Адаптация ребёнка в детском саду: 5 советов для родителей

Содержание

Адаптация ребёнка в детском саду: 5 советов для родителей

Адаптация ребёнка в детском саду: 5 советов для родителей

Три года пролетели незаметно. Оглянуться не успели, а ваш малыш уже ходит в детский сад. И вам остаётся лишь терзаться сомнениями: хорошо ли ему в садике? Отбросьте бесполезные переживания и узнайте, как помочь малышу привыкнуть к новой обстановке.

Как правило, большинство детей в первый день остаются в садике очень охотно. Их привлекает новизна ситуации — новое помещение, новые игрушки, много детей.

Часто ребёнок вполне спокойно отпускает маму от себя, увлечённый новыми возможностями. «Прозрение» наступает позже.

Игрушки вскоре перестают быть чем-то «новым и необычным», сверстники могут обижать, а вместо мамы или бабушки весь день за ним смотрит чужая тетя. И начинается…

И психологи, и педагоги утверждают: самый трудный для ребёнка период — вторая неделя. Он отходил несколько дней в сад, со слезами или без, потом наступили долгожданные выходные. За субботу и воскресенье забываются все уговоры насчёт садика, а потом снова наступает неизбежный понедельник, и ребёнок понимает со всей очевидностью: деваться некуда.

Малыш как может сопротивляется неизбежному, и отсюда все проблемы — от психологических до физиологических.

Что ожидать родителям?

Ребёнок становится капризным и раздражительным, он начинает плакать по каждому, самому не значительному  поводу.

За время, проведённое в детском саду, ребёнок переполняется впечатлениями и, как следствие, перевозбуждается. В итоге ему тяжело вечером вовремя заснуть, а утром — проснуться.

Многие дети отказываются есть в саду. Совсем. И за день, бывает, ребёнок съедает лишь кусок хлеба и выпивает компот. Конечно, в этом случае многое зависит от воспитателя, его умения убедить маленького упрямца. Но воспитатели не всесильны, следует отдавать себе в этом отчёт.

Ребёнок начинает болеть. С одной стороны, в первый год посещения детского сада малыши интенсивно обмениваются микроорганизмами и частые инфекции, типа ОРВИ, практически неизбежны. Добавьте к этому промокшие ноги на прогулке, плохо завязанный шарф или холодную комнату в садике — вот вам и причины для простуды.

С другой стороны, стресс, который переживает ребёнок, снижает иммунитет и делает малыша более восприимчивым к неблагоприятным условиям.

Как реагировать на слёзы?

Плакать по утрам при расставании на пороге группы в детском саду — вполне естественно. Примерно через месяц регулярных посещений садика утренние слезы прекращаются. Но даже позже, спустя месяцы, ребёнок может расплакаться при расставании с вами на пороге сада. В этом нет ничего страшного. Просто ваш ребёнок очень чувствителен, или настроение такое лирическое.

Чтобы момент расставания прошёл легко — не затягивайте его. Зашли в группу, помогли раздеться, повесить вещи в шкафчик, поцеловали на прощание, пожелали удачи и разошлись.

Многие мамы усугубляют волнение ребёнка своими нежностями и волнением. «Ты не будешь плакать? Обещаешь?», «Не скучай без меня!», — конечно, после подобных напутствий малыш распереживается. Так что лучше сохранять деловой тон, ведь каждый идёт по своим делам, плакать и скучать будет некогда.

Можно использовать так называемые психологические «маячки». Пока малыш раздевается, вы договариваетесь, что будете делать вечером. Причем это не обязательно должен быть поход в магазин или на детскую площадку.

Это могут быть и обыденные планы — дождемся папу с работы, вместе поужинаем, ты расскажешь, чем занимался в садике. Ожидание встречи с мамой будет своеобразным маячком, который скрасит малышу его трудный день.

Как делать не надо!

  • Если малыш слишком чувствительный, не надо его просить помахать вам в окошко при прощании. Долгие проводы — лишние слезы. Дети обычно не выдерживают зрелища уходящей в окне мамы. Так что постарайтесь проститься ещё в группе.
  • Не стоит договариваться с ребёнком, что вечером он будет ждать вас всё у того же окошка. Во-первых, довольно часто воспитатели не разрешают простаивать у окон, особенно если они в раздевалке. А, во-вторых, малыш ещё не знает счёт времени и он не сможет подойти к окошку за полчаса до вашего прихода. Ваше «вечером смотри в окно и увидишь меня» для 3-4-летнего малыша означает, что надо подойти к окну, как только стало грустно без мамы. И ребёнок так может простоять целый день, не желая отвлекаться на игры и занятия, чтобы не пропустить ваше возвращение.
  • Бывают такие дни, когда ребёнок в саду вдруг заливается слезами, хотя до этого вроде всё было нормально, без слёз и капризов. «Мамочка, забери меня перед сном!», — умоляет малыш. Иногда идти на уступки можно. Если у вас есть такая возможность, заберите ребёнка, как он просит, но соблюдая два важных условия. Это не должно быть правилом, а только редким исключением. И вы должны точно чувствовать состояние ребёнка: когда ему нужно пойти навстречу, а когда — убедить остаться в саду до вечера.

Как привыкнуть к саду?

Чтобы период адаптации к пребыванию в саду проходил легче, попробуйте соблюдать несколько правил:

  1. Никогда не пугайте детским садом. Также как и неправильно говорить: будешь хорошо себя вести, я разрешу не пойти в детский сад. Ребёнок должен понимать, что ходить в сад — это его обязанность, и это не обсуждается.
  2. Помогите ребёнку подружиться с детьми из группы. А для этого надо интересоваться событиями его жизни, с кем он играет, из-за чего ссорится. Если есть возможность, гуляйте вместе с детьми из его группы вне сада, приглашайте его садовских друзей в гости. Тогда малыш и в группе не будет чувствовать себя одиноким.
  3. Приучайте его к режиму питания. Для этого придерживайтесь его и в выходные. Ребёнок должен есть разнообразную пищу и в соответствии с режимом дня. Если к этому не приучить, он будет ходить в саду голодным, а это никак не способствует хорошему настроению.
  4. Сегодня многие дети довольно рано отказываются от дневного сна, но в саду «тихий час» по-прежнему сохраняется. На самом деле не спят днём обычно домашние дети, у которых более размеренный режим. В саду же жизнь начинается рано, к обеду дети успевают и погулять, и поиграть, и позаниматься, так что большинство засыпает и спит с удовольствием. Настраивайте малыша именно на то, что днём ему надо отдохнуть.
  5. Хотите, чтобы ребёнку было комфортно в саду? Не настраивайте его против садовских правил! Они могут лично вам не нравиться, но раз вы отдали малыша в этот сад, будьте добры эти правила соблюдать. Воспитателям сложно сохранять благосклонность к ребёнку, который всегда опаздывает к завтраку, не приносит спортивную форму, протестует. Вы же хотите, чтобы ребёнок быстрее привык к саду и ходил туда с удовольствием? Тогда относитесь к садовским реалиям с доброжелательностью и учите этому своего малыша.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/obraz-zhizni/adaptatsiya-rebenka-v-detskom-sadu-5-sovetov-dlya-roditelej/

Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду, советы психолога

Адаптация ребёнка в детском саду: 5 советов для родителей

Адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе неизбежна. Утренние истерики перед сборами в садик-признаки тяжелой адаптации ребенка к детскому саду. Кто-то её проходит плавно, поплакав первую-вторую неделю, а чьё-то поведение заставляет родителей задуматься о том, что возможно рано малыша отдавать в сад, или стоит сменить группу и воспитателя.

Как мама троих деток я имею определенный опыт и могу подтвердить, что утверждения психологов о том, что существуют три вида адаптации к детскому саду вполне справедливы. Поговорим о :

  • Понятие адаптации
  • Степень адаптации ребенка в детском саду
  • Советы психолога по адаптации ребенка в детском саду
  • Личный опыт того, как помочь малышу ясельной группы пройти адаптацию.

Разберемся что такое понятие адаптации. Это подстраивание/привыкание всего организма вашего карапуза под непривычную для него среду. Имеется ввиду как его эмоциональное состояние так и физическое.  Адаптация это всегда стресс. Что может быть страшнее для ребенка, чем разлука с мамой? Кто-то находится в этом сложном состоянии первый месяц, а кто-то пол-года не может адаптироваться к саду.

Психологами подмечено, что мальчики тяжелее девочек переносят это состояние. Именно в период от 3-5 они максимально привязаны к матери, плюс кризис 3 лет у них проходит обычно более выражено. Под гипнозом почти все взрослые вспоминают страхи и ощущение безмерного детского горя.

Психические травмы малыш прячет в себя (Петя укусил, а мамы нет рядом, воспитатель сказала, что если не будешь спать заберет бабайка, и мама любит только хороших и послушных деток),и этим подрывает своё здоровье, начиная часто болеть. К непривычному климату ясельной группы, воспитателям (по сути чужим тетям на первом этапе) добавляется адаптация к новым вирусам и микробам.

Поведение и есть те признаки по которым мама должна понять, что происходит с её сокровищем, и конечно же помочь ему в этот период всеми доступными методами. К первому дню в детском саду стоит готовиться заранее.

Степень адаптации ребенка в детском саду

Тяжелая степень 

Это безусловно те детки, которые идут в сад с истериками, даже спустя месяц, так что слышит весь двор. Зачастую к этому прибавляются «бесконечные» простуды и повышенная нервозность, плаксивость.

Средняя степень

Утренняя плаксивость характерна на первых порах от 2 недель до месяца и время от времени возникающих позже. Особых нервных срывов и истерик не случается, однако малыш сложно проходит «вирусную и бактериальную адаптацию в ясельной группе», начинает болеть.

Легкая степень

Малыш по утрам более-менее охотно идет в сад. Слабые изменения в его поведении заметны только родителям. Частая болезненность не отмечается.

Советы психолога по адаптации ребенка в детском саду

Дети с тяжелой формой адаптации трудно идут на контакт. Воспитатель может установить контакт только через родителя (бабушку, сестру).Попытки воспитателя заинтересовать его игрушкой имеют кратковременный эффект, или вообще остаются без внимания.

Даже с учетом того, что все дети 2 лет играют особняком этот малыш заметнее других одинок и растерян. Переходит от одной игрушки к другой, старается забиться в угол, спрятаться. На похвалу / замечания не реагирует, словно его здесь нет. Отказывается от еды. При более активных попытках привлечь внимание начинает плакать ища маму.

Часто болеет. Болезни зачастую затяжные, с осложнениями.

В подходе к таким малышам справится только опытный воспитатель путем где-то повышенного внимания, а где-то просто оставив малыша в его «уголке». Таких малышей чаще остальных нужно брать на руки, даря им «оставленное дома» ощущение безопасности и любви ( для скорейшего привыкания к воспитателю). В такой ситуации не обойтись без помощи психолога (они есть в каждом дошкольном учреждении).

Не стесняйтесь поговорить о сложившейся ситуации, если ваш воспитатель сам не проинформировал специалиста. Ребенка забирайте почаще до дневного сна. Пусть врач пропишет комплекс витаминов. Психолог создаст «моделирование» положительной ситуации нахождения карапуза в группе.

Средняя степень адаптации это когда малыш по утрам более- менее спокойно отправляется в свою группу, без регулярных истерик и умоляющего плача. У малыша также есть стресс от разлуки с мамой, но после того, как кроху оставляют в группе он совсем недолго хныкает, грустит время от времени.

 Проблемы заключаются в том, что стресс скрытый. Перемены в его поведении замечают только близкие (стал более «ручным», беспокойно стал спать). При обмене различными бактериями иммунитет не выдерживает двойной нагрузки и малыш болеет.

Отличие от тяжелой адаптации и в том, что оказавшись дома карапуз очень быстро идет на поправку, никаких осложнений после болезни нет.

Советы психолога в данной ситуации. Малыша рекомендуется переключать на игрушки,хваля отводить в группу, вовлекать в игры. Родителям рекомендуется почаще вслух хвалить малыша за  то,что он ходит в садик. С восторгом замечать все его достижения.

Хорошим признаком служит то, что после месяца — двух ваше сокровище активно начнет знакомиться с детками, будет инициатором игр (хотя это более характерно для деток после 3 лет).

Легкая адаптация в младшей группе сада характерна для половины малышей. Малыши поначалу активно хотят в сад. Им нравятся новые игрушки.

Некоторые плачут утром, но при легкой адаптации дети никогда не закатывают утренних истерик, только хныкание и незначительные капризы (хочу идти в тапочках, возьму железную дорогу, пойду в пижаме).

Привыкание к новому укладу жизни наступает примерно через 2-5 недель. Нет болезненности (иммунитет справляется).

адаптация ребенка в группе

В отношении психологов у меня двойственное мнение. Одни из них за мягкость и плавность, другие настаивают на том, что чем больше родитель пытается смягчить процесс адаптации к саду, тем только все усложняет, словно растягивая душевную боль. Нужно ясно дать понять ребенку что будет только так и никак иначе. Болеют все дети, и это нормально.

Я знаю на примере своих знакомых десятки историй того, как какой малыш проходил адаптацию к саду. Анечку я родила в 36, и глядя на поведение малышей практически наперед угадывала, как пройдет у них этот процесс привыкания к садику.

Дети, у которых были двоюродные сестры и братья приспосабливаются легче.Труднее всего малообщительным малышам и как ни странно тем, с кем активно занимались до сада, уделяя им повышенное внимание. Так, моя принцесса к 2 годам знала животных, геометрические фигуры, цвета.

Я занималась с ней играючись по карточкам Домана.

Каждое утро она шла в группу с любимой игрушкой (это был розовый фламинго, сейчас переключилась на мишку). Я специально создала вокруг игрушки образ защитника, частичку меня.

Когда что-то случалось и мне приходилось её жалеть, то непременно подключалась игрушка (мишка тоже Анечку жалеет, как мама).

Одна моя знакомая имела возможность нанимать няню на весь день, но решила, что не будет создавать «тепличные условия» и отвела сыночка в обычный садик, но с бассейном, зарядкой, видеоплеером и прочими бонусами. Адаптация к саду шла печально.

После консультации у детского психолога они нашли выход- диктофон, куда мама записала ему сказки, песенки. В сложные моменты воспитатели включали ему записи. Это спасло ситуацию. Ставлю акцент, что это был именно диктофон, а не смартфон, который бы посадил малышу зрение и облучал бы его, вызвав привыкание. Пришлось бы потом ломать голову как отучить малыша от гаджета.

Другой пример. Малыш тяжело привыкал к яслям, капризничал, плакал, и в итоге его практически силой каждое утро тянули в сад.Нужно отдать должное маме, которая мгновенно приняла правильное решение. Она отправилась на разведку в другой сад. Обратила внимание, что там с детками по утрам делают зарядку, другое питание, воспитатели ближе к 40 годам.

зарядка для облегчения адаптации в ясельной группе

В день перевода в другой сад словно сама судьба подсказала ей, что она поступает правильно. Мамочка услышала разговор молодых воспитательниц о малышах из группы.

Сейчас все дети дебильные и истеричные и какой у них каторжный труд. Всех нормальных детей распределили в другие группы оставив им самых сложных и неуправляемых. Случается и такое.

К моему сожалению мама при переводе не стала говорить об этом заведующей, когда та допытывалась о причинах перевода.

По словам мамы мальчишку словно подменили. Привыкание к саду проходило прекрасно. Шел с радостью, поскольку понимал, что там будет занята каждая минутка: зарядка, чтение, игры, поделки.

Мои советы , чтоб привыкание к саду протекало легко

  1. Готовьтесь к саду заранее,
  2. Осмотрите цветовую гамму будущей группы, наличие игрушек, книг, теплого покрытия на полу, отсутствие сквозняков,
  3. Дайте малышу в сад любимую игрушку,
  4. Будьте готовы к некоторой акклиматизации, пейте витамины,
  5. Обратите внимание на отношение воспитателей к другим детям,
  6. Фотографируйте сами своего малыша в группе сами, чтобы потом показывать ему по вечерам эти фотографии и общаться вопросами. Какие игрушки ты любишь? Малыш пальчиком покажет. Покажи на какой кроватке ты спишь?  А где ты сидишь за столиком? Твоя кроватка самая хорошая, да?
  7. Устраивайте «каникулы»  от посещений сада, оставляя малыша дома внепланово на день-другой,
  8. Если кроха остается дома (заболел, просто оставили) придерживайтесь режима дня как в ясельной группе,
  9. Всегда будьте на стороне своего малыша. Если адаптация/привыкание идет тяжело слушайте только своё сердце. Никто кроме вас не знает что лучше для вашего карапуза. Одним действительно нужна строгость, другим- мягкость.

Надеюсь, что моя статья о том, как протекает адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе вам поможет.

По личному опыту могу сказать, что даже проходив в сад год ребенок будет испытывать голод от общения именно с вами. Делайте выходные максимально насыщенными общением. Как никто другой знаю насколько это сложно.

Всего пару дней выходных и нужно многое успеть. Помните, что активное детство ребенка длится с 2 лет до 6. Всего 4 года.

Автор текста и владелица сайта: Наталья Чалая

Источник: http://3karapuzika.ru/adaptacija-rebenka-v-detskom-sadu-sovety-psihologa

Адаптация ребенка к детскому саду: как не наделать ошибок. 7 «можно» и 5 «нельзя» для родителей

Адаптация ребёнка в детском саду: 5 советов для родителей

Малыш идет в детский сад. Родители волнуются. Очень редко адаптация ребенка к детскому саду проходит спокойно, без истерик, обид и прочих неприятностей. Для крохи – это новый этап в жизни и серьезный стресс.  Мы не в силах отменить привыкание ребенка к переменам, но способны смягчить и облегчить этот процесс.

Как проходит адаптация ребенка к детскому саду

Адаптация к детскому саду проходит по-разному. У кого-то негативные моменты исчезают через 1-3 недели, кто-то привыкает за 2 месяца. Это считается нормой. Если же негатив длится больше 3 месяцев, то есть смысл обратиться к психологу.

Продолжительность периода адаптации зависит от многих факторов:

  1. Подготовки к посещению садика (рассказы о детском саде, прогулки возле него, знакомство с воспитателями и т.д.).
  2. Физического здоровья (отсутствия хронических болезней, предрасположенности к простудным заболеваниям).
  3. Навыков самостоятельности (одевания, хождения «на горшок», владения ложкой и вилкой).
  4. Режима дня (легче тем, у кого распорядок близок к «детсадовскому»).

Типичное поведение малыша в период адаптации

Иногда поведение ребенка меняется настолько, что родители сомневаются: а сможет ли он вообще посещать садик. Сомнения усиливаются, если другие малыши проходят адаптацию к детскому саду быстрее. Какие же изменения в поведении деток случаются чаще всего?

  1. Ярко выраженные негативные эмоции – хныканье, плач, страх перед садиком или воспитателем, гнев или «заторможенность».
  2. Сниженная социальная активность – некоторые малыши становятся замкнутыми и малообщительными, не желают взаимодействовать с другими ребятами.
  3. «Потеря» навыков – на некоторое время ребенок может «забыть» как пользоваться ложкой, зачем нужен горшок и т.д.
  4. Ухудшение речи – в период адаптации к детскому саду некоторые детки уменьшают словарный запас, но это временно.
  5. Изменения в двигательной активности – кто-то становится «заторможенным», кто-то не в меру активным.
  6. Проблемы со сном – малышу трудно засыпать в садике, иногда и дома сон становится беспокойным.
  7. Ухудшение аппетита – в связи с непривычным рационом, стрессом и изменением режима дня.
  8. Проблемы со здоровьем – сопротивляемость организма к инфекциям снижается и риск заболеть в первые 3-4 недели посещения детского сада очень высок.

Статья в тему: Как воспитать умного ребенка? Секреты раннего развития детей-феноменов.

7 «можно»

  1. Поиграть в детский садик игрушками. Одна из игрушек должна стать малышом, который пришел в сад первый раз. Надо показать ребенку, что сначала может быть немного неуютно, но когда он подружится с ребятами и воспитателем, станет весело. Главным моментом в игре надо сделать возвращение мамы за малышом.

  2. Подготовить ребенка к режиму детского сада и рациону. К знакомым условиям привыкать легче.
  3. Отзываться положительно о садике и воспитателях в присутствии малыша. Ребенок следит за эмоциями и относится к другим так, как это делаете вы .
  4. Создать бесконфликтную и спокойную атмосферу дома, быть терпимее к капризам.

    Период адаптации к детскому саду – сложный период жизни малыша, ему как никогда нужна ласка, похвала и поддержка.

  5. Дать с собой в садик игрушку. Имея при себе что-то «домашнее», родное, ребенку будет спокойнее оставаться без мамы целый день.
  6. Выяснить, с кем из родных малышу легче расставаться.

    Возможно, есть смысл отводить ребенка в детский садик бабушке или папе. Хотя бы на первых порах.

  7. Оставляя ребенка в детском саду, надо пообещать, что вы обязательно придете. В идеале – обозначить время. И выполнить обещание. А еще придумать ритуал прощания (поцелуй, помахать ручкой и т.д.).

    Малыш очень переживает, поэтому родителю следует вести себя уверенно.

5 «нельзя»

  1. Нельзя менять режим дня в выходные дни. Даже если родителям очень хочется поспать подольше. Два дня вполне способны сдвинуть распорядок и с понедельника малышу будет сложнее просыпаться утром.
  2. Не стоит отучать ребенка от плохих привычек в период адаптации к детскому саду. Нервная система работает на пределе, лишние нагрузки ей ни к чему.

    Отучать от «дурного» поведения следует или заранее, или когда малыш пройдет процесс адаптации.

  3. Нельзя ругать за то, что ребенок не хочет идти в сад или расставаться с мамой. Чувства малыша надо принять. Ему страшно, грустно и обидно. Лучше обнимите и еще раз скажите, что вы обязательно придете.
  4. Нельзя детским садом пугать.

    Запрещенные фразы: «Пойдешь в садик – там увидишь», «В саду и не такое будешь есть», «Если не успокоишься, отправим в садик» и т.д.

  5. Нельзя обманывать. Если собираетесь оставить ребенка на целый день – не говорите, что придете скоро. Не стоит слишком расхваливать садик, чтобы потом у малыша не было разочарования.

Статья в тему: Адаптация к школе после летних каникул. 12 правил для детей и родителей

Адаптация ребенка к детскому саду не всегда проходит легко. Стоит запастись терпением и поддерживать кроху. Со временем негативные моменты уменьшаться, а потом и вовсе исчезнут. Важно помнить, что не только малыш привыкает.

Видя негативные изменения в поведении ребенка, некоторые мамы испытывают чувство вины и угрызения совести. Это тоже нормально и тоже пройдет. Гоните прочь сомнения. Не бойтесь отпустить малыша от себя. Он не такой слабый, как кажется.

Маленький организм способен адаптироваться к новым условиям и получать полезные навыки. Вам обоим это нужно. Будьте Клевой мамой!

Статья в тему: Методики раннего развития. Раскрываем секреты воспитания гениального ребенка.

Источник: http://klyovamama.com/adaptatsiya-rebenka-k-detskomu-sadu/

Адаптация в детском саду: практические советы

Адаптация ребёнка в детском саду: 5 советов для родителей

Адаптация ребят в детском саду занимает различное количество времени. Одним малышам на нее требуется неделя, другим – месяц. Третьи привыкают к новой обстановке в течение, например, полугода. Для того, чтобы адаптация прошла успешнее и быстрее, необходимо узнать об этом вопросе больше полезной информации.

Общая информация

Специалисты выделяют три степени адаптации:

  • Легкую. Утром ребенок идет в садик более-менее охотно. При такой степени привыкания у него отсутствует учащенная болезненность (иммунная система справилась с испытанием). Заметить небольшие изменения поведения могут только мама и папа. Большая часть ребят легко адаптируется к детскому саду. Им по душе возможность развлечься с новыми игрушками. Плач и небольшие капризы по утрам возможны. Однако при данной степени привыкания отсутствуют утренние истерики. На полную адаптацию требуется до 5 недель;
  • Среднюю. В течение первых 2-4 недель дитя может плакать по утрам. Нервные срывы и истерики также, как и при легкой степени, отсутствуют. Но ребенок может начать чаще болеть из-за так называемой «бактериальной и вирусной адаптации»;
  • Тяжелую. Даже через месяц-другой ребенок продолжает истерировать, услышав о предстоящем походе в детский садик. Как правило, тяжелая степень сопровождается бесконечными простудными заболеваниями, повышенными плаксивостью и нервозностью.

Теоретические советы для быстрой адаптации ребенка в детском саду

Для того, чтобы адаптация малыша в детском саду прошла максимально «безболезненно», необходим комплексный подход. Теоретические советы психологов следующие:

  1. Родителям необходимо узнать, каков режим дня в группе, в которую предположительно отдадут ребенка. За пару-другую недель следует «перевести» малыша на тот же распорядок дома.
  2. Мамы и папы должны научить чадо «самообслуживанию». Благодаря хотя бы минимальным навыкам, он сможет раньше привыкнуть к незнакомой обстановке, ощущая себя практически взрослым и самостоятельным. На легкую степень адаптации не следует рассчитывать родителям, чей ребенок не умеет проситься на горшок или обращаться к взрослым людям с иными просьбами, самостоятельно кушать.
  3. Детский сад должен ассоциироваться у малыша с чем-то приятным и позитивным. Необходимо заранее рассказывать об играх, прогулках, вкусном питании, танцах, сказках и песнях. Необходимо объяснить, что все домашние развлечения и любимые занятия будут доступны и в детском садике. Но проходить они будут веселее, так как в них будут участвовать и другие ребятишки.

Но не стоит перегружать кроху лишним объемом информации и пустыми обещаниями. В противном случае, он может обмануться в ожиданиях.

Практические советы для лучшей адаптации ребенка в детском саду

После того, как ребенок уже пошел в детский садик, облегчить адаптацию можно, вспомнив и используя следующие советы психологов:

  • Привыкание к детскому саду может сопровождаться у малыша сильным стрессом. А вот нервозностью практически всегда. Поэтому подгонять малыша не стоит. Ребенок должен привыкнуть к новым социальным ролям и окружению, к неизвестным предметам и комнатам. Открывающийся мир не должен шокировать, что произойдет, если «показать все и сразу»;
  • В первые дни (примерно неделя) ребенка следует кормить дома. Некоторые дети отказываются кушать в незнакомых условиях, в том числе, из-за нервного стресса;
  • На протяжении первой недели папа или мама имеют законное право находиться в детском садике вместе со своим сыном/дочкой. Этим правом пренебрегать не следует, адаптация пройдет легче. Взрослый человек должен показать малышу, что детсадовская жизнь может быть очень интересной и веселой. Лучше всего, если именно родитель познакомит чадо с воспитателями, покажет ему кроватку для дневного сна, поможет справиться с первой детсадовской кашей и компотом;
  • После того, как родитель заберет дитя из детского садика, он должен обсудить с ним все, что произошло с малышом на прогулке и в течение остального дня. Восхищаясь событиями, настроить кроху на положительный лад гораздо проще;
  • Не следует беспокоиться о выбранном детском садике (злые воспитатели, невкусное питание, неудобное расписание) при дитя. Ребенок тонко почувствует негативный настрой родителей, и в ответ на него, станет относится к детскому саду также;
  • Ребенка следует обязательно забирать из детского садика в срок. Запоздание мамы или папы грозит обернуться огромным стрессом, справиться с которым в дальнейшем будет непросто;
  • Начиная со второй недели психологи рекомендуют оставлять карапузов на определенный срок без присмотра мам и пап. Продолжительность отсутствия родителя изначально должна быть не слишком велика. Можно уйти, например, на время обеда ребят;
  • При сравнительно успешной адаптации, через 3-4 недели можно оставлять ребенка на дневной сон в садике. Но даже в этом случае, после того, как малыш проснется, рядом с ним должен быть родитель.

Если привыкание прошло успешно, радоваться преждевременно не следует. Необходимо придерживаться всех рекомендаций, которые указаны выше. Если родитель перестанет интересоваться впечатлениями сына или дочки о детском саду, начнет ругать воспитателей при карапузе, достигнутый положительный результат может сойти на нет.

Источник: http://mamamozhetvse.ru/adaptaciya-v-detskom-sadu-prakticheskie-sovety.html

Советы для родителей по адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация ребёнка в детском саду: 5 советов для родителей

Ваш малыш подрос и пора отдавать его в детский сад. Опытные родители знают насколько трудной бывает адаптация малыша к детскому саду. И много зависит от того как пройдет его привыкание к новому окружению и адаптация к садику. В этой статье приведены рекомендации практикующего психолога из детского сада, как облегчить ребенку процесс привыкания к детскому саду.

Рекомендации детского психолога по адаптации ребенка к садику

  1. Вхождение в детский сад должно быть постепенным. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать.

  2. Разговаривайте с ребенком перед сном. Все время напоминайте ребенку, что вы его любите и он для вас очень дорог.

  3. Дома, побольше играйте в подвижные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если ребенок не получит разрядку, это напряжение может стать причиной невроза.

  4. Постарайтесь настроить ребенка как можно положительнее к посещению садика.

  5. Поделитесь с ребенком «секретами» навыков общения с детьми и взрослыми людьми.

  6. Дома научите ребенка всем необходимым навыкам самообслуживания.

  7. Ни в коем случае не угрожайте ребенку в качестве наказания, садиком.

  8. Не нервничайте сами и не показывайте свою тревогу малышу, по поводу его посещения детского сада.

  9. Планируйте свой отпуск, таким образом, чтобы в первый месяц посещения  детского сада, у вас была возможность не оставлять его там на целый день.

  10. Настройте ребенка на мажорный лад. Говорите ребенку как это здорово, что он вырос до детского сада и стал таким большим.

  11. Создайте в семье спокойный бесконфликтный климат в семье для него.

  12. Щадите его нервную систему. Постарайтесь уменьшить нагрузку на его нервную систему (в т.ч. и ограничьте просмотр телевизора).

  13. На время прекратить походы в цирк, театр, гости.

  14. Заранее сообщите психологу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

  15. Не кутайте малыша, а одевайте его так, чтобы ему было комфортно в группе в детском саду.

  16. В выходные дни создайте дома такой же режим как и в детском саду.

  17. Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его, у него сейчас сложное время адаптации к детскому саду.

  18. При выраженных невротических реакциях оставьте малыша на несколько дней дома, и если врач выписал какие либо предписания, придерживайтесь их.

  19. В выходные дни не меняйте режим ребенка.

  20. Не обсуждайте в присутствии ребенка проблемы, связанные с детским садом. Не критикуйте воспитателей. Ребенок уже взрослый и все воспринимает.

Самостоятельные дети легче привыкают к садику

Малыш значительно легче приспособиться к условиям детского сада, если в семье он живет по режиму, который соответствует его возрасту и нормам сна, если ему давали разнообразную пищу и у него сформировались необходимые навыки самообслуживания и общения.

Планируя отдать ребенка в детский сад, следует оценить его навыки и умения в самообслуживании. Научите его одеваться, умываться, пользоваться туалетом или горшком, самостоятельно есть. Отсутствие навыков самообслуживания у ребенка – действительно серьезный фактор риска для  его здоровья.

Дело здесь не только в том, что у воспитателя и у няни «на руках» много детей, и они не успевают вовремя всех умыть и одеть.

Отсутствие умений в самообслуживании может привести к некомфортному состоянию, так как привычная потребность ребенка в своевременной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться.

Продумайте до мельчайших деталей всю одежду ребенка: легко ли расстегиваются пуговицы, петельки и молнии. Расширьте петли у нового наряда, по возможности замените сложные застежки на простые. Этим, вы избавите малыша от лишним проблем в самостоятельном одевании, от ненужных негативных переживаний в детском саду.

Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить его оставить ее «переночевать» в садике, чтобы наутро малыш с нею снова встретился.

Если ребенок на это не соглашается, пусть игрушка «ходит» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими детьми. Расспросите, что происходило с игрушкой в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.

Таким образом, вы многое узнаете о том, как вашему малышу удается привыкать к садику и как проходит его адаптация к детскому саду.

Оставляя ребенка в садике, не показывайте ему свою озабоченность. Нужно весело попрощаться с ним, объяснить, что ему будет хорошо с другими детьми, с которыми так интересно играть. Прощание должно быть мягким. Если вам, что-то не нравится в детском саду, не обсуждайте это при ребенке, формируя у него негатив по отношению к воспитателям и сотрудникам детского сада.

Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим малышом. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит. Вместе с ребенком помогите найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительный результат.

Как понять, что ваш ребенок уже адаптировался к детскому саду. Признаки

  • Хороший аппетит
  • Спокойный сон
  • Охотное общение с другими детьми
  • Адекватная реакция на любое предложение воспитателя
  • Нормальное эмоциональное состояние

Адаптация ребенка к детскому саду, является важным периодом в его жизни и успешное привыкание к садику – залог его благополучного развития. От того как легко пройдет адаптация к садику, зависит как легко вы будете ходить в него дальше.

Адаптация ребенка в детском саду. Советы эксперта

Желаем Вам и вашим малышам прекрасного настроения и хорошего здоровья.

Источник: http://vrednuga.ru/vospitanie-rebenka/sovety-dlya-roditelej-po-adaptatsii-rebenka-k-detskomu-sadu

Как адаптировать ребенка к детскому саду? Возможные проблемы и их решение

Адаптация ребёнка в детском саду: 5 советов для родителей

В любой семье рано или поздно приходит время отдать ребёнка в детское учреждение. Причины бывают самыми разными. Чаще всего маме просто пора выходить на работу, так как подходит к концу отпуск по уходу за ребёнком.

Темперамент и привычка к дому у всех деток разные, поэтому переносят они новое для себя окружение так же по-разному: кто-то легко привыкает и идет на контакт с воспитателями и другими детьми, а для других этот процесс проходит болезненно.

Вопросу о том, как адаптировать ребенка к детскому саду,будет посвящена эта статья.

Почему родители отдают маленьких детей в садик

В некоторых семьях ребёнка отдают в детский садик раньше трёхлетнего возраста. Это может быть сделано по нескольким причинам:

  • ребёнок сам так рвётся в сад, что буквально заставляет родителей его туда отвести;
  • маме проще справиться с адаптационным периодом и помочь в этом ребёнку, ведь ей ещё несколько месяцев не придётся выходить на службу, а значит, она сможет забирать своего кроху пораньше;
  • семья стеснена в средствах, и еда в детском саду намного разнообразнее и калорийнее домашней, и многое другое.

Какой бы ни была причина отдать своего ребёнка в данное государственное учреждение в каждом конкретном случае, родители должны учитывать особенности адаптации ребенка к детскому саду, к новым для малыша условиям. У одних детей это получается лучше, у других — хуже, но в конечном итоге 99% малышей успешно проходят адаптацию к переменам в жизни.

До того момента, как начнется школьный возраст, родители являются фактически единственным авторитетом для ребенка.

Но важно помнить, что с трехлетнего возраста ребенок должен начать общаться со сверстниками, развивать общительность и коммуникабельность.

Детский сад в полном объеме справляется с этой задачей, предоставляя массу возможностей. Главной проблемой становится вопрос о том, как лучше адаптировать ребенка к детскому саду.

Плюсы детского сообщества:

  1. В коллективе сверстников малышу гораздо проще освоить и понять навыки самообслуживания: самостоятельно научиться надевать одежду, производить за собой уборку вещей и игрушек, освоить соблюдение правил личной гигиены.
  2. Благодаря пребыванию в детском саду у детей формируются навыки общения, малыши приучаются считаться с общими интересами и работать во взаимодействии с другими детками. Успешная адаптация ребенка в детском саду особенно важна для развития этих навыков у детей, единственных в семье.
  3. Установка из младенчества «я – мое» переходит в понимание «наше — общее». Дети начинают охотно помогать другим, делиться игрушками.
  4. Дети получают различную информацию и опыт, что способствует быстрому развитию речи, логического мышления, музыкальных способностей и художественных наклонностей.

Адаптация ребенка к детскому саду: советы родителям

Каждая мама, которая намерена в скором времени отвести своего ребёнка в детский садик, должна заблаговременно продумать процесс помощи ребёнку в адаптационный период. Есть несколько советов психологов и педагогов по данному поводу:

  1. Не стоит устраивать сюрприз для ребёнка из посещения детского сада. Нужно постараться заранее объяснить малышу, куда он идёт, зачем, что он будет там делать и так далее.
  2. Желательно узнать примерную программу развития детей, принятую в саду, и начать знакомить ребёнка с её ключевыми моментами. Это важно для решения проблемы того, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду.
  3. Все объяснения должны быть максимально простыми, с позитивным настроем, чтобы заинтересовать ребёнка садом.
  4. Если жилье находится рядом с детским садом, нужно чаще гулять на его территории.
  5. Неплохо заблаговременно познакомиться с воспитателями, набирающими группу, и познакомить с ними кроху. Причём чем лучше ребёнок узнает воспитателя до того, как он останется с ним без мамы, тем ему будет проще в дальнейшем.

Советы по здоровью

По поводу укрепления здоровья малыша перед началом посещения сада следует обратить внимание на такие советы по адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Прежде всего следует подготовить иммунную систему ребёнка к скорой встрече с новыми вирусами. Скорее всего, кроха всё равно будет какое-то время болеть.
  2. Когда семья поедет отдыхать летом, лучше отдать предпочтение той климатической зоне, которая имеется на территории постоянного проживания, чтобы не переживать акклиматизацию. Если же запланирована поездка на море, отпуск должен быть рассчитан таким образом, чтобы ребёнок находился на побережье целый месяц (а не семь дней, как чаще всего происходит). Важно знать, как адаптировать ребенка к детскому саду по здоровью, так как иммунная система крохи работает на полную мощность, приспосабливаясь к изменениям, и вместо оздоровления в первые пять дней происходит ухудшение состояния. Поэтому, если по финансовым или каким-либо другим причинам нет возможности обеспечить ребёнку тридцать дней пребывания на море, лучше отказаться от его посещения совсем (по крайней мере, в тот год, когда малыш начнёт посещать детский сад).

Как облегчить задачу воспитателям

Не нужно думать, что только для родителей является большой проблемой адаптация детей к детскому саду. Для воспитателей это также является сложным процессом, а родители могут помочь им и своим детям. Нужно помнить о следующем:

  1. Не стоит думать, что воспитатели обязаны научить ребёнка всем необходимым ему навыкам сами. Это ребёнок своих родителей, и чем больше самостоятельных навыков ему будут ими привиты дома, тем легче и быстрее пройдёт приспособление к новой среде.
  2. Следует начать соблюдать дома режим дня, принятый в детском саду, хотя бы за два месяца до начала его посещения, чтобы малыш успел привыкнуть к определённой упорядоченной системе действий, а также к тому, в каком порядке эти действия должны выполняться. Это легко поможет решить проблему того, как адаптировать ребенка к детскому саду.
  3. Нужно стараться как можно раньше начать развивать своего ребёнка в социальном плане: прививать ему навыки говорить правильно, уметь задавать вопросы и отвечать на них. Для этого полезно посещать клубы раннего развития детей.

Длительность периода адаптации

Многих родителей интересует вопрос, сколько длится адаптация ребенка к детскому саду.

Однозначного ответа на него нет, так как многое зависит не только от взрослых, но и от характера малыша, а также его окружения и периода подготовки к первому дню похода в детское учреждение.

Так, например, существуют специальные клубы адаптации, куда можно отдать малыша, прежде чем отправляться с ним в детский сад.

Может так сложиться, что клуб раннего развития детей, расположенный ближе всего к дому, посещает только один ребёнок похожего возраста. Для начала он подходит, но по истечении месяца заведение придётся сменить.

Идеально подойдёт группа со средней посещаемостью 5-7 детей возраста ребёнка, где родителей допускают только на первые 1-3 занятия, а дальше занимаются с детьми самостоятельно.

Неплохо будет, если ведётся видеонаблюдение, и родители, находясь в комнате ожидания, контролируют процесс обучения своего чада.

Это привьёт ребёнку навык слушаться новых взрослых, общаться со сверстниками и мягко подготовит иммунитет к встрече с новой микрофлорой.

В лучшем случае адаптация детей раннего возраста к детскому саду происходит на протяжении месяца, иногда срок достигает трех-четырех месяцев, а некоторым деткам хватает и пары недель.

Изменения в поведении

Для каждой мамы её ребёнок является самым хорошим, самым любимым и самым послушным. Он не кричит и не капризничает дома, выполняет все просьбы и помогает маме, ложится спать вовремя и играет самостоятельно.

Но вот ребёнок пошёл в детский садик, и всё изменилось до неузнаваемости: малыш стал кричать, или, наоборот, затих совсем, перестал помогать, самостоятельно одеваться или раздеваться, забыл навык пользования горшком, возможно, он даже стал бить маму, кусаться и бить посуду…

Список возможных изменений можно продолжать до бесконечности. Это всё является признаком происходящей адаптации ребёнка к новой среде. Бить тревогу не стоит, всё это естественно и прогнозируемо.

Что делать, если поведение изменилось

Вне зависимости от того, сколько длится адаптация ребенка к детскому саду, родители в скором времени начинают замечать изменения в поведении малыша. И здесь могут пригодиться следующие советы:

  1. Первое, что советуют психологи – набраться терпения. Первое время (от двух недель до трёх месяцев) дети плачут, меняют манеру поведения, становятся агрессивными. Они протестуют против слома привычной комфортной безопасной среды обитания.
  2. Не оставлять ребёнка в детском саду одного внезапно. Маленького человечка легко увлечь чем-то новым, и он охотно пойдёт в группу без слёз и криков, заинтересовавшись новой игрушкой. Но если мама на радостях от такого поведения уйдёт, не попрощавшись, малыш может на следующий день закатить истерику при одном упоминании о садике. Он не понимает, куда исчезла мама в предыдущий день, проблема адаптации ребенка к детскому саду в этом случае может усугубиться.
  3. Возможно, кроха прилипнет к родителям и морально, и физически, а отпускать будет только с рёвом. Это нормальная реакция на слишком резкую перемену жизни. Не стоит сразу же оставлять ребёнка на целый день. Лучше сначала — на час-два, затем до обеда. Со второй недели уже можно оставить его на весь день.

Подготовительные игры

В трёхлетнем возрасте чаще всего дети ещё не понимают объяснений, нотаций и окриков. У них всё обучение происходит через игру, и эту особенность можно использовать себе на благо и подумать, как быстро адаптировать ребенка к детскому саду.

С определённой регулярностью с ребёнком стоит проводить ролевую игру «мышка-малышка посещает детский сад» (вместо мышки может быть взята любая игрушка, которую кроха любит больше всего). Цель данной игры – вызвать у малыша ощущение безопасности, комфорта и интереса к саду.

Самое главное – если нет времени играть, лучше не начинать это сегодня, ведь каждая новая игра в мышку-малышку обязательно должна заканчиваться приходом мамы, объятием, поцелуем и уходом домой. Это важно помнить и понимать, как правильно адаптировать ребенка к детскому саду.

Лучше пропустить какие-то режимные моменты (мытьё рук, прогулку), чем остановить игру до вечернего прихода мамы. Можно предложить своему ребёнку самому рассказать мышке-малышке, как хорошо в садике, почему он туда ходит.

Пускай малыш станет для мышонка старшим братом/сестрой и будет защищать его. Родителям в это время нужно очень внимательно слушать, что ребенок станет говорить.

Чаще всего, уговаривая игрушку, дети описывают свои проблемы и переживания, а поняв своего ребёнка, можно лучше ему помочь пережить трудности адаптации.

Как легче адаптировать ребенка к детскому саду

Помочь проблеме адаптации можно следующим образом:

  1. Разрешать ребёнку забирать домашнюю игрушку с собой на следующий день (если это не запрещено в саду), он покажет ей свой шкафчик, кроватку, стульчик. Пусть сажает любимца рядом с собой на занятиях, ведь в данном случае это не просто игрушка, а частичка дома, заменитель мамы.
  2. Посещение детского дошкольного учреждения – огромный стресс для крохи, даже если он не показывает этого внешне. Он не может расслабиться при воспитателях, боится сделать что-то не так. По этой причине, придя домой, ребёнок может капризничать – он «скидывает» накопившееся за день напряжение. Справиться с этим можно при помощи повышения физической активности малыша, игр.
  3. Идя забирать ребёнка, можно взять с собой футбольный мяч или попросить друзей, у которых есть собака, пойти вместе с вами. Ребёнок будет просто счастлив поиграть в подвижные игры с родителями или побегать собачкой на свежем воздухе. Тем самым он сбросит стресс, устанет и легко ляжет спать.

Зачем нужен сон

Чтобы ответить на вопрос, как адаптировать ребенка к детскому саду, следует знать о важности достаточного времени для сна. Чем больше ребёнок спит, тем лучше.

Первое время он может просыпаться среди ночи, плакать, вскрикивать, кидаться к маме в страхе, что она его в следующий раз не заберёт.

В первые две недели детям часто это снится, особенно если не найден контакт с воспитателями. Следует набраться терпения – это пройдёт.

Во время сна организм отдыхает и восстанавливает эмоциональные и физические силы, поэтому это время очень важно.

Поведение родителей

Так как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду должны в первую очередь сами родители, то от их поведения и зависит очень многое в этот сложный период. Зачастую они сами виноваты в затянувшейся адаптации ребёнка.

Если они ругают садик или воспитателя при малыше, пугают его садом, если плохое поведение обсуждают со всеми родственниками, а хорошее не показывают никому, то ребёнку будет вдвойне тяжело. Он нуждается в поддержке, а не в порицании, и считает такое поведение мамы предательством.

О слезах лучше забыть совсем и просто не обращать на них внимания, отвлекая игрой. В присутствии крохи необходимо хвалить садик, воспитателей, других работников.

Делать акцент на том, как хорошо малыш приспосабливается, какие (пускай небольшие) успехи он имеет на сегодняшний день, чего сможет добиться через месяц, неделю, к концу года.

Это поможет решить проблему, как быстро адаптировать ребенка к детскому саду.

Нужно придумать свой особенный ритуал прощания и встречи с малышом, обсудить с ним детали и приучать их соблюдать. Тогда у ребёнка выработается привычка прощаться без слёз, ложиться спать самостоятельно, отпрашиваться у воспитателя, когда за ним пришли.

Заключение

Залог успешной адаптации ребёнка – спокойствие и уверенность родителей в положительном конечном результате. Ребёнок «считывает» информацию и сам становится спокойнее. Поэтому если мама не может смотреть на детские слёзы, более того, всё время их подсознательно ожидает, пускай первый месяц-два ребёнка отводит папа или другой, более спокойно настроенный член семьи.

Источник: http://fb.ru/article/211849/kak-adaptirovat-rebenka-k-detskomu-sadu-vozmojnyie-problemyi-i-ih-reshenie

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.