5 понятий о деньгах, которые нужно знать детям

Содержание

Финансовая грамотность у детей. Дайте ребенку знания о деньгах

5 понятий о деньгах, которые нужно знать детям

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства.

Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть.

На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вы должны преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков.

Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии.

Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Долги и кредиты

Знания о деньгах могут помочь Вашему ребенку избежать некоторых из самых крупных финансовых ошибок, которые люди совершают. Может, Вы и сами прошли через часть из этих ошибок?

Я говорю о долгах и кредитах, а точнее о глубокой задолженности и банкротстве. Вот некоторые статистические данные, которые стоит учитывать:

Каждый год в России становятся неплатежеспособными более двух миллионов человек.

В среднем каждая семья имеет по крайней мере одну кредитную карту или кредит. Средняя сумма задолженности на семью приходится на уровень в 400000 рублей.

Научите Вашего ребенка с детства управлять деньгами, и они смогут избежать этих несчастных ситуаций. Поверьте, он не хочет знать, что такое стресс от наличия огромного долга за спиной.

Такие ситуации, чаще всего, случаются из-за недостаточного финансового планирования, перерасхода средств и отсутствия знаний, как сохранять деньги для будущего. Всему этому Вы можете научить Вашего ребенка прямо сейчас. Не важно, шесть ему лет или шестнадцать, никогда не бывает слишком рано или поздно, чтобы начать учиться финансам.

Мы подошли к следующей теме, которую я хотел затронуть. Когда можно начинать обучать ребенка финансовой грамотности и как это делать?

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

Приведу Вам в качестве примера несколько концепций, чему можно учить ребенка в разном возрасте.

В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и заем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений.

Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги.

К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому.

Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем.

В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию. Ниже хочу еще затронуть тему о возможностях, которые дает нам повседневная жизнь, чтобы учить детей финансовой грамотности. Нужные моменты случаются постоянно, Вам нужно научиться их распознавать.

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним о экономии денег.

Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел.

Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.

Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

Начинайте учить своих детей деньгам и финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

Источник: http://tehbizon.ru/finansovaya-gramotnost-u-detej-dajte-rebenku-znaniya-o-dengax/

Как говорить с детьми о деньгах

5 понятий о деньгах, которые нужно знать детям

Не так давно я оказалась в совершенно новой для себя ситуации. Девочка пяти лет, в воспитании которой я участвую, подошла и очень серьёзно спросила:

Тамара, откуда берутся деньги?

Я принялась радостно объяснять (деньги дают за работу и так далее), а спустя буквально пару дней вместо «Папа, купи мороженое», она сказала: «Папа, давай ты пойдёшь на работу, заработаешь денег и купишь мне мороженое». То есть ценность чужого труда девочка пока не поняла, но то, что я ей говорила, впитала моментально. Лично меня это поразило.

Деньги — одна из тех фундаментальных штук, которым мы по большей части учимся «между делом», но, если бы этот подход работал, никто бы не читал статьи о планировании финансов на нашем сайте, верно? А многие умные дяди и тёти каждый месяц не спрашивали бы: «Куда делась моя зарплата?». Умение обращаться с деньгами — один из немногих навыков, который пригодится абсолютно всем, поэтому восполнить этот пробел в существующей системе образования предстоит вам.

Два правила

  1. Всему своё время. Во-первых, детям разных возрастов нужно рассказывать разное. Трёхлетке ни к чему знать о налогах. Подросток и без вас в курсе, что деньги получают на работе. Во-вторых, информация от вас должна поступать дозированно, с достаточными перерывами, чтобы ребёнок её полноценно впитал.

    Иначе у него будет ощущение очередной школьной обязаловки. Отсюда второе правило.

  2. Лучший формат обучения — игровой. Или полуигровой. Это работает для всех возрастов, но для детей особенно. Игра — их естественное состояние, поэтому не надо отрывать ребёнка от интересного занятия и сажать напротив, чтобы рассказать о деньгах.

    Чем спонтаннее и непринуждённее будут ваши уроки, тем лучше.

Урок № 1. За деньги покупают вещи

Как его преподать:

  • Попросите ребёнка помочь вам посчитать монетки. Объясните номиналы. Когда с монетками разберётесь, переходите на бумажные деньги.
  • В магазине, покупая что-то ребёнку (мороженое, сок, что-то небольшое), предложите ему самостоятельно набрать нужную сумму.
  • Поиграйте в магазин: разложите красивые вещи, игрушки, заколки, машинки (в зависимости от пола ребёнка), распечатайте игрушечные деньги и предложите ему вначале побыть продавцом, а потом — покупателем.
  • Когда происходит что-то хорошее (например, подружка пришла в гости к вашей дочке), отметьте, что это радость, за которую не надо платить. Иначе говоря, покажите, что не всё приятное продаётся.

Урок № 2. Деньги зарабатывают на работе

Как его преподать:

  • Когда ребёнок в очередной раз спросит: «Папа-папа, что ты делаешь?», пока вы работаете за компьютером, расскажите ему о своей работе: каковы ваши обязанности, за что вам платят, почему вас ценят и уважают.
  • На улице, проходя мимо людей в униформе (официантов уличных кафе, полицейских), укажите на них и спросите, кто это. «Как ты думаешь, чем они занимаются? Зачем нужна их работа?» Скажите дочке, прилипшей к красивой витрине, что все-все эти куклы — собственность хозяйки магазина и что она предприниматель.
  • В дороге предложите поиграть в «я хочу работать (название профессии)». Побеждает тот, кто придумает больше.

Урок № 3. Иногда нельзя сразу купить то, что хочешь

Как его преподать:

  • Когда ребёнок ждёт чего-то приятного (праздника, свободных качелей), напомните, что иногда надо подождать, прежде чем получить желанное.
  • Заведите симпатичную копилку и давайте ребёнку монетки каждый раз, когда ему что-то удаётся хорошо или когда он вам в чём-то помогает. Каждый месяц или два вскрывайте копилку. Скажите: «Видишь, сколько набралось! У меня тоже есть копилка для больших покупок». А потом пусть купит на свои деньги то, что захочет.

Урок № 4. Есть разница между тем, что хочется, и тем, что нужно

Как его преподать:

  • Сделайте карточки с картинками разных покупок и предложите ребёнку разложить их на две кучки: «хочу» и «надо».
  • В магазине спросите, что важнее купить: еду (мясо, сыр, фрукты и так далее) или шоколадку. Когда ребёнок (само собой) выберет шоколадку, напомните, что спрашивали о важном, а не только о приятном. Скажите, что шоколадки — это для удовольствия, но питаться только ими нельзя.
  • Нарисуйте вместе диаграмму, которую вы разделите на секции по типам покупок. Еда, товары для дома, развлечения и так далее. Продемонстрируйте, что деньги не бесконечные и их важно правильно распределять.

Урок № 1. Иногда надо подумать, прежде чем купить

Как его преподать:

  • Если уже решили купить ребёнку игрушку, посадите его рядом («Хочу выбирать, где купить, вместе с тобой») и вместе посёрфите по онлайн-магазинам в поисках лучшей цены.
  • В магазине скажите, что это «наш бюджет на фрукты», и предложите выбрать, какие покупать.
  • Покажите на ценник со скидкой и объясните, что это такое.
  • Если ребёнок хочет что-то очень дорогое, покажите ему на диаграмме, которую вы делали, какой кусок от вашего бюджета эта покупка «съест».

Урок № 2. Покупать что-то в интернете пока не стоит

Как его преподать:

  • Когда ребёнок наткнётся (а он обязательно наткнётся) на заблокированный контент в какой-то игре на планшете, объясните, что за него просят деньги и что эти деньги совершенно настоящие, даже если их не видно.
  • Заключите договор о том, что без вашего разрешения ребёнок не будет вводить никакую личную информацию в интернете («Тсс, не рассказывай интернету своих секретов»).
  • Знайте, на какие сайты заходит ваш ребёнок.

Урок № 3. Электронные деньги хранятся в банке, и их можно преумножить

Как его преподать:

  • Возьмите ребёнка с собой в банк в не очень людный день. Отвечайте на все вопросы.
  • Покажите свою пластиковую карточку и расскажите, зачем её завели.
  • Расскажите о накопительных счетах. Заведите бесплатный накопительный счёт для ребёнка.

Урок № 1. На каждый рубль отложи 10 копеек, и чем раньше, тем лучше

Как его преподать:

  • Предложите ребёнку откладывать (в ту же копилку или на открытый счёт) 10% карманных денег. И похвалите, если он это сделает.
  • Сделайте мудборд (mood board — «доска настроения») с фотографиями и ценниками недорогих вещей, которые ребёнок хочет купить сам. Предложите раз в месяц выбирать новую цель с мудборда и копить на неё.
  • Поддерживайте вложения ребёнка: условно говоря, на каждый рубль в копилку или на счёт от него докладывайте 25 копеек от себя.
  • Показывайте выписки со счёта или подводите баланс копилки, чтобы ребёнок видел, как растёт сумма.
  • Сядьте вместе и посчитайте (практика математики, кстати), сколько ваш сын или дочь скопит к 50 годам, если будет откладывать каждый год определённую сумму.

Урок № 2. Завести кредитку всё равно что взять в долг

Как его преподать:

  • Покажите на примере, как работает кредитка и чем она отличается от обычного «пластика» («Ты берёшь у меня 50, возвращаешь по 10, но в итоге платишь не 50, а…»).
  • Приведите примеры, когда вы использовали кредитку (или взяли кредит), и расскажите, почему это было оправданно.

Урок № 3. Осторожнее с онлайн-покупками и персональными данными

Как его преподать:

  • Поиграйте вместе с ребёнком в онлайн-игру модели Free-to-play и в подходящий момент объясните, как устроены встроенные покупки, почему они такие заманчивые и почему их стоит избегать.
  • Если у вашего ребёнка уже есть свой email, расскажите о спаме и приучите не открывать письма от неизвестно кого.
  • Расскажите о SMS-мошенниках, которые срочно просят прислать денег на телефон и так далее.
  • Объясните концепцию персональных данных (от номера папиной кредитки до адреса электронной почты или физического адреса) и скажите, что чужим они не предназначены.

Урок № 1. Детализируем расходы

Как его преподать:

  • Покажите конкретными цифрами (с наглядными диаграммами или инфографикой), сколько вы зарабатываете и куда уходят деньги. Сколько стоит жильё в вашем городе, сколько уходит на еду в день и в месяц, сколько стоит одежда, транспорт, развлечения, школьные принадлежности.
  • Посоветуйте ребёнку записывать (хоть в блокнот, хоть в приложение), куда уходят его карманные деньги. Можете предложить за это дополнительную награду, но лучше неденежную. Например, право погулять с друзьями допоздна раз в неделю. Имейте в виду: даже с наградой шансы, что ребёнок будет и правда записывать расходы, минимальны, если вы сами этого не делаете.

Урок № 2. Первая работа

Как его преподать:

  • Предложите ребёнку получать «зарплату» за работу по дому, помощь с покупками, оплату счетов (пусть вкусит прелесть очередей в Сбербанке) или уход за питомцами. Причём именно зарплату раз в месяц, а не быстрые карманные на каждый день.
  • Поищите вместе временную работу на лето. Если найдёте что-то интересное, обсудите, как ребёнок будет на неё устраиваться: порепетируйте собеседование, каждый напишите мотивационное письмо и сравните свои варианты.
  • Расскажите об удалённой работе, о её минусах и плюсах.

Урок № 3. Первый «пластик»

Как его преподать:

  • Сейчас карточка нужна всем: она упрощает жизнь. Бояться её не надо. Чем раньше у ребёнка она появится, тем быстрее он научится пользоваться ею с умом. Заведите дополнительную карту на свой счёт, поставьте для неё комфортный вам лимит (не больше Х рублей в день, например) и вручите ребёнку. Скажите, что это только его вещь, личная, и деньги там — его деньги, вполне реальные. Всё, что вы рассказывали о персональных данных и ценности бумажных денег, применимо и здесь.
  • Покажите на примере какой-то плановой покупки, как пользоваться картой в интернете, в банкомате, в магазине. Если вы платите ребёнку за работу или просто выдаёте карманные, дайте выбор, как он может их получать: наличными или на карту. Или разбивайте пополам. Научите его пополнять карту самостоятельно в подходящем для этого банкомате или терминале.
  • Следите за расходами ребёнка так, чтобы вас не поймали. Вы даёте ребёнку деньги, чтобы он научился пользоваться ими ответственно. Если он почувствует ваше недоверие (даже обоснованное), эффект будет обратным. Либо вы учите ответственности, но и даёте разумную свободу, либо свободы не даёте, но и самостоятельности не ждёте. Иначе не бывает.

Что дальше

С 18 лет (для кого-то раньше) можно рассказывать о таких штуках, как налоги (НДС на ценниках, НДФЛ, вычеты из зарплаты) и пенсия, о базовых формах предпринимательства и их устройстве. Если у вас самих есть пробелы в этой сфере, самое время их восполнить.

И помните, что смысл всех этих уроков не только обучающий. Многие взрослые боятся денег, чувствуют к ним брезгливость и недоверие.

Такие говорят: «Не в деньгах счастье», — и любят винить общество за давление «быть богатым», которое оно на них якобы оказывает. С другой стороны стоят те, кто делает из денег культ.

Они говорят: «Не в деньгах счастье, а в их количестве», — и идут покупать… не знаю. Десятую яхту.

Вы же уроками, играми и, главное, личным примером можете показать своему сыну или дочери, что деньги — инструмент для хорошей жизни. Что они дают возможность выбирать (Турция или Карпаты, такси или метро, готовить или заказать) и радовать себя, дают защиту и стабильность. Деньги надо уважать и преумножать. Даже любить, но без фанатизма. Как друга, а не как божество.

И нет, счастье на одних деньгах не построить, но сделать это будет куда проще, если с деньгами нет никаких проблем. Хотите этого для своего ребёнка? Начинайте сегодня.

 А может, вы уже говорили с ребёнком о деньгах? Как это было? Вы замечали прогресс после таких разговоров? Если хотите похвастаться, какие у вас умные дети, сейчас самое время. 🙂

Источник: https://lifehacker.ru/children-and-money/

7 нескучных книг, которые учат детей обращаться с деньгами (и взрослых тоже)

5 понятий о деньгах, которые нужно знать детям

Если сейчас вам трудно планировать расходы и не тратить все деньги на спонтанные покупки — возможно, вас этому не учили в детстве. Но своих детей от многих ошибок вы можете уберечь. «Мел» и Райффайзенбанк собрали книги, которые помогут разобраться в сложных вопросах про деньги вместе с ребёнком.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Для дошкольников — с историями про чудо-остров

Татьяна Попова, Анастасия Булавкина. «Волшебный банкомат»

Книга «Волшебный банкомат» рассказывает о приключениях восьмилетних двойняшек — Кати и Серёжи. Их тётя работает в банке и дарит им на день рождения волшебный банкомат. Он отправляет детей на чудо-остров, на котором они узнают, откуда берутся деньги и как с ними правильно обращаться.

Перед каждой главой автор даёт короткие рекомендации родителям: что ждёт ребёнка в новой главе и как ему к этому подготовиться. Например, перед главой, в которой впервые появляется банкомат, автор советует внимательно рассмотреть настоящий банкомат вместе с ребёнком и объяснить, как и зачем его использовать.

«Ничего нам банкомат не даст! Я как-то сказал маме: „Какой добрый этот банкомат, всё время деньги нам даёт!“. А она засмеялась: „Нет, он не добрый. Это не его деньги, это наши с папой деньги.

Мы их заработали, положили в банк, вот нам банкомат наши деньги и даёт“. Я мамино объяснение так понял: банкомат — он как холодильник! Чтобы из холодильника взять мороженое, или колбасу, или сок, нужно их туда сначала положить.

Не положишь — нечего будет взять. Поняла?»

2. Для младшеклассников — с задачками про племя мумба-юмба

Сергей Федин. «Финансовая грамотность» (в 2-х частях)

Эта книга очень похожа на учебник, и заниматься по ней ребёнку лучше с преподавателем или родителями.

В первой части проговариваются самые простые экономические понятия: что такое деньги и откуда они взялись, как отличить подделки, какими были деньги в древности и какие они сейчас.

Вторая часть посвящена семейному бюджету: детям рассказывают, откуда берутся деньги у папы с мамой и на что они тратятся, учат копить и планировать большие покупки. В обеих книжках много вопросов и задачек.

«Представь, например, что ты — охотник из племени мумба-юмба. Ты лучше вех умеешь ловить рыбу в реке. Только что ты поймал здоровенную рыбину и шагаешь по тропинке. А навстречу тебе идёт человек из соседнего племени у-гу-гу.

Он лучше всех умеет делать оружие и как раз несёт новенький лук и стрелы. Тебе очень понравился его лук, а ему — твоя рыба. Что вы тогда сделаете? Правильно! Вы обменяетесь: ты ему дашь рыбу, а он тебе — лук со стрелами.

Так люди стали обменивать что-то своё: вещи, еду и так далее — на то, что им было нужно».

3. Для средней школы — с картинками и словариком

Джерри Бейли, Фелиция Ло. «Твои деньги»

Как появились деньги и как прошли путь от металлических монет и бумажек до электронных денег и пластиковых карт — обо всём этом здесь рассказано просто и доступно. А ещё о том, как составлять бюджет и не влезть в долги, заработать и даже начать свой бизнес.

Совсем маленьким детям эту книгу давать рановато, а вот ученикам 5-9 классов — в самый раз. Авторы обращаются к читателю по-приятельски, на «ты», и воздерживаются от назиданий. Читать не будет скучно: в книге много ярких картинок и вставок с интересными историями из мира денег.

В конце — удобный толковый словарик, который расшифровывает все финансовые термины.

«Если деньги текут в твой карман — ты получаешь. Может быть, ты зарабатываешь сам или тебе выдают карманные деньги, а может, это стипендия или чей-то подарок.

Если поток течёт в обратную сторону, значит, ты тратишь деньги — покупаешь какие-то вещи и платишь за них. Если деньги текут к тебе быстрее, чем от тебя, — будешь богатым.

Ну а если наоборот, могут возникнуть проблемы. И весьма серьёзные!»

4. Для старшеклассников — с полезными советами

Роберт Кийосаки. «Богатый папа, бедный папа для подростков»

Как и «взрослая» книга Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа», версия для подростков объясняет, как отношение к деньгам влияет на благосостояние человека.

Кийосаки говорит о двух разных видах богатства: образовании и финансовом состоянии. Он советует говорить о деньгах с родителями и друзьями, читать экономические журналы и следить за карманными расходами.

И помнить, что деньгами важно управлять — не относиться к ним как к подачке, а вкладывать их.

«Ты знаешь, что такое дневник. Иногда его нужно вести в школах на уроках английского. Но самый лучший дневник — это тот, который ты ведёшь для себя, в который записываешь самые сокровенные мысли о жизни.

Изливать чувства на бумаге очень полезно, иногда это помогает выразить что-то, что тебя беспокоило, но ты даже не догадывался о том, что оно скрыто где-то глубоко внутри.

Описывать свои чувства к деньгам и ту роль, которую они играют в твоей жизни, — это один из способов выяснить, в каком положении ты сейчас находишься и какие финансовые цели ставишь перед собой».

5. Для родителей — с воспитательными секретами

Джолайн Годфри. «Как научить ребёнка обращаться с деньгами»

Если вы хотите поговорить с детьми о семейном бюджете, но не знаете, с чего начать, тут всё написано. Автор — американский эксперт по детской финансовой грамотности. Она много работала с детьми разных возрастов из семей с самым разным уровнем дохода.

Годфри считает, что за период от 5 до 18 лет ребёнок должен усвоить десять основных навыков обращения с деньгами — научиться экономить, вести счёт деньгам, добиваться достойной оплаты труда, тратить с умом, говорить о деньгах, жить по средствам, вкладывать деньги, проявлять предприимчивость, возвращать долги и с помощью денег менять мир. В своей книге она описывает приёмы, которые помогут ребёнку постепенно узнавать о деньгах и учиться управлять ими.

«Однажды мне пришло письмо от девушки-подростка — она просила принять её в один из бизнес-лагерей, организованных моей компанией: „Люди не обладают врождённым умением зарабатывать деньги и разумно распределять их. Этот навык приходится приобретать, учась у родителей, родных, друзей. В нашей семье деньги всегда были больной темой.

У моих родителей нет кредитных карточек, они вечно жалуются, что никак не могут рассчитаться по долгам и кредиту и еле сводят концы с концами, чтобы платить налоги. Отец каждые полгода меняет работу, материальное положение нашей семьи не назовёшь стабильным. Помню, меня с самого детства тревожили денежные вопросы.

Как-то получалось, что люди, у которых на самом деле было меньше денег, чем у нас, казались мне более обеспеченными“».

6. Для всей семьи — с уроками от лабрадора Мани

Бодо Шефер. «Пёс по имени Мани»

Книгу Бодо Шефера можно читать и младшеклассникам, и подросткам — самим или вместе с родителями. В любом случае это будет интересно и полезно. В Азии по «Псу по имени Мани» даже поставили детский мюзикл и нарисовали серию комиксов.

Книжка рассказывает про 12-летнюю девочку Киру, которая становится хозяйкой необычного лабрадора Мани. Мало того, что этот пёс умеет говорить, — он ещё и большой эксперт в вопросах финансовой грамотности.

Мани учит Киру не тратить деньги спонтанно, отделять необходимые покупки от желаемых, ставить цели и копить на них, а потом и вкладывать деньги. И всё это — в форме увлекательной сказки.

— Я предлагаю обсудить одну тему — деньги. Это очень важно.

«Есть и другие темы, которые интересуют меня намного больше», — подумала я. Кроме того, мама часто говорила, что деньги — это не самое главное в жизни.

— Я тоже не считаю, что деньги — это самое главное. Но они приобретают исключительную важность, когда их постоянно не хватает. Вспомни, как мы с тобой тонули в реке. Нам обязательно надо было выбраться. Всё остальное было второстепенным.

То же самое происходит сейчас с твоими родителями. Их финансовое положение настолько тяжёлое, что они только о нём и говорят. Можно сказать, что они тонут. Я хочу помочь тебе, чтобы ты не попала в подобную ситуацию.

Если хочешь, я покажу тебе, как деньги могут приносить радость.

7. Для студентов — с чёрно-белыми комиксами

Майкл Гудвин, Дэвид Бах и Джоэл Бакан. «Экономикс»

«Экономикс» — это книга по истории экономики, написанная понятным языком и оформленная в виде комикса.

Несмотря на внешнюю несерьёзность, она рассказывает о недетских вещах — капитализме, меркантилизме и прочем (согласитесь, тут не каждый взрослый с ходу даст определение). Но обо всём этом авторы пишут легко и иронично.

В пример часто приводят интересные факты — например, почему голландцы съели премьер-министра или как так получилось, что в средневековье хирургами и цирюльниками были одни и те же люди. Оказывается, всё из-за экономики.

«Пекари работают не потому, что какой-то Хлебный Господин говорит им, и не потому, что они святые и хотят всех накормить. Они работают ради собственной выгоды.

Пекарь может захотеть схитрить, но тогда другие пекари, думающие только о своей выгоде, уведут его покупателей. Даже если он — единственный пекарь в городе, он не может жадничать.

Если он начнёт „заколачивать бешеные деньги“, другие оставят свои занятия и начнут печь хлеб».

Чтобы закрепить свои знания об экономике, можно попробовать применить их на практике. В Райффайзенбанке детям уже с шести лет можно оформить собственную карту.

Конечно, она будет привязана к счёту родителей, но дети сами смогут решать, как тратить и на что копить деньги. Научиться делать это грамотно поможет мобильное приложение Start для детей и подростков.

Там можно в игровой форме освоить основы финансовой грамотности, учитывать доходы и расходы, создавать списки желаний и делиться ими с родителями или друзьями.

Источник: https://mel.fm/raiffeisenbank/8359214-about_money

Проект «Как заработать миллион»: Деньги детям не игрушка

5 понятий о деньгах, которые нужно знать детям

Что является «ключом» к финансовой грамотности подрастающего человека? В ближайших номерах мы предлагаем вам несколько публикаций на эту тему, посвященных финансовой грамотности, для младших детей, подростков, студентов. Сегодня – финансовая грамотность дошкольников.

После семи уже поздно?

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки.

Как этого избежать?

Исследования показали: жизнь обогнала все научные выкладки. Дети научились тратить деньги (освоили оплату за товар из электронного кошелька или картой) и активно пользуются этим навыком раньше 7 лет. По данным TNS Россия, в 2012 году российские дети потратили на покупки 191 млрд рублей. Согласно исследованию детского портала Tvidi.

ru, 49% детей в возрасте от 6 до 15 лет совершают самостоятельные покупки. При этом о разумности и оправданности речь заходит редко (компьютерные игры, приложения для мобильных телефонов, валюта в онлайн-играх).

Для начала ответьте на вопрос: какая основная задача воспитания финансовой грамотности должна быть решена в возрасте до 7 лет?

Обязательно запишите свой вариант

В возрасте 5-7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, о красивом и некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребёнок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.).

Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, — они окажутся бесполезными.

Например, сначала показывают, как поступает «бережливый ребенок» в конкретной ситуации, затем моделируют подобную ситуацию (в игровой форме или в реальных жизненных обстоятельствах), ребенок выполняет действие «бережливого ребенка» (аккуратно складывает вещи, выключает свет/воду и т. п.).

Повторение действий по ритуалу формирует привычку бережливости. Ребенок привыкает к ней как к удобной, комфортной форме поведения. Она становится потребностью, перерастает в черту характера.

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Дошкольный возраст – это своеобразный подготовительный этап.

Ведь обычно дети – не зависимо от того, обучают их обращаться с деньгами или нет, усваивают не правила и принципы, которые им озвучивают, а правила и принципы, которым родители следуют сами. Да, здесь тоже работает личный пример. Обсуждение финансовых вопросов при детях не должно быть семейным табу. Чем старше становится ребенок, тем чаще можно спрашивать его мнение о той или иной крупной покупке, учитывать его при выборе места семейного отдыха и вариантов досуга.

2-3 года: что такое деньги?

Начинать можно, как только ребенок начинает просить игрушки в магазине и узнает магию слова «купи!». Это сигнал для родителей, что пора познакомить его с понятием денег.

Вполне достаточно объяснить, что папа и мама не могут просто захотеть – и взять с прилавка чужую вещь. За нее нужно отдать бумажки. Эти бумажки папа с мамой получают на работе – если хорошо ее выполняют.

Нет бумажек – нет покупок.

4-5 лет: как хорошо уметь считать!

Вторым этапом будет приобретение ребенком навыка счета денег. Универсальный вариант для всех родителей и очень любимый детьми – игра в магазин или в автобус (продвинутая версия – игра в банк, банкомат). Купите вместе с ребенком красивую и яркую копилку – она начнет учить ребенка основам сбережения.

6-7 лет: купи хлеб и молоко

Третий этап – поручения и «самостоятельные» (под присмотром родителей) покупки ребенка. Именно сейчас он на практике усваивает понятие ценности и конечности денег (на цену хлеба не купить радиоуправляемую машинку или модную куклу), получает шанс применить навыки счета денег на практике («как это — забыл про сдачу?»).

Каждый этап обучения обращению с деньгами помогает привить ребенку полезные для полноценной взрослой жизни навыки: так, складывание денег в копилку обучает ребенка расставлять приоритеты и планировать, ставить цель и достигать ее; обсуждение семейного бюджета разовьет навыки аргументации. В идеале же к семи годам у ребенка должно сформироваться адекватное представление о деньгах и разумное к ним отношение.
В дошкольном возрасте ребёнок только знакомится с миром денег. Он видит, что для того, чтобы купить домой продукты или игрушку самому ребёнку, родители достают из кошелька разноцветные бумажки – деньги. Многие дети уверены, что деньги берутся из кошелька, тумбочки или из банкомата. Поэтому в этом возрасте ребёнку уже стоит объяснить, что такое деньги, и что их нужно зарабатывать.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты. 

Задачи, которые нужно решать: 

— дать простые экономические знания;  — сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам;  — научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.

;  — развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;  — обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов; 

— определять разницу между «хочу» и «надо».

«Домашняя работа» для родителей

Ответьте на вопросы:  1. Ваш ребёнок ведет себя бережливо? 2. Что ваш ребенок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?  3. Умеет ли ваш ребенок сам расплачиваться в магазине наличными? 4.

Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?  5. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги? 6. Вы поощряете своего ребенка деньгами? За что?  7.

Обсуждаете ли вы с ребенком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).

8. Привлекаете ли вы ребенка к составлению семейного бюджета? В каких ситуациях? 

Побеседуйте со своим ребёнком:

— Что такое деньги? — Зачем деньги нужны? — Откуда берутся деньги? — Есть ли у тебя деньги? — Как ты тратишь свои деньги?

— Сколько тебе нужно денег?

Успехов вам в финансовом просвещении детей! И до встречи!

Проект «Тьютор по финансовой грамотности рекомендует…» подготовлен специально для жителей Братска при поддержке Международной ассоциации организаций финансово-экономического образования и Межрегиональной тьюторской ассоциации 
Тьюторы: Дмитрий Демидов, Мария Чередилина, Ирина Кускова

Источник: http://bratsk-poisk.ru/news/materialy-ezhenedelnika-znamya/proekt-kak-zarabotat-million-dengi-detyam-ne-igrushka

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.