мы в исследованиях не увидели.

Подростки знают своих друзей, это может быть «пятое рукопожатие», но они все равно так или иначе знакомы.

Да, все слышали об историях, когда родители вскрывали аккаунт ребенка и видели, что он переписывается с каким-то незнакомым взрослым, и все-таки подавляющее большинство подростков прекрасно осведомлены, с кем они переписываются и кто эти люди.

Виртуальное общение заменяет реальное

Это тоже оказалось не совсем так. Конечно, онлайн-общение занимает важное место, но совместные прогулки и живое общение продолжают оставаться для подростков очень значимыми. Сейчас эти два мира склеены между собой.

Например, один участник исследования рассказывал, что когда он гуляет с друзьями, то вообще не смотрит в телефон, с товарищами сразу была договоренность – если мы вместе, то мобильные не трогаем. При этом, в его профиле были селфи с друзьями во время прогулки, а также переписка «здесь и сейчас» по поводу этих фотографий.

На вопрос исследователей, считается ли это онлайн-общением, он ответил отрицательно, мол мы же просто сделали фотку и быстро обсудили. Поэтому такого понимания, что подросток только онлайн или только офлайн, сейчас нет.

Если раньше подростки выходили на улицу, чтобы посмотреть, есть ли кто во дворе, то сегодня у них есть свои группы в социальных сетях, в которых обсуждается, кто и когда может выйти гулять. Компания начинает собираться сначала в сети, поэтому попытки вытолкать ребенка на улицу, когда так решил родитель, не всегда успешны.

Подросток не может пойти «просто гулять», у него уже не тот возраст, когда прогулка – это бить палкой по забору. Чтобы быть на улице, подростку нужны друзья, которые, например, сейчас не могут выйти, и ребенок это видит в социальной сети.

В социальных сетях происходит много плохого

Подростки всегда стремятся попробовать что-то «другое», запретное, то, что родителям не понравится. Например, случается, что они начинают использовать нецензурную лексику во время переписки или вести себя вульгарно. Такого рода пробы характерны для подросткового возраста, они в любом случае где-то произойдут. И может быть лучше, если это будет в виртуальной реальности.

Социальные сети вызывают зависимость

Этот вопрос надо рассматривать, в первую очередь, с психологической точки зрения. Склонность к зависимости есть у ряда людей, и она может проявиться в чем угодно – не важно, в пристрастии к компьютерным играм, социальным сетям или наркотикам.

Социальная сеть – это не причина зависимости, а материал, на котором эта склонность может проявиться.

Социальные сети отвлекают от дел

Сегодняшняя мультизадачность – это действительно что-то новое. Дети делают уроки, при этом у них играет музыка, идет переписка в соцсетях, на видеосвязи висит кто-то из друзей.

Вообще мультизадачность очень характерна для современного мира, и не только подросткового. Это и бесконечное количество информации, и большое количество задач, между которыми мы переключаемся.

Плохо это или хорошо? Просто это наша реальность, в которой мы живем.

Родители «в друзьях» у детей

Что же делать родителям, чтобы отношение ребенка к социальным сетям было здоровым, а виртуальное общение приносило пользу? Сегодня практически у всех подростков есть гаджеты и никакой вины родителей или детей в этом нет, просто это современные реалии.

Бывает, что родители принципиально не покупают детям никаких гаджетов, чтобы механически ограничить использование социальных сетей.

По нашим исследованиям, своих гаджетов нет примерно у 2-3% московских школьников, в других крупных и малых городах процент увеличивается, но всё равно больше половины подростков обладают гаджетами даже в небольших населенных пунктах и селах.

Поэтому сказать, что лишив ребенка гаджета, можно как-то его обезопасить и окружить заботой, я не могу. Подростки страдают, что они изолированы от этого общества, когда все собрались в соцсети, обсудили важные моменты, а им приходится узнавать об этом через друзей.

Конечно, чтобы регулировать вовлеченность подростка в виртуальную реальность, с ним нужно поддерживать контакт и понимать, что у него происходит в жизни. И это тема доверительных отношений, а не тотального контроля и лишения гаджетов.

Часто родители пытаются устроить за ребенком слежку в социальных сетях, есть даже такое понятие как «киберпреследование». Однако нет необходимости «подсматривать из-за угла», дети в интервью говорят, что они не против добавить в друзья родителей (или других значимых взрослых, например, учителя).

Поэтому дружить с подростком виртуально вполне возможно по взаимному согласию. Вообще, очень полезно завести себе аккаунт в социальной сети, чтобы понимать, как этот механизм работает, видеть размещаемую информацию. Дети, как правило, не стесняются и публикуют то, что у них действительно происходит. Но здесь есть два момента.

Во-первых, важно как родители реагируют на эту информацию. Агрессивное вмешательство в частную жизнь и «разборки» могут закончиться удалением из друзей. А это значит, что родителю снова придется «подсматривать из-за угла». Поэтому лучше выбирать нейтральную позицию наблюдателя и вмешиваться только в ситуации крайней необходимости.

Второй момент – это понимание социального контекста, в котором ребенок находится. Не зная этого контекста, истолковать публикуемую информацию не всегда возможно. В западных исследованиях есть такой пример. Мама следила за дочерью в соцсетях и девушка об этом знала.

Когда у нее случилась неприятная история с ее молодым человеком, она опубликовала у себя на странице статус: «Я сейчас чувствую себя как Гарри Поттер 31 октября». Мама, просмотрев страницу, не увидела в этом сообщении ничего настораживающего и спокойно продолжила заниматься своими делами.

Только друзья, которые были в контексте и знали, что по книге 31 октября у Гарри Поттера умерли родители, поняли, что произошла какая-то трагедия, и начали писать слова поддержки. Такой социальный контекст и «шифры для своих» безусловно присутствуют.

Также нужно понимать, что переходы в социальные сети часто связаны со скукой. Именно об этом подростки рассказывают в своих дневниках. Переход в виртуальную реальность может быть и во время разговора с родителем, и во время урока.

Сначала ребенок сфокусирован, а потом ему становится либо непонятно, либо это скучный материал. Можно в классе смотреть в окно и «считать ворон», а можно зависать в окне своего гаджета, прокручивая ленту обновлений.

То же самое с родителями: если обсуждаемая тема не интересует подростка, или родитель включает «заезженную пластинку», высок шанс, что подросток уйдет туда, где ему будет интересно.

Соответственно, если стоит задача переключить ребенка с социальных сетей, то нужно предложить что-то интересное взамен, проводить с ним время качественно.

И это не вопросы: «Как у тебя дела в школе? Что ты поел? Сделал ли ты домашнее задание?», а совместные дела и активные мероприятия, например поход на футбол или увлекательная настольная игра, когда действительно нет возможности и желания достать гаджет.

Хорошо забытое старое

Сегодняшнее поколение сплошь пронизано современными технологиями, которые в принципе очень похожи на то, что происходило с родителями в их время – это прослушивание музыки, коллекционирование альбомов, пластинок, общение с друзьями, чтение книг, поиск информации по учебе.

Просто всё это из разных источников сфокусировалось в одном месте – волшебном гаджете и социальных сетях. Мы часто приводим такую аналогию, что социальные сети – это «место за гаражами».

Такое пространство было у подростков предыдущих поколений, некое потайное место, куда они хотели спрятаться и провести время со сверстниками. Получается, что поменялись механизмы и оболочка, но суть и контекст остались прежними, поэтому нужно спокойнее к этому относится и больше доверять своему ребенку.

Проводите больше времени друг с другом офлайн и онлайн, попробуйте себя в социальных сетях и подружитесь там со своим подростком. Будьте с ним на одной волне!

Беседовала Ирина Корнеева

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/sotsialnye-seti-nuzhno-li-ikh-boyatsya-roditelyam-podrostkov/

Дети в социальных сетях – о чём должны подумать родители

Что делать, если ребёнок проводит много времени в социальных сетях

Вы можете с этим соглашаться или нет, в течение последнего десятилетия термин «общение» сильно изменился в глазах наших детей. Они гораздо менее склонны звонить или встречаться, но всегда доступны в социальных сетях.

 Что касается детей в возрасте от 11 до 14 лет, в зависимости от региона, в котором они проживают, и местного законодательства, ваш сын или дочь может захотеть создать учетную запись на .

 Поскольку вы являетесь родителем, вы несете ответственность за то, как будет развиваться интернет-жизнь вашего ребенка.

Запрещение никогда не работает

Некоторые родители ждут до особого случая, типа достижения 16 лет, или какого-то другого важного события, и тогда позволяют своим чадам регистрацию в социальных сетях.

Эта идея имеет большой изъян, потому что подросток – не желая быть хуже других – делает это тогда, когда это сделают его сверстники. Если наложить железный запрет на социальные сети, Ваш ребенок будет наслаждаться ими тайно. Не хотите этого.

Помните, что если не можете победить, следует присоединиться.

Много возможностей

Если у вас домашний компьютер в гостиной, и вы думаете, что таким образом активность вашего ребенка в Сети под контролем, Вы забываете, что существуют ещё смартфоны, планшеты, компьютеры в школе, умные телевизоры, приставки для видеоигр. Все эти предметы позволяют оставаться на связи с друзьями. Смартфоны являются без сомнения наиболее распространенным инструментом общения. Связано это со многими опасными вещами, о которых Вы и Ваш ребенок должны знать.

Забота о конфиденциальности

Когда вы смотрите на монитор своего компьютера, трудно представить себе, что всего несколько кликов отделяет Вас от миллиардов людей, проживающих в интернете. Среди них есть и мошенники всех мастей, тролли, люди со злыми намерениями и даже более опасные люди.

Чтобы защитить от них своего ребенка, необходимо научить его правилам навигации в интернете, которые так же важны, как и безопасность на дороге. Правила просты: нельзя раскрывать вашего имени, школы или места пребывания, и в случае угроз сразу же обращаться к родителям.

Родитель должен тщательно следить за любой информацией, которую его ребенок публикует в Сети.

Публикация фотографий и фильмов, это самая большая ошибка: кроме того, что содержит визуальные подсказки о местоположении ребенка с фото, часто предоставляют также координаты местоположения, добавленные по умолчанию через современные смартфоны. Эта функция должна быть отключена на мобильном устройстве ребенка.

Главный принцип безопасности

Самая большая ошибка детей и взрослых – думать, что нахождение в интернете это всего лишь игра. Когда Вы не видите собеседника и особенностей, сопровождающих разговора (жесты, язык тела, интонации или выражение лица), легко поверить, что беседа не несёт в себе опасности.

Второй самой большой ошибкой является непонимание объема и веса слов, произнесенных в интернете. Разговор может увидеть много людей, как близких, так и менее знакомых, а также много роботов.

Из-за этого разумно объяснить ребёнку, что не стоит говорить в сети того, чего бы не он сказал лично или публично.

 Только те, кто придерживаются этого правила, готовы к серфингу в социальных сетях без присмотра.

Строить понятные правила

Даже если вы полностью уверены, что Ваш ребенок понял все правила, как родитель, вы должны время от времени проверять, как выглядит его поведение. Но не делайте это тайно; было бы идеально, если бы Вы заключили договор, каким образом вы будете «держать руку на пульсе».

Может ребёнок раскроет Вам пароль от профиля в социальных сетях, добавит Вас в качестве друга или согласится на установку специального программного обеспечения для родительского контроля?

Кроме того, следует рассмотреть тему в более широких рамках и помнить о доступе в интернет на остальных устройствах, а также определить возможные последствия, например, полный запрет на использование мобильного телефона за серьезные проступки.

Конечно, не стоит преувеличивать. Следует хорошо взвесить политику использования интернета, а также не ограничивать свободу ребенка онлайн, когда она не доставляет проблем.

Остерегайтесь конфликтов

Одна из самых опасных ситуаций, которая происходит с подростками в социальных сетях, издевательства в режиме онлайн (профессионально «кибербуллинг»).

Эта проблема отличается от встречающихся в школе издевательств двумя вопросами: оскорбления в интернете не заканчивается вместе с началом занятий и продолжается всё время, а отсутствие личного контакта с атакующим, может привести к тому, что он может чувствовать себя безнаказанным.

К сожалению, иногда ситуация разворачивается, как лавина, и нападающий использует всё более и более отвратительные формы насилия: взламывает аккаунт и публикует что-то нежелательное, размещает в интернете личные фотографии для унижения жертвы, а также раскрывает его тайны.

Такого рода преследование является шокирующим для самих родителей, а что же сказать о подростке. В связи с этим, если у вас есть какие-то сомнения относительно чувств своего ребенка или вы видите, что он начал Вас избегать или ведёт себя иначе, чем обычно, попробуйте узнать больше о ситуации, чтобы в случае чего иметь возможность прекратить преследование.

Начните с откровенного разговора. Во многих странах работают специальные организации, помогающие родителям справиться с ситуацией, когда их близкий имеет психологические проблемы.

В некоторых случаях может случиться так, что нападающим является ваш ребенок. Тогда ваша реакция должна быть мгновенной и подавляющей.

Вы должны объяснить ребенку, что преследование может быть опасным и серьезным, расскажите о ситуациях, в которых жертва покончила с собой, а нападающий был осужден судом; напомните, что дети быстро вырастают, и тогда расклад сил может измениться в пользу жертвы, которая захочет «отомстить».

Вместе в сети

Лучший способ сохранить хорошие отношения с вашим ребенком в тот момент, когда он начинает приключение в мире интернета, делать что-то вместе.

Помогите ему создать аккаунт на и установите нужный уровень конфиденциальности. Будьте в курсе и читайте отраслевую информацию (например, на нашем блоге). Подросткам действительно важна их частная жизнь, поэтому, когда родители играют с ними в одной команде, им гораздо веселей шагать виртуальные километры.

Источник: https://webznam.ru/blog/deti_v_socialnykh_setjakh/2018-08-20-616

Ваш ребенок и социальные сети: простые правила

Что делать, если ребёнок проводит много времени в социальных сетях

Хотите вы того или нет, но средства общения наших детей впечатляюще изменились за последнее десятилетие. Они реже встречаются и созваниваются, зато постоянно на связи в социальных сетях.

В каком-то возрасте между 11 и 14 годами, в зависимости от подростковой моды и отчасти местного законодательства, ваш сын или дочь захотят завести себе учетную запись в  и «ВКонтакте», но значительная мера ответственности за то, как у них пойдут дела онлайн, лежит на родителях.

Запрет бесполезен

Некоторые родители ждут какой-то волшебной круглой даты вроде шестнадцатилетия или иного события, запрещая регистрироваться в соцсети до тех пор.

Это безнадежный путь, потому что подросток сделает это тогда, когда в его классе иначе станет невозможно. И если вы это запрещаете, то все произойдет тайком от вас, только и всего. Вы этого не хотите.

Сопротивляться этому нельзя, а значит, надо возглавить.

Много экранов

Если вы поставили домашний компьютер в гостиной и считаете, что теперь сетевая активность ребенка будет под присмотром, то вы упустили смартфоны, планшеты, школьные компьютеры, телевизоры, игровые приставки и, кажется, холодильники. Общаться с друзьями можно с помощью всего вышеперечисленного, и главным инструментом будет смартфон, никак иначе. В этом факте есть ряд опасностей, о которых должны знать и вы, и ребенок.

Главным экраном для ребенка будет смартфон. Помните об этом и учитывайте, устанавливая правила.

Личная безопасность

Наедине с компьютером или смартфоном легко забыть, что в Сети миллиарды людей и до любого пара кликов. В том числе до вашего ребенка. В Сети им могут заинтересоваться мошенники разного рода, тролли разной степени небезобидности, а также еще более опасные персонажи вроде педофилов.

Чтобы максимально обезопаситься от подобных угроз, нужно научиться правилам сетевой безопасности, которые столь же важны, как правила дорожного движения.

Правила просты — не выдавать людям свои имя, место учебы и проживания, сообщать родителям или другим доверенным взрослым о любых разговорах на тревожные темы, внимательно контролировать публикуемый в Сети контент.

Особенно опасны фото и видео, поскольку по изображениям можно понять, где происходит дело, а смартфоны еще и заботливо снабжают фотографии геометками. Во избежание проблем на смартфоне подростка эту функцию лучше вовсе отключить.

Главное правило

ошибка, подстерегающая в Сети и взрослых, и детей, — ощущение, что все это игра. Не видя перед собой лицо человека, не получая привычный отклик в виде жестов, интонации и мимики, легко почувствовать, что все это понарошку, и сказать лишнее.

Вторая ошибка — непонимание, насколько широкий круг знакомых и незнакомых людей, а также бездушных роботов увидит любое слово, сказанное в Сети.

Именно поэтому одна из важнейших вещей, которую надо объяснить подростку на всю оставшуюся жизнь, звучит так: не пиши в Интернете того, что не сможешь сказать человеку в глаза, стоя перед всем классом и всеми знакомыми. Только того, кто понял и прочувствовал это правило, можно выпускать на просторы соцсетей.

Для простоты понимания можно разделить эту истину на две части: «Написать опаснее, чем сказать» и «За каждым словом и действием всегда следят посторонние».

Не пиши в Интернете того, что не сможешь сказать человеку в глаза, стоя перед знакомыми

Tweet

Договоритесь «на берегу»

Даже если вы уверены, что ребенок понял все правила, родительское сердце нет-нет да и захочет удостовериться, что дела идут благополучно. Не делайте это тайком, в идеале договоритесь с сыном или дочерью, как будет работать контроль.

Комфортно ли будет ребенку открыть пароль от своей учетной записи? Добавить родителя в друзья? Или сдаться на милость специализированной программы родительского контроля? При разумном использовании последний вариант может быть наименее болезненным, поскольку качественные программы способны поднимать тревогу в определенных ситуациях (например, при появлении в переписке ключевых слов), не вынуждая при этом изучать всю переписку.

Также желательно заранее озвучить возможные «административные меры», такие как блокировка доступа в Сеть со всех устройств до того, как сделаны домашние задания, или лишение личного смартфона за серьезные провинности. Конечно, здесь важно соблюдать меру и минимально ограничивать свободу ребенка, когда он ведет себя социально приемлемо.

Опасайтесь травли

Одна из самых опасных вещей, которая происходит с подростками в соцсетях, — это онлайновая травля со стороны ровесников (в последнее время для этого явления часто используется калька с английского — кибербуллинг).

Исследователями доказано, что это нешуточное явление имеет долговременные последствия, влияющие на судьбу жертв.

По сравнению с обычными неприятностями в школе у онлайновой травли есть два больших опасных отличия: онлайновые преследования идут все время, не заканчиваясь после школьных часов, а также в отсутствие вышеупомянутого личного контакта принимают еще более уродливые и гипертрофированные формы.

Вариантов может быть много — подсмотреть пароль недруга и от его имени написать что-то в соцсети, выложить на обозрение одноклассников фото, ставящее жертву в неловкое положение, разгласить посторонним что-то поведанное по секрету и так далее.

Эти виды травли не очень бросаются в глаза взрослым, но сильно угнетают подростка, поэтому при любых сомнениях, непонятном плохом настроении и так далее надо приложить серьезные усилия — от разговоров до мониторинга средствами родительского контроля, чтобы разобраться и прекратить травлю.

В разных странах для этого есть различные организации, помогающие родителям, но даже в их отсутствие есть неплохой вариант — обратиться за помощью в школу, где учатся подростки. Также возможно обратное — вы обнаружите, что это ваш ребенок травит других.

Реакция тоже должна быть незамедлительной и полномасштабной — нужно объяснить, насколько это серьезно и опасно, к каким последствиям может привести (уже бывали случаи суицида жертв и привлечения обидчиков к настоящей уголовной ответственности).

Знайте, чем интересуются дети

Социальные сети — не единственное, чем интересуются современные дети. Наши коллеги регулярно собирают статистику KSN (Kaspersky Security Network), основанную на нотификациях модуля «Родительский контроль». Она позволяет оценить, на какие категории сайтов с нежелательным контентом дети попадают чаще всего.

Данная статистика собирается анонимно с тех компьютеров, где работает модуль «Родительский контроль», вне зависимости от того, отмечена ли категория родителями (блокируется ли она «Родительским контролем»).

Мы исключили из анализа социальные сети и составили рейтинг посещений сайтов десяти выбранных нами категорий в России:

Стоит отметить, что в России выше, чем в остальных анализируемых странах, процент посещаемости сайтов категории «Оружие» и «Нецензурная лексика» — только у нас эти категории оказались в первой тройке рейтинга. Более подробно с рейтингом можно ознакомиться на сайте SecureList.

Станьте попутчиком

Лучший способ не потерять контакт с ребенком по мере его погружения в сетевой мир — делать что-то вместе. Помогите ему завести учетную запись ФБ и правильно настроить уровень конфиденциальности.

Читайте профильные новости (например, на нашем сайте и у наших друзей с Threatpost) и рассказывайте ребенку, что фотографии в Snapchat вовсе не являются самоуничтожающимися, а по контекстной рекламе на веб-страницах можно догадаться, что подросток ранее искал в Google.

Подростки всерьез озабочены вопросами конфиденциальности, поэтому, став единомышленником ребенка в этом вопросе, родитель может заработать немало очков в рейтинге доверия.

Источник: https://www.kaspersky.ru/blog/simple-rules-kids-social/4137/

До какого возраста ребенку нельзя в соцсети?

Что делать, если ребёнок проводит много времени в социальных сетях

В одной районной газете была статья о том, что мама увидела, что с ее девятилетней дочкой в социальной сети пытается «подружиться» великовозрастный подозрительный дяденька. У которого, как оказалось, были преступные намерения. Женщина забила тревогу, бандита арестовали.

Но вот вопрос – в девять лет не рано ли заводить ребенку страничку в социальной сети? Если же рано, то когда – можно? Насколько это вообще необходимо? Как обезопасить ребенка от того негатива, с которым он может встретиться на просторах социальных сетей? Как избежать зависимости? Отвечают священники и психолог.

Протоиерей Максим Первозванский

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:

Я разрешаю своим детям заводить собственные странички в социальных сетях, когда им (детям) исполнится лет 13–14. Хотя, так или иначе, они подготавливаются к пользованию компьютером, интернетом и к тому, что такое социальные сети на примере родителей и старших братьев и сестер.

Совсем изолировать детей от социальных сетей мне кажется мало возможным и ненужным. Уже в средней и старшей школе много информации о домашних заданиях, контрольных и других школьных делах проходит через социальные сети.

В вузах, как оказывается, – это вообще ключевой способ сообщения об учебных делах, начиная от изменения в расписании. То есть старшеклассники и студенты неизбежно пользуются социальными сетями.

Есть дети с дефицитом общения, такому ребенку не удается найти собеседников среди ближайшего окружения. И социальные сети подобный дефицит восполняют: можно найти себе собеседника на другом конце России или даже в другом государстве.

Но есть такой момент, что покрывая дефицит общения в реальном мире, социальные сети такой дефицит и создают. Ребенок, получая общение через сеть, не очень-то хочет участвовать в обычной жизни.

Если ребенок целый день дома один, родители приходят домой поздно, они не могут следить за тем, что и как делает их ребенок. А он может играть в компьютерные игры, сидеть в социальных сетях. В этом нет ничего хорошего.

Нужно глобально решать вопрос ориентирования ребенка на учебу, на кружки, музыкальную школу, спортивные секции. Если это есть в его жизни, то много времени на социальные сети просто не будет.

Сужу и по своим детям, которые после школы идут на кружки или в музыкальную школу, а потом садятся за уроки, которых действительно задают много. Успеть их бы выполнить, куда уж до длительного «погружения» в социальные сети!

И нет ничего плохого, если, например, минут за десять до ужина, ребенок зайдет в социальную сеть и посмотрит, что там происходит.

К сожалению, проблема информационного шума в интернет-пространстве очень велика: человек много просматривает, на многое отвечает, причем, по большому счету, на совершенно ему не нужное. Пустая информация отнимает время. И этот шум подчас перекрывает ту полезную информацию и то полезное общение, которое может быть.

С другой стороны, нужно учить ребенка всем этим пользоваться. Но прежде всего, очень важно, чтобы у родителей был контакт с ребенком.

Причем им не надо стоять над ним и смотреть, что он пишет в социальных сетях.

Но ему нужно объяснить, что, во-первых, он является представителем своей семьи, и должен следить за тем, что он размещает на своей страничке. Тем более то, что он напишет в интернете, остаётся там навсегда.

Так что пусть пишет так, чтобы ему лет в тридцать было не стыдно за написанное в пятнадцать. Также можно по-хорошему договориться, что иногда родители имеют право посмотреть то, о чем пишет ребенок, с кем переписывается.

Понятно, что если взаимоотношения плохие, у ребенка всегда будет возможность завести аккаунт под непонятным никнеймом Вася Пупкин и писать, что ему вздумается. Потому еще раз повторяю, необходимо взаимное доверие. Но оно достигается не решение вопроса пользованием социальными сетями, а всей жизнью.

Необходимо учить ребенка компьютерной безопасности, умению ставить защищающие пароли, правильно настраивать аккаунт, так, чтобы на страничке не могли писать нежелательные люди. Более старшему – объяснить, среднему школьнику – настроить его страницу так, чтобы никто из незнакомых ничего не мог написать.

Важно объяснить ребенку, что бывают в сети провокаторы, тролли, не нужно реагировать на их подначивания, уметь заносить их в «черный список».

Полностью ограничить ребенка от каких-то агрессивных, непристойных моментов в сети не получится: можно по улице идти и непонятночто увидеть. Нужно научить ребенка правильно реагировать. А на компьютер или планшет неплохо поставить программы, не позволяющие открываться «нехорошим» страницам.

Желательно, чтобы родители в «компьютерной грамотности» были на шаг вперед, чем их дети. А то иногда бывает, что родитель элементарно не может посмотреть историю поиска в интернете своего семиклассника, при этом семиклассник без труда способен посмотреть историю поиска отца.

А папа может просматривать вещи, которые не стоит видеть семикласснику (с таким случаем я недавно столкнулся в реальности). Папа и не знал, что есть такая штука, как история посещения сайтов.

А не так давно зарегистрировала дочка знакомых страничку в Контакте, стала изучать, а бабушка дистанционно, со своей страницы, увидела, что внучка зашла куда-то не туда и сразу же позвонила родителям, чтобы те провели объяснительную беседу.

Так что нужно быть на шаг впереди. И совсем не для того, чтобы проверять за ребенком, а для того, чтобы он знал, – родители могут проверить. А это заставляет быть осторожнее.

Важно научить детей реальной жизни

Протоиерей Максим Брусов

Протоиерей Максим Брусов, настоятель Троицкого собора в городе Яхрома:

В нашей семье на сегодняшний день никто не пользуется и не зарегистрирован в социальных сетях. Просто наш личный опыт пребывания в соцсетях не дал каких либо значимых и важных результатов, но мы четко осознали, что время, потраченное в онлайне, проходит впустую. Свою позицию мы изложили детям, и пока они с нами согласны.

На мой взгляд, для ребенка очень важна среда, в которой он растет. Именно она будет формировать его будущую картину мира, а жизнь с экрана монитора не может быть полной.

Социальные сети неспособны научить ребенка общаться со сверстником, вести диалог, проявлять живые эмоции. Общение онлайн – это высокотехнологичная имитация реального общения. Поэтому важнее научить детей жить реальной жизнью, нежели виртуальной.

Еще один немаловажный момент – это анонимность. Возможность быть неузнанным, говорить все что вздумается может изменить личность ребенка в реальности.

Я бы хотел, чтобы мои дети выросли людьми, которые не прячутся от собеседника и готовы нести ответственность за свои слова и поступки. И это в конечном итоге будет способствовать воспитанию в них чувства ответственности и перед Богом.

Бесспорно, интернет дает возможность знать многое, но он не учит детей обрабатывать полученную информацию, выстраивать логические связи, формулировать вопросы и находить на них ответы.

Мне кажется важным научить детей пользоваться всеми техническим благами цивилизации разумно, чтобы с ними они не получили новых зависимости и угроз для своей психики и здоровья.

Увидеть ребенка со стороны

Евгения Андреева

Евгения Андреева, психолог, Научный сотрудник Института Психолого-Педагогических проблем детства РАО:

Дети используют социальные сети как средство общения.

Далеко не у всех есть возможность гулять, общаться в каких-то компаниях, как это было в нашем детстве. В основном общение происходит в школе, просто выйти во двор отпустят не каждого, особенно ребенка, который учится в младшей школе. Чтобы детям встретиться на улице, нужно, чтобы родители договорились между собой, нашли время – то есть процесс не очень простой.

А компьютер сейчас есть почти в каждой семье, и доступ к нему часто гораздо проще, чем организация досуга со сверстниками.

Только вот отпуская детей на просторы социальных сетей, важно не оставлять их без внимания. Необходимо рассказывать детям о правилах безопасности.

Про то, что общаться с незнакомыми надо осторожно, поскольку люди могут выдавать себя не за тех, и за аватаркой девочки или мальчика-ровесника могут скрываться взрослые люди, возможно, опасные.

Объяснять, какую информацию о себе можно оставлять в сети, а какую нельзя.

Общение в социальных сетях ребенка лет десяти обязательно должно быть под контролем родителей. С подростками сложнее, важно уважать их право на личную жизнь, но при этом не оставлять одних совсем.

Это сложная задача для родителей подростков. Но вполне выполнимая, если сильно не давить на ребенка, устанавливая запреты и ограничения, а проявлять интерес: ненавязчиво спрашивать ребенка, с кем он дружит, с кем он общается, откуда он знает этих людей, о чем ему сейчас интересно разговаривать с другими ребятами…

Оградить ребенка от социальных сетей вряд ли удастся, ведь дети общаются друг с другом в школе, делятся тем, что им интересно.

Здесь как с мультфильмами: если в семье единственный ребенок, то от него можно долго скрывать, что мультфильмы существуют. Но следующие дети смотрят их уже чуть ли не с рождения, вместе со старшими.

Кроме того, родители сами часто активные пользователи социальных сетей.

На мой взгляд, также излишне со стороны родителя предлагать ребенку завести страничку в социальной сети, если он сам этим не интересуется. В свое время, когда он почувствует потребность в этом, то сможет создать ее сам. Я бы стала предлагать этот вариант, только если у ребенка дефицит в общении, а видеться со сверстниками по каким-то причинам не получается.

Бывает, родители заводят странички для своих маленьких детей-дошкольников и начинают что-то писать от их имени, «постить» их фотографии. Как правило, таким образом взрослые реализуются за счет детей, может быть, восполняют какой-то свой дефицит, либо демонстрируют такую включенность в жизнь своих детей, которую недополучали от своих родителей в детстве, например.

Когда ребенок готов к общению в социальных сетях? Тут нет универсального ответа, все зависит от обстоятельств и личностных особенностей ребенка. Чаще всего это происходит в подростковом возрасте, когда на первый план выходит потребность в общении со сверстниками. Тогда соцсети – одна из форм для реализации этой потребности.

Категорически запрещать ребенку использование соцсетей, на мой взгляд, бессмысленно. Это все равно, как в нашем детстве, если все ребята шли на вечеринку, а тебя родители не отпустили, и чувствуешь себя очень оторванным, выключенным из общего процесса. Это вызывает только досаду, и как что-то запретное, еще больший интерес.

С другой стороны, важно чтобы виртуальное общение не заменяло реального, не было бы способом ухода от какой-то жизненной ситуации, например, напряженной для ребенка.

Чтобы не допустить зависимости (будь то социальные сети, компьютерные игры), важно быть внимательными к ребенку. Если виртуальный мир начинает заменять ему реальную жизнь, возникает вопрос, почему так происходит. И одними запретами здесь не обойтись.

Важно разобраться, что происходит с ребенком, что его на самом деле беспокоит, и это требует гораздо большей включенности и терпения родителей, чем запрет. Это требует контакта с ребенком, умения с ним говорить, выслушать.

Иногда дети делятся с родителями тем, что их волнует, предлагая познакомиться с их страничкой. Ведь не вся информация там секретная, там есть музыка, какие-то фотографии, что-то, что привлекает и интересует его в данный момент времени. От реакции родителей зависит то, захотят ли их дети и дальше делиться своими интересами.

Также иногда, прочитав какой-то текст, написанный собственным ребенком, можно увидеть его с совсем новой, незнакомой стороны, как было у меня с моим сыном. И это очень трогательно и волнительно.

И это еще один повод для разговора друг с другом.

Ведь самое главное – это быть в контакте с детьми, постараться устанавливать доверительные отношения, тогда какие-то сложные ситуации, которые неизбежно возникают, преодолевать легче.

Источник: https://www.pravmir.ru/rebenok-v-setyah-sotsialnyih/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.