5 самых частых страхов, которые бывают у детей

Содержание

5 самых частых страхов, которые бывают у детей

5 самых частых страхов, которые бывают у детей

Все малыши подвержены каким-то страхам — это совершенно нормально для детского развития. задача родителей — помогать ребёнку преодолевать их и следить, чтобы страхи и тревоги не мешали ребёнку жить. Чего же чаще всего боятся наши дети?

Это, пожалуй, один из самых распространённых страхов. Он может появиться у ребёнка после 2 лет и сохраняться очень долго — в некоторых случаях до взрослого возраста. Если говорить о более глубоком уровне, то страх темноты отражает естественный страх смерти, небытия.

В темноте острее ощущается чувство беспомощности, кажется, что ситуация вышла из-под контроля — ведь невозможно контролировать то, чего ты не видишь. Кроме того, в темноте ребёнку могут мерещиться всевозможные вымышленные персонажи — баба-яга, бабай и прочие монстры.

Темнота наступает, как правило, ночью, когда родители спят, а значит, ребёнок чувствует себя вдвойне уязвимым.

Совет Детстраны: Никогда не пугайте ребёнка сказочными персонажами («Будешь плохо себя вести, Кощей Бессмертный унесёт тебя к себе» и так далее). Именно в темноте все эти страхи проявят себя особенно ярко. Сделайте отход ко сну максимально комфортным, не стыдите кроху — «Ты большой мальчик, мужчины не должны ничего бояться!».

Наоборот, успокойте ребёнка. Если ему мерещатся чудища в шторах, включите свет и покажите, что там никого нет, это всего лишь игра теней. Посидите с  ним вместе, погладьте по спинке, почитайте добрые сказки. Установите ночник, и никогда не заставляйте ребёнка насильно оставаться в тёмной комнате.

Пусть спит с подсветкой до тех пор, пока ему не станет комфортно оставаться в темноте.

Страх №2: Страх врачей

Этот страх появляется также довольно рано — ведь неприятные процедуры забора крови проходят в самом раннем возрасте.

Малыши начинают плакать при виде любого человека в белом халате, а позже дети начинают бояться стоматологов, пугаются при виде шприца (если нужно сделать укол или прививку), отказываются заходить в кабинет, плачут и совершенно искренне страдают. Этот страх несложно объяснить — дети боятся боли и неизвестности.

Совет Детстраны: Играйте в доктора! Купите крохе специальный набор юного врача, наденьте на него халат, и пусть он «лечит» всех членов семьи, а также кукол, мишек и прочих белочек-собачек.

Объясняйте и рассказывайте, зачем нужен тот или иной прибор, можете дать ребёнку настоящий фонендоскоп — пусть он прослушает ваше сердце или собственный пульс или дыхание.

Тревоги точно станет меньше — по крайней мере, ребёнок перестанет бояться всех манипуляций и спокойно даст врачу послушать себя знакомой ему «слушалкой».

Также можно поддержать малыша, покупая ему небольшие подарки после каждого похода к врачу. А ещё лучше, если есть такая возможность, потихоньку передать их доктору заранее и попросить вручить крохе по окончании приёма. Несколько таких сюрпризов, и ребёнок будет с нетерпением ждать следующего визита к доктору. Только не переборщите — это не должно стать обязательным условием.

Страх №3: Боязнь животных

Многие дети боятся животных — кошек, собак и другую «живность». Нередко это бывает связано с тем, что малыша когда-то испугал чей-то питомец, или если родители ребёнка сами побаиваются животных.

Также настороженно относиться к домашним питомцам могут дети, которые редко контактировали с представителями живой природы.

С одной стороны, в том, что малыш с осторожностью воспринимает чужих собак или кошек, нет ничего плохого — значит, он точно не станет обнимать незнакомого пса или пытаться взять на руки неизвестную кошку. Но если страх ребёнка слишком силён, и при виде животного он впадает в панику, тут, конечно, малышу нужно помочь.

Совет Детстраны: Во-первых, не стоит запугивать ребенка: «собака тебя покусает!», «кошка оцарапает!» — и поэтому обходи их стороной. Лучше научите малыша, как нужно правильно себя вести. Например, прежде чем погладить незнакомую собаку, нужно обязательно спросить у её хозяина разрешение.

Расскажите, чего делать нельзя: убегать от собаки, кричать, замахиваться слишком близко или трогать кота за хвост, пытаться погладить его живот и прочие моменты. Старайтесь расширять кругозор ребёнка, знакомьте его с особенностями поведения животных — посещайте зоопарки, смотрите образовательные телепередачи, читайте книги и энциклопедии.

Если малыш боится какого-то конкретного животного (например, собаку), можно помочь ему преодолеть этот страх, познакомив с маленькими забавными щенками. Или договориться с кем-то из знакомых, кто только взял щеночка, приходить навещать его, играть, общаться. Щенок постепенно будет расти, а дружба между ним и ребёнком — крепнуть.

Постепенно пушистик вырастет во взрослую собаку, но ваш малыш будет помнить её детство и не станет бояться.

Страх №4: Боязнь сказочных персонажей

Бывает так, что ребёнок слишком впечатлился сюжетом какой-то сказки или мультфильма и стал бояться кого-то из героев. Страхи, как правило, обостряются к ночи. Так что малышу даже могут начать сниться страшные сны.

Совет Детстраны: во-первых, избегайте слишком страшных сказок и фильмов. Обязательно учитывайте возрастные рекомендации — тот сюжет, который ребёнок легко воспримет в 5 лет, в 4 года может испугать его. Если малыш всё же боится какого-то персонажа, попробуйте проиграть с ним несколько ситуаций.

Можно нарисовать героя и придумать про него несколько историй, в конце которых «страшилище» будет оказываться в смешной или нелепой ситуации. Можно пойти дальше и придумать сюжет, в котором «злюка» сам попадает в переделку, понимает, как был не прав всё это время, перевоспитывается и становится хорошим.

Или придумайте другой способ, который позволит всегда справиться с любым монстром (например, сказать какую-то волшебную фразу). Очень хорошо помогают игрушки — «охранники». Заведите плюшевого мишку или собачку, которая всегда будет спать с ребёнком и «защищать» его от любых «злодеев».

И, конечно, ни в коем случае не ругайте ребёнка за трусость! Поддерживайте, будьте рядом.

Страх №5: Страх чужих людей

Впервые этот страх появляется у малышей примерно в 8 месяцев, когда они начинает отчётливо отличать «своих» и «чужих».

Но постепенно этот страх утихает, и, если у ребёнка достаточно социальных контактов, он начинает с удовольствием общаться с окружающими.

Если же кроха мало виделся с незнакомцами (например, если ранние годы малыш провёл за городом только в окружении семьи и близких родственников), то страх перед чужаками может проявляться и в более позднем возрасте.

Совет Детстраны: если нет каких-то особых противопоказаний (когда по состоянию здоровья врачи рекомендуют избегать любых контактов), обеспечьте ребёнку достаточное количество общения.

Ходите в гости, приглашайте друзей к себе, играйте на детских площадках, запишитесь на развивающие занятия. Чем больше малыш будет контактировать с окружающими людьми, тем меньше он будет их бояться.

Не пугайте ребёнка чужими («если не прекратишь кричать на всю улицу, вон тот дядя заберёт тебя к себе!», «куда ты с ногами на лавку залез, сейчас тебя выгонят отсюда!» и другие моменты).

Будьте сами приветливы с незнакомыми вам людьми, научите своё чадо, как нужно начинать беседу, здороваться, прощаться, как отвечать на вопросы — малыш будет чувствовать себя увереннее.

Когда ребёнок подрастёт и станет передвигаться по городу самостоятельно, подробно расскажите ему, что делать в тех или иных ситуациях и к кому обращаться за помощью в случае необходимости. Если малыш будет знать, что и как нужно делать, страхов и тревог будет гораздо меньше.

Какие бы страхи не беспокоили вашего ребёнка, помните: никогда не ругайте и не стыдите его, постарайтесь создать максимально комфортную обстановку, будьте рядом, преодолевайте тревоги вместе. Но если, несмотря на все усилия, со страхом справиться так и не получится, обращайтесь за помощью к детскому психологу.

спасибо, ваш голос принят

Узнайте себя

Больше по теме

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/vospitanie/5-samyh-chastyh-strahov-kotorye-byvayut-u-detej/

Детские страхи

5 самых частых страхов, которые бывают у детей

Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением.

Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты.

Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%.

Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии.

Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка.

Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации.

Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются.

Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе.

Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные.

Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов.

По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета.

В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми.

Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня.

Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений.

Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями.

Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий.

Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций.

Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым.

Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы.

На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности.

Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам, психотерапевтам, психиатрам. Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх . Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов. Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи.

Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения.

Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/childhood-fears

Как побороть даже сильные детские страхи

5 самых частых страхов, которые бывают у детей
В рамках совместного проекта канала TiJi и «Академии Монсиков» Виктория Шиманская, психолог, автор книг и специалист по развитию эмоционального интеллекта детей, провела вебинар «Страхи у детей. Как помочь ребенку?».

Мы прослушали ее лекцию и делимся с вами интересными мыслями и действенными техниками.

Страх — это некий сигнал, который предупреждает нас об угрозе. Страх бывает полезным и вредным.

Безопасная жизнь без такой эмоции, как страх, невозможна, ведь именно она сдерживает нас от безрассудных и опасных поступков. Когда мы видим проносящиеся мимо нас машины, нам становится страшно, и это чувство останавливает нас от того, чтобы выйти на дорогу.

Но у страха есть и обратная сторона, которая разрушает нас: он не позволяет совершать важные поступки и заставляет чувствовать себя дискомфортно. Бывает, что мы не можем проявить себя на работе, потому что боимся начальника. Или не можем водить машину, так как боимся аварий на дорогах.

Именно с этой негативной стороной страха нужно бороться. Но сначала давайте выясним, что может стать причиной детской страха.

Причины детских страхов

• Этапы взросления. Уже в 7 месяцев ребенок бьет тревогу из-за долгого отсутствия мамы.

До 3 лет у малыша развиваются привязанность и чувство доверия к родителям. И в этом возрасте особенно сильно работают внушаемые страхи, а также страхи, вызванные неожиданностью, — резкий звук или боль от укола.

С 3 до 5 лет появляется страх темноты и одиночества. А дальше ребенок сталкивается с осознанием реальной смерти. И страх потери самого близкого человека может прочно засесть в его мыслях.

Как мы видим, у каждого детского возраста существует своя «норма» страхов.

Прожить эти этапы — естественная часть процесса взросления.

Страхи появляются и исчезают. Однако иногда они задерживаются в психике ребенка и полностью завладевают его вниманием, тем самым мешая развитию, общению со сверстниками, учебе.

• Угрозы. Не всегда страхи у детей возникают из-за возрастных особенностей. Иногда их причины кроются в родительских реакциях.

Мы не всегда умеем договариваться с детьми. Нам проще говорить угрозами, потому что так легче и быстрее добиваться результата.

Например, «Не доешь кашу — позову Бабу-ягу!», «Не будешь слушаться — отдам тебя чужой тете!».

Мы этого не замечаем, но такие «смешные» угрозы лишают ребенка чувства безопасности и спокойствия.

В результате семья перестает быть крепостью, а дети теряют психическую устойчивость.

• Семейная обстановка. Скандалы и выяснения отношений ведут к формированию чувства тревоги и мнительного характера.

В результате при любом внешнем раздражителе у мнительного ребенка может сформироваться глубокий страх.

• Родительские страхи. Иногда мамы и папы проецируют свои страхи и опасения на своих детей.

Благодаря родителям малыш узнает, чего стоит бояться, а чего нет. Например, ваш ребенок может так и не научиться плавать, если вы сами боитесь воды или выражаете сомнения или неуверенность в этом действии.

Почему страхи могут быть вредными

Физиологически страх проявляется выработкой гормона адреналина, который усиливает сердцебиение и вызывает сужение сосудов. Все это позволяет моментально среагировать на опасность и стать на время быстрее и сильнее, чтобы справиться с опасностью. Это полезный страх.

Однако дети часто прячут свои страхи не только от сверстников, но и от взрослых, мнение которых важно для него. А что бывает, если человек не прорабатывает свой страх, а скрывает его?

В организме происходит продолжительная выработка адреналина, которая ускоряет белковый обмен.

Это приводит к усталости и истощению — как физическому, так и эмоциональному.

Головной мозг расходует слишком много энергии на бессмысленную деятельность — постоянное переживание этих страхов. Это вредный страх.

Как помочь ребенку справиться со страхами

Пусть дети понимают, что бояться — это нормально, что ничего стыдного в этих эмоциях нет. Однако нездоровые страхи надо обязательно прорабатывать. Вот несколько советов, как делать это правильно.

1. Проявите понимание. Важно показывать ребенку, что мы понимаем его переживания и готовы всегда прийти на помощь.

Доверительный разговор и честный рассказ о том, как мы сами побороли свои страхи, поможет ребенку понять, что его ситуация не безвыходная. Личный пример родителей позволяет ему почувствовать себя в безопасности, осознать, что он не одинок в своих чувствах.

2. Поделитесь своим опытом. Расскажите малышу, что вы когда-то сами были маленьким ребенком и сталкивались со страхами, которые в итоге преодолели и стали храбрыми.

Здорово, если таким рассказчиком выступит папа, как олицетворение силы и мужества.

3. Примите страх ребенка. Ребенок имеет право бояться чего угодно, даже если это не соответствует нашим взрослым ожиданиям. Это могут быть и фантазийные страхи.

Привычная манера успокоения «Ну что за глупости! Тут нечего бояться» обесценивает детский страх и подрывает доверие ребенка к вам.

Все, что необходимо сделать, — это искренне принять эмоции малыша и поверить, что ему сейчас действительно невыносимо страшно!

Даже если причина его страха — маленькая гусеница на тротуаре или монстр, живущий в темном углу комнаты.

4. Меняйте установки. Дети часто боятся выдуманных образов, которые возникают у них из-за невозможности объяснить себе что-то новое и непонятное.

Так, громкий лай одной собаки может сформировать страх перед всеми собаками мира.

Чтобы помочь ребенку справиться с такой фобией, нужно постепенно менять сложившийся образ на позитивный.

Например, показывать добрые и смешные мультфильмы про собак, познакомить малыша с милым маленьким щенком, рассказать, какими преданными и добрыми по своей природе могут быть собаки. И со временем у ребенка произойдет замена негативного образа на позитивный.

5. Нарисуйте страх вместе с малышом. На бумаге отображаются все те пугающие образы, которые малыш зачастую не может осознать и сформулировать словами.

Попросите его нарисовать свой страх. Кто это? Монстр? Страшное животное? Или отрицательный герой? А потом предложите сделать его веселее — пририсуйте страшному монстру смешную рожицу или забавные усы.

Дайте волю своей фантазии, сделайте страх смешным!

Такие метаморфозы помогают детям взглянуть на ситуацию с разных сторон.

6. Придумывайте сказки. Представьте с ребенком ситуацию, в которой его страх стал реальностью и найдите способы выхода из нее.

Главным героем сказки может стать сам малыш, который смело преодолевает препятствия, сражается со злобными монстрами, побеждает их и вступает с ними в диалог. А иногда даже становится их другом!

Другой вариант — добавить в сказку волшебного персонажа. Это может быть герой мультика, который помогает малышу справиться с любыми страхами на его пути.

7. Делайте игрушки спутниками ребенка. Игрушка — верный друг, который поможет преодолеть страх темноты, врачей или сверстников.

Игрушка поможет малышу не чувствовать себя одиноким и беззащитным в сложных или просто новых условиях.

Пусть любимая игрушка станет бесстрашным спутником вашего ребенка.

8. Определите страх в теле ребенка. Эмоции живут не только в нашей голове, они всегда отзываются определенными ощущениями в теле. Например, от счастья у нас может сводить скулы или щемить сердце. От тревоги сосет под ложечкой или трясутся руки.

Попросите ребенка показать, в каком месте у него сейчас находится страх. Затем попросите его дышать ровно и чувствовать, как успокаиваются его напряженные части тела.

Обнимите малыша, дайте ему ощутить физически, как вы его оберегаете.

Тактильный контакт — это самое эффективное средство, которое способно снять напряжение во время тревоги. К тому же оно всегда «под рукой».

9. Используйте ритуалы. Одним из самых частых страхов, которые возникают у детей в возрасте 3 лет, является страх темноты. Малыша пугает не только то, что он перестает видеть близких людей и окружающую обстановку. Ему кажется, что весь мир исчезает!

Чтобы справиться с этим страхом, создайте свой собственный ритуал засыпания.

Например, прочитайте книжку, обнимите своего малыша, укройте его одеялом, поцелуйте, пожелайте доброй ночи и выйдите из комнаты. Это позволит малышу создать красивый сказочный образ ночи и отвлечься от страха темноты.

10. Включайте правильные мультфильмы. Просмотр мультиков также поможет в борьбе со страхами, ведь сказочные герои пробираются через темные леса и преодолевают разные страшные препятствия.

Главное — подобрать мультфильмы в соответствии с возрастом ребенка.

Прочтение пугающих сказок тоже полезно, так как они дают опыт переживания страхов. Ребенок в своем воображении рисует картины, которые наиболее просты для его понимания. Однако страшные мультфильмы лучше не включать, поскольку они предлагают уже готовые образы, к которым малыш может быть не готов. И тем более нельзя давать смотреть детям взрослые фильмы.

11. Дайте понять разницу реальных и нереальных страхов. Поиграйте с ребенком в игру на различие настоящих страхов и фантастических.

Важно, чтобы он понял, что придуманный страх всегда можно остановить: закрыть книгу, выключить компьютер, проснуться или просто поменять игру во время таких праздников, как Хеллоуин.

12. Сделайте оберег от страха. Оберег нужен для того, чтобы оберегать человека от опасности.

Предложите ребенку сделать такой талисман своими руками.

Например, из фольги от шоколадки, скомкав ее в шарик и продев через него нитку. Такой талисман можно повесить рядом с кроваткой или носить в виде браслета или кулона по особым случаям.

13. Станьте настоящими укротителями страха. Соберите все вышеперечисленные способы борьбы со страхами, добавьте свои, вооружитесь фонариком и отправляйтесь с ребенком в поход в место, которое ему кажется страшным.

Можно надеть нарисованные своими руками маски и сочинить храбрилку.

А в конце этого путешествия обязательно вручите медаль за храбрость!

Источник: https://woman.rambler.ru/children/38879253-kak-poborot-dazhe-silnye-detskie-strahi/

Детские страхи

5 самых частых страхов, которые бывают у детей

Страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.

У детей такие страхи, как правило, являются результатом психологического воздействия взрослых людей (чаще всего родителей), или  самовнушения. Появление такой проблемы у ребёнка – повод задуматься родителям.

Не стоит оставлять её без внимания, ведь невротические проявления у взрослых людей часто бывают следствием не разрешившихся детских страхов.

Причины детских страхов

Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько:

— перенесённая  ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (укус пчелы, например); — излишне частое напоминание ребёнку родителями о возникновении возможных неприятных ситуаций;- сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;- частые запреты;- разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);- конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок;- разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка;

— осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами (баба-яга, леший, водяной), чтоб добиться послушания.

Это так называемые возрастные страхи, появляющиеся у эмоциональных и чувствительных детей.

Достаточно часто страхи являются проявлением заболеваний нервной системы – неврозов.

Существуют также косвенные причины (предпосылки), которые создают условия для развития детских страхов. Так, неправильное поведение матери, которая берёт на себя роль главы семьи, вызывает у ребёнка беспокойство. Плохо действует на ребёнка стремление матери поскорее выйти на работу после декретного отпуска, при этом ребёнок чувствует острую нехватку в тесном общении с ней.

Более подвержены страхам дети из неполных семей, а также единственные дети в семье, которые становятся центром забот и тревог родителей.

  Возраст родителей также оказывает своё влияние – чем старше родители, тем сильнее склонны их дети к развитию тревоги и беспокойства.

Влияет на появление страхов у детей и перенесённый мамой во время беременности стресс или конфликтная обстановка в её семье в период вынашивания ребёнка.

Наличие тех или иных детских страхов напрямую зависит от возраста ребёнка.

Страхи у детей разных возрастов

У детей первого года жизни наиболее типичнее страхи связаны с отдалением ребёнка от  матери. Ребёнок также может бояться чужих людей и новой обстановки.
До трёхлетнего возраста дети чаще всего боятся темноты.  Нередко возникает страх остаться одному и ночные страхи.

После трёх лет боязнь темноты всё ещё сохраняется, но и возникают новые переживания – теперь ребенок боится оказаться в замкнутом пространстве, боится сказочных героев и одиночества (в понимании «быть никем»).

Когда ребёнку исполняется 5 лет, он начинает бояться пожара, глубины, страшных снов, смерти, животных. Может возникнуть страх потери родителей, и в то  же время боязнь быть ими наказанным. Нередко ребёнок испытывает страх перед опозданием и перед заражением какой-то болезнью.

С семи лет, когда начинаются школьные годы, могут приходить различные страхи, связанные с учёбой – боязнь сделать ошибку, получить плохую оценку,  не оправдать ожидания взрослых.

С 10 -11 и до 16 лет ребёнок испытывает страх перед изменением свое внешности и различные страхи межличностного происхождения.

Имеет смысл остановиться на основных видах страхов у детей.

Стах одиночества

Практически каждому из детства знаком страх остаться дома одному. Вызвано это у ребёнка чувством ненужности, беззащитности, недостаточной любви родителей, которые оставили его одного.

В таком случае нужно убедить  малыша, что дом – безопасное место, и хотя вам и приходится  уходить, вы всё равно очень любите своего мальчика или девочку. Договоритесь о времени, когда  следует ожидать вашего возвращения, и обязательно позванивайте время от времени.

  Хотя, скорее всего, полностью этот страх исчезнет только при взрослении ребёнка.

Боязнь темноты

Часто встречающимся страхом является боязнь темноты. Бывает, что их провоцируют сам взрослые или кто-то из друзей, выскакивая из темноты и крича страшным голосом «У-У-У!» или рассказывая, что в темноте летают какие-нибудь приведения.

Иногда избавиться от этого помогает своеобразное «закаливание» темнотой (постепенное увеличение времени нахождения в тёмной комнате, или даже сидение в ней с фонариком, показывая, что там, кроме предметов ничего нет и быть не может).

Но лучше не мучить ребенка и включать ему свет, давая возможность увидеть, что ничего не изменилось и спокойно ждать, когда малыш подрастёт.

Страх смерти

Страх смерти у ребёнка наиболее неблагоприятно сказывается на психике, поэтому никогда не говорите ему фразы типа: «если ты меня не послушаешься, я могу заболеть и умереть».  Постарайтесь оградить его от посещения похорон как минимум до 10 лет.

Однако периодически упоминайте при нём об умерших родственниках, так приходит понимание того, что и после смерти человек продолжает жить, неважно где – в разговорах, в сердцах людей, но он не исчезает окончательно.

Если это не помогает, лучше обратиться к специалисту.

Как избавиться от страхов

Нужно сказать, что если ребёнок правильно развивается и здоров, то к 16 годам всяческого рода страхи у него должны исчезнуть. Однако, заблуждением является мнение, что ребёнок вообще никогда не должен испытывать тревожные чувства.

С увеличивающейся познавательной деятельностью растущего организма, избежать их появления  просто невозможно, а может быть и не нужно.

Но всё хорошо в меру, поэтому, если  страхи мешают ребёнку жить качественно и счастливо, с ними нужно бороться.

Что делать, если страхи у вашего ребёнка возникают очень часто и расшатывают его и без того слабую нервную систему.

Прежде всего, запомните то, чего нельзя делать ни в коем случае:

1. Наказывать ребёнка за его страхи.2. Насмехаться над ним, пытаясь уличить его в притворстве или глупости.3. Не пытаться насильно поместить малыша в этот страх (заставлять его погладить собаку, которую он панически боится).4. Не позволять бесконтрольно смотреть фильмы ужасов или читать книги или журналы со страшными сюжетами. 

Чем родители могут помочь ребёнку:

1. Внимательно выслушать и понять чувства малыша, т.к. для любой страх представляется реальной опасностью его жизни. При этом ребёнок выплеснет свои эмоции, ослабит их, и вы составите полное представление о причинах и картине его переживаний.

Однако нельзя открыто настаивать на том, чтобы ребёнок рассказал причину  своих страхов, так как проблема обострится ещё больше и закрепится. Говорить с ним напрямую можно в том случае, если он сам проявляет инициативу. В противном случае, нужно осторожно наблюдать и задавать наводящие вопросы.  2.

Заверить в том, что вы его очень любите, и если возникнет такая необходимость, то обязательно защитите. 3. Найти  ребёнку дополнительных защитников в лице игрушечных фигурок, фонарика, одеяла.4. Развеять фантазии малыша реальностью, найдя простые объяснения страшным, по его мнению, предметам и явлениям.5.

Рассказать, что если придерживаться определённых правил, то всё будет хорошо.6. Вместе читать истории и смотреть мультфильмы, в которых вначале страшные монстры, а в конце они оказываются всего лишь фантазией (например, мультик про крошку енота, который боялся собственного отражения в реке).

7.

Показать ребёнку, как можно «изливать» страхи на бумаге и провести «ритуал» их  уничтожения.

…Если у вас не получается справиться со страхами у ребёнка, не затягивайте, обращайтесь к психотерапевту.  Страхи дошкольного возраста, которые не уходят после 10 лет, служат предрасполагающим фактором к развитию тяжёлых неврозов, а также наркомании и алкоголизма в будущем.

Признаки патологических (невротических страхов):

— Появление необычайно сильного страха,  несоответствие выраженности страха силе вызвавшей его ситуации.- Несоответствие страха и ситуации, которая привела к его возникновению.- Затяжное течение страха, приводящее к выраженному  нарушению общего состояния (сна, аппетита).

— Характерное поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх.

Профилактика страхов у детей

Запомните, период беременности – это самое неподходящее время для выяснения отношений. Нежелательно в этот период сдавать экзамены, защищать диссертации дипломные работы. Выберите в воспитании ребёнка золотую середину, не превозносите, но и не угнетайте его.

  Способствуйте тому, чтобы ребёнок больше гулял, бегал, что-то мастерил, чаще приглашайте в дом его друзей. Не пугайте слишком часто «бабаем», чужим дядькой, милиционером, волками. Выделяйте больше времени для совместного творчества (лепки, рисования, вырезания и склеивания). Играйте всей семьёй.

Любите своего ребёнка таким, какой он есть. В общем, будьте ему добрым другом и хорошим наставником.

Врач педиатр Сытник С.В.

Источник: https://7gy.ru/rebenok/vospitanie/660-detskie-strahi.html

5 самых частых детских страхов

5 самых частых страхов, которые бывают у детей

Детстрана.ру

Все малыши подвержены каким-то страхам — это совершенно нормально для детского развития. задача родителей — помогать ребёнку преодолевать их и следить, чтобы страхи и тревоги не мешали ребёнку жить. Чего же чаще всего боятся наши дети?

Страх №1: Страх темноты

Это, пожалуй, один из самых распространённых страхов. Он может появиться у ребёнка после 2 лет и сохраняться очень долго — в некоторых случаях до взрослого возраста. Если говорить о более глубоком уровне, то страх темноты отражает естественный страх смерти, небытия.

В темноте острее ощущается чувство беспомощности, кажется, что ситуация вышла из-под контроля — ведь невозможно контролировать то, чего ты не видишь. Кроме того, в темноте ребёнку могут мерещиться всевозможные вымышленные персонажи — баба-яга, бабай и прочие монстры.

Темнота наступает, как правило, ночью, когда родители спят, а значит, ребёнок чувствует себя вдвойне уязвимым.

Совет Детстраны: Никогда не пугайте ребёнка сказочными персонажами («Будешь плохо себя вести, Кощей Бессмертный унесёт тебя к себе» и так далее). Именно в темноте все эти страхи проявят себя особенно ярко. Сделайте отход ко сну максимально комфортным, не стыдите кроху — «Ты большой мальчик, мужчины не должны ничего бояться!». Наоборот, успокойте ребёнка.

Если ему мерещатся чудища в шторах, включите свет и покажите, что там никого нет, это всего лишь игра теней. Посидите с ним вместе, погладьте по спинке, почитайте добрые сказки. Установите ночник, и никогда не заставляйте ребёнка насильно оставаться в тёмной комнате. Пусть спит с подсветкой до тех пор, пока ему не станет комфортно оставаться в темноте.

Страх №2: Страх врачей

Этот страх появляется также довольно рано — ведь неприятные процедуры забора крови проходят в самом раннем возрасте.

Малыши начинают плакать при виде любого человека в белом халате, а позже дети начинают бояться стоматологов, пугаются при виде шприца (если нужно сделать укол или прививку), отказываются заходить в кабинет, плачут и совершенно искренне страдают. Этот страх несложно объяснить — дети боятся боли и неизвестности.

Совет Детстраны: Играйте в доктора! Купите крохе специальный набор юного врача, наденьте на него халат, и пусть он «лечит» всех членов семьи, а также кукол, мишек и прочих белочек-собачек.

Объясняйте и рассказывайте, зачем нужен тот или иной прибор, можете дать ребёнку настоящий фонендоскоп — пусть он прослушает ваше сердце или собственный пульс или дыхание.

Тревоги точно станет меньше — по крайней мере, ребёнок перестанет бояться всех манипуляций и спокойно даст врачу послушать себя знакомой ему «слушалкой».

Также можно поддержать малыша, покупая ему небольшие подарки после каждого похода к врачу. А ещё лучше, если есть такая возможность, потихоньку передать их доктору заранее и попросить вручить крохе по окончании приёма. Несколько таких сюрпризов, и ребёнок будет с нетерпением ждать следующего визита к доктору. Только не переборщите — это не должно стать обязательным условием.

Страх №3: Боязнь животных

Многие дети боятся животных — кошек, собак и другую «живность». Нередко это бывает связано с тем, что малыша когда-то испугал чей-то питомец, или если родители ребёнка сами побаиваются животных.

Также настороженно относиться к домашним питомцам могут дети, которые редко контактировали с представителями живой природы.

С одной стороны, в том, что малыш с осторожностью воспринимает чужих собак или кошек, нет ничего плохого — значит, он точно не станет обнимать незнакомого пса или пытаться взять на руки неизвестную кошку. Но если страх ребёнка слишком силён, и при виде животного он впадает в панику, тут, конечно, малышу нужно помочь.

Совет Детстраны: Во-первых, не стоит запугивать ребенка: «собака тебя покусает!», «кошка оцарапает!» — и поэтому обходи их стороной. Лучше научите малыша, как нужно правильно себя вести. Например, прежде чем погладить незнакомую собаку, нужно обязательно спросить у её хозяина разрешение.

Расскажите, чего делать нельзя: убегать от собаки, кричать, замахиваться слишком близко или трогать кота за хвост, пытаться погладить его живот и прочие моменты. Старайтесь расширять кругозор ребёнка, знакомьте его с особенностями поведения животных — посещайте зоопарки, смотрите образовательные телепередачи, читайте книги и энциклопедии.

Если малыш боится какого-то конкретного животного (например, собаку), можно помочь ему преодолеть этот страх, познакомив с маленькими забавными щенками. Или договориться с кем-то из знакомых, кто только взял щеночка, приходить навещать его, играть, общаться. Щенок постепенно будет расти, а дружба между ним и ребёнком — крепнуть.

Постепенно пушистик вырастет во взрослую собаку, но ваш малыш будет помнить её детство и не станет бояться.

Страх №4: Боязнь сказочных персонажей

Бывает так, что ребёнок слишком впечатлился сюжетом какой-то сказки или мультфильма и стал бояться кого-то из героев. Страхи, как правило, обостряются к ночи. Так что малышу даже могут начать сниться страшные сны.

Совет Детстраны: во-первых, избегайте слишком страшных сказок и фильмов. Обязательно учитывайте возрастные рекомендации — тот сюжет, который ребёнок легко воспримет в 5 лет, в 4 года может испугать его. Если малыш всё же боится какого-то персонажа, попробуйте проиграть с ним несколько ситуаций.

Можно нарисовать героя и придумать про него несколько историй, в конце которых «страшилище» будет оказываться в смешной или нелепой ситуации. Можно пойти дальше и придумать сюжет, в котором «злюка» сам попадает в переделку, понимает, как был не прав всё это время, перевоспитывается и становится хорошим.

Или придумайте другой способ, который позволит всегда справиться с любым монстром (например, сказать какую-то волшебную фразу). Очень хорошо помогают игрушки — «охранники». Заведите плюшевого мишку или собачку, которая всегда будет спать с ребёнком и «защищать» его от любых «злодеев».

И, конечно, ни в коем случае не ругайте ребёнка за трусость! Поддерживайте, будьте рядом.

Страх №5: Страх чужих людей

Впервые этот страх появляется у малышей примерно в 8 месяцев, когда они начинает отчётливо отличать «своих» и «чужих».

Но постепенно этот страх утихает, и, если у ребёнка достаточно социальных контактов, он начинает с удовольствием общаться с окружающими.

Если же кроха мало виделся с незнакомцами (например, если ранние годы малыш провёл за городом только в окружении семьи и близких родственников), то страх перед чужаками может проявляться и в более позднем возрасте.

Совет Детстраны: если нет каких-то особых противопоказаний (когда по состоянию здоровья врачи рекомендуют избегать любых контактов), обеспечьте ребёнку достаточное количество общения. Ходите в гости, приглашайте друзей к себе, играйте на детских площадках, запишитесь на развивающие занятия. Чем больше малыш будет контактировать с окружающими людьми, тем меньше он будет их бояться.

Не пугайте ребёнка чужими («если не прекратишь кричать на всю улицу, вон тот дядя заберёт тебя к себе!», «куда ты с ногами на лавку залез, сейчас тебя выгонят отсюда!» и другие моменты).

Будьте сами приветливы с незнакомыми вам людьми, научите своё чадо, как нужно начинать беседу, здороваться, прощаться, как отвечать на вопросы — малыш будет чувствовать себя увереннее.

Когда ребёнок подрастёт и станет передвигаться по городу самостоятельно, подробно расскажите ему, что делать в тех или иных ситуациях и к кому обращаться за помощью в случае необходимости. Если малыш будет знать, что и как нужно делать, страхов и тревог будет гораздо меньше.

Какие бы страхи не беспокоили вашего ребёнка, помните: никогда не ругайте и не стыдите его, постарайтесь создать максимально комфортную обстановку, будьте рядом, преодолевайте тревоги вместе. Но если, несмотря на все усилия, со страхом справиться так и не получится, обращайтесь за помощью к детскому психологу.

Источник

Источник: https://artdici.ru/novosti/5-samyx-chastyx-detskix-straxov/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.