Адаптация к школе: первый класс и первые трудности

Адаптация к школе: первый класс и первые трудности

Адаптация к школе: первый класс и первые трудности

Школа – это новый этап в жизни вашего ребёнка, первый шаг во взрослую самостоятельную жизнь. Однако шагать по этой новой дорожке вам придётся вместе с малышом, пока он не освоится. Преодолеваем трудности начальной школы вместе — в нашей статье.

Первые трудности, с которыми сталкивается ребёнок, поступивший в первый класс, это появление в его жизни многочисленных «нужно» и «должен».

Отныне он должен прийти в школу вовремя, а в садик можно было и опоздать. Должен сам одеваться, собирать-разбирать рюкзачок на уроке.

Теперь вместо игр вечером ему нужно делать уроки, а вместо утренней прогулки в саду — у него уроки в школе. В общем, жизнь изменилась кардинально.

Добавьте к этому новый коллектив детей, в который попадает первоклассник, огромное помещение, где детей во много раз больше, чем в детском саду, новых взрослых — учителей, которые делают замечания: на переменке не бегай, в столовой не кричи… От всех этих перемен в жизни ребёнок испытывает настоящий стресс.

Проявляется он по-разному. Ребёнок возвращается из школы перевозбужденный, готовый в любой момент разразиться слезами. Сдерживаемая во время уроков энергия прорывается наружу, и он не может и секунды усидеть на месте.

Бывает и наоборот: приходит домой тихий, словно обессиленный, некоторые дети в первые дни даже спят днём. У кого-то пропадает аппетит, другие, напротив, набрасываются на еду — к школьным завтракам ещё надо привыкнуть.

Многие дети из-за волнения становятся вдруг рассеянными, забывают элементарные вещи, не могут сосредоточиться. Как правило, это не имеет отношения к их умственным способностям. Детям просто нужно немного времени, чтобы привыкнуть к школе.

Привыкаем к новой жизни

Период адаптации к новым условиям длится в среднем 1-2 месяца. Затем новая жизнь перестает быть новой и входит в обычную колею.

Дети, которые до школы не ходили в садик, могут адаптироваться к новым условиям дольше. Часто родители считают, что домашний ребёнок в знаниях даст фору садовскому, но это не совсем верно.

Во-первых, и в садах сейчас с детьми проводят занятия, подготавливающие к школе. Так что минимальный багаж знаний есть и у садовского ребёнка.

А, во-вторых, на этом этапе важнее не огромный объём знаний у 7-летнего ребёнка, а его готовность к школе — бытовая, психологическая.

В силу того, что домашний ребёнок не проводил много времени в детском коллективе, в первом классе он может долго привыкать к тому, что надо всё делать быстро и самостоятельно. Иначе может остаться без стула в столовой или не сумеет попроситься в туалет.

В первом классе многие дети начинают болеть. Новый коллектив — это и новые микробы, которыми дети активно обмениваются. Те, у кого иммунитет слабее, оказываются наиболее восприимчивыми к инфекции. К тому же стрессы ослабляют защитные силы организма.

Но если у садовских детей иммунитет чаще всего уже выработался и многие «отболели» своё, когда пошли в сад, то у домашних детей такого иммунитета, как правило, нет. А значит болеть они будут чаще.

Чтобы не получилось такого, что ребёнок только-только начал привыкать к учёбе — и тут заболел, пропустил уроки, затем выздоровел и снова пошёл в школу — примите профилактические меры. Они всем хорошо известны: закаливание, противовирусная терапия, вакцинация — кому что больше нравится.

Если уже дело идет к Новому году, а ребёнок по-прежнему проявляет  тревожность и нервозность, плохо спит, легко плачет, у него изменился аппетит, то ваш первоклассник так и не смог справиться со стрессом. Возможно, он был психологически и даже физически не готов ещё к школе, а, может, нагрузка оказалась непомерной для него.

Не впадайте в крайности!

Конечно, родители тоже переживают, когда их малыш впервые переступает порог школы.

Нам так хочется, чтобы он был примерным и прилежным, учился на пятерки, учителя его хвалили, одноклассники с ним дружили…  Чувствуете, какую непосильную ношу мы сразу же, только своими ожиданиями, взваливаем на ребёнка? А с началом учебного года к ожиданиям добавляются и требования.

Переживая, что малыш не будет соответствовать каким-то стандартам, родители начинают нагнетать: «Смотри, получишь двойку! Будешь плохо учиться, тебя оставят на второй год! Будешь плохо себя вести, тебя выгонят из школы!».

Получается, что ваш ребёнок чуть ли не каждую минуту сдаёт экзамен на соответствие вашим требованиям. Такое напряжение даже взрослому не под силу! Так что не надо нагнетать обстановку, пугать ребёнка школой и тем самым усиливать его напряжение.

Порой родители впадают в другую крайность. «Не сделал уроки? – Не страшно, в школе такие нагрузки! Каникулы с понедельника? – Не страшно, мы и пятницу прогуляем, а может, и четверг захватим, в первом классе это ерунда!».

Снижая значимость школьного процесса сейчас, вы таким образом закладываете своеобразную мину замедленного действия. Потому что ребёнок запомнит: дисциплина и обязанности — это пустой звук, а правила можно нарушать.

Правила для первоклассника

Как же помочь ребёнку адаптироваться к школьной жизни?

  1. Чёткий режим дня. Ложиться должен в 9 часов, максимум в 9:30. Подъем в 7, самое позднее — в 7:30. Утром у ребёнка должно быть достаточно времени, чтобы не только быстро умыться-одеться, но и в спокойной обстановке позавтракать.
  2. Правильное питание. Еда — это ещё один важный момент в адаптации. Ребёнок обязательно должен утром есть, и завтрак должен быть именно завтраком и горячим, а не перекусом из бутербродов. Дети, которые ходили в садик, дома обычно не завтракали, а в саду завтрак бывает уже после восьми. Да и за лето, возможно, дети привыкли есть поздно. Значит, постепенно переучивайте ребёнка завтракать чуть раньше. После школы у ребёнка должен быть обед, и тоже полноценный: первое, второе, третье. Если ребёнок сыт, у него и голова лучше варит, и сил больше, и настроение бодрое.
  3. Обязательные прогулки. Когда ребёнок прыгает и бегает на свежем воздухе, он не только таким образом даёт выход энергии. Благодаря поступлению кислорода улучшается кровообращение, в том числе и мозговое. То есть приготовление уроков после прогулки будет намного эффективнее.
  4. Отдых. Как бы много уроков не задавали, после школы дайте ребёнку отдохнуть часа два. Он ведь не робот, чтобы безостановочно трудиться. В идеале — должна быть прогулка, чтобы он мог выплеснуть энергию и сбросить школьное напряжение.
  5. Обсуждайте с ребёнком, как прошёл его день. Причём говорите не только о трудностях и проблемах, но и о радостных событиях и эмоциях. Именно на приятном и акцентируйте внимание первоклассника: «Да, ты не смог ответить на вопрос по математике, зато как хорошо прочитал стихотворение! Молодец! А с математикой давай ещё потренируемся!».

Ищите сами позитив и научите этому ребёнка — такой подход ему пригодится и во взрослой жизни. Люди, мыслящие позитивно, легче адаптируются к новым условиям. 

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/obraz-zhizni/adaptatsiya-k-shkole-pervyj-klass-i-pervye-trudnosti/

» Адаптация первоклассников: этапы, трудности, советы

Адаптация к школе: первый класс и первые трудности

Начало осени у многих родителей ознаменовалось торжественным событием: малыш пошёл в первый класс. Обычно, к этому долго и упорно готовятся и дети, и родители: посещают подготовительные курсы и занятия, проходят диагностику на психологическую готовность к школе.

Однако все-таки переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко, так как его сопровождают психологические и социальные проблемы. У первоклассника появляется новый режим дня, обязанности, что часто вызывает усталость, раздражительность, капризность, непослушание.

Сколько продлится этот сложный период — нельзя сказать однозначно, в каждой семье это индивидуально. В семье должна царствовать такая атмосфера, которая будет способствовать ребёнку максимально комфортно вливаться в школьную жизнь, преуспевая на ниве знаний.

Ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Как помочь маленькому ученику поскорее привыкнуть к школе, читайте в этой статье.

Адаптация к школе

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему.

До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать.

Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо.

Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родственников: родителей и бабушек с дедушками.

Трудности

Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.

         В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:

  • личность педагога
  • коллектив одноклассников
  • новый режим дня
  • ограничение двигательной активности
  • новые обязанности.

В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной.

Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования.

И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:

  • неуспеваемость
  • нежелание что-то делать
  • негативизм
  • демонстративность
  • лень.

Справиться с этими трудностями помогут избежать наши психолого-педагогические рекомендации.

Этапы

Адаптация первоклассников делится на этапы.

Первый этап: ребёнок впервые приходит в школу.

Этот этап обычно начинается с апреля-мая, когда родители приводят малыша на подготовительные занятия в школу. Обычно, педагогический персонал уже знаком с проблемой адаптации малышей и старается провести оптимальную профилактическую работу в этом направлении, а именно:

  • знакомят детей со школой и её территорией (проводят экскурсию)
  • совершенствуют крупную и мелкую моторику ребёнка (посредством специальных упражнений)
  • проводят спортивные занятия
  • развивают общий интеллект
  • работают с детьми с целью сохранения эмоционального равновесия и психического здоровья ребёнка.

Второй этап: ребёнок адаптируется непосредственно в школе.

Этот этап — самый сложный и ответственный для детей и их родителей. Он длится полгода с момента первого звонка. Здесь педагоги призваны:

  • оказывать педагогическую поддержку первоклассникам
  • выявлять и учитывать индивидуальные особенности и возможности учеников при построении учебного процесса
  • консультировать родителей по проблеме адаптации к школе, содействовать им в выработке тактики общения с детьми.

Третий этап: учитель или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации.

Этот этап прорабатывается во втором семестре первого класса с целью выявления и устранения проблем учебного процесса, возникающих в связи со сложностью общения отдельных детей и другими школьными трудностями.

Работа происходит в направлениях:

  • диагностика психического здоровья ребёнка (агрессивность, самооценка, тревожность)
  • коррекционно-развивающая работа с учениками, которые испытывают трудности (обучение, поведение, общение)
  • консультирование школьным психологом учителей и родителей по вопросам обучения и общения
  • отслеживание результатов адаптации первоклассников.

Программа адаптации

При составлении программы адаптации вашего первоклассника рекомендуем учесть три основных компонента: психологическую, физиологическую и социальную адаптацию.

Окружив школьника любовью и создав для него максимально благоприятные условия в семье, вы поможете ему избежать стресса в новых условиях. Позаботьтесь о чётком, грамотно продуманном режиме дня первоклассника.

Не отменяйте дневной сон: так ребёнку будет легче восстановить силы. Найдите возможность не оставлять первоклассника на «продлёнке» — ведь ему так необходим отдых дома.

Научите ребёнка правилам общения с одноклассниками. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам — и общение в школе будет только в радость.

Психологическая

Психологическая готовность первоклассника проявляется в том, что ребёнок с удовольствием ходит в школу и занимается выполнением домашнего задания, с радостью делится с домашними о школьных событиях. Противоположное отношение к школе свидетельствует о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому, чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться.

«Совет. Внимательно выслушивайте ребёнка и вникайте во все проблемы, о которых он вам говорит. Не высмеивайте его, не унижайте, не приводите в пример тех детей, у которых получается лучше справляться с обучением в школе. Это приведёт только к замкнутости, скрытности,  раздражению, нежеланию рассказывать родителям о своих волнениях».

Чаще хвалите ребёнка, поддерживайте его. Радость даже самому незначительному успеху сделает первоклассника увереннее в своих силах. Частая критика окажет негативное влияние: ученик может поверить в то, что он неудачник.

Ребёнок должен понять, что преимущество в индивидуальности, ведь у каждого свои таланты и способности. Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно, но никогда не выполняйте всё за него.

Пусть учится работать самостоятельно – иначе не научится никогда.

Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.

Рекомендации по психологической адаптации первоклассника:

  1. Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.
  2. Формируйте высокую самооценку ребёнка.
  3. Не забывайте, что ваш ребёнок — самоценность для родителей.
  4. Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.
  5. Проводите время с ребенком после школьного дня.
  6. Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.
  7. Учитывайте характер и темперамент ребёнка — только индивидуальный подход. Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.
  8. Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.
  9. Поощряйте ученика за разные успехи — не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.

Физиологическая

В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу.

Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись І четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое.

Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком.

Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему малышу.

Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения?

  1. Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
  2. Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.
  3. Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания.
  4. Следите за правильной осанкой ученика.
  5. Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.
  6. Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.
  7. Активизируйте двигательную активность ребёнка, закаливание.
  8. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.
  9. Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.
  10. Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.

«! Норма выполнения домашнего задания с первоклассником – 40 минут».

Социальная

Дети, не посещавшие детского сада, могут столкнуться с проблемой общения с одноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где он приобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе. В школе учитель не всегда уделяет этому внимание. Именно поэтому ваш ребенок снова будет нуждаться в помощи родителей.

Будьте внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками. Попытайтесь помочь добрым советом, поищите ответ в психолого-педагогической литературе. Старайтесь подсказать ему, как преодолеть конфликтную ситуацию.

  Поддерживайте контакт с учителем и родителями тех детей, с которыми у вашего малыша сложились отношения. Сообщайте учителю о тревожных ситуациях.

Помните о том, как важно защитить собственного ребёнка, а также научить его самого преодолевать препятствия.

Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть толерантным к мнениям других.

«Золотое правило воспитания. Ребенок больше всего нуждается в любви именно в то время, когда он меньше всего её заслуживает».

Советы родителям

Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:

  1. Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день!
  2. Не спешите. Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.
  3. Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня.
  4. Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабиться, отдохнёт.
  5. Если Вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.
  6. Если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребенка, воспринимайте это сдержанно. Желательно, чтобы ребёнка при этом разговоре не присутствовало.
  7. Не заставляете ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы.
  8. Не требуйте выполнять сразу все задания – устраивайте перерывы.
  9. Поощряйте самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Если ему потребуется помощь – он скажет.
  10. Не ставьте ребёнку условий.
  11. Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.
  12. Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления.
  13. Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с первоклассником, помогите ему успокоиться и заснуть.

Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.

Источник: http://paidagogos.com/?p=6920

Адаптация школе 1 класс

Адаптация к школе: первый класс и первые трудности

Мама, я НЕНАВИЖУ эту вашу школу и НИКОГДА больше туда не пойду!

Такую фразу часто слышат родители первоклассников через неделю-другую после начала учебного года. Связано это бывает с тем, что подготавливая ребенка к школе родители основное внимание уделяют навыкам: чтению, письму, счету, и считают, что этого вполне достаточно для того, чтобы их ребенок был успешен.

К сожалению, это не так. Большим компонентом готовности к школе является психологическая готовность, и это вторая причина истерик, плохого настроения, усталости и несобранности первоклашек. Зачастую, родители продвинутых по знаниям детей забывают о том, что школа — далеко не только знания.

Это еще и незнакомое, большое, часто запутанное помещение; большие классы, в которых может быть до 29 незнакомых, непонятных, малоприятных, а то и вовсе отталкивающих и пугающих детей; это постоянная толкотня в коридорах, шум и хаос на переменах; учительница, которая далеко не всегда похожа на фею из сказки, новые предметы, новые правила, новые требования, сменка, ранний подъем.

Многие дети, особенно те, кто не ходили в детский сад, психологически просто не созрели, чтобы выдержать эту бурю.

Как же помочь своему ребенку?

Запомните: первая четверть, первое полугодие — адаптационный период.

В это время все: и психологи, и воспитатели, и учителя понимают, что ребенок привыкает к школе.

Хотя от него можно ждать каких-то успехов в усвоении программы, основная задача ребенка — сориентироваться в пространстве школы.

Научиться слушать учителя и выполнять инструкции, не терять сменку и физкультурную форму каждую неделю, уметь доставать нужные тетрадки и учебники, найти общий язык с кем-то из класса.

В этот период НОРМАЛЬНО, если ребенок вдруг начинает вести себя не так, как обычно:

  • часто плачет,
  • становится агрессивен,
  • постоянно хочет спа или же наоборот с трудом засыпает,
  • вдруг начинает много есть или же ест меньше обычного,
  • грубит или игнорирует просьбы взрослых,
  • не хочет ходить в школу или заниматься тем, что раньше доставляло ему удовольствие.

Ничего приятного в этом, конечно, нет, и, если такое поведение продолжается после окончания первого полугодия, нужно задуматься о визите к специалисту.

Но в период адаптации такое поведение — признак того, что ребенок борется с трудностями, но его сил хватает не всегда.

Ваша задача здесь — не ругать, не наказывать, а проявить понимание и поддержку, а лучше — докопаться до того, что же все-таки так тяжело вашему ребенку и постараться помочь, выслушать, поддержать, оказаться на стороне ребенка.

В этот период по возможности лучше избегать масштабных перемен: переездов, длительных командировок, ремонтов и пр. Это лишь дополнительный стресс для и так перегруженного ребенка. Важно хотя бы приблизительно выдерживать режим дня.

Хорошо помогают любые визуальные методы: цветное расписание с картинками, цветные наклейки для опознания тетрадей и учебников, наклейки-напоминалки, схемы с картинками и пр.

В нашем центре вы сможете обсудить с психологом те трудности, с которыми вы столкнулись или боитесь столкнуться, можете провести диагностику готовности ребенка к школе, а также получить консультацию в случае, если вам кажется, что поведение ребенка не признак адаптации, а что-то более серьезное.

Также мы приглашаем вас на группу для родителей Мой ребенок — первоклассник . В рамках этой группы взаимопомощи вы сможете поделиться с другими родителями теми трудностями, с которыми вы столкнулись в поведении ребенка или же в других аспектах школьной жизни, получить их совет, найти внутренние и внешние ресурсы, чтобы справиться с проблемой, а также услышать мнение специалиста.

Чтобы вам не нужно было беспокоиться о том, с кем и где оставить ребенка, одновременно проходит развивающая игровая группа для первоклассников, в рамках которой ваш ребенок сможет в безопасной атмосфере потренировать свои навыки настоящего ученика и найти поддержку у сверстников.

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников к школе.

Отчет о прохождении адаптационного периода у учеников 1 класса.

( кл. рук. Аткина О. Н .)

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. как в социально — психологическом. так и в физиологическом плане.

Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью. освоить школьные нормы поведения.

приобщиться к классному коллективу. приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

Начну с того. что работа с этими детьми началась еще в прошлом году ( один раз в неделю по 2 занятия ). Занятия посещали дети из детского сада и. так называемые. « домашние » дети. Главной целью было помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника.

способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения. Занятия проводила я. занятий носило развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней.

Эта программа позволила дошкольникам не только усваивать учебные знания. умения и навыки. но также готовить их к предстоящей школьной жизни. В свою очередь я вела наблюдение за индивидуальным развитием детей. через общение с их родителями накапливала информацию о каждом ребенке и его семье.

Все это помогло подготовиться мне и детям к началу учебного года.

Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия. отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе. как правило. являются изменения в поведении детей.

Одна группа детей адаптировалась к школе в течение первых двух недель обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив. освоились в школе. приобрели новых друзей в классе ; у них почти всегда хорошее настроение. они доброжелательны. добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.

Иногда у них отмечались сложности в контактах с детьми. либо в отношениях с учителем. так как им еще трудно было выполнять все требования правил поведения. Но к концу сентября ( у некоторых детей – к концу октября ) произошло освоение и с новым статусом ученика. и с новыми требованиями. и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

Она была свойственна 80% учащихся класса.

Вторая группа детей имела длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивался. дети не могли принять ситуацию обучения. общения с учителем. детьми.

Лишь к концу ноября реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация. которая наблюдалась у 20% учащихся .

( показатели адаптации первоклассников отражены в таблице )

В таблице представлено 9 показателей адаптации первоклассников к школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (6 уровней); страх (5 уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня); общее самочувствие (5 уровней); успеваемость (4 уровня)

Диагностика отношения первоклассника к школе

1 Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное

2 Эпизодические проявления снижения настроения

3 Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий 4 Вялость, рассеянность

5 Заторможенность, истерия, плач

6 Выражение негативного отношения к школе

7 Полное нежелание идти в школу

Контакты со сверстниками

1 Легко и уверенно входит в коллектив

2 Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками

3 Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность “сотрудничать” со сверстниками

4 Робок, малоинициативен, избирателен в общении

5 Не поддерживает социальных контактов

6 Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников

1 На уроках проявляет активность и интерес

2 Посещает все уроки без принуждения

3 Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим

4 Учится без видимого желания

5 Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею

1 С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя

2 Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается

3 Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из?за несобранности

4 Требования учителя выполняет неохотно

5 На уроках часто отвлекается

6 Игнорирует требования учителя

Реакции агрессии, гнева

1 Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует

2 Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей

3 Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением

4 Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя

5 Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников

6 Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя

1 Страх отсутствует

2 Эпизодически робок, застенчив, стеснителен

3 Робок, застенчив, легко теряется

4 Указанные черты ярко выражены

5 В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя

Двигательная активность на перемене

1 Ребенок подвижен, активен

2 Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях

3 Двигательная активность низкая

4 Двигательная активность всегда низкая

1 Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым

2 Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости

3 Периодически жалуется на недомогания

4 Жалобы принимают устойчивый характер

5 Проявление невротических расстройств

Анкета заполняется учителем после 3-4 недель обучения.

программа психологической коррекции при адаптации учащихся 1 класса школы — интерната VIII вида «Первоклассник»

Первый класс – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст.

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС.

Доклад Организация обучения учащихся 1 класса в период адаптации

Общешкольное родительское собрание.

Условия адаптации вновь принятых учащихся 1 класса

В статье показаны условия адаптации первоклассников.

Диагностические методики в период адаптации учащихся 1-Х КЛАССОВАнкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

Адаптационный период для первоклассника в школе.

Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У первоклассника изменились социальное окружение и система деятельности.

Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требовании учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.

Длительное психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети с ослабленным здоровьем являются наиболее подвержены дезадаптации.

Восприятие ребенком школьной жизни, развитие отношений с одноклассниками может быть непредсказуемыми. Все это усложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной.

Очень важен процесс адаптации для учителей, который не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят. Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Цель адаптационного периода — помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Источник: http://orebenkah.ru/adaptacija-detej/adaptacija-shkole-1-klass.html

Первоклассные трудности или Адаптация к школе

Адаптация к школе: первый класс и первые трудности

Отзвенел первый звонок, спрятана в шкаф парадная форма. Начинаются школьные будни. Первые учебные недели особенно сложны для вчерашних дошкольников. Ведь это только в песне легко: «Называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». На самом же деле потребуется немало усилий и времени, чтобы ребенок адаптировался к школе и понял, что такое быть учеником, быть первоклассником.

Как отмечает наш постоянный собе­­седник, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор Марьяна Михайловна Безруких, приход в школу — это ко­­ренное изменение всего уклада жиз­­ни ребенка.

Это новый режим, новые требования, новые условия жизни, новые отношения и, конеч­­но же, принципиально новый вид деятельности. Самостоятельно справиться с проблемами этого непростого периода ребенку не под силу.

И здесь как никогда ему потребуется поддержка, помощь и понимание родителей.

Что же можно сделать, чтобы процесс школьной адаптации прошел мягко и относительно безболез­­ненно? Именно об этом мы и попросили сегодня рассказать Марьяну Михайловну.

Не торопите события!

О трудностях адаптации к школе слышали или чи­­тали многие родители. Но даже и такие все рав­­но полагают, что этот процесс длится дней десять, ну максимум две недели.

А потом решают: ребенок уже привык, все в порядке, пора за дело. И начинают предъявлять к нему вполне серьезные требования: чтобы был дисциплинированным, внимательным, чтобы кра­­сиво писал, чтобы не уставал…

Прежде всего, хочется подчеркнуть: адаптация не заканчивается ни через две недели, ни даже через месяц.

Она длится, как минимум, два месяца, а то и весь первый год учебы. И на протяжении всего этого времени родители будут сталкиваться с самыми разнообразными проблемами, каждая из которых требует своевременного и бережного решения.

Проблемы эти можно разделить на 2 группы:

функциональное состояние и здоровье ребенка, фактически возможность физически выдержать школьные нагрузки; психологическая адаптация в новом коллективе сверстников, взаимодействие с учителем. Остановимся подробнее на каждой.

Выстоять в бурю

Первые 3-4 школьные недели в детском организ­­ме происходит настоящая физиологическая буря. Организм ищет, как реагировать на изменив­­шиеся нагрузки. И практически все его системы — сердечно-сосудистая, эндокринная, дыхательная, нервная — функционируют в экстремальном режиме.

Ребенок здоровый, спокойный, уравновешенный может справиться с этой бурей без особого труда.

Правда, для этого школьная нагрузка должна быть соразмерной возрасту:

* занятия в первой половине дня;

* не больше 4 уроков в день;

* при составлении расписания учтена динамика ра­­ботоспособности первоклассника: на 1 уроке ре­­бенок еще не проснулся, на четвертом — уже устал.

Но таких детей совсем немного, в лучшем случае, 30 %. Остальным же 70 % такую нагрузку выдержать очень сложно.

Часто болеющие дети быстро истощаются и утомляются. И для них сложен и первый урок, и второй. И третий. А на четвертом их уже просто нет. А если, не дай Бог, на пятом-шестом есть еще какой-нибудь «факультатив», на самом деле, обязательный для всех, то ребенок заниматься просто не сможет.

Непоседы. Это не обязательно дети с синдромом дефицита внимания. И если нет жестких требова­­ний, их активность может оставаться в пределах нормы. Но высидеть 4 урока такому ребенку тоже не под силу. Уже хотя бы потому, что сидеть в непод­­вижной позе в течение 45 (и даже 40) минут подряд и напряженно слушать — сложнейшая статическая нагрузка. Попробуйте сами.

Медлительные дети. Им безумно сложно, по­­тому что они медленно включаются в работу. Из-за того, что не успевают за темпом работы класса, они находятся в постоянном напряжении и в результате переутомляются, по сути, ничего толком не сделав.

Психологические проблемы

Помимо физических нагрузок, первоклассник стал­­кивается и с проблемами психологической адапта­­ции. Необходимо искать общий язык с новыми, не­­знакомыми сверстниками. Причем в школе, где го­­раздо больше, чем в детском саду, возможностей для спонтанных, не подконтрольных взрослым контак­­тов между детьми, процесс этот может проходить довольно сложно и болезненно.

Кроме того, нужно выстроить отношения с учи­­телем, приспособиться к темпу его речи, к звуку, к громкости. И, конечно, понять, каковы его требо­­вания и ожидания. Ведь к дошкольникам и дома, и в детском саду требования применяются подчас принципиально иные.

Первоклассник же пока еще не очень хорошо понимает, как себя вести в разных ситуациях и нередко оказывается из-за этого в не­­ловком, неуютном положении. Это колоссальная эмоциональная нагрузка, справиться с которой не­­просто.

И потому буквально в первые недели ребе­­нок приходит домой с жалобами на головную боль, усталость. Может снизиться аппетит, нарушиться сон, часто без причин меняется настроение. Иногда даже появляются навязчивые движения.

Все это — неврозоподобные расстройства, и они свидетельству­­ют о напряженности психологической адаптации.

Процесс адапта­­ции многократ­­но осложняется, если параллельно с общеобразова­­тельной школой ребенок начинает учиться и в музыкальной, посещать разнообразные кружки и секции. Чтобы избежать перегрузок, стоит начинать занятия в музы­­кальной, спортив­­ной, художествен­­ной школе за год до первого класса или уж отложить все это еще на год.

Внимание: требуется помощь!

Что же могут сделать родители, чтобы помочь перво­­класснику адаптироваться к новой жизни? Едва ли не самое важное — рациональный и жесткий режим.

* Вставать и ложиться в одно и то же время. Ноч­­ной сон должен составлять не менее 10 часов.

* Многим детям в первом классе необходим дневной сон. Если ребенок хочет после школы спать — очень хорошо, пусть.

* После школы обязательно хотя бы час погулять. Ни в коем случае нельзя сразу садиться за уро­­ки. (В принципе, в первом классе их задавать не должны, но практика показывает, что задают практически повсеместно).

* После 18.00 — никаких домашних заданий. В это время лучше спокойно поиграть, если есть воз­­можность — погулять перед сном и вовремя лечь спать.

Обязательно обращайте внимание на любую жа­­лобу — дети никогда не жалуются просто так.

Забудьте сакраментальный вопрос: «Что ты сегодня получил?» Никогда не оценивайте ребенка по его успехам в школе.

Наши исследования пока­­зывают: 80 % всех конфликтов, которые возникают с началом обучения, — это конфликты, связанные с неудовлетворительными оценками или поведени­­ем.

То есть, получается, практически любого пер­­воклашку каждый день есть за что отчитать, а вот за что похвалить — родители часто не находят.

А ведь при этом, чтобы у ребенка не пропало желание учиться, необходимы две составляющие: интерес и успешность. Но учитель может заинтере­­совать, а может не заинтересовать ребенка учебой, а вот родитель всегда может — и должен! — найти, за что поддержать и похвалить, посочувствовать, если не получается.

И, наконец, еще один, главный совет — не делать проблемы из возникающих трудностей. Все школь­­ные трудности преодолимы. Только родители должны быть конструктивными в своей помощи: не ругать, не корить, не стыдить, а действительно предлагать реальные пути решения.

Источник: Журнал «Здоровье школьника» 

Также вам будет интересно прочитать на нашем сайте:

Он, она и 1-й класс

Аллергия на школу или какие болезни могут появиться в первые месяцы учебы

Пришло ли время первого звонка?

Зарядка для первоклашек: Концентрируем внимание и избавляемся от напряжения

Что мы приносим в школу

Первый раз в первый класс…

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/schooolers/6705.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.